Психологические особенности адаптации учащихся к условиям обучения в ВУЗе.
статья на тему

Валерия Евгеньевна Петровская

При переходе из средней школы в ВУЗ бывший школьник сталкивается с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, однако далеко не каждому под силу справиться с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той социальной средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения.

Обучение в колледже – один из этапов становление личности молодого человека. Учитывая трудности процесса адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности, творческой группой колледжа разработаны программы «Адаптация студентов нового набора, программа «Работа со студентами, имеющими низкую учебную мотивацию». Преподаватели, классные руководители осознавая трудности процесса адаптации создают для недавнего абитуриента развивающее образовательное пространство.

Продолжительность приспособления к новым социальным условиям составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем: «Я и мой колледж», «Я и моя профессия», «Я и моя группа», «Я – студент» и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями колледжа, преподавателями, студентами, со своей группой и классным руководителем. Студенты под руководством психолога проходят через систему тренингов. В период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал.

В рамках адаптационного периода предлагалось организовать различные занятия: экскурсии, анкетирование, встречи, тестирование.

Неделя завершается вечером посвящения в студенты и психолого-педагогическим консилиумом, на котором по результатам первых наблюдений преподаватели корректируют свою образовательную политику, ориентируя ее на личностные особенности и уровень подготовленности новых первокурсников. Педагогический консилиум – это один из методов работы. Он дает полную картину жизнедеятельности групп, их отношений, интеллекта, преднаправленности и, самое главное, – дает возможность обговорить слабые и сильные стороны каждого студента с людьми, которые будут с ним работать в течение четырех лет. Мы считаем, что для улучшения изучения студентов надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений преподавателей группы о студентах и, главное, на разработке мер индивидуального подхода к студентам и группе в целом.

Подготовка к «Нулевому семестру» начинается в конце учебного года: утверждаются на административном совещании кандидатуры классных руководителей, проводится интенсивный семинар по организации воспитательного процесса в группе, моделирование взаимодействия с родителями, обсуждение недели первокурсника предыдущего набора, так как работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в колледже на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы.

Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к обучению в колледже, к поручениям, к занятиям в системе дополнительного образования, в спортивных секциях. Поэтому в ходе реализации программы социальной адаптации студентов к условиям обучения в колледже проводится работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста.

Технология диагностики включает: анкетирование и тестирование; индивидуальные собеседования; собеседование заведующих отделениями, посвященные проблемам учебно-профессиональной перспективы, организации учебно-воспитательного процесса; целевые посещения классными руководителями учебных занятий, целых учебных дней в группах; педконсилиумы; педагогические советы, посвященные анализу процесса адаптации нового набора студентов; родительские собрания по темам: «Психологические и возрастные особенности студентов первого курса», «Особенности обучения в колледже»; знакомство первокурсников с «Памяткой первокурсника»   (методическое пособие, разработанное на отделении, в помощь классным руководителям студенческих групп, преподавателям, проводящим занятия по дисциплине «Введение в специальность» и студентам первого курса всех специальностей).

Анализ полученных данных позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе, основными из которых являются: разумная сохранность контингента, гуманное отношение к реальным трудностям студентов и оказание помощи в их преодолении, формирование устойчивого интереса к избранной профессии, создание оптимальных условий для развития творческих способностей студентов, например, организация студенческой газеты «Первокурсник» или участие в издании студенческой газеты «Стимул» (страничка «Первокурсник»); выработка учебных умений и навыков и ответственного отношения к учению, организация процессов воспитания и самовоспитания, например, через дисциплину «Введение в специальность», разработанную педагогическим коллективом колледжа, специально для помощи студентам в период адаптации. Данная программа является адаптационно-развивающей, ориентированной на актуализацию у студентов первого курса положительной мотивации учебной деятельности и формирование общеучебных умений, составляющих основу непрерывного образования личности. Дисциплину «Ведение в специальность» в колледже преподают: заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР, заведующая отделением, психолог, преподаватели, работающие со студентами нового набора, педагог-организатор, специалисты.

В процессе адаптации может возникнуть стадия затрудненной адаптации. Она характеризуется сочетанием внешних и внутренних трудностей, которые могут приобрести устойчивый характер, перейти в дезадаптированность. На стадии затрудненной адаптации возникает противоречие между требованиями изменившейся социальной ситуации и потребностями, стремлениями, ценностными ориентациями студента; между внешним состоянием среды и внутренним состоянием студента, между объективно возникающими затруднениями и недостаточными субъективными возможностями их преодоления.

В течение первых недель сентября необходимо обеспечивать реализацию диагностической, рефлексирующей, прогнозирующей, научно-методической и обучающей функции адаптации. Содержание их диктуется необходимостью:

  • изучения особенностей личности первокурсников практическим психологом и классными руководителями групп;
  • формирования у студентов готовности к преодолению трудностей на этапе ссузовского обучения;
  • организация досуговой деятельности с элементами тренинга для смягчения эмоционального кризиса в дидактической адаптации студентов, кризиса взаимоотношений с преподавателями;
  • прогнозирования процесса и результата адаптации.

Учебно-методическое обеспечение этого этапа включает паспорт адаптации первокурсников. Диагностическое обеспечение данного этапа адаптации включает анализ учебной документации, медицинских карт, личных дел студентов; методики изучения мотивов выбора профессии, внеучебных интересов и предпочтения студентов, психологические особенности типа темперамента, уровни самооценки; тест “Шкала реактивной и личностной тревожности” и др.; методики по изучению «желание учиться», анкеты по изучению удовлетворенности студентов профессиональным выбором, а также удовлетворенности во взаимоотношениях в группе, представлений о нем.

В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном этапе адаптационного процесса выступают:

  • определение группы “риска” студентов первого года обучения, в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы;
  • осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода, изменение характера их восприятия;
  • освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • осознание правильности сделанного профессионального выбора;
  • разработка программ достижения успеха.

В целях снижения личной тревожности рекомендуется:

  • обучать студентов релаксации;
  • найти  хобби не связанное с учебой;
  • заниматься спортом;
  • применять ароматерапию;
  • своевременно обращаться к психологу и специалисту социальной работы.

Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших студентов. Приходя в колледж получить профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. Поэтому работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в колледже на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для коллектива.

В современном мире меняется роль и значение образования. Переход общества от индустриального к постиндустриальному сопровождается ростом потоков информации. Это требует новых подходов не только к организации учебного процесса, но и к применению технологий социальной работы в сфере профессионального образования.

В настоящее время актуальными являются вопросы формирования, развития,  функционирования молодого конкурентоспособного работника и гражданина, вопросы выявления факторов, воздействующих на формирование личности учащихся средних специальных учебных заведений, проблем разработки рекомендаций, направленных на усиление позитивных и ослабление негативных процессов и явлений социализации  студентов средних профессиональных учебных заведений.

Для реализации поставленной цели проводилась. Работа по диагностике уровня социальной адаптации студентов медицинского колледжа проводилась в три этапа.  

среди студентов было проведено анкетирование и психодиагностическое тестирование.  

На основе результатов анкетирования, психодиагностики, определены следующие трудности в адаптации студентов первого курса.

В конце учебного года, в мае 2011 г. социально-психологической службой медицинского колледжа БелГУ был проведен второй этап мониторинга социальной адаптации первокурсников в сравнении с началом учебного года. Сравнительный анализ результатов исследования состояния студентов и их поведенчеких реакций в начале и в конце первого года обучения  позволяет заключить, что адекватные  учебные нагрузки, психологический климат в студенческих коллективах, отношения «преподаватель-студент», а так же организационные аспекты обучения в Медицинском колледже  НИУ «БелГУ» создают благоприятные условия для социальной адаптации первокурсников  что так же подтверждает мониторинг, проведённый в конце учебного года для  изучения степени удовлетворения студентов жизнью колледжа.

Таким образом, разработанные и внедренные в практику рекомендации, направленные на совершенствование процесса социальной адаптации студентов  Медицинского колледжа  НИУ «БелГУ», показали свою эффективность. Обратимся к более подробному описанию данных рекомендаций.   Продолжительность приспособления к новым социальным условиям составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксировалась бурная реакция на комплекс новых воздействий. Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями колледжа, преподавателями, студентами, со своей группой и классным руководителем, также студенты   проходят через систему тренингов. В период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал.

В рамках адаптационного периода предлагалось организовать различные занятия: экскурсии, анкетирование, встречи, тестирование.

Технология диагностики включает  в себя тестирование, целевые посещения классными руководителями учебных занятий, и т.д.

В течение первых недель сентября необходимо обеспечивать реализацию диагностической, рефлексирующей, прогнозирующей, научно-методической и обучающей функции адаптации. Содержание их диктуется необходимостью

  •      изучения особенностей личности первокурсников  
  • формирования у студентов готовности к преодолению трудностей  
  • организация досуговой деятельности  
  • прогнозирования процесса и результата адаптации.

Для реализации поставленных задач была разработана программа тренинга

  • - вводная беседа  
  • - упражнение – разминка  
  • - анкетирование;
  • различные игры, способствующие сплочению группы
  • - обсуждение итогов.

Результаты тренинговой работы в группах показали, что упражнения выполненные студентами сняли эмоциональное напряжение, объединили членов группы между собой, сплотили коллектив, помогла каждому студенту раскрыться, приблизили классного руководителя к своим воспитанникам.

Разработаны следующие рекомендации по осуществлению социальной работы со студентами Медицинского колледжа НИУ «БелГУ».

 Работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в колледже на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для коллектива. 

Разработаны и внедрены в практику рекомендации по совершенствованию процесса социальной адаптации студентов медицинского колледжа  ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».

Вторичная диагностика после внедрения разработанных рекомендаций показала их практическую эффективность.

В целом цель дипломной работы достигнута, задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение учащихся в условиях обучения в лицее

Система психолого-педагогическго сопровождения как комплексная  и динамичная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации....

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

Семинар для педагогов "Психологические особенности адаптации"

Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальн...

Психологические особенности протекания молодости в условиях села, районного центра, города

Описаны псхологические особенности молодежи села и районного центра, даны краткие характеристики городских молодежных субкультур. Даны рекомендации по использованию невербального языка в общении с мол...

Особенности воспитания учащихся в условиях профессионального обучения

В данной работе предпринята попытка изучить проблему воспитания учащихся с учётом их возрастных периодов развития....

Особенности адаптации учащихся к условиям обучения и проживания в новой школе

Целью предлагаемой статьи является исследование особенностей адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения и проживания в ХНГИ им. Н.Ф. Катанова. Для реализации поставленной цели среди учащихся 5 кл...

Особенности адаптации обучающихся в условиях старшей школы

Материал может быть использован на родительских собраниях в 10м классе....