«Девиантное поведение в подростковом возрасте»
методическая разработка на тему

Чумаков Сергей Сергеевич

методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie_podrostkov.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:



«Девиантное поведение подростков»











  1. Понятие «девиантное поведение» учащихся

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Ученые называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно содержит в себе любые поступки или действия, не соответствующие нормам.

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином обществе. 

Проблема поведения учащихся всегда беспокоила учителей и родителей. В настоящий момент современные школьники более активные, раскрепощенные, самостоятельные, свободно выражают своё мнение, отстаивают свою точку зрения. Но вместе с тем нередко они совершают поступки, неприемлемые в данном обществе, которые могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и отрицательно повлиять на уровень образованности школьников.

Крайневажной остается проблема девиантного поведения несовершеннолетних, и поэтому каждому педагогу необходимо иметь представление о том, какое поведение можно считать соответствующим нормам, а какое девиантным.

Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то, как он себя ведет по отношению к другим людям, идеям, внешнему и внутреннему миру, к себе. Это поведение, которое основывается на общественных нормах.

Нормальное поведение–это любое поведение, которое не разрушает общественных отношений, образующих данную сферу деятельности. В переводе с латинского языка «норма» – это правило, образец, предписание. Норма выполняет функцию контроля со стороны общества, информирует, позволяет оценить поведение. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

Нормальное поведение ученика предполагает его адекватное, отвечающее потребностям и возможностям отношение к образовательному процессу и обществу. Если педагоги, родители и другие взрослые люди способны своевременно и адекватно реагировать на те или иные поступки ребенка, то его поведение почти всегда будет нормальным.

Девиантное поведение–это поведение, противоречащее общепринятым нормам, то есть асоциальное поведение. Девиантное поведение учащихся в настоящее время встречается довольно часто и практически наблюдается в каждой школе. Среди подрастающего поколения усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Девиантное поведение зачастую опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения поведения можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение сильно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение своевременно не остановить и не подкорректировать, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого человека.

Формы девиантного поведения.

Алкоголизм - то одна из разновидностей интоксикации. Её характеризует пристрастие к алкогольным напиткам. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы.

Наркомания - это заболевание, которое характеризуется нарастанием симптомов, напрямую связанное с употреблением наркотических средств. Проще говоря, наркомания - это привычка употреблять различные наркотики, седативные препараты, галлюциногенные средства и другие вещества, воздействующие на психику. Данная зависимость приводит к губительным последствиям, как для наркомана, так и для общества в целом. Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:

  • лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;
  • отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;
  • конфликтная атмосфера в семье и возникшая на этой основе детская тревожность и напряженность;
  • употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;
  • хранение наркотиков дома;
  • наркотическая наследственность.

Игромания - вид расстройства влечений, относящийся к группе психологических зависимостей. При этом азартная игра является подобием наркотика. Разновидностей игровой зависимости много, но наиболее распространенными являются: компьютерная зависимость, зависимость от игровых автоматов, интернет зависимость.

Основные психологические причины игровой зависимости (игромании) являются:

  • безрадостная жизнь;
  • неудовлетворённость собой;
  • низкая культура человека;
  • бедность;
  • умственная отсталость.

Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом, так называемого, периода подростково - юношеской гиперсексуальности - повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу.

Суицид от латинского «убивать себя» - это умышленное лишение себя жизни. Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели.

Побеги из дома, бродяжничество - является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой.

Причины отклоняющегося поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны родных и близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании уйти от опеки родителей, в жестоком обращении со стороны сверстников, в немотивированном желании изменить скучную обстановку.

Таким образом, проблема отклоняющегося или девиантного поведения учащихся весьма актуальна. Девиантное поведение должно быть рассмотрено и известно во всех его проявлениях, как родителям, так и учителям, воспитателям. Правильное поведение взрослых при появлении факторов, приводящие к девиантному поведению подростков, поможет решить создающуюся проблему на этапе ее раннего становления.








  1. Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – (от 11–12 до 14–15лет) это переломный, переходный, критический момент в жизни человека. Это время полового созревания. Согласно взглядам Л. С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый возрастной период. Особенностью подросткового возраста является переход от детства к взрослости.

С. Холл назвал его периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

А. Фрейд так описала эту подростковую особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование.

Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот момент влияние окружающей среды, ближайшего окружения становится огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения, часто связанные с отклонениями в этом процессе. Зачастую эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. В это время у подростка резко повышается интерес к своей внешности.

В подростковом возрасте возникает новый уровень самосознания. У подростков появляется потребность познать самого себя как личность, обладающая уникальными качествами, это, в свою очередь, порождает стремление к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия (способность проникнуть в свой внутренний мир и анализировать его).

Как правило, в данном возрасте у подростков появляются проблемы с взрослыми, например, с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений с взрослыми: подросток пытается перейти из позиции подчинения в позицию равенства. У подростка формируется чувство взрослости, проявляющееся в стремлении к независимости, самостоятельности, протестам по отношению к требованиям взрослых.

В психологической литературе подробно описан кризис подросткового возраста. Именно этот возрастной период считается психологами наиболее проблемным. В этом возрасте дети менее предсказуемы, они чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм.

Л.И. Божович утверждала, что возникновение подросткового кризиса связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены из-за социальной незрелости подростка.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста, а именно эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

  1. Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения

Семья - это первый социальный институт в жизни каждого ребенка. Для подростков семья должна осуществлять следующие функции:

1. источник эмоциональной поддержки;

2. пример для подражания;

3. источник жизненного опыта и тд.

Благополучное протекание подросткового возраста во многом зависит от того, насколько полно эти функции реализуются. При определенных нарушениях взаимодействия между подростком и семьей реализация может давать «сбои», что способно повлечь за собой различные по тяжести и последствиям дезадаптивные состояния.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучная семья. В данных семьях имеет место негативный микроклимат, обуславливающий возникновение отчуждения, грубости, неприязни, социального дистанцирования, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих. Это создает объективные предпосылки для появления девиантного поведения, демонстративного неповиновения, разрушительных действий подростков.

Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию девиантного поведения подростков:

дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений (гиперопека, конфликтные ситуации, двойная – «для других» и «для себя» мораль и тд.);

нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, семейная жестокость, насилие.

Дети, которые подверглись жестокому обращению, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации.

Самое страшное то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

Многие родители считают, что их главная задача - обеспечить содержание ребенка в семье, создать для него условия жизнедеятельности, а воспитание - дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Причинами, вызывающими ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, являются:

  • сверхзанятость родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени;
  • конфликтная ситуация в семье;
  • пьянство родителей;
  • случаи жестокого обращения с детьми
  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • особенности подросткового возраста и др.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему приводит к возникновению девиантного поведения. Проблеме влияния воспитания в семье и школе на девиантное поведение детей посвящено много исследований. Так, А. Бандура и Р. Уолтерс (1995г.) при изучении агрессивного поведения детей установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивней. Вместе с тем в другом исследовании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, отличаются большой агрессивностью по отношению к товарищам. Причем физические наказания усиливают жестокость, агрессивное поведение детей.

Таким образом, психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к возникновению девиантного поведения. Следствием неблагополучия семейного воспитания подростков довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

подростковый агрессивность коррекция поведение

2.1 Организация и методы исследования 

В исследовании принимали участие 30 подростков (14-15 лет), из них 15 девочек и 15 мальчиков.

Базой исследования являлась СШ № г. Минска.

В исследовании использовались методики:

Исследование состояло из следующих этапов:

.Постановка цели и гипотезы исследования;

.Поиск и выбор необходимых методик исследования;

.Непосредственное проведение диагностического исследования;

.Обработка и анализ полученных результатов.

Методика Определение уровня тревожности Ч.Д. Спилебргера

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д.Спилбергером. На русском языке его шкала адаптирована Ю.Л.Ханиным.

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкции, напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел.

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Описание шкал и их интерпретация

. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала)

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.

Результаты, находящиеся в диапазоне 70-89 баллов говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли.

Для мужской популяции превышение суммарного первичного балла по шкале социальной желательности значения 11 первичных баллов свидетельствуют о недостоверности результатов по основным шкалам.

Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы.

Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным шкалам (кроме шкалы 8) свидетельствуют либор о сомнительной достоверности результатов, либо о диссоциации в сознании испытуемого известных ему и реальных норм поведения.

. Шкала склонности к преодолению норм и правил

Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале. Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

. Шкала склонности к аддиктивному поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.

Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.

Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.

Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.

Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

. Шкала склонности к агрессии и насилию

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.

Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.

Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов.

Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций. 6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Эта шкала имеет обратный характер).

Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

. Шкала склонности к деликвентному поведению

Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.

Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.

Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.

Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

Шкалы:

вспыльчивость,

наступательность,

обидчивость,

неуступчивость,

компромиссность,

мстительность,

нетерпимость к мнению других,

подозрительность; позитивная агрессивность,

негативная агрессивность,

конфликтность

Назначение теста

Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Особенности обработки.

Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.

Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта.

Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.

Диагностика проводилась индивидуально с каждым испытуемым. Перед тем как начать работу с методиками, была создана атмосфера доверия между исследователем и участниками опроса. Каждый получает бланк с текстом утверждений, затем проверяется, как участники поняли инструкцию, даются необходимые пояснения. В ходе работы с опросником у обследуемого могут возникнуть уточняющие вопросы, на которые даются пояснения. После подсчета результатов, данные были сообщены каждому обследуемому индивидуально, и было проведено разъяснение результатов. 

2.2 Результаты исследования отклоняющегося поведения у подростков 

В результате диагностического обследования подростков были представлены таблицы с данными. 

Таблица 2.1 - Результаты исследования личностной тревожности у подростков (по Ч. Спилбергу)

№Кол-во баллов Пол ЖХарактеристикаКол-во баллов Пол ЖХарактеристика145Умеренная личностная тревожность40Умеренная личностная тревожность253Высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность50Высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность336Умеренная личностная тревожность45Умеренная личностная тревожность436Умеренная личностная тревожность41Умеренная личностная тревожность551Высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая лич.47Высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая лич.635Умеренная личностная тревожность46Высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность735Умеренная личностная тревожность38Умеренная личностная тревожность835Умеренная личностная тревожность49Высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность935Умеренная личностная тревожность62Высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая лич.1039Умеренная личностная тревожность35Умеренная личностная тревожность1136Умеренная личностная тревожность36Умеренная личностная тревожность1247Высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая лич.35Умеренная личностная тревожность1342Умеренная личностная тревожность50Высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая лич.1444Умеренная личностная тревожность43Умеренная личностная тревожность1554Высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность47Высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личностьm41,5Умеренная личностная тревожность44,2Умеренная личностная тревожность

Как видно из результатов таблицы 2.1, можно констатировать у подростков умеренный уровень личностной тревожности. У подростков-мальчиков был обнаружен показатель 41,5 баллов. У подростков-девочек было набрано 44,2 балла по шкале личностная тревожность. 

Рисунок 2.1 - Результаты исследования личностной тревожности у подростков (по Ч. Спилбергу) 

Как видно из результатов исследования, половых различий обнаружено не было. Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной деятельности <#"justify">Как видно из таблицы 2.2 у девочек наиболее выражена такая сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» как показатель конфликтность - как (21).

Конфликтность личности определяется комплексным действием факторов:

·психологических (особенностей темперамента, уровня агрессивности, психологической устойчивости и саморегуляции, актуального эмоционального состояния, социально-психологических установок и ценностей, отношения к оппоненту, компетентности в общении и др.);

·социальных (особенностей условий жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры и др.).

Таким образом, конфликтность личности-интегративный комплексный показатель и характеристика личности, тесно связанная с сугубо психологическими и прежде всего личностными предпосылками. 

Таблица 2.3 - Результаты исследования по методике «личностная агрессивность и конфликтность» у мальчиков

№Сумма баллов по шкалам» наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный балл показатель позитивной агрессивности субъектаСумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъектаСумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности1121123210141739112549718510142261311227111019812121991211251018142211114221211618131210281416122415201525m12,410,821,9

Как видно из таблицы 2.3 у девочек наиболее выражена такая сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» как показатель конфликтность - как (21,9). 

Рисунок 2.2 - Результаты исследования по методике «личностная агрессивность и конфликтность» 

Ряд - девочки; 2 ряд - мальчики.

На графике видно, что значимых различий по половому признаку также обнаружено не было. 

Таблица 2.4 - Результаты исследования по методике «склонность к отклоняющему поведению» у девочек

№Шкала установки на социально-желательные ответыШкала склонности к преодолению норм и правилШкала склонности к аддиктивному поведениюШкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведениюШкала склонности к агрессии и насилиюШкала волевого контроля эмоциональных реакцийШкала склонности к деликвентному поведениюШкала принятия женской социальной роли10,50,881,130,8810,6311,25201,131,862,132,251,631,861,1330,131,131,251,131,7511,251,5401,291,861,292,711,712,141,1350,51,631,130,50,880,881,131,3860,251,251,51,6320,751,750,6370,131,1322,52,631,752,250,2580,381,131,3811,630,881,131,38901,572,282,573,141,852,860,63100,380,881,51,131,380,881,251,51110,50,130,50,860,630,51,631211111,381,251,381,38130,360,3610,510,630,51,751410,50,130,50,860,630,51,63151,250,630,750,630,380,380,751,75m0,41,11,21,21,61,01,31,2

Как видно из таблицы 2.4 наиболее выраженным показателем у подростков-девочек является «Шкала склонности к агрессии и насилию», которая набрала 1,6 балла. Менее всего выражена «Шкала волевого контроля эмоциональных реакций» 1,0.

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении. Данные свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемых девочек. Показатели, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций. 

Таблица 2.5 - Результаты исследования по методике «склонность к отклоняющему поведению» у мальчиков

№Шкала установки на социально-желательные ответыШкала склонности к преодолению норм и правилШкала склонности к аддиктивному поведениюШкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведениюШкала склонности к агрессии и насилиюШкала волевого контроля эмоциональных реакцийШкала склонности к деликвентному поведению10,861,571,291,572,141,141,7120,571,571,860,711,1411,5731,140,861,5711,710,861,4340,291,1411,8621,431,7150,861,571,431,711,5721,5760,571,431,861,8621,292,2971,57121,431,7111,5781,141,291,141,571,860,291,1490,431,430,860,861,710,290,71100,290,861,292,292,141,141110,431,432,142,43111,43120,7111,141,571,290,430,86130,570,861,861,71221,2914022,5722,291,7121501,712,432,432,571,7120,61,31,61,61,81,11,4

Как видно из таблицы 2.5 наиболее выраженным показателем у подростков-мальчиков является «Шкала склонности к агрессии и насилию», которая набрала 1,8 балла. Менее всего выражена «Шкала волевого контроля эмоциональных реакций» 1,1.

Данные свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемых. Показатели, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.

Также можно характеризовать мальчиков как людей с предрасположенностью испытуемых к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.

Также данные свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях. 

Рисунок 2.3 - Результаты исследования по методике «склонность к отклоняющему поведению» у подростков 1 Ряд - девочки; 2 ряд - мальчики. 

Сравнивая показатели подростков мальчиков и девочек, видно, что основные различия в показателях отклоняющегося поведения обнаружены по таким шкалам как: шкала склонности к аддиктивному поведению и шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Так у мальчиков выше данные показатели, что подтверждает общепризнанное мнение, что мужской пол более склонен к девиантному поведению в подростковом возрасте.

Далее проведем математическое исследование взаимосвязи тревожности и агрессивности с девиантными наклонностями. 

2.3 Статистический анализ полученных результатов 

С целью статистической проверки гипотезы исследования, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (математическая обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы Windows Statistica 6.0).

Метод ранговой корреляция Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Степень, сила или теснота корреляционной связи определяется по величине коэффициента корреляции.

Сила связи не зависит от ее направленности и определяется по абсолютному значению коэффициента корреляции. Максимальное возможное абсолютное значение коэффициента корреляции r=1,00; минимальное r=0. 

Таблица 2.3. Результаты корреляционного анализа

ШкалыШкала установки на социально-желательные ответыШкала склонности к преодолению норм и правилШкала склонности к аддиктивному поведениюШкала склонности к агрессии и насилиюШкала волевого контроля эмоциональных реакцийШкала склонности к деликвентному поведениюЛичностная тревожность0,3354320,2391510,1893210,5349250,348010,58320Показатель позитивной агрессивности субъекта-0,434320,38355*0,2384330,3295230,634260,18932показатель негативной агрессивности субъекта0,4602810,2812600,3402740,23024*0,253220,23843обобщенный показатель конфликтности0,432394-0,32923-0,453622-0,380532-0,35831-0,53310* значимая корреляционная связь. 

Итак, видно, что были обнаружены следующие значимые корреляционные связи:

. Между шкалой «Показатель позитивной агрессивности субъекта» и шкалой «Шкала склонности к преодолению норм и правил», была обнаружена положительная корреляционная связь (r=0,38, при p<0,05), это значит, что чем выше показатель позитивной агрессивности субъекта, тем выше показатель склонности к преодолению норм и правил у подростков;

. Между шкалой «Показатель негативной агрессивности субъекта» и шкалой «Шкала склонности к агрессии и насилию», была обнаружена положительная корреляционная связь (r=0,38, при p<0,05), это значит, что чем выше показатель позитивной агрессивности субъекта, тем выше показатель склонности к агрессии и насилию у подростков;

. Между шкалой «Личностной тревожности» и шкалой «Шкала склонности к преодолению норм и правил», была обнаружена положительная корреляционная связь (r=0,23, при p<0,05), это значит, что чем выше личностная тревожность у подростков, тем выше склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

Итак, исходя из результатов математической обработки данных, можно четко утверждать, что личностные черты подростков взаимосвязаны с показателями девиантного поведения. Это в свою очередь подтверждает гипотезу исследования. 

2.4 Психолого-педагогические пути коррекции девиантного поведения 

Из анализа научной литературы[2, 3, 7, 15, 16, 17], а также на основе анализа экспериментальных исследований проведенных в рамках данной курсовой работы были разработаны цели, задачи и рекомендации по коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте.

Цель психолого-педагогической коррекционной работы с трудным подростком - это оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала.

Главная задача коррекционной работы с трудным подростком - это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:

. Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения.

. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).

. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.

. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего, лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.

Условиями реализации данного принципа являются:

стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;

формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;

постоянное внимание к положительным поступкам ученика;

проявление доверия к ученику;

формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;

оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;

учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;

проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему; - приобщение педагогом ученика к добру и доброте;

защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;

формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.

Условиями реализации данного принципа являются следующие:

учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;

координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;

обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;

учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);

коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.

В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:

воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;

воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;

все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.

Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

оценка изменений индивидуальных качеств ученика;

выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;

учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;

предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;

поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;

постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.

Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;

выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;

стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;

подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху - залог успешной жизни в дальнейшем;

не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;

нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итак, становится понятно, что нашему обществу требуются неконфликтные подростки с допустимым уровнем агрессии. Неконфликтные подростки доставляют значительно меньше проблем окружающим и производят впечатление гармонично развитых самотождественных личностей.

Это может означать, то, что личность вступила в стабильную фазу своего развития, равновесие между собственным внутренним миром и окружающей социальной средой достигнуто или его нарушение довольно быстро восстанавливается, чему способствует гибкое поведение в конфликте.

В результате исследования, были обнаружены следующие значимые корреляционные связи: 1. между шкалой «Показатель позитивной агрессивности субъекта» и шкалой «Шкала склонности к преодолению норм и правил», была обнаружена положительная корреляционная связь; 2. между шкалой «Показатель негативной агрессивности субъекта» и шкалой «Шкала склонности к агрессии и насилию», была обнаружена положительная корреляционная связь; 3. между шкалой «Личностной тревожности» и шкалой «Шкала склонности к преодолению норм и правил», была обнаружена положительная корреляционная связь.

Итак, исходя из результатов математической обработки данных, можно четко утверждать, что личностные черты подростков взаимосвязаны с показателями девиантного поведения. Это в свою очередь подтверждает гипотезу исследования.

Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены причины отклоняющегося поведения, общая характеристика подросткового возраста, типы отклоняющегося поведения, была организована и проведена диагностика подростков.

Исходя из этого, можно заключить, что цель и задачи, поставленные в начале курсовой работе, были успешны достигнуты. Исходя из анализа данных полученных в ходе диагностической процедуры, гипотеза имела эмпирическое подтверждение, хотя и затрагивает только социальный аспект, а именно взаимодействие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил...

Проблемы девиантного поведения у детей подросткового возраста.

Девиантное поведение подростков - распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное ...

Девиантное поведение как патологическая проблема подросткового возраста.

Основная крайняя проблема подросткового возраста – это девиантное поведение, то есть отклоняющееся от нормы поведение подростка....

"Девиантное поведение в подростковом возрасте"

На сегодняшний день работа классного руководителя с подростками «группы риска» является актуальной проблемой в связи с тем, что в образовательных учреждениях постоянно растёт число детей д...

Девиантное поведение в подростковом возрасте

Актульные проблемы в подросткового возраста....