АДАПТИРОВАННАЯ коррекционно-развивающая программа «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
календарно-тематическое планирование по теме

Бодрова Ирина Владимировна

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  и интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_programma.docx73.36 КБ

Предварительный просмотр:

АДАТИРОВАННАЯ

коррекционно-развивающая программа                           «Сенсорное развитие» для обучающихся  с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и    множественными нарушениями

по СИПР (вариант II)

Составитель:

Педагог-психолог Бодрова И.В.


Содержание программы:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………….………....3
  2. Календарно -тематическое планирование……………………….……………………….....6
  3. Содержание  программы……………………………………………………………………10
  4. Литература, использованная для разработки программы……………..…… …….…...…13
  5. Приложение 1………………………………………………………………………...............14
  6. Приложение 2 …………………………………………….………………………………….23


Пояснительная записка

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  и интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года  № 273;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.

- Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью.

- Коррекционно – развивающей программы  «Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью» Маллер А.Р., Цикото Г.В. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Сравнительно недавно в отечественной дефектологии дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития рассматривались как «необучаемые» с позиции эффективности их включения в организованную учебную среду, что, как известно, на многие десятилетия сформировало у общества негативные стереотипы относительно всех лиц с умственной недостаточностью. Ошибочное понимание «обучаемости» как способности индивида осваивать академические (школьные) знания, быть равным по ментальным свойствам своим сверстникам с сохранным здоровьем – нанесли невосполнимый социальный, нравственный и правовой урон нескольким поколениям детей-инвалидов и их семьям.

Отношение в современном обществе к образованию таких детей отражено в Стандарте образования: «Стандарт направлен на обеспечение: …максимального расширения доступа обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям».

Цели программы:  

  1.  обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное    систематическое воздействие на различные анализаторы.
  2. помочь ребенку овладеть доступными знаниями;
  3. подготовить к простейшим видам (доступным для него) учебной деятельности, формировать умения коллективной работы под контролем и с помощью учителя;  

привлечь  родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.

Задачи программы:

формирование эмоционального контакта со взрослым, направленности на сотрудничество с ним;

развитие психомоторики и сенсорных процессов;

речевое развитие;

формирование психолого-педагогических знаний и умений родителей (лиц, их заменяющих), повышение  воспитательской компетентности.

Основные направления работы: 

–формирование         знаний         сенсорных         эталонов.                                                                                – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта

- изучение (диагностика) уровня развития детей.

- консультативная помощь родителям.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции 

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные         эмоции.
         Рабочая программа включает следующие
разделы:

1. «Развитие зрительного восприятия»

2. «Развитие слухового восприятия»

3.«Развитие кинестетического и кинетического восприятия»

4. «Развитие восприятия формы, величины и цвета»

5. «Развитие восприятия запаха и вкуса»

6. «Развитие восприятия пространства и времени»

7. «Развитие моторики и графомоторных навыков».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои  ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Данный принцип наглядно демонстрируется в содержании представленных разделов.

Основной формой организации учебного процессаявляется коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов (см. Приложение 1). Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально. Занятия проводятся во вторую половину дня, продолжительность занятий 15—20 минут. Количество часов, предусмотренных учебным планом – 99 часов в учебном году (3 часа в неделю).

Возможные результаты освоения программы по сенсорному развитию:

  • Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
  • Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
  • Знание основных цветов радуги.
  • Знание  геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
  • Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
  • Умение составлять предмет из 2—3 частей.
  • Способность различать речевые и неречевые звуки.
  • Умение соотносить звук с его источником.
  • Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
  • Знание частей суток и названий дней недели.
  • Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
  • Способность узнавать продукт по вкусу.
  • Способность различать объект по запаху.
  • Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).
  • Способность согласовывать свои действия и движения.
  • Способность опосредовать свою деятельность речью.

Методы и средства оценки результативности программы

(методы исследования и контроля)

Диагностируемые

характеристики

Психодиагностические методики (см. Приложение 2)

Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций

-упражнения на оценку статистического и динамического равновесия;

-упражнения на оценку моторики рук;

-тесты зрительно-моторной координации.

Зрительно восприятие

-упражнения на оценку зрительного восприятия

Слуховое восприятие

-упражнения на оценку развития слухового восприятия

Восприятие формы, величины, цвета

-упражнения на оценку способности к различению формы;

-упражнения на оценку способности воспринимать величину;

-тесты цветоразделения.

Тактильные ощущения

-упражнения на оценку тактильных ощущений

Пространственно-временное восприятие

-упражнения на оценку пространственной ориентировки;

-упражнения  на оценку восприятия времени

Критерии оценки умений и навыков обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития».В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно - перцептивной сферы. Эту диагностика помогает мне разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика (см. Приложение 2).


Календарно-тематическое планирование курса

«Сенсорное развитие» в первом классе

(3 часа в неделю, всего 99 часов)

№ п/п

тема

кол-во часов

I четверть

24

1

Диагностика детей для определения уровня развития  сенсорных процессов.

6

Развитие моторики и графомоторных навыков.

2

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога («Попади в цель», «Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой)

2

3

Формирование чувства равновесия («Дорожка следов», повороты, стойка на одной   ноге)

1

4

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п.)

2

5

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика («Гнездо», «Замок», «Фонарики»,«Флажок», «Очки», «Бинокль»)

2

6

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Играем со шнуровками («Чудо-пуговица», «Ботиночки»)

1

7

Играем с мелкими предметами (колечко «су-джок», мячик-ёжик, счетные палочки, мелкаямозайка)

1

8

Играем с предметами («Прикрепи прищепки», «Подбери крышку», «Найди игрушку в сухом бассейне», «Перебираем крупу»)

2

9

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

3

10

Одевание и раздевание кукол.

1

11

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, крючков на одежде.

1

Кинестетическое и кинетическое развитие.

12

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

1

13

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.), различными по температуре, фактуре, вязкости.

1

II четверть

24

14

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

1

15

Адекватная реакция на давление на поверхность тела.

1

16

Адекватная реакция на положение тела (вертикальное, горизонтальное).

1

17

Адекватная реакция на положение частей тела.

1

18

Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

1

19

Различение материалов по характеристикам (температура,фактура,влажность и др.)

1

20

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется».

1

21

Движения и позы верхних и нижних конечностей.

1

22

Движения и позы головы по показу.

1

23

Выразительность движений. Имитация повадок зверей.

1

Развитие зрительного восприятия.

24

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.

2

25

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него.

1

26

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горозонтали, по вертикали, по кругу, вперед, назад).

1

27

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

1

28

Узнавание и различение цвета объекта.

2

Развитие слухового восприятия.

29

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии.

1

30

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

1

31

Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником.

1

32

Различение речевых и неречевых звуков. Дидактическая игра «Зоопарк».

1

33

Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

1

Восприятие пространства и времени.

34

Ориентировка на собственном теле («Наше тело», «Какая сторона?»)

2

III четверть

27

35

Движение в заданном направлении в пространстве («Где находится…», «Куда едет машина?»)

1

36

Ориентировка в помещении. Определение расположения предметов в помещении

1

37

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.)

1

38

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

2

39

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

2

40

Расположение предметов на листе бумаги («Фишка», «Рисунок»)

1

41

Сутки. Части суток. Упражнения на графической модели «Сутки»

1

42

Последовательность событий (смена времени суток)

1

43

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

1

44

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели (упражнение в стихах)

2

45

Дидактическая игра «Веселая неделя»

1

Восприятие формы, величины и цвета.

46

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур ("Поймай игрушку", "Спрячь игрушку","Найдиокошко","Что катится, а что нет").

3

47

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом («Посмотри вокруг»)

2

48

Группировка предметов и их изображений по форме.

2

49

Дидактическая игра «Подбери похожие…»

2

50

Работа с геометрическим конструктором («Собери дом»)

2

51

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало».

1

52

Различение предметов по величине («Спрячь шарик», пирамидка, матрешки)

1

IV четверть

24

53

Сравнение двух предметов по высоте и длине («Отличия», «Противоположности»)

2

54

Сравнение двух предметов по ширине и толщине.

1

55

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

2

56

Знакомство с основными цветами («Радуга»)

2

57

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

1

58

Различение и обозначение основных цветов («Раскрась фигуры», «Нарисуй сам»)

2

59

Рисуем пальчиковыми красками.

2

60

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале («Составь картинку»)

2

Восприятие запаха и вкуса.

61

Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.

1

62

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

1

63

Узнавание продукта по вкусу.

1

64

Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

1

65

Диагностика детей для определения уровня развития  сенсорных процессов.

6

Содержание программы

Раздел 1. Развитие зрительного восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

- фиксация взгляда на лице человека;

- фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете;

- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;

-прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);

-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

Далее следует работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

- узнавание и различение цвета, формы и величины объекта;

- сравнение и группировка предметов по одному или более признакам.

Раздел 2. Развитие слухового восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;

- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;

-локализация неподвижного удаленного источника звука.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-соотнесение звука с его источником;

-нахождение объектов, одинаковых по звучанию;

-различение речевых и неречевых звуков.

Раздел 3. Развитие кинестетического и кинетического восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;

-адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;

-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;

-адекватная реакция на давление на поверхность тела;

-адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное),

-адекватная реакция на положение частей тела.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);

-согласованность действий и движений разных частей тела;

-целенаправленность и выразительность движений.

Раздел 4. Развитие восприятия формы, величины и цвета

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

- фиксация внимания на форме предмета;

- фиксациявнимания на цвете предмета;

- фиксациявнимания на величине предмета;

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-различение объектов по форме (круглый, квадратный);

-различение объектов по величине (большой, маленький);

-различение объектов по цвету (основные цвета радуги);

Раздел 5. Восприятие запаха и вкуса.

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

-адекватная реакция на запахи;

-адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-различение объектов по запаху;

-узнавание продукта по вкусу;

-различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Раздел 6. Развитие восприятия пространства и времени

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

- фиксация внимания на разных частях тела (левая, правая);

- фиксациявнимания на расположении предмета (вверху, внизу, под, над, справа, слева и т.д.);

- знакомство с понятиями «части суток», «дни недели».

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

- различение частей тела (левая нога, правая рука, колено, локоть, пятка, щека и т. д.);

- выполнение действий по инструкции (повернуться назад,  дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.)

- использование моделей частей суток, дней недели.

Раздел7. Развитие моторики и графомоторных навыков

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • фиксация внимания на ощущениях при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;
  • фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела;
  • фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  • выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы, прищепки и т.д.);
  • выполнение действий со спортивными снарядами (мячом, обручем и т.д.)
  • использование по назначению карандаша, ручки, кисточки и т.д.

Список литературы

  1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с  тяжелыми и множественными нарушениями развития.-М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2010.
  2. Вайзман Н.П. Психомоторика детей – олигофренов. – М. 1976.
  3. Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоровляющие учебные игры. – СПб – 2001
  4. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. 1988.
  5. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. – М. 1980.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
  7. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.,1998.
  8. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников./ Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 1989 .
  9. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей  старшего дошкольного возраста. – М.  2004.
  10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.-СПб.:Речь,2006.
  11. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных  учреждений VIII вида.-М.: Просвещение,2009.
  12. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений - М.: Книголюб, 2007.
  13. Мозговой В.М. О некоторых условиях формирования сложных  двигательных  навыков у умственно отсталых школьников. -  Ж. «Дефектология» №2, 1972.
  14. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями: Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра / Под ред. A.M. Царева. – Псков, 1999.
  15. Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2000.
  16. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка.-М.: Просвещение, 1985.
  17. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1 – с. 66-75
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ №1599 от 19.12.2014.
  19. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.

Приложение 1

Обучающие игры, упражнения и медиаресурсы, способствующие сенсорному развитию

п/п

Разделы программы

Игры и игровые упражнения

Медиаресурсы (видеоматериалы собраны на диске, сайт (http://www.igraemsa.ru) является разрешенным к использованию в ОУ).

1.

Развитие моторики и графомоторных навыков.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, удары об пол, о стену,  кидание мяча друг другу.

Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Ходьба по дорожке следов, по нарисованной линии, прыжки на одной и двух ногах, повороты направо и налево по показу учителя.

Бег на коленках (четвереньках), ползание под натянутой веревкой.

Пальчиковая гимнастика:   «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.  «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика. «Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить. «Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед. «Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. Д.  «Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.  «Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).  «Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

Упражнения с предметами: 1) составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник, машина); 2) тренажеры-шнуровки «Чудо пуговица»3) нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; 4) сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); 5) застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков; 6) завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;7) надевание и снимание колечка су-джок (массаж пальца); 8) комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);       9) прикрепление бельевых прищепок;  10) нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;   11) катание мячей-ежиков (с шипами).

Обучающий ролик:    «Пальчиковые игры».

2.

Кинестетическое и кинетическое восприятие.

  Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует и т. д. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.

Игры на восприятие предметов в движении: игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем в море, играем на берегу и др.); передача по кругу воображаемого предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.

Игры на восприятие команды в движении:
«Стоп-сигнал» — остановка по одному сигналу, а по другому сигналу изменение направления движения.  «Сделай как я и замри» - ребенку показывают позы другим ребенком или взрослым, он должен принять такую же позу. «Выразительные движения» — поднять тяжелый чемодан: корпус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены вниз;— брать в руки поочередно то очень холодный, то очень горячий предмет: резко отдергивать протянутую руку;— нести в руках легкий пакет;— показать движениями, что на улице жарко или холодно.

  «Зоопарк»      Каждый ребенок изображает какого-либо животного.

 Игры на восприятие роли в движении:
     
«Иголка и нитка» — один ребенок (иголка) бегает, меняет направление движения, темп, использует дополнительные движения; остальные дети (нитка) детально повторяют все его движения.

"Море волнуется "– учитель произносит фразу: «Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!» В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот выбывает из игры.

«Чудесный мешочек»   В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, предметы домашнего обихода и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Что в мешочке?»Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Рядом в блюдцах лежат образцы наполнителя, ребенок должен соединить образцы с соответствующим мешочком.

Обучающий ролик: «Утренняя зарядка для детей».

Детский сайт «Играемся»: игры для малышей, логические игры «Мягкое- твердое», «Холодное- горячее».

3.

Зрительное восприятие.

Игры с фонариком «Где зажегся огонек?»,«Путешествуем вместе». Учитель включает фонарик в разных частях комнаты, ребенок должен найти место, куда светит фонарик. Учитель перемещает огонек фонаря на разные предметы в комнате, ребенок глазами «передвигается» вместе с огоньком.

 Игры с воздушными шарами «Не дай шарику упасть!» Дети подкидывают шарик (или шарики), чтобы он не опустился на пол.

«Что изменилось?» Перед детьми раскладываются 5-7 различных предметов, один ребенок отворачивается, предметы меняются местами (как вариант что-то убирается или добавляется), ребенок определяет разницу.

«Найди отличия» Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различия (3-5 различий), они должны найти эти различия.

«Найди половинку» Перед детьми выкладываются изображения предметов, разрезанные пополам. Дети должны найти и соединить половинки. Вариант усложнения «Разрезанные картинки», где изображение разрезано на 2-4 части (или сложить картинку из кубиков).

«Сложи узор» Дети выкладывают по образцу узор, предложенный педагогом (используя различные геометрические фигуры, счетные палочки, кубики, мозайку, конструктор и т.д.)

«Незаконченные изображения» Детям предлагается внимательно посмотреть на картинки и найти то, что художник забыл нарисовать.

«Наложенные изображения» Ребенку показывают 3-5 контурных изображений, наложенных друг на друга. Необходимо найти и назвать все изображения.

«Точечные изображения» Ребенку предъявляют изображения предметов, выполненные в виде точек. Он должен их узнать и назвать.

«Найди тень» Ребенку предлагается рисунок предмета и карточки теней. Необходимо найти подходящую тень предмета. Вариант задания в напечатанном виде – соединить стрелками изображение предмета и его тень.

Видео: «Гимнастика для глаз».

Детский сайт «Играемся»: игры для малышей, логическая игра «Букет цветов»; игры на внимание и память «Лесная прогулка», «Найди белочек», «Звери в лесу», «Бабочки», «Пасхальные яйца»;

игры на логику и мышление «Матрешки», «Подбери носок», «Собери чашку», «Где чья тень?».

4.

Слуховое восприятие.

«Откуда звук?» Ребенок закрывает глаза, учитель звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук.

«Угадай инструмент» Детям предлагаются разные музыкальные инструменты (бубен, дудочка, маракас, труба, трещетки, барабан и т.п.), дается возможность послушать и поиграть на них. Затем ребенок закрывает глаза, учитель предлагает послушать звук инструмента, ребенок отгадывает.

«Найди пару» В одинаковые коробочки раскладываются небольшие предметы (камушки, песок, бусины, скрепки, семечки) так, чтобы одинаковый наполнитель был в двух коробочках. Ребенок должен найти парные коробочки, ориентируясь только на звук при встряхивании.

«Повтори» Учитель производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить. Как вариант игры учитель показывает звучание музыкального инструмента – ребенок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещеток, маракас, свистка и т.п.)

«Танцуй - замри»  Учитель включает различную танцевальную музыку, дети должны двигаться под музыку или танцевать, как только музыка замолкает, дети должны сесть на стульчики и не двигаться.

«Жмурки» Водящий с завязанными глазами должен задеть кого-нибудь из игроков. Все игроки хлопают в ладоши и пытаются уйти от водящего. Кого задели – меняются с водящим.

Видео: «Звуки природы (журчание ручья и пение птиц)».

Детский сайт «Играемся»: познавательные игры «Чей голос? В лесу», «Чей голос? На ферме»

5.

Восприятие пространства и времени.

«Покажи правильно» Педагог на кукле показывает разные части тела. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, колено, локоть, пятка, щека и т. д.).

«Укрась елку» Детям раздается изображение елки и вырезанные украшения для елки (звезда, разноцветные шарики, шишки, коробка с подарками). Они должны по инструкции учителя украсить елку (наверху прикрепите звезду, под елочкой поставьте коробку с подарками, вверху справа повесьте желтый шарик и т.д.)

«Я – водитель» Детям раздаются изображение перекрестка и маленькая игрушечная машинка. Они должны проехать по перекрестку на машинке, следуя указаниям учителя и поворачивая в нужном направлении.

«Следопыт» Дети должны найти в комнате спрятанную игрушку, следуя устным указаниям учителя (повернуться назад,  дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.)

«Муха» Детям раздают листы бумаги, на котором изображено поле для игры в «Крестики-нолики» (9 квадратов). В центр садим муху (фишка), которая будет двигаться по нашей инструкции по квадратикам (вверх, вниз, влево, вправо). Каждый шаг проверяем и озвучиваем.

«Снежинки прилетели» Дети украшают комнату снежинками, следуя инструкциям педагога (приклей снежинку слева от доски, справа от двери, вверху доски, внизу окна, рядом со шкафом и т.д.)

«Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево.

Для закрепления понятия «Части суток» дети собирают модель частей суток, разрезанную на 4 части (в форме круга). Для закрепления понятия «Дни недели» дети собирают модель дней недели, разрезанную на 7 частей.

Обучающие ролики: «Части тела для детей», «Части суток», «Паровозик Чух-Чух и дни недели».

Детский сайт «Играемся»: игры для малышей, логическая игра «Ближе – дальше».

6.

Восприятие формы, величины, цвета.

Упражнения на восприятие формы предметов:

«Найди предмет указанной формы» Детям раздают картинки с изображениями разных предметов и выкладывают по очереди разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Дети показывают предметы соответствующей формы. Можно использовать натуральные предметы, разложив их на столе, предоставить образцы геометрических фигур, дети выбирают предметы соответствующей формы. Как вариант усложнения можно использовать напечатанные на одном листе фигуры и изображения предметов, которые нужно соединить линиями.

«Рассели по домикам» Детям предлагают разложить по домикам карточки разных геометрических фигур (10-15 штук). На крыше каждого дома нарисована фигура, которая там живет. Как вариант усложнения задания можно использовать фигуры, которые отличаются не только формой, но и цветом, и размером.

«Какая фигура лишняя?» Ребенку предлагают наборы из 4 геометрических фигур (например 3 круга и 1 треугольник). Необходимо убрать лишнюю фигуру. Как вариант усложнения можно использовать фигуры разного цвета и размера, но обращать внимание на то, чтобы 1 фигура не получилась лишней по цвету или форме.

«Сложи фигуры по образцу» Ребенку предлагают наборы из плоских или объемных геометрических фигур и образцы конструкций. Он должен найти подходящие фигуры и сложить их по образцу (цветочек, елочка, снеговик, домик, замок, башня и т.д.).

Упражнения на восприятие величины предметов:

«Выложи в ряд» Детям предлагают наборы предметов, различных по размеру (палочки, кубики, мячики, машинки и т.д.) 7-10 штук. Ребенок должен их расположить в порядке возрастания или убывания. Вариант усложнения – предметы могут быть разного цвета и формы.

«Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга в порядке возрастания (или убывания). В конце игры предлагается детям выстроиться по росту самостоятельно.

«Спрячь в коробку» Детям предлагают 5коробок, различных по размеру и 5игрушек, которые могут войти в эти коробки. Необходимо разложить игрушки по коробкам, ориентируясь на их размер.

«Пирамидка» Дети строят пирамидку из 5-7 колец. В качестве усложнения задания можно разобрать колечки из 2-3 пирамидок и все перемешать.

«Матрешки» Дети собирают матрешек из 3-4 частей. В качестве усложнения разбираются 2-3 разные матрешки и все перемешиваются.

Упражнения на восприятие цвета предметов:

«Какого цвета предмет?» На столе выкладываются разноцветные предметы (8-10 штук) и ребенку дают карточки с образцами цветов. Ребенок должен сгруппировать предметы по цвету.

«Сложи радугу» Приготовить цветные дуги, полоски радуги разрезаны пополам. Половинку радуги складывает учитель, вторую половинку ребенок самостоятельно.

«Собери бусы» Ребенок должен разложить цветные кружочки (фишки) в той последовательности, как на образце.

«Склеиваем вазу»  Ребенку даются половинки цветных ваз, он должен их правильно соединить. Вариант усложнения задания – предлагаются вазы близких по оттенку цветов.

«Укрась елку» Детям предлагают изображение елки и разноцветные шары. По инструкции учителя ребенок берет цветной шар и украшает елку («Возьми голубой шар и повесь его вверху елочки»).

«Раскраски» Дети могут раскрашивать изображения по инструкции учителя или самостоятельно.

Обучающие мультфильмы: «Учим цвета с веселой песенкой», «Паровозик Чух-Чух и плоские геометрические фигуры», «Паровозик Чух-Чух и объемные геометрические фигуры».

Детский сайт «Играемся»: игры для малышей, игры про цвета (7 игр на все цвета радуги); игры про формы «Круг», «Квадрат», «Треугольник», «Прямоугольник»; логические игры «Большой-маленький», «Выше-ниже», «Шире-уже»; игры на логику и мышление: «Пирамидка», «Русские матрешки», «Подарки от Деда Мороза».

7.

Восприятие запаха и вкуса.

«Определи предмет по запаху» На столе разложены  разные предметы: кофе, огурец, колбаса, хлеб, лук, цветок, мыло. Дети нюхают эти предметы, затем с закрытыми глазами угадывают предмет по запаху.

«Баночки с сюрпризом» На столе стоят непрозрачные баночки с крышками, в которых собраны разные пахучие вещества (ванилин, кусочек свежей булки, дольки апельсина, кусочек подгнившей картофелины, очищенные дольки чеснока, несколько капель лекарства (раствор йода или зеленки), цветок и т.п.). Баночки разделите на 2 группы: с приятным и плохим запахом (сначала учитель показывает, как можно нюхать запах в баночке). После выполнения упражнения выясняем, что можно есть, а что нет.

«Съедобное-несъедобное» Перед детьми выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы.

«Узнай предмет на вкус» Ребенок закрывает глаза, пробует маленький кусочек (хлеба, яблока, огурца, лимона) и отгадывает предмет (показывая или называя его).

Обучающий мультфильм:

«Лунтик и его друзья-182 серия. Аромат»

Детский сайт «Играемся»: игры для малышей, логические игры «Съедобное-несъедобное».

Приложение 2

Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей

1.Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций.

Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

  • Оценка статического равновесия: сохранить равновесие в течение не менее 6—8 секунд (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
  • Оценка динамического равновесия: преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

Оценка ручной моторики:

  • выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
  • координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

  Тесты зрительно-моторной координации:

  • срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
  • выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета.

2.Оценка зрительного восприятия.

  • узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
  • узнавание контурных изображений (5 изображений);
  • узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
  • выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

3.Оценка слухового восприятия.

  • воспроизведение несложных ритмических рисунков;
  • определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
  • определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

4.Оценка восприятия формы, величины, цвета.

   Тесты цветоразличения

  • раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
  • называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

       Различение формы

группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

       Восприятие величины

  • раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
  • ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

5.Оценка тактильных ощущений.

  • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
  • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

6.Оценка пространственно-временного восприятия.

Оценка пространственного восприятия:

  • показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
  • выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
  • конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

Оценка восприятия времени: с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?»). Если ребенок не говорит, то необходимо строить беседу по сюжетным картинкам с изображением частей суток, времен года и просить ребенка показывать соответствующую картинку.

Оценка результативности обучения строго индивидуальная, с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика. Критерии оценки отражают степень самостоятельности в выполнении задания:

0 баллов  - нет продвижения, «действие не выполняет»;

1 балл - минимальное продвижение,  «пассивно участвует в выполнении действия», «выполняет с существенной помощью педагога»;

2 балла – среднее, «выполняет с незначительной помощью педагога»

3 балла – значительное, «выполняет действие самостоятельно».

Методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.

«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития».  В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Эту диагностика помогает мне разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика.

В основе методики «Карта наблюдений» лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:

1. Сенсорно-перцептивная сфера.

• Восприятие цвета.

• Восприятие формы и величины.

• Ориентация в пространстве.

2.  Внимание.

3.  Память.

4.  Мышление.

5. Речь.

• Понимание обращенной речи.

• Внятность речи.

• Лексический строй речи    

6.  Представление о себе. Творческие проявления.

7. Эмоционально-волевая сфера.

• Импульсивность — рефлексивность.

• Тревожность — спокойствие.

• Агрессивность — миролюбие.

• Положительная мотивация учебной деятельности.

• Положительная мотивация трудовой деятельности.

• Тенденция к самостоятельности.

• Тенденция к ответственности.

• Тенденция к целенаправленным действиям.

8.  Психомоторное развитие.

• Мелкая моторика рук.

• Общая координация движений.

• Мимика.

9. Социально-бытовая ориентация.

• Сформированности навыков самообслуживания.

• Социально-бытовое ориентирование.

10.  Учебные навыки.

11.  Трудовые умения и навыки.

12. Коммуникативность.

Уровни оценки по шкалам

От 0 до 2 — низкий уровень состояния и развития функции.

От 3 до 5 — средний уровень состояния и развития функции.

От 6 до 8 — высокий уровень состояния и развития функции.

От 9 до 10 — очень высокий уровень состояния и развития функции.

Критерии оценки по шкалам

1. Сенсорно-перцептивная сфера

Наблюдается и оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны (цвет, форму, величину, направления в пространстве и пр.), их свойства и отношения.

Низкий уровень (0-2). Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.

Средний уровень (3—5). Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.

Высокий уровень (6—8). Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.

Очень высокий уровень (9—10). Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенситивность) к цвету — полутонам и оттенкам, форме — гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.

В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состояния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слуховой, вкусовой и обонятельной чувствительности.

Восприятие цвета

Оценка:

«0» — полностью выключенная сенсорная система.

«1» — ребенок воспринимает мир в цвете.

«2» — ребенок понимает разницу между цветами.

«3» — ребенок узнает и различает 4 основных цвета — красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно, какой это цвет).

«4» — ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-цветного ряда.

 «5» — ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.

«6» — ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.

«7» — ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки — оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.

«8» — понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.

«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.

Восприятие формы и величины

Оценка:

«0» — полностью выключенная сенсорная система.

«1» — ребенок не понимает различие предметов по форме и величине.

«2» — ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности.

«3» — ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.

«4» —ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различает понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.

«5» — ребенок может зрительно узнавать и называть форму предметов (круг, квадрат, треугольник) в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов (3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одинаковые по величине.

«6» — ребенок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.

«7» — ребенок может различать и называть сложные формы — овал, многоугольник. Знает объемные формы — цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать, из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.

«8» — соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятельности понятию о форме и величине.

«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.

Ориентация в пространстве

Оценка:

«0» — полностью выключенная сенсорная система.

 «1» — ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).

«2» — ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди-сзади, справа-слева), не использует эти понятия в своей деятельности.

«3» — ребенок знает какое-либо одно пространственное направление.

«4» — ребенок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.

«5» — ребенок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигаться в этом направлении.

«6» — ребенок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади — шкаф, справа — окно, слева — дверь).

«7» — ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.

«8» — соответствует свободному ориентированию в пространстве.

«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...

Статья выступление на педсовете" Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной про

Статья выступление на педсовете "Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов о...

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями

Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей - инвалидов, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса "Сенсорное развитие" ля обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вари...