Справка "Адаптация учащихся 5-х и 10 классов в 2017 - 2018 учебном году"
статья на тему

Калашникова Ирина Григорьевна

Период адаптации в 5 м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя – все это является серьезным испытанием для психики школьника. С целью выявления школьной мотивации учащихся в октябре былы проведены тесты по определению мотивации учения и адаптации пятиклассников. Также была проведена проверка готовности обучающихся 10 класса на уровне основного общего образования, их адаптация, единство требований учителей, подготовка к ЕГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_adaptatsii_v_5-h_i_10_-m_klassah.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

СПРАВКА

«Адаптация учащихся 5-ых классов в МОУ-СОШ № 3

 в 2017-2018 учебном  году»

Период адаптации в 5 м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями,  необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

С целью выявления школьной мотивации учащихся в октябре был проведен тесты по определению мотивации учения и адаптации пятиклассников.

Цель анкеты «Я учусь, потому что…» выявить интерес школьника к учению.

Анализ анкет:

Я учусь, потому что…

5а – 16 ч.

5б- 18 ч.

5в- 10 ч.

Итого- 44 ч.

1

Заставляют родители

1    (6%)                    

2   (11%)

-

3

2

На уроке интересно

9 (56%)

13 (72%)

5 (50%)

27  (61%)

3

Хочу больше знать

14 (87,%)

11 (61%)

7  (70%)

32  (73%)

4

Хочу потом хорошо работать

10 (62%)

13 (72%)

10(100%)

33 (75%)

5

Чтобы доставлять радость родителям

9 (56%)

9  (50%)

8 (80%)

26 (59%)

6

Не хочу отстать от товарищей

3 (19%)

4  (22%)

2 (20%)

9

7

Чтобы не опозорить класс

1 (6%)

2  (11%)

2 (120%)

5

8

В наше время нельзя без образования

10  (62%)

12  (66%)

9  (90%)

31  (70%)

9

Нравиться учитель

2  (12%)

1  (5,5%)

4 (40%)

7

По адаптации пятиклассников провела тест по методике Рожковой М.И., цель которого, выявить уровень социальной адаптированности учащихся. Предлагалось прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием.

5а – 17 из 19

5б – 16 из 22

5в- 17 из 19

Высокий уровень

социальной адаптированности

7 (41 %)

9  (56%)

8  (47%)

Средний уровень

социальной адаптированности

8  (47%)

7   (44%)

6 (35%)

Низкий уровень

социальной адаптированности

2  (12%)

-

3 (18%)

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. ( Буденко М, Буденко С, Щербакова М.- 5в)

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Мониторинг «Социальный портрет пятиклассника»

5а – 19 ч.

5б – 22 ч.

5в – 19 ч.

итого

Многодетные

3

5

9

17

Опекаемые

-

-

-

-

Инвалиды, отклонение в здоровье

1

-

2

2

Дети ВОЗ

-

-

2

2

Обучающие на дому

-

-

3

3

Дезадаптированные

Асадов Т, Коргонбаев И.

-

Буденко М.,

Буденко С.,

Щербакова М.

Малообеспеченные

2

2

3

7

Семьи группы риска

-

-

-

-

Не полные семьи

5

6

8

19

Не работающие родители

7

3

7

17

Национальные семьи

3

4

5

12

ГПД

3-4

8-9

5-6

Кружки, секции

19

22

16

Проблемы со зрением

-

3

1

Пропуски по болезни: чел/дни,

дни/ часы за первую четверть

11 (4-11д)

173д / 866ч

16 (4-14д)

239д / 1310ч

11 (3-9д)

130д / 650ч

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. В таблице приведены данные. Кроме простудных заболеваний возможны  заболевания психосоматического  характера.

Рекомендации для учителей, работающих в пятых классах

1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:

готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать урок со звонком; готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.

4.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

5.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

6.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.

7.На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.

Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.

8.Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.

9.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
10.Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися.
11.Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте.

12.Своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе.

13.Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.

14.Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.

15.Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материала своевременно прийти на помощь.

16.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».

Учитесь учить не уча.

Социальный педагог                                               И.Г. Калашникова

Справка

 «Адаптация учащихся 10 класса  МОУ-СОШ № 3  

в 2017-2018 учебном  году» 

Цель проверки: проверить готовность обучающихся 10 класса на уровне основного общего образования, их адаптацию, единство требований учителей, подготовку к ЕГЭ.

Формы и методы проверки: посещение уроков по математике, физике, русскому языку, беседы с классным  руководителем, анкетирование учащихся.

В 10 классе обучается 21 учащихся:  10 учащихся из 9а класса и 9 учащихся из 9б класса,  1 учащийся из Барановской школы, 1- из школы № 10. Образовался новый школьный коллектив.  Первые месяцы обучения становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников.

В десятом классе происходит резкая  смена критериев оценки знаний  учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется.

Наблюдения за учащимися во время уроков показали, что в классе есть некоторое  количество учащихся, имеющие хорошую мотивацию к обучению на уровне среднего.

Подтверждает  опросник, составленный В.С. Юркевич, где  можно определить, насколько у  старшеклассника развита потребность в познании и понимает ли он необходимость обучения в школе лично для себя. Опрошено 14 учащихся из 21.

Определение уровня познавательной потребности

1. Связаны ли твои интересы (в учебе и во внешкольных занятиях) с        выбором будущей профессии?

А. Связаны очень тесно.

Б. Связаны, но не хватает времени, хватаюсь то за одно, то за другое,  нет четкого плана действий.

В. Никак не связаны.

2. Случается ли, что ты обращаешься к серьезным источникам: пользуешься научной литературой, словарями?

А. Часто, Б. Иногда. В. Никогда.

3. Ставишь ли ты в своей учебной работе задачи, выполнение которых невозможно «за один присест», требует кропотливой работы в течение многих дней?

А. Очень часто.

Б. Бывает, что ставлю такие задачи, но редко выполняю их.

В. Не ставлю долговременных задач.

4. Занимаясь любимым делом, можешь ли ты делать «черную», неинтересную работу (выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?

А. Делаю такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо.

Б.  иногда делаю, иногда бросаю на полпути.

В. Избегаю  выполнения такой работы.

5. Можешь ли ты  заниматься, длительное время интеллектуальной рабой; иногда даже жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

А. Всегда, когда это необходимо

Б. Только иногда.        

В. Никогда.

Необходимо определить, какие ответы преобладают - «А», «Б» или "В»

Преобладание ответов «А» свидетельствует о развитой и целенаправленной познавательной деятельности. Такой ребенок относится к учебе серьезно и проявляет в ней самостоятельность. Таких ответов – 5.

Преобладание  ответов «Б» говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в дальнейшем в его жизни могут понадобиться те или иные знания. Таких ответов – 9.

Ответы «В» сигнализируют о низком уровне развития познавательной потребности и о нежелании учиться. Конечно, если «покопаться», всегда найдется область знаний или интеллектуальное занятие, которое в какой-то мере интересует старшеклассника. Таких ответов нет.

Признаки дезадаптации

Появляющиеся у учащихся 10-х классов негативные явления (дисциплинарные проблемы, резкое падение интереса к учению, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях) – это не типичные признаки возрастного кризиса подросткового возраста, а следствие образовательного процесса. Чтобы выявить признаки дезадаптации в

 десятом классе провела опросник С.В.Левченко «Чувства в школе»

Задание: из 16 перечисленных чувств выбрать только 8, которые старшеклассник наиболее часто испытывает в школе.

Я испытываю в школе

10 кл. – 19 ч из 21 ч

1

Спокойствие

10

53 %

2

Усталость

16

84 %

3

Скуку

9

47 %

4

Радость

10

53 %

5

Уверенность в себе / неуверенность

6 / 13

32 % / 68 %

6

Беспокойство

8

42 %

7

Неудовлетворенность собой

8

42 %

8

Раздражение

9

53 %

9

Сомнение

14

74 %

10

Обиду

1

5 %

11

Чувство унижения

1

5 %

12

Страх

-

-

13

Тревогу за будущее

8

42 %

14

Благодарность

11

58 %

15

Симпатию к учителям

5

26 %

16

Желание приходить сюда

6

32 %

 Некоторые  учащихся 10-го класса подвержены дезадаптации:  невнимательны,  тревожны, неуверенны в себе, неудовлетворены  собой, имеют сомнения, тревожатся за будующее.

РЕКОМЕНДАЦИИ педагогам  10 класса

Основные потребности подростков:

1.Самоутверждение среди сверстников.

2.Самореализация в общении.

3.Развитие независимости и самостоятельности.

4.Стремление к смене впечатлений и поиск острых ощущений.

5.Самопознание, саморазвитие и самосовершенствование.

6.Достижение личного благополучия и обретение материальных благ.

Основные проблемы подростков:

1.Сложности в дружеских отношениях и любви.

2.Отношения с родителями и другими взрослыми ("не разрешают, не отпускают, не понимают, не дают, заставляют" и т. п.).

3.Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением).

4.Ощущение перегрузки, усталость (неумение контролировать желания и организовывать свое время, неумение учиться; физические недомогания, связанные с перестройкой организма).

5.Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться).

6.Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии).

7.Проведение досуга.

        

Социальный педагог                            И.Г.Калашникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной деятельности в 7В классе в 2017 – 2018 учебном году (классный руководитель – Балабан Елена Георгиевна)

ПРОГРАММАвоспитательной деятельности в  7В    классев 2017 – 2018 учебном году (классный руководитель – Балабан Елена Георгиевна)...

Мониторинговая карта обучающихся 6 б класса в 2017-2018 учебном году

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД учащихся 6 "б" класса в условиях реализации ФГОС.Задачи мониторинга:1.совершенствов...

Приказ Управления образования г. Когалыма « Об утверждении состава экспертных комиссий по оцениванию работ и выступлений участников городской конференции «Открытие» для учащихся 5,6 классов в 2017-2018 учебном году

Приказ Управления образования г. Когалыма  « Об утверждении состава экспертных комиссий по оцениванию работ и выступлений участников городской конференции «Открытие» для уч...