коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
рабочая программа по теме
Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей - инвалидов, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno_razvivayushchaya_programma.docx | 68.78 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ
коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
по СИПР (вариант II)
для ученицы 1 класса
Новиковой Александры
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель:
Педагог-психолог Бодрова И.В.
Содержание программы:
1. Пояснительная записка…………………………………………………….………....3
2. Учебно-тематический план. ……………………….…………………………..….....6
3. Методическое обеспечение программы……………………………………………26
4. Литература, использованная для разработки программы……………………..…28
Пояснительная записка
Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей – инвалидов направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273. - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014. - Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью.
- Психолого-педагогической программы: «Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умственной отсталостью». Автор: Вайнштейн Ирина Владимировна, Комарова Наталья Леонидовна, Панова Лариса Иннокентьевна.
Эта программа направлена на развитие физических и творческих навыков общения, а также личностных качеств здоровых и больных детей.
Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей - инвалидов, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:
Обучающие:
- Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательно уровня;
- Коррекция и развитие когнитивной сферы детей;
- Обучение навыкам самоконтроля, умения действовать по сигналу;
- Формирование положительной учебной мотивации;
Развивающие:
- Развитие творческих способностей детей с ОВЗ;
- Способствовать личностному развитию;
- Способствовать развитию взаимоуважения, взаимодоверия, сочувствия;
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, а также личностных качеств;
Воспитательные:
- Формирование атмосферы, способствующей адаптации детей, чьи возможности ограничены;
- Познание и воспитание собственной личности ребенка посредством межличностного общения;
- Воспитание чувства терпимости;
- Воспитание интереса к совместной деятельности;
- Воспитание уважения к товарищам, к взрослым, к самому себе
- Воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;
Отличительные особенности программы.
Опыт и анализ работы показывает, что детям с ОВЗ, не посещающими учебные заведения, не хватает того комплекса мероприятий и занятий, которые бы способствовали всестороннему развитию каждого ребенка.
Специалистами в области психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов было отмечено, что изменение психики больных детей вызваны не только нарушениями внутренних условий организма под влиянием болезни, но главным образом из-за депривации – обеднения эмоциональной жизни ребенка по причине сниженных возможностей и ограниченного круга общения. Следовательно, нормализация психических процессов, расширение их жизненного пространства и как можно более полная адаптация в обществе в дальнейшем в большой степени определяется внешним воздействием. При работе по данной программе учитывается разная степень заболевания, понимания и усвоения материала, замедленный темп усвоения информации, предусматривается работа по организации досуговой деятельности, развитию творческих способностей, формированию атмосферы, способствующей адаптации и интеграции детей с ОВЗ, познанию и воспитанию собственной личности.
Направленность программы: коррекционно-развивающая.
Программа реализуется в четыре блока.
Первый блок включает в себя диагностику и формирование группы.
Второй включает в себя 7 основных разделов: (Раздел 1. Изучение личности ребенка с ОВЗ; Раздел 2. Адаптация ребенка в социуме; Раздел 3. Мотивационная и волевая сфера; Раздел 4. Развитие познавательных процессов и сенсорики; Раздел 5. Эмоциональная сфера (страхи, тревожность, агрессия); Раздел 6. Развитие речи и коммуникативных навыков; Раздел 7. Креативность).
Третий блок – диагностика в середине года.
Курс занятий завершается четвертым блоком, в который входит повторная диагностика детей с целью оценки эффективности программы.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
При работе по данной программе учитывается разная степень заболевания, понимания и усвоения материала, замедленный темп усвоения информации, предусматривается работа по организации досуговой деятельности, развитию творческих способностей, формированию атмосферы, способствующей адаптации и интеграции детей с ОВЗ, познанию и воспитанию собственной личности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 7 до 18 лет.
Дети с различными диагнозами: детский церебральный паралич (ДЦП), органическое поражение головного мозга и ЦНС, задержка психомоторного и речевого развития, эпилепсия.
Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 35-40 минут. Программа реализуется в течении учебного года. Общее количество часов в год: 1 год обучения -66.
Прогнозируемые результаты и способы проверки:
Структура диагностического обследования состоит из трех срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч), в середине и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).
Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента воспитанников от общего количества детей в группе, которые улучшили показатели от начала к концу совместной работы.
Общей целью применяемых методов диагностики является определение актуального эмоционального состояния ребенка, оценка проявлений агрессивного поведения. Для получения данных сведений использовались следующие методики:
- проективная методика «Несуществующее животное»;
- Проективная методика «Кактус»;
- Методика «Корректурная проба»;
- Методика «Запоминание 10 слов» Лурия А.Р.;
- Тест Э.Ф. Замбицявичена;
- Тест школьной тревожности Филлипса;
- методика «Дорисовывания фигур» Дьяченко О.М.;
- тест агрессивности (опросник Почебут Л.Г.);
- Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.;
- Опросник для родителей для выявления тревожности и агрессивности Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.;
- Игровая методика для педагогов и родителей «Где чье место?» (исследование воображения);
- Методика изучения творческого воображения «Круги»;
- Опросник адаптации для детей и родителей;
Ожидаемый результат:
В связи с тем, что многие дети в силу своих психофизических возможностей не могут освоить в полном объеме тот или иной предмет, мы можем говорить только о предполагаемых результатах обучения. В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов воспитанники могут научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Ожидаемые результаты работы с родителями:
- Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.
- Расширение сферы психологических знаний родителей о развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ | Название темы | Количество часов | всего | |
теоретические | практические | |||
1 | Раздел 1. Адаптация ребенка в социуме | 3 | 3 | 6 |
2 | Раздел 2. Развитие познавательных процессов и сенсорики | 5 | 13 | 18 |
3 | Раздел 3. Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 5 | 15 | 20 |
4 | Раздел 4. Развитие речи и коммуникативных навыков | 2 | 13 | 15 |
5 | Изучение личности ребенка с ОВЗ | 0 | 7 | 7 |
Итого: | 15 | 51 | 66 |
Содержание тем | |||||
Тема | Содержание | Часы | Формы работы | Методическое обеспечение | |
Изучение личности ребенка с ОВЗ | Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии | 1 | Упражнения на знакомство, адаптацию, на развитие волевой сферы, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление | Мяч, музыкальное сопровождение | |
Адаптация ребенка в социуме | 1. Приветствие. 2. Игра «Давай познакомимся»; 3. Игра «Штирлиц»; 4. Игра «Канон»; 5. Игра «Три стихии»; 6. Упражнение на расслабление «Сотвори в себе солнце»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на знакомство, адаптацию, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление, беседа, обсуждение | Мяч, музыкальное сопровождение, клубок цветной нитки | |
Адаптация ребенка в социуме | 1. Приветствие; 2. Упражнение «разбуди дух»; 3. Игра «ты мне нравишься»; 4. Игра «Кто кем будет»; 5. Игра «Будь внимателен»; 6. Упражнение на релаксацию «Волшебный цветок добра»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на знакомство, адаптацию, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление, беседа, обсуждение | Мяч, музыкальное сопровождение | |
Адаптация ребенка в социуме | 1. Приветствие; 2. Упражнение «Расскажи мне о себе»; 3. Упражнение «Театр прикосновений»; 4. Игра «Гротеск»; 5. Упражнение «Тихие и громкие голоса»; 6. Упражнение на релаксацию «Путешествие на облаке»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на знакомство, адаптацию, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление, беседа, обсуждение | Мяч, музыкальное сопровождение | |
Адаптация ребенка в социуме | 1. Приветствие; 2. Упражнение «только вместе»; 3. Игра «Запретное движение»; 4. Игра «Кто есть кто? Что есть что?»; 5. Игра «подмигалы»; 6. Упражнение на релаксацию «У моря»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на знакомство, адаптацию, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление, беседа, обсуждение | Мяч, музыкальное сопровождение, мелки для рисования или листы газет | |
Адаптация ребенка в социуме | 1. Приветствие; 2. Игра «Превращение в животных»; 3. Игра «Кто есть кто? Что есть что?»; 4. Игра «Все вместе»; 5. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на знакомство, адаптацию, на развитие волевой сферы, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление | Мяч, музыкальное сопровождение | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» 9. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление.на развитие внимательности, мышления, памяти | Бумага, кружки из цветной бумаги, клей | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»; 8. Рефлексия 9. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление, на развитие внимательности, мышления, памяти | Бумага, ручка.цветные карандаши. | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»; 8. Рефлексия 9. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление, на развитие внимательности, мышления, памяти | ||
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики ; 8. Рефлексия; 9. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление, на развитие внимательности, мышления, памяти | Музыкальное сопровождение, цветная бумага, клей | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Музыкальное сопровождение, бланки корректурной пробы, разрезанные картинки, картинки | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Музыкальное сопровождение, бланки корректурной пробы, разрезанные картинки, картинки | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Бланки «Найди и вычеркни», треугольники из цветной бумаги | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»; 8. Рефлексия; 9. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Бланки картинок для повторения картинки, раскраски | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветсствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»; 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Раскраски, тетрадь для работы, ручка, карандаш | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветсствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»; 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Раскраски, тетрадь для работы, ручка, карандаш | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Фигуры из цветного картона, предложения с ошибками, бланки с изображением точек, | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Тетради в клетку, мелкие предметы, платок, бумага, ручка, цветные карандаши | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение: « Четыре стихии»; 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Тетради в клетку, мелкие предметы, платок, бумага, ручка, цветные карандаши | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Игры на развитие различных групп мышц «Кораблик»; 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Бланки «лабиринт», тетрадь, ручка, карандаш, геометрические фигуры из картона | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Игры на развитие различных групп мышц «Кораблик»; 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Бланки «лабиринт», тетрадь, ручка, карандаш, геометрические фигуры из картона | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. «Гимнастика» (мобилизация, готовности к деятельности); 10. Рефлексия; 11. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Бланки с лабиринтом, мяч, бланки с картинками одинаковых картинок | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1. Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Сова»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Бланки с лабиринтом, мяч, бланки с картинками одинаковых картинок | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Упражнение мозговой гимнастики «Сова»; 10. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Тетради в клетку, ручка, цветные карандаши | |
Развитие познавательных процессов и сенсорики | 1.Приветствие; 2. Игры для тренировки правого полушария: «Цветные квадраты»; 3. Игры для тренировки левого полушария: «Найди ошибку»; 4. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - влажное - мокрое, т.д.); их словесное обозначение; 5. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Игра «Превращение в животных»; 3. Игра «Кто есть кто? Что есть что?»; 4. Игра «Все вместе»; 5. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на знакомство, адаптацию, на развитие волевой сферы, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление | Мяч, музыкальное сопровождение | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Игра «Паровозик с именем»; 3. Игра «Потерялся мальчик(девочка)»; 4. Игра «Поем имя»; 5. Игра «Ветер шепчет имя» «Рисунок имени»; 6. Упражнение «Снежный ком»; 7. Упражнение «Ласковое имя»; 8. Рефлексия 9. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление | Мяч, музыкальное сопровождение, одно шерстяное одеяло | |
Изучение личности ребенка с ОВЗ | 1. Приветствие; 2. Игра «Дотронься до...»; 3. Игра «Клубочек»; 4. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»; 5. Игра «Заяц-хваста»; 6. Упражнение «Я люблю»; 7. Игра «Все-некоторые-только я»; 8. Упражнение «Паутинка»; 9. Рисунок «Какой Я»; 10. Рефлексия 11. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление | Мяч, музыкальное сопровождение, тематические картинки, пустые коробки из-под обуви. | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Игра-упражнение«Сказочные зайцы»; 3. Игра «Хоровод сказочных героев»; 4. Игра «Загадай загадку»; 5. Игра «Сказочный поезд»; 6. Игра «Почему грустит Дюймовочка»; 7. Игра «Спаси принцессу»; 8. Игра «Придумай сказку»; 9. Игра «Когда герои были маленькими»; 10. Игра «Перевоспитание»; 11. Игра «Снятие чар»; 12. Игра «Сказка в помощь»; 13. Игра «Доброе дело»; 14. Рефлексия 15. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление | Мяч, музыкальное сопровождение, шарф | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Этюд «Маме(папе) улыбаемся»; 3. Игра «Найди свою маму (папу)»; 4. Упражнение «Имя моей мамы (папы)похоже…»; 5. Игра «Угадайка»; 6. Игра «Родители и дети»; 7. Упражнение «Я люблю свою семью»; 8. Игра «Хочу-не хочу»; 9. Рефлексия 10. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление | Мяч, музыкальное сопровождение | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Упражнение «Зеркало»; 3. Игра «Клоун Тяп-Ляп»; 4. Рисунок «Оживи кружочки»; 5. Упражнение «Салют»; 6. Игра «Комната смеха»; 7. Игра «Моя улыбка похожа на …»; 8. Игра «Вспоминалки»; 9. Игра «Разноцветные шары»; 10. Рефлексия 11. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление | Клубок, зеркало, музыкальное сопровождение | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Упражнение «Зеркало»; 3. Игра «Тух-тиби-тух»; 4. Упражнение «Цирк»; 5. Упражнение «Стоп, кулак!»; 6. Игра «Оживи картинку»; 7. Игра «Не хозяин своих чувств»; 8. Упражнение «Обзывалки – стоп»; 9. Игра «Акулы-рыбки»; 10. Игра «Превращаем Танечку, превращаем Ванечку»; 11. Этюд «Злой принц»; 12. Упражнение «Прогони злость»; 13. Упражнение «Победитель злости»; 14. Упражнение «Коврик злости»; 15. Упражнение «Мешок с капризками»; 16. Рефлексия 17. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление | Картинки, загадки, бумага, ручка, музыкальное сопровождение | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Игра «Выбиваем пыль»; 3. Упражнение «Зеркало»; 4. Игра «Прогони Бабу Ягу»; 5. Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»; 6. Упражнение «Театр»; 7. Игра «Темная комната»; 8. Игра «Грустная Темнота»; 9. Упражнение «Победим страх»; 10. Упражнение «Посмеемся над страхами»; 11. Упражнение «Однажды…»; 12. Рисунок «Мой страх»; 13. Рефлексия 14. Ритуал прощания | 1 | Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление | Фотографии родителей | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии | 1 | Опрос, беседа, тестирование, наблюдение. | Тетради, бланки | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | «Наши эмоции» 1. Приветствие; 2. Упражнение «Зеркало»; 3. Упражнение «Выбери такое же настроение»; 4. Этюд «Разные настроения»; 5. Игра «Облако»; 6. Упражнение «Пальцы»; 7. Упражнение «Мусорное ведро»; 8. Упражнение «Стаканы с настроением»; 9. Игра «Хозяин чувств»; 10. Упражнение «Волшебные стулья»; 11. Рефлексия 12. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Картинки с ошибками | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | «Мы так похожи» 1. Приветствие; 2. Упражнение «Чем я похож на соседа справа»; 3. Игра «Обезьянки»; 4. Игра «Люблю ― не люблю»; 5. Игра «Превращения»; 6. Упражнение «Разные, но похожие»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление | Круги из цветной бумаги, маски животных | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | «Мальчики и девочки» 1. Приветствие; 2. Игра «Мальчик или девочка»; 3. Игра «Какие девочки-какие мальчики»; 4. Игра «Девочки и мальчики умеют»; 5. Упражнение «Я люблю»; 6. Упражнение «Я мама(папа)»; 7. Упражнение «Мама делает, папа делает»; 8. Рефлексия 9. Ритуал прощания | 1 | Упражнение на расслабление, на снятие тревожности | Бумага, фломастеры, ручка, музыка. | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | «Средства общения» (слово, жесты, мимика) 1. Приветствие; 2. Игра «Покажи руками»; 3. Игра «Походки»; 4. Игра «Расскажи стихи руками»; 5. Этюды: «Это я! Это мое!», «Тише!», «До свидания!»; 6. Упражнение «Ребята и зверята»; 7. Упражнение «Пантомима»; 8. Рефлексия 9. Ритуал прощания | 1 | Упражнение на расслабление, на снятие тревожности | Бумага, фломастеры, ручка, музыка. | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | «Правила общения» 1. Приветствие; 2. Упражнение «Необычное приветствие»; 3. Упражнение «Как вести себя во время разговора»; 4. Этюд «Я слушаю друга»; 5. Игра «Без слов»; 6. Игра «Лишнее слово»; 7. Рефлексия 8. Ритуал прощания | 1 | Упражнение на расслабление, на снятие тревожности | Бумага, ручка, | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | «Я умею быть доброжелательным» 1. Приветствие; 2. Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»; 3. Упражнение «Когда природа плачет»; 4. Упражнение «Стоп, кулак!» 5. Упражнение «Мягкое сердце»; 6. Игра «Мыльные пузыри»; 7. Упражнение «Старенькая бабушка»; 8. Рефлексия 9. Ритуал прощания | 1 | Упражнение на расслабление, на снятие тревожности | Мяч, повязка на глаза, музыка. | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | Я умею быть доброжелательным 1. Приветствие; 2. Игра «Мама и детеныш»; 3. Упражнение «Доброе слово медведю»; 4. Игра «Капризуля»; 5. Игра «Доктор Айболит»; 6. Рефлексия 7. Ритуал прощания | 1 | Упражнение на расслабление, на снятие тревожности | ||
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | Я учусь решать конфликты 1. Приветствие; 2. Игра «Злая Черная Рука»; 3. Игра «Хочукалки»; 4. Игра «Щекоталки»; 5. Игра «Кричалки-шепталки»; 6. Упражнение «Я хозяин своих чувств»; 7. Упражнение «Обида-стоп»; 8. Упражнение «Простучи обиду на барабане»; 9. Упражнение «Чтоб не обижаться, надо расслабляться»; 10. Упражнение «Поступки»; 11. Игра «Упрямцы»; 12. Рефлексия; 13. Ритуал прощания | 1 | психологические игры,арттерапевтические техники | Музыкальный трек, цветные и простые карандаши, листы бумаги, | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | Я умею преодолевать трудности 1. Приветствие; 2. Упражнение «Сделай неправильный рисунок из правильного»; 3. Игра «Хочукалки», «Щекоталки», «Кричалки-шепталки»; 4. Упражнение «Мысли и настроение»; 5. Упражнение «Даже если, в любом случае…»; 6. Упражнение «Я справился»; 7. Игра «Лиса и еж»; 8. Игра «Пчелы и змеи»; 9. Игра «Кто квакнул?»; 10. Игра «Цапля и лягушка»; 11. Игра «Два птенца»; 12. Упражнение «Слепой и поводырь»; 13. Упражнение «Противоречия»; 14. Игра «Говорю «да», говорю «Нет»»; 15. Рефлексия; 16. Ритуал прощания | 1 | психологические игры,арттерапевтические техники, дыхательная гимнастика | Музыкальноесопровождеие, мяч, бумага, цветные карандаши | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | Я учусь решать конфликты 1. Приветствие; 2. Игра «Пизанская башня»; 3. Игра «Башни замка»; 4. Упражнение «Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Ты-лев», «Стойкий солдатик»; 5. Упражнение «Поступки»; 6. Рефлексия; 7. Ритуал прощания | 1 | психологические игры, арттерапевтические техники | цветные и простые карандаши, листы бумаги, пластилин, цветные карточки с разными рисунками. | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | «Я знаю, я умею, я могу!» 1. Приветствие; 2. Игра «Конкурс хвастунов»; 3. Упражнение «Я могу»; 4. Упражнение «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»; 5. Игра «Заяц-хваста»; 6. Игра «Почему он так поступил?»; 7. Игра «Компьютер и художник»; 8. Рефлексия; 9. Ритуал прощания | 1 | психологические игры,арттерапевтические техники | Музыкальное сопровождение | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Упражнение «Недружеский шарж»»; 3. Упражнение «Мешочек криков»; 4. Упражнение «Рубка дров»; 5. Упражнение «Листок гнева»; 6. Рефлексия; 7. Ритуал прощания | 1 | Психологические игры на работу с гневом | Лист бумаги, карандаши, мешочек | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Упражнение «Сигналы гнева»; 3. Упражнение «гнев на сцене»; 4. Упражнение «Посчитал до десяти и я решил»; 5. Рефлексия; 6. Ритуал прощания | 1 | Психологические игры на обчучение самоконтролю | Музыкальное сопровождение | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Упражнение «зЗнатоки чувств»; 3. Упражнение словарик «Страна чувств»; 4. Упражнение «Рассказы по фотографиям»; 5. Упражнение «Чувства на сцене»; 6. Рефлексия; 7. Ритуал прощания | 1 | Психологические игры на работу с чувствами | Фотографии, музыкальное сопровождение | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. пражнение «Слепой и поводырь»; 3. Упражнение «Словарик добрых слов»; 4. Упражнение «Пойми без слов»; 5. Упражнение «Критикуй не обижая»; 6. Рефлексия; 7. Ритуал прощания | 1 | Психологические игры на развитие конструктивных навыков общения | Музыкальное сопровождение | |
Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия) | 1. Приветствие; 2. Упражнение «Пилот и диспетчер»; 3. Упражнение «Попросись на ночлег»; 4. Упражнение Портрет агрессивного человека» 5. Рефлексия; 6. Ритуал прощания | 1 | Психологические игры на развитие конструктвных навыков общения | Музыкальное сопровождение | |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости» 3. Коммуникативная игра «Паровозик» 4. Упражнение «Физкультминутка» 5. Упражнение «Не оступись» 6. Упражнение «Шаги» 7. Игра – оптимизатор: «Комплименты».1 8. Рефлексия;1 9. Ритуал про1щания | 1 | психологические игры | набор скороговорок, музыкальное сопровождение | |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие1; 2. «Новости»; 3. Коммуникативная игра «Узнай по голосу»; 4. Физкультминутка «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»; 5. Упражнение «Волшебные круги»; 6. Упражнение «Птица, зверь, рыба…»; 7. Игра – оптимизатор: «Давайте похлопаем»; 8. Рефлексия; 9. Ритуал прощания | 1 | психологические игры, дискуссия | Музыкальное сопровождение | |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Игра-энергизатор: «Дружный поезд»; 4. Физкультминутка «Не ошибись»; 5. Упражнение «Только веселые слова»; 6. Упражнение «Сложи рисунок их фигур»; 7. Игра – оптимизатор: «Мир без тебя»; 8. Рефлексия; 9. Ритуал прощания | 1 | психологические игры, арттерапевтические техники | фотографии людей, отражающие их настроение, музыкальное сопровождение | |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости» 3. Игра - энергизатор «Узнай, кто затейник»; 4. Упражнение Графический диктант «Волшебный карандаш»; 5. Подвижная игра: «Совушка»; 6. Упражнение «Придумай предложение»; 7. Упражнение «Разложи фигуры»; 8. Игра – оптимизатор: «Горячий стул»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | психологические игры | Музыкальное сопровождение, тетрадь, карандаш, ручка, цветные карандаши, геометрические фигуры из картона | |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. «Приветствие»; 2. «Новости»; 3. Игра – энергизатор: «Хождение по бумаге»; 4. Упражнение Графический диктант «Волшебный карандаш»; 5. Подвижная игра: «Действуй по инструкции»; 6. Упражнение «Быстро найди» 7. Упражнение « Определи на ощупь»; 8. Игра – оптимизатор: «За что мы любим»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | психологические игры, игры на развитие речи | Музыкальное сопровождение, бумага, тетрадь, ручка, цветной карандаш, карандаш, повязка для глаз | |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. «Приветствие»; 2. «Новости»; 3. Игра – энергизатор: «Найди мяч»; 4. Упражнение Графический диктант «Волшебный карандаш»; 5. Подвижная игра: «Карлики и великаны»; 6. Упражнение «Новое применение»; 7. Упражнение «Разложи правильно»; 8. Игра – оптимизатор: «Птенцы»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | психологические игры, игры на развитие речи | Мяч, музыкальное сопровождение, тетрадь, карандаш | |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Игра – энергизатор: «Узнайте друг друга»; 4. Упражнение «Зашифрованное послание или вышивание крестом»; 5. Подвижная игра: «Будь внимателен»; 6. Упражнение «Хорошо-плохо»; 7. Упражнение на восприятие пространства «Путешествие по странице»; 8. Игра – оптимизатор: «Представь»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | психологические игры, игры на развитие речи | Тетради в клетку, фигуры вырезанные из цветной бумаги, ручка | |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Игра – энергизатор: «Коровы, собаки, кошки»; 4. Упражнение «Зашифрованное послание или вышивание крестом»; 5. Подвижная игра: «Три движения»; 6. Упражнение «Кто больше сочинит»; 7. Упражнение «Фотограф»; 8. Игра – оптимизатор: «Ласковое имя»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | психологические игры, игры на развитие речи | Платок для глаз, тетрадь в клетку | |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Игра – энергизатор: «Передай апельсин»; 4. Упражнение «Зашифрованное послание или вышивание крестом»; 5. Подвижная игра: «Запрещенное движение»; 6. Упражнение «Предложение-чайнворд»; 7. Упражнение «Зачем и почему»; 8. Игра – оптимизатор: «Я люблю себя за то…»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | психологические игры, игры на развитие речи | Тетради в клетку, ручка, фломастер | |
Развитие речи и коммуникативных навыков | 1. Приветствие; 2. «Новости»; 3. Игра – энергизатор: «Разведчик»; 4. Упражнение «16 клеток» 5. Подвижная игра: «Пожалуйста»; 6. Упражнение «Определи направление стрелок»; 7. Упражнение «Веселая история»; 8. Игра – оптимизатор: «Хочу быть…»; 9. Рефлексия; 10. Ритуал прощания | 1 | психологические игры, игры на развитие речи | Тетрадь, карандаш, цветные карандаши, картинки со стрелками. | |
Изучение личности ребенка с ОВЗ | Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии | 1 | Опрос, беседа, тестирование, наблюдение. | Тетради, бланки | |
Итого | 66 |
Методическое обеспечение программы.
Формы, методы работы.
Занятия с детьми с ОВЗ проходят в форме игр с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные), этюдов, импровизаций, чтений художественных произведений, обсуждений, беседах, дискуссиях. Так же широко используется изобразительная деятельность, игры с реальными предметами, картинками, мозаикой, задания в тетради, дидактические игры, дыхательная гимнастика и проч.
Каждое занятие можно условно разделить на три этапа. Первый этап необходим для того, чтобы сплотить группу, настроить на занятия, сформировать уверенное поведение, поднять самооценку. Занятие в группе начинается с ритуала приветствия. Он помогает снять напряжение, повысить интерес ребенка к занятию, настроить детей на совместную работу. Второй этап – собственно развивающий – содержит игры и упражнения для формирования и коррекции различных компонентов когнитивной сферы. Заканчивается занятие подведением итогов, обсуждением результатов работы детей, ритуалом прощания.
Представленная программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения выражается в том, что ведущий может заменять игры и упражнения, либо использовать дополнительные в зависимости от специфики группы. Варианты дополнительных техник и упражнений приведены в разделе «Копилка» тренера.
К основным методикам организации учебно-воспитательного процесса относятся:
1. Словесные: педагогическая оценка, поощрение, вопросы, указания, объяснение, пояснение, общение шепотом, рассказ, создание проблемной ситуации, проговаривание, эмоциональное восклицание, рекламная деятельность (Ребята, сегодня нас ждет…);
2. Наглядные: Наблюдение за предметом, за действием персонажа, реклама продукта предстоящей деятельности, приемы поощрения;
3. Игровые: дидактические игры, воображаемые ситуации в развернутом виде, игры с движениями, неожиданные звуковые сигналы, игры путешествия, игры-инсценировки, игры-драматизация;
4. Практические: поручения, помощь герою, помощь руководителю, забывчивый руководитель, ошибающиеся педагоги, упражнения(конструктивные, подражательные, творческие), показ работ друг другу, соревнование, «раскрыть тайну», загадки, загадывание слова, фокусы, эксперименты, опыты, исследовательские задачи, общение жестами.
Дидактический материал:
N п/п | Название |
Картотека на коррекцию и развитие мышления | |
2 | Картотека на коррекцию и развитие памяти |
3 | Картотека на коррекцию и развитие воображения |
4 | Картотека на коррекцию и развитие мелкой моторики пальцев рук |
5 | Картотека пальчиковых гимнастик |
6 | Картотека на коррекцию и развитие внимания |
7 | Картотека дыхательных гимнастик |
8 | Игры на коррекцию внимания |
9 | Картотека минут релаксации |
10 | Диагностический набор |
11 | Набор картинок на диагностику мышления |
12 | Разрезные картинки разной конфигурации |
13 | Игра «Сравни и отличи» |
14 | Набор геометрических форм и предметов |
15 | Картотека с целью коррекции и развития эмоциональной сферы |
16 | Набор картинок на диагностику пространственной ориентировки |
17 | Карточки с целью профилактики глазных заболеваний обучающихся |
18 | Карточки с целью изучения эмоциональных состояний человека |
19 | Раздаточный материал |
20 | Карточки для разбора проблемных ситуаций |
21 | Карточки для изучения эмоций |
Материально-технические условия.
- Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, компьютер.
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
- Материалы для занятий: тетради в клетку 18 листов; цветные карандаши (12 цветов); краски; ручки шариковые; бумага для ксерокса.
Литература, использованная для разработки программы.
- Адаптационные занятия с первоклассниками / авт.- сост. С.И. Тукачева. – Волгоград : Учитель, 2012. – 76с.;
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб.,1994.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей./Под ред. проф. Т.Б. Филичевой.— М.:"Гном-Пресс",1999.—64с.
- Боскин Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.
- Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов. – 2002. – №6 – с. 116-122.
- Игры, обучение, тренинг, досуг/ Под ред. Петрусинского. – М., 1994.
- Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: Просвящение, 19990.- 191 с.
- Коррекционно-развивающие занятия по снижению тревожности у младших школьников: Содержание занятий и методические рекомендации к их проведению /Сост. В. Пирогова. – Белгород, 2007)
- Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90 с
- Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театрализованные занятия с детьми 5- 9 лет. – СПб.: Ресь; М.: Сфера, 2011. – 160с
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1999.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992.
- Наталья Юрьевна Борякова Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
- Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция /авт.-сост. Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012. – 143с
- Специальная дошкольная педагогика. Учеб. пособие для вузов /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
- Щеткина Г.Ф.Основы обучения и воспитания детей с комплексными дефектами: Учебно-методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007.
- http://festival.1september.ru/articles/210412/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....
АДАПТИРОВАННАЯ коррекционно-развивающая программа «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями) и предназначена...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью...
Программа «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 7 класс.
Программа «Музыка и движение» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса "Сенсорное развитие" ля обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вари...