Урок- игра "Все, что тебя касается"
методическая разработка (5 класс) на тему

фоменко светлана васильевна

Данная разработка может представлять интерес для воспитателей и классых руководителей, педагогов-организатор, педагогов дополнительного образования в воспитании толерантности у подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta.doc685 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОК-ИГРА

«ВСЁ, ЧТО ТЕБЯ КАСАЕТСЯ»

Составители:

Педагог дополнительного образования отдела социально-культурной деятельности Бровченко А.Б.,

Педагог дополнительного образования отдела социально-культурной деятельности Фоменко С.В.,

Методист отдела социально-культурной деятельности Тейбер-Лебедева Л.Л.

Санкт-Петербург

2016-2017

Пояснительная записка

     Целенаправленная работа по воспитанию толерантности  у подрастающего поколения велась всегда, во все времена,  история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.

    И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение.  Потому что уважение учащихся к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

    Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение  воспитанников.

     Представленные материалы состоят из мультимедиа презентации, подробного сценария и приложений к учебному занятию. Мероприятие разработано для учащихся по образовательной программе “Школа организаторов досуга”.

Цель занятия – способствовать развитию у воспитанников терпимости к различиям между людьми.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятиями «толерантность»- «интолерантность»;

- выявить основные черты толерантного и интолерантного человека;

- способствовать развитию самосознания, которое помогает адекватно оценивать себя и окружающих, взаимопониманию между учащимися;

- способствовать воспитанию чувства уважения к обычаям, традициям и культуре разных народов;

- создать условия для развития у учащихся терпимости к различиям между людьми посредством вовлечения их в сюжетно-ролевую ситуацию.

Данная разработка может представлять интерес для воспитателей и классных руководителей, педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования в воспитании толерантности у подрастающего поколения.


Информационная карта

1. Название детского объединения: «ТИГры»

2. Педагог: Фоменко Светлана Васильевна

3. Стаж педагогической деятельности – 7 лет

4. Место проведения: на базе ГБОУ школы № 543, каб. 106

5. Дата и время проведения: 15.11.16 г. в 15ч.

6. Группа 1 года обучения. Возраст детей 12-14 лет. Количество – 15 человек.

7. Форма организации деятельности детей: групповая

8. Форма проведения занятия: урок-игра

9. Образовательная программа: “Школа организаторов досуга”

10. Название раздела, к которому относится занятие: “Учимся общаться

(Основы коммуникативной культуры)”

11. Тема занятия: Основы толерантного и интолерантного общения

Структура занятия:

Структура занятия (этапы занятия)

Время

1.

Введение в тему

3 мин.

2.

Опрос “Толерантность-Интолерантность”

7 мин.

3.

Электронная географическая викторина “Мир вокруг нас”

20 мин.

4.

Ролевая игра “Остров”

10 мин.

5.

Заключение

5 мин.

Итого

45 мин.


Материально-техническое обеспечение занятия:

Этап мероприятия

Что необходимо

Для вводной части и проведения всего занятия

Учебный класс

Места для всех участников

4 стола для каждой команды

Компьютер, проектор, экран

Музыкальная аппаратура

Доска, маркер

Опрос и определение понятий “Толерантность-Интолерантность”

Бланки опросника – 15 шт.

Большой бланк такого же опроса

Маркер

Музыкальная аппаратура

Электронная географическая викторина “Мир вокруг нас”

Карточки для капитанов красного цвета – 4 шт.

Компьютер, проектор, экран

Музыкальная аппаратура

Ролевая игра “Остров”

Карточки с ситуациями – 4 шт.

Музыкальная аппаратура

Ожерелья из цветов – 4 шт.

Заключительная часть

Цветные стикеры – не менее 15 шт.

Ручки – не менее 15 шт.

Дерево толератности из любого доступного материала (возможен бумажный вариант)

Ход занятия

Световое и звуковое сопровождение

Действия ведущего и участников

Слова ведущего

Вводная часть

Приятная фоновая музыка на весь дальнейший текст

Ведущий слушает ответы ребят, комментирует их

Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии, которое называется “Все, что тебя касается.” Прежде чем рассказать о теме нашей сегодняшней встречи, хочу вас спросить, знаете ли вы, какой крупный международный праздник отмечают в ноябре? Это день Толерантности. А отмечают его по всему миру 16 ноября.

А вы знаете, что такое Толерантность? Какие есть варианты?

Толерантность - терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям.

А знакомо ли вам тогда понятие Интолерантность? 

Интолератность - невыносливость, непереносимость, нетерпимость  к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям.

Опрос “Толерантность-Интолерантность”

Тиканье часов 1 минута, потом звук окончания задания


На подведение итогов - фоновая музыка

Ведущий раздает всем бланки опросников и ручки,

Во время обсуждения записывает количество ответов на большом листе ватмана

Сейчас мы попробуем определить, что означает “Толерантность” для здесь присутствующих. Каждый из вас получает бланки опросника. Объясняю: в опросниках содержится 11 различных черт человека:

Это:

  1. враждебность
  2. способность к сопереживанию
  3. терпение
  4. чувство юмора
  5. чуткость
  6. агрессия
  7. сочувствие
  8. неумение владеть собой
  9. доброжелательность
  10. осуждение других
  11. умение слушать собеседника

Поставьте:

«+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности, т.е. к
акими чертами человек должен обладать, чтобы жить со всеми в мире. И “-” напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, характерны для интолерантной личности, т.е. для человека, который не может ни с кем ужиться .
Этот бланк остается у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому прошу вас отвечать искренне.

Итак, прошу поднять руку тех, кто отметил первое качество как признак толерантной личности (число поднявших руку подсчитывается и записывается на большом общем бланке, таким образом, подсчитывается число ответивших по каждому качеству), а теперь прошу поднять руку тех, кто отметил это качество как признак интолерантной личности.

Те три качества (с одной и с другой стороны), которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядрами толерантности и интолерантности с точки зрения собравшихся. Запомним их.

Электронная географическая викторина “Мир вокруг нас”

Звук, обозначающий начало викторины

После озвучивания каждого вопроса - звук “Во время тура” продолжительностью 10 секунд

Если команда дает правильный ответ, то звук “Правильный ответ”, если неправильный, то звук “Неправильный ответ”

Ведущий определяет очередность ответов команд на вопросы, работает с электронной викториной

Следующим шагом нашего круглого стола будет электронная географическая викторина “Мир вокруг нас”. Целью этой викторины является показать вам многообразие нашего мира и доказать, что хорошо, что мы все такие разные. Благодаря этому существуют культуры разных народов, которые и составляют богатство нашего мира.

Игра по командам, викторина состоит из 6 различных категорий. Каждая категория включает в себя 5 вопросов различной стоимости баллов. Эта игра - соревнование, ведется подсчет баллов каждой команды, победившая команда получит небольшой приз.

А сейчас давайте определим капитана каждой команды. Чтобы вы не ссорились из-за этой роли, я решила сама избрать его случайным методом. Прошу каждого заглянуть под стул. Тот, у кого под стулом обнаружится красная карточка – будет капитаном своей команды. Ему предоставляются следующие полномочия: после обсуждения с командой, именно он выбирает вопрос, на который будет отвечать команда и именно он озвучивает ответ команды.

Электронная презентация – географическая викторина “Мир вокруг нас”

Категория “Географические шарады”.

Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов.

Пример:

Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз.
А в целом я — материя
И на костюм гожусь.
(сук-но)

Категория “Географическая грамматика”

В этой категории зашифрованы слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении. Отличить их можно только правильно поставив ударения.

Категория  “География на все 100!”

 Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в составе которых есть числительное сто.

Категория  “Рассеянный географ”

Наш рассеянный географ обязательно в любом слове делает по ошибке, превращая его или в географический термин или в географическое название. Отгадайте по подсказкам слова, которые географ хотел написать  и которые у него получились, если известно, что он добавлял, убирал или заменял в слове ровно по одной букве.

Категория “География музыки”

В этой категории зашифрованы музыкальные композиции разных стран мира. Чтобы сделать нашу викторину веселее, я выбрала детские песни разных стран мира. Ваше задание – назвать страну, произведением которой является выбранная вами композиция.

Категория “Мультография”

В этой категории зашифрованы отрывки из мультфильмов разных стран мира. Ваша задача угадать не столько название мультфильма, сколько страну, производству которой он принадлежит.

Ролевая игра “Остров”

Звуки шума моря и криков чаек

На время обсуждения фоновая музыка

Следит за обстановкой в классе за тем, чтобы она не накалялась и соблюдались все правила ведения дискуссии

Следующая часть нашего занятия - ролевое задание для обсуждения в группах - игра «Остров».

По ее условиям вы все оказались на небольшом острове в океане, на котором сложилась довольно напряженная обстановка.

“На одном далеком острове сложилась довольно взрывоопасная обстановка. На этом острове живут два племени, которые трудятся не покладая рук, чтобы выжить, но одни, так уж исторически сложилось, ведут ночной образ жизни, т.к. для вида их трудовой деятельности подходит лучше всего ночь, а другое племя ведет дневной образ жизни, т.к. их работу необходимо выполнять при свете Солнца. Так как остров очень маленький, то бодрствование одного племени мешает спать другому и наоборот. Из-за этого у них случаются постоянные конфликты.

К тому же не так давно на острове появилась группа добровольцев, которые хотели подарить жителям обоих племен праздник и возможность отдыхать от их тяжелого труда и построили бесплатный круглосуточный развлекательный комплекс. Чтобы угодить и тем и другим, добровольцы сделали комплекс круглосуточным, чтобы каждое племя могло само выбирать время для отдыха. Но это и явилось главной темой их конфликта с племенами. Жители племен очень хотят отдыхать, но против того, чтобы комплекс был круглосуточным, т.к. веселые крики и музыка мешают племенам во время сна, каждому в свое время.  Также пытаясь привлечь жителей, которые пока боятся всех нововведений, они раздают бесплатно кушанья и подарки, и этим, сами того не ведая, завлекают жителей на отдых в то время, когда они должны отдыхать и набираться сил. Это сказывается потом на их работе и страдает все племя.

В любой момент может вспыхнуть острый конфликт, который приведет к большим жертвам. Это будет трагедией для всех. В определенный момент на остров приезжает делегация миротворцев, чтобы вернуть мир и покой всем».

Капитан каждой группы тащит карточку с заданием для своей группы. Всего их 4: жители дневного племени, жители ночного племени, миротворцы и строители развлекательного комплекса. Каждой команде  предлагается выступить с инициативой соглашения между тремя сторонами. Для выяснения обстановки вы можете отправлять своих представителей ко всем сторонам.

Обсудите имеющиеся проблемы. Внесите предложения по урегулированию конфликтов (не менее трех).

У вас есть 5 минут на обсуждение, далее мы всех заслушаем.

 

Мы выслушали предложения урегулирования конфликтов всех четырёх сторон. Увидели, что во всех четырех вариантах встречаются основные пункты решения конфликта: это предложение быть более терпимыми друг к другу, прислушиваться к желаниям других сторон, пытаться урегулировать мирным путем, самим выдвигать компромиссы.

Заключительная часть

Ведущий выносит “Дерево толерантности”, раздаем участникам цветные стикеры и ручки

Это и есть основополагающие принципы того, как нам жить со всеми в мире. В завершение нашей встречи, давайте создадим Дерево толерантности. Сейчас я каждому раздам цветные стикеры, напишите на них, пожалуйста, что должен делать толерантный человек и каким он должен быть. Например, быть добрым, уметь ладить с другими, быть приветливым. И прикрепите ваши стикеры на наше дерево, как листики. Дерево это будет храниться в нашем классе и напоминать всем ребятам о том, что: Мы все такие разные: взрослые и дети, брюнеты и блондины, добрые и злые, толстенькие и худенькие, с хвостиками и без них… И все же, мы должны жить и понимать друг друга.

Используемая литература и другие источники:

  1. http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html 
  2. http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm 
  3. http://www.tolz.ru/library
  4. http://www.youtube.com
  5. Никулина О.В. Формирование основ толерантного сознания // Справочник классного руководителя. – 2008. - № 10. – С. 53 – 63.
  6. Декларация принципов толерантности, утв. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. – М., 1995.
  7. Слайды из презентации

http://www.youtube.com/watch?v=ObbV6X3fsQs

http://www.youtube.com/watch?v=TM2NIVrqD6U

http://www.youtube.com/watch?v=uY_sTv8cGbM

http://www.youtube.com/watch?v=llBVPwc09-w

http://www.youtube.com/watch?v=7muSUBnukLw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока "Мы сохраним тебя, русская речь"

 Цель урока. Способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенацион...

УРОК по теме: "Тебе следует обратиться к врачу" 6 класс УМК В,,Кузовлев "English 6"

Данная презентация предназначена для проведения урока рефлексии по теме "You should go to the doctor" в 6  классе на базе УМК В.П.Кузовлева "ENGLISH 6"...

Конспект урока Когда у тебя есть свободное время 7 класс

Когда у тебя есть свободное время 7 класс...

Презентация к уроку "Кто для тебя образец для подражания?"

Цель использования презентации «Who is your role model?» - это повышение мотивации учеников к изучению английского языка и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, расширение кругозо...

Планирование Все что тебя касается

Здоровье и здоровый образ жизни не являются ценностью, когда тебе 14-17 лет. В этот период человек не может быть сосредоточен на том, чем и так обладает в полной мере. У него другие приоритеты: он акт...

Рабочая программа по профилактике употребления ПАВ "Всё, что тебя касается" 7 класс

Данная программа, предназначенная для учащихся 7 класса, составлена на основе программы формирования здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается», разработанной коллективом авторов Фон...

Рабочая программа учебного предмета "Всё, что тебя касается"

Пояснительная запискаРабочая программа учебного предмета «Все, что тебя касается» для учащихся9-10 класссов разработана на основе требований к предметным результатам ООП ООО МБОУ ЦО «...