коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
рабочая программа по теме

Бодрова Ирина Владимировна

Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей - инвалидов, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno_razvivayushchaya_programma.docx68.78 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ

коррекционно-развивающая программа для обучающихся  с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями

по СИПР (вариант II)

для  ученицы 1 класса

Новиковой Александры

на 2017 – 2018 учебный год

Составитель:

Педагог-психолог Бодрова И.В.


Содержание программы:

1. Пояснительная записка…………………………………………………….………....3

2. Учебно-тематический план. ……………………….…………………………..….....6

3. Методическое обеспечение программы……………………………………………26

4. Литература, использованная для разработки программы……………………..…28


Пояснительная записка

Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей – инвалидов направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни,  на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.                                                                                            

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:                            - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»            от 29 декабря 2012 года № 273.                                                                                                                                                        - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.                                                  - Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью.          

  - Психолого-педагогической программы: «Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умственной отсталостью».  Автор: Вайнштейн Ирина Владимировна, Комарова Наталья Леонидовна, Панова Лариса Иннокентьевна.

            Эта программа направлена на развитие физических и творческих навыков общения, а также личностных качеств здоровых и больных детей.

Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей - инвалидов, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.

Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:

Обучающие:

  • Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательно уровня;
  • Коррекция и развитие когнитивной сферы детей;
  • Обучение навыкам самоконтроля, умения действовать по сигналу;
  • Формирование положительной учебной мотивации;

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей детей с ОВЗ;
  • Способствовать личностному развитию;
  • Способствовать развитию взаимоуважения, взаимодоверия, сочувствия;
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков, а также личностных качеств;

Воспитательные:

  • Формирование атмосферы, способствующей адаптации детей, чьи возможности ограничены;
  • Познание и воспитание собственной личности ребенка посредством межличностного общения;
  • Воспитание чувства терпимости;
  • Воспитание интереса к совместной деятельности;
  • Воспитание уважения к товарищам, к взрослым, к самому себе
  • Воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;

Отличительные особенности программы.

Опыт и анализ работы показывает, что детям с ОВЗ, не посещающими учебные заведения, не хватает того комплекса мероприятий и занятий, которые бы способствовали всестороннему развитию каждого ребенка.

Специалистами в области психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов было отмечено, что изменение психики больных  детей вызваны не только нарушениями внутренних условий организма под влиянием болезни, но главным образом из-за депривации – обеднения  эмоциональной жизни ребенка по причине сниженных возможностей  и ограниченного круга общения. Следовательно, нормализация психических процессов, расширение их жизненного пространства и как можно более полная адаптация в обществе в дальнейшем в большой степени определяется внешним воздействием. При работе по данной программе учитывается разная степень заболевания, понимания и усвоения материала, замедленный темп усвоения информации,  предусматривается работа по организации досуговой деятельности, развитию творческих способностей, формированию атмосферы, способствующей адаптации и интеграции детей с ОВЗ, познанию и воспитанию собственной личности.

Направленность программы: коррекционно-развивающая.

Программа реализуется в четыре блока.

Первый блок включает в себя диагностику и формирование группы.

Второй включает в себя 7 основных разделов:  (Раздел 1. Изучение личности ребенка с  ОВЗ; Раздел 2. Адаптация ребенка в социуме; Раздел 3. Мотивационная и волевая сфера; Раздел 4. Развитие познавательных процессов и сенсорики; Раздел 5. Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия); Раздел 6. Развитие речи и коммуникативных навыков; Раздел 7. Креативность).

Третий блок – диагностика в середине года.

Курс занятий завершается четвертым блоком, в который входит повторная диагностика детей с целью оценки эффективности программы.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

При работе по данной программе учитывается разная степень заболевания, понимания и усвоения материала, замедленный темп усвоения информации,  предусматривается работа по организации досуговой деятельности, развитию творческих способностей, формированию атмосферы, способствующей адаптации и интеграции детей с ОВЗ, познанию и воспитанию собственной личности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 7 до 18 лет.

Дети с различными диагнозами: детский церебральный паралич (ДЦП), органическое поражение головного мозга и  ЦНС, задержка психомоторного и речевого развития, эпилепсия.

Режим занятий

Занятия проходят  2 раза в неделю. Продолжительность занятия 35-40 минут. Программа реализуется в течении учебного года. Общее количество часов в год: 1 год обучения -66.

Прогнозируемые результаты и способы проверки:

Структура  диагностического обследования состоит из трех срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч), в середине и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).

Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента воспитанников от общего количества детей в группе, которые улучшили показатели от начала к концу совместной работы.

Общей целью применяемых методов диагностики является определение актуального эмоционального состояния ребенка, оценка проявлений агрессивного поведения. Для получения данных сведений использовались следующие методики:

- проективная методика «Несуществующее животное»;

- Проективная методика «Кактус»;

- Методика «Корректурная проба»;

- Методика «Запоминание 10 слов» Лурия А.Р.;

- Тест Э.Ф. Замбицявичена;

 - Тест школьной тревожности Филлипса;

- методика «Дорисовывания фигур» Дьяченко О.М.;

- тест агрессивности (опросник Почебут Л.Г.);

- Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.;

- Опросник для родителей для выявления тревожности и агрессивности Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.;

- Игровая методика для педагогов и родителей «Где чье место?» (исследование воображения);

- Методика изучения творческого воображения «Круги»;

- Опросник адаптации для детей и родителей;

Ожидаемый  результат:

В  связи с тем, что  многие    дети     в      силу      своих      психофизических возможностей    не могут  освоить   в  полном   объеме тот   или иной предмет, мы можем говорить только о предполагаемых результатах обучения.    В  результате   целенаправленной      деятельности     на   занятиях  по   развитию  психомоторики и сенсорных процессов воспитанники могут научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать   описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.

Ожидаемые  результаты работы с родителями:

  1. Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.
  2. Расширение сферы психологических знаний родителей  о развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Название темы

Количество часов

всего

теоретические

практические

1

Раздел 1. Адаптация ребенка в социуме

3

3

6

2

Раздел  2. Развитие познавательных процессов и сенсорики

5

13

18

3

Раздел 3. Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

5

15

20

4

Раздел  4. Развитие речи и коммуникативных навыков

2

13

15

5

Изучение личности ребенка с ОВЗ

0

7

7

Итого:

15

51

66


Содержание тем

Тема

Содержание

Часы

Формы работы

Методическое обеспечение

Изучение личности ребенка с ОВЗ

Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии

1

Упражнения на знакомство, адаптацию, на развитие волевой сферы, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение

Адаптация ребенка в социуме

1. Приветствие.

2. Игра «Давай познакомимся»;

3. Игра «Штирлиц»;

4. Игра «Канон»;  

5. Игра «Три стихии»;

6. Упражнение на расслабление «Сотвори в себе солнце»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

Упражнения на знакомство, адаптацию, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление, беседа, обсуждение

Мяч, музыкальное сопровождение, клубок цветной нитки

Адаптация ребенка в социуме

1. Приветствие;

2. Упражнение «разбуди дух»;

3. Игра «ты мне нравишься»;

4. Игра «Кто кем будет»;

5. Игра «Будь внимателен»;

6. Упражнение на релаксацию «Волшебный цветок добра»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

Упражнения на знакомство, адаптацию, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление, беседа, обсуждение

Мяч, музыкальное сопровождение

Адаптация ребенка в социуме

1. Приветствие;

2. Упражнение «Расскажи мне о себе»;

3. Упражнение «Театр прикосновений»;

4. Игра «Гротеск»;

5. Упражнение «Тихие и громкие голоса»;

6. Упражнение на релаксацию «Путешествие на облаке»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

Упражнения на знакомство, адаптацию, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление, беседа, обсуждение

Мяч, музыкальное сопровождение

Адаптация ребенка в социуме

1. Приветствие;

2. Упражнение «только вместе»;

3. Игра «Запретное движение»;

4. Игра «Кто есть кто? Что есть что?»;

5. Игра «подмигалы»;

6. Упражнение на релаксацию «У моря»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

Упражнения на знакомство, адаптацию, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление, беседа, обсуждение

Мяч, музыкальное сопровождение, мелки для рисования или листы газет

Адаптация ребенка в социуме

1. Приветствие;

2. Игра «Превращение в животных»;

3.  Игра «Кто есть кто? Что есть что?»;

4. Игра «Все вместе»;

5. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»;
6. Упражнение на расслабление «Золотая рыбка»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

Упражнения на знакомство, адаптацию, на развитие волевой сферы, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
3. Задание «Назови предметы»
4. Задание «Раскрась правильно»
5. Упражнение: « Четыре стихии»
6. Задание  «Развитие мелкой моторики»
7. Упражнение: «Цветок настроения»
8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление.на развитие внимательности, мышления, памяти

Бумага, кружки из цветной бумаги, клей

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»;
3. Задание «Домик»;
4. Задание «Разрезные картинки»;
5. Упражнение «Кто летает?»
6. Задание «Корректурная проба»;
7. Упражнение: «Цветок настроения»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление, на развитие внимательности, мышления, памяти

Бумага, ручка.цветные карандаши.

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»;
3. Задание «Домик»;
4. Задание «Разрезные картинки»;
5. Упражнение «Кто летает?»
6. Задание «Корректурная проба»;
7. Упражнение: «Цветок настроения»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление,  на развитие внимательности,  мышления, памяти

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики ;
3. Задание «Треугольники»;
4. Задание  «Найди и вычеркни»;
5. Упражнение: «Назови и проверь постукиванием»;
6.Задание «Кто точнее нарисует?»;
7. Упражнение: «Цветок настроения»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление,  на развитие внимательности,  мышления, памяти

Музыкальное сопровождение, цветная бумага, клей

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»;
3. Задание  «Выполни по образцу»;
4. Игра «Маленький жук»;
5. Задание «Раскрась правильно»;
6. Задание «правый» и «левый»;
7. Игра «Водители»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Музыкальное сопровождение, бланки корректурной пробы, разрезанные картинки, картинки

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений»;
3. Задание «Выполни команду»;
4.Задание «Какого цвета»;
5. Задание «Цветные полоски»;
6. Задание «Раскрась правильно»;
7. Задание «Соблюдай правило»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Музыкальное сопровождение, бланки корректурной пробы, разрезанные картинки, картинки

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений»;
3. Задание «Выполни команду»;
4.Задание «Какого цвета»;
5. Задание «Цветные полоски»;
6. Задание «Раскрась правильно»;
7. Задание «Соблюдай правило»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Бланки «Найди и вычеркни», треугольники из цветной бумаги

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»;
3. Задание  «Найди ошибку»;
4. Задание «Определи фигуру»;
5. Задание «Копирование точек»;
6. Задание «Геометрические фигуры»;
7. Задание «Конкретизация понятий»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Бланки картинок для повторения картинки, раскраски

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветсствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»;
3. Задание «Графический диктант»;
4. Психогимнастика «Ручеек»;
5. Задание «Пять предметов»;
6. Задание  «Ежи»;
7. Упражнение: « Четыре стихии»;
8. Задание «Телеграфисты»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Раскраски, тетрадь для работы, ручка, карандаш

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветсствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»;
3. Задание «Графический диктант»;
4. Психогимнастика «Ручеек»;
5. Задание «Пять предметов»;
6. Задание  «Ежи»;
7. Упражнение: « Четыре стихии»;
8. Задание «Телеграфисты»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Раскраски, тетрадь для работы, ручка, карандаш

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»;
3. Задание  «Сосчитай правильно»;
4. Задание «Продавец и покупатель»;
5. Упражнение «Будь внимателен!»;
6. Задание «Смысловой ряд»;
7. Задание «2 слова»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Фигуры из цветного картона, предложения с ошибками, бланки с изображением точек,

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»;
3. Задание  «Сосчитай правильно»;
4. Задание «Продавец и покупатель»;
5. Упражнение «Будь внимателен!»;
6. Задание «Смысловой ряд»;
7. Задание «2 слова»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Тетради в клетку, мелкие предметы, платок, бумага, ручка, цветные карандаши

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение: « Четыре стихии»;
3. Задание «Не пропусти слог»;
4. Задание «Телеграфисты»;
5. Задание «Не пропусти растение»;
6.Задание 4. «Продолжи узор»;
7. Задание «Поиск закономерностей»;
8. Игра «Маленький жук»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Тетради в клетку, мелкие предметы, платок, бумага, ручка, цветные карандаши

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Игры на развитие различных групп мышц «Кораблик»;
3. Задание «Запомни свою позу»
4. Задание «Лабиринт»;
5. Упражнение «Пусть всегда будет…»;
6. Задание «Найди одинаковые»;
7. Задание «Запомни сочетание фигур»;
8. Упражнение на дыхание «Моем стекла»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Бланки «лабиринт», тетрадь, ручка, карандаш, геометрические фигуры из картона

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Игры на развитие различных групп мышц «Кораблик»;
3. Задание «Запомни свою позу»
4. Задание «Лабиринт»;
5. Упражнение «Пусть всегда будет…»;
6. Задание «Найди одинаковые»;
7. Задание «Запомни сочетание фигур»;
8. Упражнение на дыхание «Моем стекла»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Бланки «лабиринт», тетрадь, ручка, карандаш, геометрические фигуры из картона

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. «Гимнастика» (мобилизация, готовности к деятельности);
3. Задание «Повтори за мной»;
4. Задание «Подсчитай правильно»;
5. Задание «Повтори цифры»;
6. Разминка «Покажи чувства руками»;
7.Задание «Найди путь»;
8. Задание «Не пропусти цифру»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Бланки с лабиринтом, мяч, бланки с картинками одинаковых картинок

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Сова»;
3. Задание «Съедобное  –  несъедобное»;
4. Задание «Корректурная проба»;
5. Задание «Что получилось?»;
6. Задание «Запомни и найди»;
7. Задание «Штриховка»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Бланки с лабиринтом, мяч, бланки с картинками одинаковых картинок

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Сова»;
3. Задание «Цветная сказка»;
4. Задание «Найди одинаковые»;
5. Задание «Подбери картинки»;
6. Упражнение «Красавица и чудовище»;
7. Задание  «Стук –  стук»;
8. Задание «Знакомая буква»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Тетради в клетку, ручка, цветные карандаши

Развитие познавательных процессов и сенсорики

1.Приветствие;

2. Игры для тренировки правого полушария: «Цветные квадраты»;

3. Игры для тренировки левого полушария: «Найди ошибку»;

4. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - влажное - мокрое, т.д.); их словесное обозначение;

5. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Игра «Превращение в животных»;

3.  Игра «Кто есть кто? Что есть что?»;

4. Игра «Все вместе»;

5. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»;
6. Упражнение на расслабление «Золотая рыбка»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

Упражнения на знакомство, адаптацию, на развитие волевой сферы, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Игра «Паровозик с именем»;

3. Игра «Потерялся мальчик(девочка)»;

4. Игра «Поем имя»;

5. Игра «Ветер шепчет имя» «Рисунок имени»;

6. Упражнение «Снежный ком»;

7. Упражнение «Ласковое имя»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение, одно шерстяное одеяло

Изучение личности ребенка с ОВЗ

1. Приветствие;

2. Игра  «Дотронься до...»;

3. Игра «Клубочек»;

4. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»;

5.  Игра «Заяц-хваста»;

6. Упражнение «Я люблю»;              

7. Игра «Все-некоторые-только я»;

8. Упражнение «Паутинка»;          

9. Рисунок «Какой Я»;

10. Рефлексия

11. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение, тематические картинки, пустые коробки из-под обуви.

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Игра-упражнение«Сказочные зайцы»;

3. Игра «Хоровод сказочных героев»;

4. Игра «Загадай загадку»;                  

5. Игра «Сказочный поезд»;          

6. Игра «Почему грустит Дюймовочка»;                                         7. Игра «Спаси принцессу»;              

8. Игра «Придумай сказку»;

9. Игра «Когда герои были маленькими»;                                    10. Игра «Перевоспитание»;            

11. Игра «Снятие чар»;                                

12. Игра «Сказка в помощь»;                      

13. Игра «Доброе дело»;

14. Рефлексия

15. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение, шарф

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Этюд «Маме(папе) улыбаемся»;

3. Игра «Найди свою маму (папу)»;

4. Упражнение «Имя моей мамы (папы)похоже…»;

5. Игра «Угадайка»;                            

6. Игра «Родители и дети»;

7. Упражнение «Я люблю свою семью»;                                         8. Игра  «Хочу-не хочу»;

9. Рефлексия

10. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «Зеркало»;

3. Игра «Клоун Тяп-Ляп»;

4. Рисунок  «Оживи  кружочки»;

5. Упражнение «Салют»;              

6. Игра «Комната смеха»;

7. Игра «Моя улыбка похожа на …»;                                                  8. Игра «Вспоминалки»;                  

9. Игра «Разноцветные шары»;

10. Рефлексия

11. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление

Клубок, зеркало,  музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «Зеркало»;

3. Игра «Тух-тиби-тух»;

4. Упражнение «Цирк»;                      

5. Упражнение «Стоп, кулак!»;

6. Игра «Оживи картинку»;

7. Игра «Не хозяин своих чувств»;

8.  Упражнение  «Обзывалки – стоп»;

9.  Игра «Акулы-рыбки»;                  

10. Игра «Превращаем Танечку, превращаем Ванечку»;

11. Этюд «Злой принц»;

12. Упражнение «Прогони злость»;

13.  Упражнение «Победитель злости»;

14. Упражнение  «Коврик злости»;

15. Упражнение «Мешок с капризками»;

16. Рефлексия

17. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление

Картинки, загадки, бумага, ручка,  музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Игра «Выбиваем пыль»;

 3. Упражнение «Зеркало»;

4. Игра «Прогони Бабу Ягу»;

5. Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»;

6.  Упражнение «Театр»;

7. Игра «Темная комната»;

8. Игра «Грустная Темнота»;

9. Упражнение «Победим страх»;

10. Упражнение «Посмеемся над страхами»;

11. Упражнение «Однажды…»;

12. Рисунок «Мой страх»;

13. Рефлексия

14. Ритуал прощания

1

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление

Фотографии родителей

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии

1

Опрос, беседа, тестирование, наблюдение.

Тетради, бланки

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Наши эмоции»

1. Приветствие;

2. Упражнение «Зеркало»;

3. Упражнение «Выбери такое же настроение»;

4. Этюд «Разные настроения»;

5. Игра «Облако»;

6. Упражнение «Пальцы»;

7. Упражнение «Мусорное ведро»;

8. Упражнение «Стаканы с настроением»;

9. Игра «Хозяин чувств»;

10. Упражнение «Волшебные стулья»;

11. Рефлексия

12. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Картинки с ошибками

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Мы так похожи»  

1. Приветствие;

2. Упражнение «Чем я похож на соседа справа»;

3. Игра «Обезьянки»;

4. Игра «Люблю ― не люблю»;

5. Игра «Превращения»;

6. Упражнение «Разные, но похожие»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Круги из цветной бумаги, маски животных

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Мальчики и девочки»

1. Приветствие;

2. Игра «Мальчик или девочка»;

3. Игра «Какие девочки-какие мальчики»;                                    4. Игра «Девочки и мальчики умеют»;                         5. Упражнение «Я люблю»;                        

6. Упражнение «Я мама(папа)»;        

7. Упражнение «Мама делает, папа делает»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

1

Упражнение на расслабление, на снятие тревожности

Бумага, фломастеры, ручка, музыка.

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Средства общения» (слово, жесты, мимика)

1. Приветствие;

2. Игра «Покажи руками»;  

3. Игра «Походки»;

4. Игра «Расскажи стихи руками»;

5.  Этюды: «Это я! Это мое!», «Тише!», «До свидания!»;

6. Упражнение «Ребята и зверята»;

7.  Упражнение «Пантомима»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

1

Упражнение на расслабление, на снятие тревожности

Бумага, фломастеры, ручка, музыка.

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Правила общения»

1. Приветствие;

2. Упражнение «Необычное приветствие»;

3. Упражнение «Как вести себя во время разговора»;                             4. Этюд «Я слушаю друга»;                

5. Игра «Без слов»;

6. Игра «Лишнее слово»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

1

Упражнение на расслабление, на снятие тревожности

Бумага, ручка,

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Я умею быть доброжелательным»

1. Приветствие;

2. Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»;

3. Упражнение «Когда природа плачет»;

4. Упражнение «Стоп, кулак!»

5. Упражнение «Мягкое сердце»;

6. Игра «Мыльные пузыри»;              

7. Упражнение «Старенькая бабушка»;

8. Рефлексия

9.  Ритуал прощания

1

Упражнение на расслабление, на снятие тревожности

Мяч, повязка на глаза, музыка.

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

Я умею быть доброжелательным

1. Приветствие;

2. Игра «Мама и детеныш»;

3. Упражнение «Доброе слово медведю»;

4. Игра «Капризуля»;                          

5. Игра «Доктор Айболит»;

6. Рефлексия

7.  Ритуал прощания

1

Упражнение на расслабление, на снятие тревожности

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

Я учусь решать конфликты

1. Приветствие;

2. Игра «Злая Черная Рука»;

3. Игра «Хочукалки»;

4. Игра «Щекоталки»;

5. Игра «Кричалки-шепталки»;

6. Упражнение «Я хозяин своих чувств»;                                    7. Упражнение  «Обида-стоп»;

8.  Упражнение «Простучи обиду на барабане»;                           9. Упражнение  «Чтоб не обижаться, надо расслабляться»;

10. Упражнение «Поступки»;            

11. Игра «Упрямцы»;

12. Рефлексия;

13.  Ритуал прощания

1

психологические игры,арттерапевтические техники

Музыкальный трек, цветные и простые карандаши, листы бумаги,

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

Я умею преодолевать трудности

1. Приветствие;

2. Упражнение «Сделай неправильный рисунок из правильного»;                            

3. Игра  «Хочукалки», «Щекоталки», «Кричалки-шепталки»;

4. Упражнение «Мысли и настроение»;                                5. Упражнение  «Даже если, в любом случае…»;                        6. Упражнение  «Я справился»;

7. Игра «Лиса и еж»;                  

8. Игра  «Пчелы и змеи»;              

9. Игра  «Кто квакнул?»;                

10. Игра  «Цапля и лягушка»;        

11. Игра  «Два птенца»;

12. Упражнение «Слепой и поводырь»;

13. Упражнение «Противоречия»;

14. Игра «Говорю «да», говорю «Нет»»;

15. Рефлексия;

16.  Ритуал прощания

1

психологические игры,арттерапевтические техники, дыхательная гимнастика

Музыкальноесопровождеие, мяч, бумага, цветные карандаши

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

Я учусь решать конфликты

1. Приветствие;

2. Игра «Пизанская башня»;          

3. Игра  «Башни замка»;

4. Упражнение «Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Ты-лев», «Стойкий солдатик»;

5. Упражнение «Поступки»;

6. Рефлексия;

7.  Ритуал прощания

1

психологические игры, арттерапевтические техники

цветные и простые карандаши, листы бумаги, пластилин, цветные карточки с  разными рисунками.

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Я знаю, я умею, я могу!»

1. Приветствие;

2. Игра «Конкурс хвастунов»;          

3. Упражнение  «Я могу»;

4. Упражнение «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»;

5.  Игра «Заяц-хваста»;

6. Игра «Почему он так поступил?»;                                 7. Игра  «Компьютер и художник»;

8. Рефлексия;

9.  Ритуал прощания

1

психологические игры,арттерапевтические техники

Музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «Недружеский шарж»»;

3. Упражнение «Мешочек криков»;

4. Упражнение «Рубка дров»;

5. Упражнение «Листок гнева»;

6. Рефлексия;

7.  Ритуал прощания

1

Психологические игры на работу с гневом

Лист бумаги, карандаши, мешочек

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «Сигналы гнева»;

3. Упражнение «гнев на сцене»;

4. Упражнение «Посчитал до десяти и я решил»;

5. Рефлексия;

6.  Ритуал прощания

1

Психологические игры на обчучение самоконтролю

Музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «зЗнатоки чувств»;

3. Упражнение словарик «Страна чувств»;

4. Упражнение «Рассказы по фотографиям»;

5. Упражнение «Чувства на сцене»;

6.  Рефлексия;

7.  Ритуал прощания

1

Психологические игры на работу с чувствами

Фотографии, музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. пражнение «Слепой и поводырь»;

3. Упражнение «Словарик добрых слов»;

4. Упражнение «Пойми без слов»;

5. Упражнение «Критикуй не обижая»;

6. Рефлексия;

7.  Ритуал прощания

1

Психологические игры на развитие конструктивных навыков общения

Музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «Пилот и диспетчер»;

3. Упражнение «Попросись на ночлег»;

4. Упражнение Портрет агрессивного человека»

5. Рефлексия;

6.  Ритуал прощания

1

Психологические игры на развитие конструктвных навыков общения

Музыкальное сопровождение

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»

3. Коммуникативная игра «Паровозик»

4. Упражнение «Физкультминутка»

5. Упражнение «Не оступись»

6. Упражнение «Шаги»

7. Игра – оптимизатор: «Комплименты».1

8. Рефлексия;1

9.  Ритуал про1щания

1

психологические игры

набор скороговорок, музыкальное сопровождение

Развитие речи и коммуникативных навыков

1.  Приветствие1;

2. «Новости»;

3. Коммуникативная игра «Узнай по голосу»;

4. Физкультминутка «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»;

5. Упражнение «Волшебные круги»;

6. Упражнение «Птица, зверь, рыба…»;

7. Игра – оптимизатор:  «Давайте похлопаем»;

8. Рефлексия;

9.  Ритуал прощания

1

психологические игры, дискуссия

Музыкальное сопровождение

Развитие речи и коммуникативных навыков

 1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Игра-энергизатор: «Дружный поезд»;

4. Физкультминутка «Не ошибись»;

5. Упражнение  «Только веселые слова»;

6. Упражнение  «Сложи рисунок их фигур»;

7. Игра – оптимизатор: «Мир без тебя»;

8. Рефлексия;

9.  Ритуал прощания

1

психологические игры, арттерапевтические техники

фотографии людей, отражающие их настроение, музыкальное сопровождение

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»

3. Игра - энергизатор «Узнай, кто затейник»;

4. Упражнение Графический диктант «Волшебный карандаш»;

5. Подвижная игра: «Совушка»;

6. Упражнение «Придумай предложение»;

7. Упражнение «Разложи фигуры»;

8. Игра – оптимизатор: «Горячий стул»;

9. Рефлексия;

10.  Ритуал прощания

1

психологические игры

Музыкальное сопровождение, тетрадь, карандаш, ручка, цветные карандаши, геометрические фигуры из картона

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. «Приветствие»;

2. «Новости»;

3. Игра – энергизатор: «Хождение по бумаге»;

4. Упражнение Графический диктант «Волшебный карандаш»;

5. Подвижная игра: «Действуй по инструкции»;

6. Упражнение «Быстро найди»

7. Упражнение « Определи на ощупь»;

8. Игра – оптимизатор: «За что мы любим»;

9. Рефлексия;

10.  Ритуал прощания

1

психологические игры,  игры на развитие речи

Музыкальное сопровождение, бумага, тетрадь, ручка, цветной карандаш, карандаш, повязка для глаз

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. «Приветствие»;

2. «Новости»;

3. Игра – энергизатор: «Найди мяч»;

4. Упражнение Графический диктант «Волшебный карандаш»;

5. Подвижная игра: «Карлики и великаны»;

6. Упражнение  «Новое применение»;

7. Упражнение «Разложи правильно»;

8. Игра – оптимизатор: «Птенцы»;

9. Рефлексия;

10.  Ритуал прощания

1

психологические игры,  игры на развитие речи

Мяч, музыкальное сопровождение, тетрадь, карандаш

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Игра – энергизатор: «Узнайте друг друга»;

4. Упражнение «Зашифрованное послание или вышивание крестом»;

5. Подвижная игра: «Будь внимателен»;

6. Упражнение  «Хорошо-плохо»;

7. Упражнение на восприятие пространства

«Путешествие по странице»;

8. Игра – оптимизатор: «Представь»;

9. Рефлексия;

10.  Ритуал прощания

1

психологические игры,  игры на развитие речи

Тетради в клетку, фигуры вырезанные из цветной бумаги, ручка

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Игра – энергизатор: «Коровы, собаки, кошки»;

4. Упражнение  «Зашифрованное послание или вышивание крестом»;

5. Подвижная игра: «Три движения»;

6. Упражнение «Кто больше сочинит»;

7. Упражнение «Фотограф»;

8. Игра – оптимизатор: «Ласковое имя»;

9. Рефлексия;

10.  Ритуал прощания

1

психологические игры,  игры на развитие речи

Платок для глаз, тетрадь в клетку

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Игра – энергизатор: «Передай апельсин»;

4. Упражнение «Зашифрованное послание или вышивание крестом»;

5. Подвижная игра: «Запрещенное движение»;

6. Упражнение «Предложение-чайнворд»;

7. Упражнение  «Зачем и почему»;

8. Игра – оптимизатор: «Я люблю себя за то…»;

9. Рефлексия;

10.  Ритуал прощания

1

психологические игры,  игры на развитие речи

Тетради в клетку, ручка, фломастер

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Игра – энергизатор: «Разведчик»;

4. Упражнение  «16 клеток»

5. Подвижная игра: «Пожалуйста»;

6. Упражнение «Определи направление стрелок»;

7. Упражнение «Веселая история»;

8. Игра – оптимизатор: «Хочу быть…»;

9. Рефлексия;

10.  Ритуал прощания

1

психологические игры,  игры на развитие речи

Тетрадь, карандаш, цветные карандаши, картинки со стрелками.

Изучение личности ребенка с ОВЗ

Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии

1

Опрос, беседа, тестирование, наблюдение.

Тетради, бланки

Итого

66


Методическое обеспечение программы.

Формы, методы работы.

Занятия с детьми с ОВЗ проходят в форме игр с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные), этюдов, импровизаций, чтений художественных произведений, обсуждений, беседах, дискуссиях. Так же широко используется изобразительная деятельность, игры с реальными предметами, картинками, мозаикой, задания в тетради, дидактические игры, дыхательная гимнастика и проч.

Каждое занятие можно условно разделить на три этапа. Первый этап необходим для того, чтобы сплотить группу, настроить на занятия,  сформировать уверенное поведение, поднять самооценку. Занятие в группе начинается с ритуала приветствия. Он помогает снять напряжение, повысить интерес ребенка к занятию, настроить детей на совместную работу. Второй этап – собственно развивающий – содержит игры и упражнения для формирования и коррекции различных компонентов когнитивной сферы. Заканчивается занятие подведением итогов, обсуждением результатов работы детей, ритуалом прощания.

Представленная программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения выражается в том, что ведущий может заменять игры и упражнения, либо использовать дополнительные в зависимости от специфики группы. Варианты дополнительных техник и упражнений приведены в разделе «Копилка» тренера.

К основным методикам организации учебно-воспитательного процесса относятся:

1. Словесные: педагогическая оценка, поощрение, вопросы, указания, объяснение, пояснение, общение шепотом, рассказ, создание проблемной ситуации, проговаривание, эмоциональное восклицание, рекламная деятельность (Ребята, сегодня нас ждет…);

2. Наглядные: Наблюдение за предметом, за действием персонажа, реклама продукта предстоящей деятельности, приемы поощрения;

3. Игровые: дидактические игры, воображаемые ситуации в развернутом виде, игры с движениями, неожиданные звуковые сигналы, игры путешествия, игры-инсценировки, игры-драматизация;

4. Практические: поручения, помощь герою, помощь руководителю, забывчивый руководитель, ошибающиеся педагоги, упражнения(конструктивные, подражательные, творческие), показ работ друг другу, соревнование, «раскрыть тайну», загадки, загадывание слова, фокусы, эксперименты, опыты, исследовательские задачи, общение жестами.

Дидактический материал:

N п/п

Название

  1.  

Картотека на коррекцию и развитие мышления

Картотека на коррекцию и развитие памяти

Картотека на коррекцию и развитие воображения

Картотека на коррекцию и развитие мелкой моторики пальцев рук

Картотека пальчиковых гимнастик

Картотека на коррекцию и развитие внимания

Картотека дыхательных гимнастик

Игры на коррекцию внимания

Картотека минут релаксации

10 

Диагностический набор

11 

Набор картинок на диагностику мышления

12 

Разрезные картинки разной конфигурации

13 

Игра «Сравни и отличи»

14 

Набор геометрических форм и предметов

15 

Картотека с целью коррекции и развития эмоциональной сферы

16 

Набор картинок на диагностику пространственной ориентировки

17 

Карточки с целью профилактики глазных заболеваний обучающихся

18 

Карточки с целью изучения эмоциональных состояний человека

19 

Раздаточный материал

20 

Карточки для разбора проблемных ситуаций

21 

Карточки для изучения эмоций

Материально-технические условия.

  1. Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, компьютер.
  2. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
  3. Материалы для занятий: тетради в клетку 18 листов; цветные карандаши (12 цветов); краски; ручки шариковые; бумага для ксерокса.


Литература, использованная для разработки программы.

  1. Адаптационные занятия с первоклассниками / авт.- сост. С.И. Тукачева. – Волгоград : Учитель, 2012. – 76с.;
  2. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб.,1994.
  3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
  4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей./Под ред. проф. Т.Б. Филичевой.— М.:"Гном-Пресс",1999.—64с.
  5. Боскин Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.
  6. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов. – 2002. – №6 – с. 116-122.
  7. Игры, обучение, тренинг, досуг/ Под ред. Петрусинского. – М., 1994.
  8. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с
  9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: Просвящение, 19990.- 191 с.
  10. Коррекционно-развивающие занятия по снижению тревожности у младших школьников: Содержание занятий и методические рекомендации к их проведению /Сост. В. Пирогова. – Белгород, 2007)
  11. Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90 с
  12. Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театрализованные занятия с детьми 5- 9 лет. – СПб.: Ресь; М.: Сфера, 2011. – 160с
  13. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1999.
  14. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992.
  15. Наталья Юрьевна Борякова Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
  16. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
  17. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция /авт.-сост. Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012. – 143с
  18. Специальная дошкольная педагогика. Учеб. пособие для вузов /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  19. Щеткина Г.Ф.Основы обучения и воспитания детей с комплексными дефектами: Учебно-методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007.
  20. http://festival.1september.ru/articles/210412/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....

АДАПТИРОВАННАЯ коррекционно-развивающая программа «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  и интеллектуальными нарушениями) и предназначена...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Программа «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 7 класс.

Программа «Музыка и движение» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса "Сенсорное развитие" ля обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вари...