СЕМИНАР «Создание условий для социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ СПЦ №5»
учебно-методический материал на тему

Шевелева Татьяна Аликовна

Целью и задачами проведения семинара является  обсуждение актуальных вопросов обеспечения успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ГКОУ СПЦ №5; обмен опытом в области социализации  детей-сирот в новых условия;  выявление проблем в данной сфере, в том числе связанных с несовершенством законодательства, и определение путей их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сахалинский политехнический центр № 5»

с.Горнозаводск

СЕМИНАР

«Создание условий для социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ СПЦ №5»

   Подготовила

социальный педагог

Т.А.Шевелева

Целью и задачами проведения семинара является  обсуждение актуальных вопросов обеспечения успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ГКОУ СПЦ №5; обмен опытом в области социализации  детей-сирот в новых условия;  выявление проблем в данной сфере, в том числе связанных с несовершенством законодательства, и определение путей их решения.

Часто обучающиеся сироты не готовы к самостоятельной жизни и, в первую очередь, к трудовой деятельности. Они слабо заинтересованы в получении профессии, не умеют реально оценивать свои возможности и добиваться поставленной цели, недостаточно владеют навыками самообслуживания и распоряжения денежными средствами.

  • Их социально-психологическийстатус характеризуется:
  • Позицией иждивенчества, неумением самостоятельно решать жизненные проблемы, в особенности материального плана;
  • неразвитымсоциальныминтеллектом;
  • завышеннойили заниженной самооценкой;
  • низкимуровнем социальнойкомпетентности;
  • неспособностью к сознательному выбору своей судьбы, сниженным уровнем активности;
  • перегруженностью отрицательным жизненным опытом, негативными ценностями и образцами поведения;
  • повышеннойвнушаемостью.

  • Для реализацииработыс молодежью,пережившейнелегкоедетство,

Нашем учреждении  разработана  Программа сопровождения обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период адаптации в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Сахалинский политехнический центр №5», которая включает в себя 5 основных разделов.

  • Я;
  • Я и общество;
  • Я и профессия;
  • Я и моя будущая семья
  • Я и моё здоровье

Их содержание направлено на освоение важнейших ролей воспитанниками личности, гражданина, профессионала и семьянина, определение своей жизненной позиции, жизненных целей и планов, формирование убеждения в том, что человек сам выбирает свой жизненный путь.

Социализация  обучающихся не возможна без приобщения их к основным культурным традициям нашей страны. Поэтому в программу внесен блок культурно – массовая работа. В этом блоке нашли отражение мероприятия, направленные на расширение кругозора обучающихся.

  • Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем.

  • Социализация  ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

Объективным компонентом является собственно деятельность личности, Субъективным - отношение личности к данной деятельности.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является также общение. Для воспитанника учреждения круг общения и его содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи

Условия социализации сирот резко отличаются от условий социализации детей из семей. Это состояние приводит к ряду негативных последствий не только на эмоциональном уровне личности, но и на уровне поведенческого развития. Но, как хорошо известно, именно собственный жизненный опыт(а также наблюдение за жизненным опытом других)–главный механизм социализации личности.

  • Ожидаемы результаты от реализации программы:

создание условий для более полного социального становления и самореализации обучающихся сирот; решение проблемы трудоустройства выпускников центра, их социальной адаптации в обществе, предупреждение преступности; повышение качества жизни и социальной защищенности обучающихся сирот; создание благоприятной среды для обучающихся сирот в целях достижения        личного и профессионального успеха; обеспечение условий для временного проживания обучающихся сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения; повышение учебной и профессиональной мотивации обучающихся сирот; увеличение числа обучающихся сирот, трудоустроенных по полученным профессиям, специальностям; снижение уровня социальных девиаций среди обучающихся сирот; увеличение числа обучающихся сирот, успешно адаптированных в новых социальных условиях.

Несмотрянапринимаемыемеры,проблемысоциализации обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – сироты) в условиях образовательного учреждения, естественного вхождения их в современное общество остаются.

  • В ходе реализации программы возникают  некоторые трудности. Вот наиболее типичные из них:

1. Нам приходится сталкиваться  с тем, что у многих обучающихся детей-сирот ограниченный словарный запас: они не знают значение многих слов, узко понимают некоторые понятия, часто используют жаргонные слова и выражения. В ходе занятий они открывают для себя значение не только таких новых понятий, как «жизненное самоопределение», «смысл жизни», но и достаточно распространенных слов и выражений(«что-то не клеится», целеустремленный, обязательный человек, призвание и т.п.). При проведении занятий важно всегда уточнять, все ли слова понятны воспитанникам, записывать новые слова на доске, повторять несколько раз новые слова для лучшего запоминания.

2. Студенты из числа детей-сирот часто не умеют выражать свои мысли, у них отсутствуют навыки рефлексии, от чего затруднено проведение аналитических упражнений, подведение итогов занятий. И в то же время они обязательны для выполнения. Наша задача - начать развивать аналитические навыки, способствовать развитию разговорной, правильной с точки зрения этики, речи у ребят.

3. Несмотря на кажущуюся уверенность в себе воспитанников, их некоторую заносчивость, эти молодые люди крайне обидчивы и ранимы. Одно случайно сказанное слово может запомниться им навсегда, стать причиной отказа от дальнейшего сотрудничества с вами. Будьте осторожны со словами!

4. Проблемой может стать и чрезмерная замкнутость и агрессивность некоторых детей-сирот в силу прошлого опыта, возраста, характера. Ошибкой будет, если ведущий начнет требовать раскрыться, высказаться, или, наоборот, будет игнорировать «трудных подростков». Ситуация изменится лишь  тогда, когда подростки будут уверены в ведущем, в его словах, авторитете, в целом в конфиденциальности групповой работы.

5. Представления воспитанников о реальном социуме часто неглубоки, неконкретны и неустойчивы. Кроме того, многие ребята пассивны в познании чего-либо нового. Важно убедить их в важности этих занятий, вовлечь, заинтересовать.

6. В процессе изучения тем, касающихся государственных гарантий в отношении выпускников детских интернатных учреждений, акцентируйте внимание ребят на их обязанности. Очень часто воспитанники слышат лишь то, что хотят услышать, запоминают лишь, то, что им обязаны дать, не обращая внимание на условия предоставления гарантий, обязанности выпускников интернатных учреждений.

  • Тем не менее социализация не возможна без  психологического и социально-педагогическогосопровожденияобучающихся в ГБПОУ СПЦ №5.

Социальное сопровождение направлено на создание таких условий, которые способствуют повышению социального статуса обучающегося, формируют его социальный опыт, способствуют решению проблем,  связанных с получением жилья, обустройством быта, организацией санаторно-курортного лечения, выплатой пособий и стипендий, организацией питания и отдыха, охраной и защитой прав.

Психологическое сопровождение подразумевает наличие социально-психологических условий для развития личности обучающегося и  включает изучение индивидуальных личностных особенностей обучающихся, проведение коррекционно-развивающей работы, индивидуальное и групповое консультирование, профилактику поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, формирование активной гражданской позиции, положительной мотивации к обучению и будущей профессиональной деятельности. Разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития обучающегося, определяются условия его успешного обучения и будущей профессиональной деятельности.

Педагогическое сопровождение обеспечивает педагогические условия для самореализации личности обучающегося, предполагает систематическое отслеживание динамики успеваемости в процессе профессионального обучения. В образовательном пространстве ГБПОУ СПЦ №5 создана система направленная на оказание помощи обучающимся в овладении знаниями, умениями, навыками, профессиональными и общими компетенциями в процессе обучения, формирование у них коммуникативных, организаторских навыков, ценностного отношения к выбранной профессии, навыков бесконфликтного поведения в любой ситуации.

В центре имеются:

  • Все необходимые учебные помещения;
  • Медицинский кабинет;
  • Столовая;
  • Спортивный зал;
  • Библиотека книжный фонд составляет 10 350 экземпляров (на сумму 2 649 268 руб. 40 коп.). Оформлена подписка на периодические издания на сумму 71 053 рубля. На базе библиотеки работает книжная передвижка, позволяющая в полном объеме использовать библиотечный фонд и фонд подписных изданий обучающимся проживающим в общежитии центра;
  • Общежитие, рассчитанное на 52 места.

Учебно-материальная база центра позволяет использовать ИКТ в образовательно-воспитательном процессе: современные компьютеры, мультимедиа проекторы, интерактивные доски, электронные тренажеры, электронные учебники.

Таким образом, социализация обучающихся из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и  деятельности, которая в свою очередь состоит из:

  • Социальной готовности;
  • Трудовой готовности;
  • Морально-волевой (психологической) готовности;
  • Физической готовности.

Качества обучающегося из числа детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

Положительные

Отрицательные

Заботливый

Имеет вредные привычки

Справедливый

Потребительское отношение

Обаятельный

Иждивенчество

Щедрый

Неопределенность

Верный

Ничего не делание

Милосердный

 Агрессивность

Внимательный

Несдержанный

Трудолюбивый

Раздражительный

Общительный

Несоблюдение гигиенических навыков

Лень

Неряшливость

Несоблюдение правил проживания

Лживость

Бестактность

Нетерпимость

Неряшливость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в...

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...