Занятие с элементами тренинга "Искусство жить" (8-9 классы)
план-конспект на тему

Вяльмисова Людмила Николаевна

Занятие с элементами тренинга « Искусство жить» (8-9 классы)

Цель: - Профилактика депрессивных состояний

Задачи: - Учить находить разные способы решения проблем.

-Формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных

              трудностей;

- Способствовать формированию ценностного, нравственного отношения к жизни у подростков;          

- Показать необходимость оказания взаимопомощи.

- Формирование эмоциональной стабильности и позитивной установки на жизнь у подростка.

Занятие позволяет подросткам по другому, с более позитивной стороны, взглянуть на проблемы, на пути их решения, на поведение, на отношение к жизни. Подростки учатся открыто говорить о своих проблемах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_s_elementami_treninga.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 города Кузнецка

Занятие с элементами тренинга « Искусство жить» (8-9 классы)

Цель: - Профилактика депрессивных состояний

Подготовила и провела социальный педагог МБОУ СОШ №3 г. Кузнецка Л.Н. Вяльмисова.

2016г.

 Занятие с элементами тренинга « Искусство жить» (8-9 классы)

Дата проведения: 16.02.2017г.

Цель: - Профилактика депрессивных состояний

Задачи: - Учить находить разные способы решения проблем.

-Формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных

              трудностей;

- Способствовать формированию ценностного, нравственного отношения к жизни у подростков;          

- Показать необходимость оказания взаимопомощи.

- Формирование эмоциональной стабильности и позитивной установки на жизнь у подростка.

Оборудование: интерактивная доска, фотографии с людей с разными эмоциями, воздушные шары, камни ( мелкие и крупные), песок, одноразовые стаканы, стакан с водой, тысячная купюра, музыкальное сопровождение.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9

10.

1 Этап (дети сидят по группам 8 человек)

-Здравствуйте уважаемые гости и участники.

-  Наше занятие мы начнём с фразы:

« Сегодня прекрасный день, потому что…..

- Вы все смогли определить, что делает ваш день

прекрасным и что может повысить вам настроение.

 Молодцы. Много таких причин?

- О чём это говорит?

- Сейчас я вам покажу небольшой ролик, ваша задача- определить какие  жизненные ситуации здесь показаны.

Просмотр ролика.

- Какие радостные жизненные ситуации вы увидели.

- Какие эмоции вызывают у людей эти моменты в жизни?

Показ фотографий позитивных людей. Посмотрите, какие красивые люди, когда они радуются и улыбаются.

- А что вы ещё увидели в ролике?

- Скажите, а все мы умеем справляться с проблемами? Всегда это у нас получается?

- Очень важно человеку научиться не зацикливаться на проблемах, а уметь отставлять их в сторону. Я сейчас вам это продемонстрирую.

Решение проблемы

 «Стакан воды»
— Как вы считаете, сколько может весить этот стакан?
— А я и сама не знаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас о другом. Как Вы думаете, что произойдет, если я буду держать стакан вот так на вытянутой руке какое-то непродолжительное время?
— Да, действительно, страшного ничего не произойдет,

 – А что будет, если я продержу его, например, часа два?
— А если весь день?

— А как, по-вашему, от этого изменится вес стакана?

— А что нужно сделать, чтобы всё это изменить?— Правильно!

- А когда мы ставим стакан, что мы совершаем?

- Для чего я показала вам именно этот пример? С чем это можно сравнить?

Что показывает этот пример?

- Что случиться, если думать о проблеме 15 минут.

- Если мы будем думать о ней 5 часов?

- А если думать о ней день или два?

- И человек, который не может справиться со своими трудностями он будет выглядеть вот так, показ фотографий агрессивных людей.

- А проблема от этого решиться?

- Вес и важность проблемы уменьшиться?

- Что помогает справиться с проблемой и как-то её сдвинуть с места?

- А кто должен действовать?

- Если не знаешь как справиться, что нужно делать?

(Так  же обстоят дела с нашими жизненными трудностями. Если подумать о какой-то проблеме несколько минут, то она окажется рядом с Вами. Подумайте  о ней несколько часов, и она начнёт  Вас засасывать. А если будете думать о ней целый день, то она может Вас парализовать. Можно видеть, что людей часто мучают думы и переживания о своих проблемах, но,  как правило,  это ничего не меняет. И вес этих проблем от тяжких дум не уменьшается. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши проблему ,  если не знаешь как, попроси помощи, не замыкайся в себе. Нет смысла носить на душе тяжёлый груз, который тебя парализует».)

- Как вы думаете о чём мы с вами сегодня будем говорить.

- А если ты чему – то  научился, например решать проблемы, значит ты овладел чем?

Тема « Искусство жить» как жить правильно и смотреть на мир с улыбкой.

- Я прошу вас перейти вот на эти стулья. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Коридор безопасности»

«Коридор безопасности».

- Я не случайно посадила вас таким образом. Представьте себе, что это «жизненный коридор»,

по которому должен пройти человек определённый отрезок своей жизни. Например, период

школьной жизни с 1 по 11 классы, т. е. с 7 до 18 лет.

Как же прожить школьный отрезок времени так, чтобы не опускались руки, чтобы жизнь

приносила удовлетворение и делала тебя сильным?

Мне нужен помощник.

- Какие проблемы  могут встретиться на этом отрезке жизненного пути?

- Какие ощущения ты испытываешь в конце коридора?

- А теперь попробуем решить все эти же проблемы вместе? С каждой решённой проблемой уч-ся  получает  шар.

- Что можно посоветовать ученику, чтобы он не особенно переживал?

- Какие советы можно дать в этой ситуации?

- Как избавиться от этого чувства?

- Что нужно, чтобы реже ссориться?

- Какие могут быть неудачи?

Какие ощущения ты испытываешь, когда у тебя в руках шары.

- Кто может сыграть роль воздушного шара?

- А в вашей жизни кто играет роль воздушного шара?

- Какой вывод мы можем сделать после этого упражнения?

- А настроение человека помогает в преодолении жизненных трудностей?

- Каким образом?

- А если настроение всегда плохое?

-А окружающим неприятно общаться с

таким человеком, и они отворачиваются от него.

(Ведущий просит участников одного ряда сделать угрюмое выражение лица, а другого-доброжелательного).

Маша, к кому из участников тебе хочется подойти?

- Почему?

(Маша отвечает).

Как вы думаете, почему человек ведёт себя так или иначе?

(Участники высказываются).

постоянно хмурые, угрюмые подростки   надеются  привлечь к себе

внимание. Тем самым такой человек хочет сказать: «У меня неприятности. Один я не

справлюсь. Я хочу, чтобы мне помогли. ».

Он просит о помощи! И мы должны увидеть такого человека, которому требуется наша поддержка, потому что любая человеческая жизнь имеет ценность.

- Сейчас я это вам попробую продемонстрировать.

- Сядьте пожалуйста, за свои столы.

Упражнение с купюрой в 1000р. 

- Кто хочет получить эту купюру?

- Прежде, чем один из вас получит эту тысяча рублевую купюру, я кое-что с ней сделаю,

Он скомкал купюру и спросил:
- Хотите ли вы все еще получить ее? Кто?

.
- Тогда, я делаю следующее,  бросив купюру на пол, слегка ботинком повозил ее по грязному полу. Затем поднял с пола купюру и спросил:
- Ну и кому из вас эта купюра нужна в таком виде?

- Зачем она вам нужна? Почему даже в таком виде вы хотите её получить?, так как она все еще не потеряла своей ценности.

- Почему я вам привела такой пример?

- Может ли в жизни человека случиться так, что он тоже окажется выброшенным, растоптанным. Лежащим на земле, неудачником.

- Кто поможет человеку в такой ситуации, примет его таким, какой он есть?

- Почему они это сделают?

Маша приготовила на эту тему стихотворение.

 - Иногда достаточно просто выслушать и попробовать помочь человеку… Это не сложно, но этим можно спасти человека.

1 группа давайте мы с вами проведём упражнение, называется «Круг доверия»

Упражнение "круг доверия» Дети образуйте круг и вытяните вперёд руки, а Рома встанет в круг и будет падать, ваша задача поймать его.

- Какие ощущения ты испытал?

Вот такие ощущения будет испытывать человек и в жизни, если он знает, что всегда есть люди, которые его поддержат, он идёт по жизни уверенно. Вы согласны со мной?

- А вы когда ловили Рому, что испытывали?

Такие чувства испытывают ваши родители, которые за вас несут ответственность.

Помогая другим вы становитесь богаче и увереннее в себе.

Ролик про корейцев.

- Понравился вам герой этого ролика?

- Чем?

- Почему он весёлый и всегда улыбается?

- Можно назвать его богатым человеком?

- Можно назвать его счастливым человеком?

- Он получает положительную энергию от тех кому помогает и это помогает ему радоваться жизни и видеть в жизни только хорошее. Это очень важно уметь находить положительные моменты в безвыходной ситуации.

-Скажите. а попасть нанеобитаемый остров - это безвыходная ситуация? Посмотрите какие плюсы и минусы можно найти в данной ситуации?

Таблица, составленная Робинзоном Крузо.


Пессимист


Оптимист


Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.


Но я жив, я не утонул, под
бно всем моим товарищам.


Я как бы выделен и о
резан от всего мира и обречен на горе.


Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения.


Я отдален от всего человечества; я отшельник, из
нанный из общества людей


Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.


Я беззащитен против нападения людей и зверей.


Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мн
й, если бы меня выбросило на Африканский берег?


Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня.


Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребнос
ей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.


. У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело.


Ноя живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.


- Кто выполняет роль пессимиста, а кто оптимиста?

- Почему вы так решили?

- У кого больше шансов выжить?

- Какой напрашивается вывод?

- Сейчас вы это попробуете сделать.

Упражнение: «Хорошо- плохо»

  • Цель: убедить подростков, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.
    Ход упражнения:

    Учащимся предлагается любая малоприятная ситуация: например, ссора с родителями. Учащиеся должны сами сказать, что хорошо и что плохо для них в данной ситуации.
  • - Скажите, а что главное, ссора с родителями или всё, что вы назвали.
  • Вы выделили главное и второстепенное

Упражнение с камнями и песком            

1 группа: - Положите в стакан сначала камни, скажите стакан полон?(да)

-  Положите мелкие камни, а теперь стакан полон (да)

- Насыпьте песок, и теперь стакан полон.

2 группа – Насыпьте только песок.

- Теперь бы я хотела,  чтобы вы распознали в своём стакане свою жизнь:

- Как вы думаете, что обозначают крупные камни?

-  Крупные камни  это самые  важные вещи в жизни- семья, ваше здоровье, любимый человек, то, что наполняет жизнь.

- Что обозначают мелкие камни?

- Что обозначает песок?

- Песок – это повседневная суета

2 группа насыпала только песок в свои стаканы.

- Что произойдёт, если вы свою жизнь наполните только  песком. Т.е. мелкими бытовыми проблемами суетой?

- На что нужно обращать внимание в жизни?

- Что самое главное в жизни, ради чего стоит жить и преодолевать очень много трудностей, которыё нас поджидают

А для того, чтобы нам жилось легко и радостно, мы должны украшать нашу жизнь, доставлять радость окружающим, делать людей счастливыми, помогать и говорить приятные слова.

- Для того, чтобы вы почувствовали, как ощущает себя человек, которому говорят приятные слова мы проведём упражнение.
Упражнение "Похвались соседом"

Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение

- Какие ощущения вызвало упражнение? (Если чаще говорить приятные слова друг другу, то не будет депрессивных состояний у людей, плохого настроения, низкой самооценки)

Итог занятия. Вы видите перед собой стакан с песком, камни и сердечки.

-Какие выводы вы можете сделать, глядя на эти предметы?

- Что вы скажите про песок?

- Что символизирует камень?

- А что обозначает сердце?

- В память о нашем занятии я хочу всем гостям и участникам подарить камень и сердце, чтобы вы не забывали о том, что главное в жизни.

Учитель:На столе у меня стоят весы-это весы жизни. Одну чашу весов назовем строчкой из песни «Я люблю тебя жизнь!» а другую чашу, также строчкой из песни «А нам все равно…». Я хочу, чтобы вы свой камень  положили на ту чашу весов, на которую вам подсказывает ваше сердце, ваше внутренне состояние, ваше будущее. Свое решение прошу прокомментировать. ( слова ниже) песня дорогою добра


Много

Много разных событий делают нашу жизнь прекрасной.

Море, рождение ребёнка, дет. игры, дружба, качели, спорт. Соревнования, свадьба, тренировка, животные, красота природы.

Радость и счастье.

В жизни бывают проблемы.

Нет.

200 грамм, 300

— Ничего!

- Рука начнёт неметь.

- Ваша рука онемеет совсем, у вас будут сильные мышечные боли и паралич.

- Никак.

— Нужно поставить стакан!

- Действие.

С жизненными проблемами и трудностями.

Чтобы решить проблему нужно совершить действие.

Она будет рядом с нами.

Она начнёт вас засасывать.

Она вас  парализует и будет мешать жить.

Нет.

Нет.

Действие.

Ты сам.

Попросить помощи у близких людей, друзей.

- Как решать жизненные трудности, проблемы, и при этом улыбаться (фото) как правильно жить, поступать

Искусством.

 (Дети садятся на стулья, Учащиеся садятся напротив друг друга в два ряда, образуя посередине подобие «коридора».)

(Из желающих выбирается один участник; он становится в начале «коридора»).

Участники  называют и записывают трудности на стикерах и приклеивают их на пол по всему  коридору (1. Кто – то не захотел со мной сесть за парту; 2. Недовольство своим внешним видом, насмешки; 3. Одиночество; 4.  Ссора с другом; 5. Неудачи в школе.)

- Сначала уч-ся идёт один и с каждой нерешённой проблемой на него вешают рюкзак.

Тяжесть, усталость, безысходность, дальше так идти не хочется.

Затем уч-ся возвращается в  начало коридора, раскладывает все проблемы и идёт вперёд, поднимает проблему и все вместе обсуждают и с каждой решённой проблемой ему дают шар.

- Решение проблем:

1. Не сели за одну парту ( отнестись с юмором, не драматизируй и не преувеличивай проблему, больше принимай участия в классных мероприятиях, попробуй чем – то удивлять и вызывать к себе интерес)

2. Недовольство своим внешним видом, насмешки.( Полюби себя таким, какой ты есть, « Я то могу изменить свою внешность, а что ты будешь делать со своим вредным характером, поменяй причёску, займись спортом, чтобы стать более привлекательным, это и для здоровья полезно. Главное в человеке душа а не внешний облик)

3. Одиночество ( нельзя замыкаться в себе, заводи новых друзей и знакомых,  активно и много общайся, найди себе увлечение, запишись в кружок, будь увереннее в себе, учись искусству общения, разделите свои чувства с тем, кому доверяете, смотрите позитивные фильмы, слушайте позитивную музыку)

4.Ссора с другом ( вырабатывать навыки дружелюбного общения, учись анализировать причины конфликта, учись уступать, прощать, искать компромиссы, учись признавать свои ошибки, умение мирно решать конфликты)

5. Неудачи в школе (учись работать над собой, постепенно повышай к себе требования, воспитывай себя)

Лёгкость, радость, хорошее настроение, желание идти дальше, помогать другим. Так как я справился со своими трудностями.

Действительно, в период, когда жизнь кажется особенно тяжёлой, заботливый друг сыграет

роль воздушного шара..

Все проблемы решаемы, не нужно зацикливаться на них, не  знаешь как их решить попроси помощи.

Да

Если мы настроены позитивно. То и проблемы будут решаться с лёгкостью и нам легко найти контакт с другими.

Человек ведёт себя так как будто ненавидит весь мир. (Показ фото)

 Потому что они доброжелательно настроены, и они меня выслушают с удовольствием.

Все поднимают руки.

Все поднимают руки.

Все,  подняли руки.

так как она все еще не потеряла своей ценности.

Да.

Родители, близкие люди.

Он никогда не потеряет своей ценности.

Ведь грязный он или чистый, помятый или отутюженный, он всегда будет бесценен для тех, кто его любит. Стих.

Надежда, что поймают, уверенность, спокойствие, интерес.

Ответственность, страх, что упадёт, что всё зависит от меня.

Он добрый, бескорыстный, хочет помочь людям, хочет, чтобы все были счастливы.

Он присутствует при счастье других, получает от них положительную энергию .

Он получает то, что нельзя купить за деньги.

Он свидетель счастья других и сам от этого становится счастливым.

Выбрать подходящие слова к данному герою:Вокруг тёплой души всегда уютно;

            Сколько в человеке доброты, столько и жизни.

Инсценировка таблицы

Пессимист всегда жалуется

А оптимист всему радуется

В одной и той же ситуации можно найти и плюсы и минусы.

( У меня есть родители, они меня любят, они мне хотят добра, я не живу  в дет. Доме, у меня есть своя комната, я ни в чём не нуждаюсь,  я не голодный, мои родители живы и здоровы, они хотят мне только добра, а значит я должен их слушаться)

Дети по инструкции выполняют все действия под музыку, сидят по группам

Это жизнь, здоровье, близкие люди, которые всегда с нами рядом, то. Что наполняет нашу жизнь.

Мелкие камушки – мене важные вещи: работа, квартир, дача, машина, деньги.

Это мелкие повседневные проблемы, суета.

то для важных и главных вещей у вас не останется места в вашей жизни.

 На важные вещи, и следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, всё остальное – лишь песок.

Дети встают в круг, берутся за руки и хвалят своего соседа справа

(Если чаще говорить приятные слова друг другу, то не будет депрессивных состояний у людей, плохого настроения, низкой самооценки)

Песок – это ежедневные проблемы, бытовые неурядицы, без которых наша жизнь невозможна.

Камень – это наша жизнь, здоровье и близкие люди, которые нас любят.

Сердце мы должны дарить своё сердце и помогать тем, кто нуждается в нашей помощи.

СТИХ.

Слова поддержки и участия,

Как много значили они,

Когда тревогами, ненастьями

Были наполнены все дни

Я был уверен, что нет выхода

И, что в природе чёрный цвет,

Что моя боль всю душу высосав,

Закрыла мир, закрыла свет.

Но окуная в боль растущую,

Слова меня вернули вновь

Туда, где солнце землю радует,

Туда, где жизнь и где любовь.

Потом они, простые, мудрые,

Всегда со мной по жизни шли.

Спасибо, люди, вам, что вовремя

Те для меня слова нашли.

Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

Жизнь – это мечта. Осуществи ее.

Жизнь – это вызов. Прими его.

Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.

Жизнь – это игра. Стань игроком.

Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

Жизнь – это приобретение. Охраняй его.

Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.

Жизнь – это тайна. Познай ее.

Жизнь – это долина слез. Преодолей все.

Жизнь – это песня. Допой ее до конца.

Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.

Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.

Жизнь такая интересная – не растрать ее. 

ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЕ.

Нужно относиться к жизни позитивно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с элементами психологического театра «Толерантность. Жить в мире в другими.»

На территории нашей страны проживали и проживают люди разных национальностей с присущими им особенностями духовно-культурной жизни. Со временем вследствие социальных, экономических и других взаимодейс...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 классов «Что мы знаем друг о друге»

Цели: способствовать формированию коммуникативной компетентности и  культуры общения пятиклассников в период адаптации к школе.Задачи:формировать ценностное отношение к общению, развивать коммуни...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 класса

Занятие с элементами тренинга на сплочение класса (5 класс).Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к личностному и интеллектуальному развитию учащихся, к степени сформированно...

Познавательное занятие с элементами ручного труда в 4 классе «Кукла берегиня»

Занятие подготовлено для учащихся 4-5 классов коррекционной школы 8 вида с целью познакомить детей с историей русских кукол....

Презентация занятия с элементами тренинга с обучающимися старших классов "ВИЧ/СПИД -миф и реальность"

Проблема организации и проведения профилактической работы  с подростками является актуальной в связи с тем, что в группе повышенного риска прежде всего находится молодежь. В рамках реализаци...

Занятие с элементами тренинга "Мы и наш класс"

Занятие направлено на знакомство и сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества, снижение тревожности, осмысление своего персонального "Я", как части общего "Мы"....

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 9 класса по результатам диагностики склонности к различным типам профессий (ДДО Е. Климова)

Методическая разработка занятия с элементами тренинга по профориентации для обучающихся 9 классов...