«ТВОРИТЬ ДОБРО» (Практико–ориентированный проект)
проект на тему

 Екатерина Берегова

Образовательное учреждение – это среда взаимодействия взрослых и детей, где формируются и усваиваются вечные ценности – доброта, толерантность, милосердие. Дети – наше будущее, и каким оно будет зависит, от нас, от взрослых, во многом определяет «настоящее». Цель духовно-нравственного воспитания – сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, и самое главное, включить ребенка в различные виды деятельности, где открываются нравственные отношения.

Проект «Творить добро» направлен на решение задач духовно-нравственного воспитания посредством включения детей в социальные практики.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tvorit_dobro.docx60.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «ТВОРИТЬ ДОБРО»

МАУ ДО «ЦРТДиЮ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

«ТВОРИТЬ ДОБРО»

(Практико–ориентированный проект)

Руководитель проекта:

Берегова Екатерина Валерьевна,

Методист МАУ ДО «ЦРТДиЮ»

Хабаровск, 2016

Содержание:

  1. Аннотация проекта.
  2. Пояснительная записка.
  3. Цели, задачи и система показателей по достижению цели проекта.
  4. Сроки и этапы реализации проекта, ожидаемые результаты.
  5. План мониторинга проекта.
  6. Ресурсное обеспечение проекта.

Образовательное учреждение – это среда взаимодействия взрослых и детей, где формируются и усваиваются вечные ценности – доброта, толерантность, милосердие. Дети – наше будущее, и каким оно будет зависит, от нас, от взрослых, во многом определяет «настоящее». Цель духовно-нравственного воспитания – сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, и самое главное, включить ребенка в различные виды деятельности, где открываются нравственные отношения.

Проект «Творить добро» направлен на решение задач духовно-нравственного воспитания посредством включения детей в социальные практики.  

Пояснительная записка

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Руссо Жан-Жак

Несмотря на социально-экономический рост, который демонстрирует Россия в последние годы, российское общество, и особенно молодое поколение, продолжают переживать глубокий духовно-нравственный кризис. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание стало приоритетным для системы образования.

Практика работы образовательного учреждения по воспитанию подрастающего поколения показала, что лекции, беседы, выставки не производят должного эффекта. В связи с этим в центре встала проблема поиска и выбора более результативных форм, воспитательных технологий. Анализ литературы, опыта работы других образовательных учреждений по данному направлению позволили нам выйти на более действенные формы духовно-нравственного воспитания детей и подростков, коими стали социальные практики и организация детско-взрослых сообществ.

Итак, социальная практика – это специально организованная деятельность учащихся, направленная на развитие социальной компетентности, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, социальных навыков, получение опыта социального взаимодействия, осмысление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения учебных курсов.

Внедрение опыта подобных практик и организация детско-взрослых сообществ в воспитательную систему центра даст возможность учащимся:

  • научиться видеть социальные проблемы незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, ветераны, сироты и т.д.), находить способы помощи им;
  • познакомиться с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;  
  • научиться кооперировать с другими людьми и делать совместное дело;
  • познакомиться с конкретными социальными технологиями и их реализацией;
  • научиться самостоятельно, ставить цели своего социального действия, определять средства его осуществления, анализировать результаты;  
  • научиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами;
  • найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать)
  • понять, как построено взаимодействие между представителями власти и общественности;
  • научиться работать с деловой документацией и т.д.

Ценность данного опыта заключается в том, что в рамках этой деятельности учащиеся овладевают способностью к социальному взаимодействию в зависимости от различных задач личности и требований социума, учатся ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возрастном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Ребенку крайне важно получить со стороны других людей признание своих способностей, добиться доверия. Взрослым, а в частности педагогическому коллективу учреждения дополнительного образования, необходимо помочь учащимся в поиске таких видов деятельности, которые имеют социально-значимую и общественно-полезную нагрузку.

Таким образом, выбранные направления деятельности для решения проблем духовно-нравственного воспитания мы считаем целесообразными и наиболее актуальными для нас, как для учреждения дополнительного образования.

Цели, задачи и система показателей по достижению цели проекта

Цель проекта: Формирование системы нравственных отношений ребенка с социумом средствами социально-значимой и общественно-полезной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Воспитывать нравственные чувства ребенка (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  2. Формировать положительный социальный облик личности (терпение, милосердие, толерантность);
  3. Способствовать формированию активной позиции учащихся (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  4. Формировать идеал нравственного поведения человека (готовность служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).

При определении цели и задач проекта, мы руководствовались принципами и целями Концепции развития дополнительного образования и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025.

 

Целевые показатели

Индикаторы

Методы изучения

  1. Внедрение опыта реализации социальных практик и организация детско-взрослых сообществ в центре.
  • Рост интереса обучающихся к социально-значимой и общественно-полезной деятельности.
  • Рост числа детей, задействованных в проведении социальных практик и организации детско-взрослых сообществ в центре.    
  1. Анализ учебно-воспитательной деятельности центра;
  2. Педагогические наблюдения;
  3. Изучение данных мониторинга;
  4. Анкетирование / опрос социальных партнеров на предмет удовлетворенности сотрудничеством (заполнение «Книги отзывов»;
  5. Анкетирование педагогов, учащихся, и их родителей;
  6. Обсуждение проекта на форуме сайта центра.
  1. Повышение личностной активности, социальной компетентности, общекультурного уровня духовно-нравственных ориентаций обучающихся.
  • Повышение социальной компетентности.
  • Динамика общекультурного уровня.
  • Ориентация обучающихся на традиционные ценности (здоровье, семья, творчество).
  • Высокий результат личностного участия детей и подростков в мероприятиях.

1.        Анализ учебно-воспитательной деятельности центра;

2.        Педагогические наблюдения;

3. Анкетирование / опрос всех непосредственных участников проекта (заполнение «Книги отзывов» социальными партнерами);

4. Изучение данных мониторинга;

5. Обсуждение проекта на форуме сайта центра.

 

Сроки и этапы реализации проекта, ожидаемые результаты

№ п/п

Этап

Срок реализации

Ожидаемый

практический и научно-методический результат

Фактический

практический и научно-методический результат

Подготовительный этап

Сентябрь – декабрь 2015

  • Сбор, анализ, подбор необходимых источников по теме проекта;
  • Выявление на основе мониторинга уровня духовно-нравственного развития учащихся, и др.  
  • Разработка плана-графика проектной деятельности;
  • Разработка нормативной документации (см. Приложение 1).
  • Аналитическая справка по итогам мониторинговых исследований, проведенных в центре в рамках темы проекта (см. Приложение 2).
  • Составлен план-график проектной деятельности.
  • Разработаны:

- положение социально-творческой и спортивной практике обучающихся, о творческой группе педагогов (см. Приложение 1), программа семинаров.

2.

Основной (практический) этап

Январь – май 2016

  • Организация корпоративного обучения по теме проекта;
  • Организация творческой группы педагогов по реализации проекта;
  • Проектирование социальных практик в объединениях центра;
  • Заключение договоров с социальными партнерами (см. Приложение 3);
  • Организация детско-взрослых сообществ.
  • Проведено совещание с целью информирования участников образовательного процесса о проекте (см. Приложение 4).
  • Разработана памятка для педагогов на основе анализа информационных источников о теме проекта (взяты из депозитария сообщества «Event – академии»).
  • Включение педагогами в воспитательные планы объединений социальные, творческие и спортивные практики (см. Приложение 5).

3.

Май – июнь 2016

  • Разработка критериев диагностики уровня духовно-нравственного развития учащихся;
  • Проведение первичной диагностики на предмет исследования.
  • Наличие четких критериев диагностики уровня духовно-нравственного развития учащихся (см. Приложение 6).
  • Аналитическая справка о первичной диагностики.

4.

Июнь – сентябрь 2016

  • Проведение социальных практик (см. Приложение 4);
  • Ведение «Дневника практики» учащимися;
  • Подготовка отчетных документов педагогом.
  • Заключенные договора с социальными партнерами.
  • Подготовка отчетно-аналитических документов всеми участниками социальных практик (см. Приложение 1, 7). 

5.

Октябрь – май

2016 - 2017

  • Подготовка учащимися творческого отчета по практикам (октябрь 2016, апрель 2017).
  • Организация и проведение творческого отчета по практикам «Дела всегда имеют успех» (см. Приложение 8).

6.

•        Проведение социальных практик;

  • Создание детско-взрослых сообществ;
  • Привлечение социальных партнеров.

  • Заключенные договора с социальными партнерами.
  • Подготовка отчетно-аналитических документов всеми участниками социальных практик.

7.

  • Проведение промежуточных исследований эффективности выбранных форм и технологий.  

• Аналитическая справка о промежуточных результатах эффективности выбранных форм и технологий.  

8.

Заключительный  (обобщающий) этап

Май 2017

  • Подведение итогов, обобщение полученного опыта всеми участниками проекта;
  • Оценка уровня духовно-нравственного развития учащихся на основе разработанных критериев;
  • Поощрение лучших участников проекта.
  • Создание на сайте центра информационной ветки о деятельности по реализации проекта;
  • Создание банка методических разработок и рекомендаций для педагогов дополнительного образования по использованию опыта реализации социальных практик и организации детско-взрослых сообществ.
  • Программа мониторинга эффективности внедрения социальных практик и организации детско-взрослых сообществ в воспитательный процесс учреждения образования.    

План мониторинга проекта

1.        Мониторинг реализации проекта проводит руководитель проекта.

2.        Основные объекты мониторинга:

a)        Содержание результаты плановых мероприятий;

в)        Сроки выполнения;

c)        Качество результатов.

3.        Основным документом мониторинга является календарный план.

4.        Механизм мониторинга: 

а).        Выполнение социальных практик: сравнение запланированного и реального положения по календарному плану, отзывы социальных партнеров, и других участников социально-значимой деятельности.

в).        Достижение результатов:

  • по срокам - сравнение запланированных и реально достигнутых результатов по ключевым точкам мониторинга календарного плана;
  • по содержанию и качеству.

с)        Расходование средств - по статьям сметы и по мероприятиям календарного плана проекта.

5.        Регулярность мониторинга:

a)        Отчетность ответственных за проведение мероприятий (в соответствии с календарным планом);

в).        Еженедельные встречи проектного коллектива с отчетами и обсуждением хода проекта;

c)        Промежуточная оценка по результатам подготовительного этапа (после проведения каждого мероприятия в рамках реализации проекта).

д)        Итоговая оценка проекта по завершении проекта.

В качестве критериев оценки будут использованы следующие:

  • Достижение цели проекта - заинтересованное, активное участие ребят в мероприятиях проекта.
  • Решение задач проекта - сравнение индикаторов достижения с результатами работ по проекту.
  • Повышение уровня духовно-нравственного развития учащихся - активное участие ребят в просветительских мероприятиях проекта - работа с учащимися других объединений, активное участие в подготовке отчетных мероприятий, встреч, диспутов, написание статей для СМИ и сайтов, участие в обсуждениях темы проекта на форуме).

6.        Коррекция отклонений - при выявлении отклонений в реализации проекта по содержанию, срокам, руководителем и ответственными за мероприятия выясняются причины отклонения от плана, разрабатываются коррективы и механизмы их внесения в план реализации проекта.

Ресурсное обеспечение проекта

1.

Научно-

методическое

  • Методическая литература по теме исследования;
  • Консультации специалистов научно-методического и информационного отдела центра;
  • Научное сопровождение реализации проекта.

2.

Материально-

техническое

  • Компьютер;
  • Орг. техника;
  • Фотоаппарат, видеокамера.

3.

Кадровое

  • Педагоги дополнительного образования.

4.

Временные

Сентябрь 2015 – сентябрь 2017 г.г.

5.

Информационные

  • Интернет;
  • Информация о ходе реализации проекта размещена на сайте центра (см. Приложение 4);
  • Книжные и периодические издания по педагогике, методике и пр.
  • Видеофильм по теме проекта.

Риски

1. Отсутствие мотивации педагогов.

2. Неготовность администрации внести изменения в воспитательную систему учреждения.

Предпринимаемые действия по преодолению рисков

  1. Работа на повышение мотивации педагогов
  2. Обучение педагогов
  3. Обобщение опыта педагогов
  4. Стимулирование педагогов
  5. Внесение предложений администрации

Возможные риски реализации проекта

Список литературы:

  1.  Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ от 4 февраля 2010 года № Пр-271.
  3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  4. Концепция духовно-нравственного воспитания //А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт от 17 мая 2012 г.
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности» от 12.05.2011г. 03-296.
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (гл.2, ст 15).
  8. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. – Минск, 1986.
  9. Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. – М., 1996.
  10. Ахинов, Г.А.Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
  11. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М., СИНТЕГ – ГЕО, 1997.
  12. Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие // Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.
  13. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: МАРО, 1996.
  14. Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.
  15. Приступа, Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов /под ред. Е.Н. Приступы. – М.: ФОРУМ, 2015 – 231 с.
  16. Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников // Дополнительное образование. - №10, 2005. – С. 26-29.
  17. Битнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков // Внешкольник. - №12, 2006. – С. 17-19.
  18. Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В.Н.Иванова. – М-Белгород, 1995.
  19. Тавокин, Е.П. Социальная политика: учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 157 с.- (Высшее образование:Бакалавриат).

Перечень приложений:

1. Локальные нормативные акты, разработанные в рамках реализации проекта.

2. Аналитическая справка по итогам мониторинговых исследований.

3. Договор о предоставлении возможности прохождения социальной, творческой и спортивной практики обучающихся МАУ ДО «ЦРТДиЮ».

4. Фотоотчет о проведенных мероприятиях в рамках реализации проекта 2015-2016 г.г.

5. Воспитательные планы педагогов центра.

6.Методики по диагностике уровня духовно-нравственного развития учащихся.

7. Отзывы социальных партнеров о социальных практиках МАУ ДО «ЦРТДиЮ». 

8. Творческий отчет о прохождении социальных практик в летних период (июнь – август 2016) «Дела всегда имеют успех».

Страница |  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг «Я через книгу вижу мир»

Предыстория и краткая аннотация проекта.Создание проекта возникло не случайно. В 2011 году я приняла участие в краевом конкурсе по созданию тактильных книг для слепых и слабовидящих детей ...

Практико-ориентированный педагогический проект "ТРКМ в образовательном процессе"

Презентация итогов ТКП для педагогов Омской области "Технология разщвития критического мышления в образовательном процессе"...

Практико-ориентированный воспитательный проект "Голоса поколений"

Проект "Голоса поколений" содержит мариал по патриотическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности. Данный материал поможет учителям и ученикам выбрать нестандартные формы работы по изучени...

Практико-ориентированный творческий проект "Удивительное путешествие по стране Новых слов"

Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение ...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"...