Квест - игра, посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом "Предупреждён - вооружён"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Квест - игра, посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом "Предупреждён - вооружён", направлена на профилактику ВИЧ среди несовершеннолетних. В ходе рализаиции квест - игры углубляются знания школьников о болезни, путях передачи ВИЧ, формируеются убждения в том, что соблюдение здорового образа жизни - эффективная профилактика ВИЧ - инфекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdyon_-_vooruzhyon.docx742.61 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс методических материалов https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8188bd0e779492d20fe62a8503b6c612&n=13

педагогических работников образовательных организаций «Формула здоровья»

Номинация: «Профилактика социально – значимых  заболеваний

у школьников/студентов»

Квест – игра,

посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом

для учащихся 8 – 11 классов

«Предупреждён - вооружён»

C:\Users\1\Desktop\1.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8188bd0e779492d20fe62a8503b6c612&n=13

ФИО конкурсанта:

Урвина Татьяна Анатольевна, Шатковский муниципальный район,

социальный педагог МОУ «Смирновская СШ»

Адрес: 607717 Нижегородская область, Шатковский район,

с. Смирново, ул. Советская, д. 40

88319048844

Цель: профилактика ВИЧ/СПИДа среди несовершеннолетних

Задачи:

- углублять знания школьников о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, путях передачи ВИЧ;

- формировать у школьников  убеждения в том, что соблюдение здорового образа жизни, избегание форм поведения, опасных для жизни и здоровья - эффективная профилактика ВИЧ – инфекции;

- формировать позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Ход мероприятия:

Вводная часть.

Здравствуйте! Здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять все его функции. Здоровье – это отсутствие недугов и болезней. Человек обязан сохранять своё здоровье.  Ежегодно 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита человека.  

Проблема, которую мы сегодня затрагиваем, не нова. В любой стране, в любом обществе существует множество проблем, но проблема – ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба.

«С» – синдром –  комплекс признаков, характерный для определенного заболевания.
«П» – приобретенного – вирус получаем от другого человека, потому что этот вирус живёт только в организме человека.
«И», «Д» – иммунодефицита – потому что вирус разрушает иммунитет человека, его защиту от вирусов и бактерий.

        Каждый год в нашей школе проводится мероприятие, посвящённое всемирному дню борьбы со СПИДом. Сегодня мы проводим квест – игру, на которой вы закрепите свои знания о ВИЧ/ СПИДе.

        Каждый класс получает маршрутный лист, с которым он должен будет пройти 5 станций. На каждой станции вам будут предложены задания, которые вы должны будете выполнить. Задания содержат вопросы, касающиеся общих сведений о ВИЧ/ СПИДе, путях передачи, мерах по предупреждению распространения опасного вируса.

Ответственный за станцию будет оценивать ваши ответы и ставить оценку в маршрутный лист. После того, как команда пройдёт все пять станций, она подходит к жюри, которое подсчитывает количество баллов. По итогам игры мы определим класс – лучшего знатока по вопросам ВИЧ/ СПИДа.

Кроме того, на каждой станции вы будете получать части пазла в количестве, которое будет зависеть от правильности ваших ответов на предложенные задания. После того, как вы пройдёте все пять станций, вы будете должны собрать пазл и назвать учёного, которому принадлежат следующие слова: «Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья».  Вспомнив имя учёного и вписав его в маршрутный лист в графе «Автор ключевой фразы», вы можете получить дополнительно 10 баллов (при условии правильного ответа).   (Чернышевский Н. Г.)

Маршрутный лист __________класса, принимающего участие в

квест – игре «Предупреждён – вооружён»»

№ п/п

Станция

Оценка

Подпись ответственного за станцию

1

«Из истории болезни»

2

«Символ борьбы со СПИДом»

3

«ВИЧ/СПИД»

4

«Риск заражения»

5

«Мифы и реальность»

Автор ключевой фразы:

_________________________________  Оценка: ________

Общее количество баллов:

(подсчитывает жюри)

Наибольшее количество баллов, которое может набрать команда по итогам игры – 80 баллов.

        Ответственные за станции: учитель биологии, медицинский работник, социальный педагог, педагог – психолог или другие компетентные лица.

        Основная часть.

► 1 станция «Из истории болезни»

Участникам предлагается привести в соответствие данные таблицы:

В 1982 году

впервые был выделен ВИЧ из культуры клеток больного человека

В 1983 году

был разработан метод диагностики ВИЧ-инфекции при помощи анализа (ИФА), определяющего антитела к ВИЧ в крови

В 1984 году

первый случай ВИЧ-инфекции зарегистрирован в России – это был мужчина-гомосексуалист, работавший переводчиком в странах Африки

В 1985 году

был сформулирован диагноз СПИД, однако причины его возникновения установлены не были

В 1987 году

было установлено, что ВИЧ является причиной СПИДа

Правильные ответы:
В 1982 году был сформулирован диагноз СПИД, однако причины его возникновения установлены не были.
В 1983 году впервые был выделен 
ВИЧ из культуры клеток больного человека.
В 1984 году было установлено, что 
ВИЧ является причиной СПИДа.
В 1985 году был разработан метод диагностики ВИЧ-инфекции при помощи анализа (ИФА), определяющего антитела к ВИЧ в крови.
В 1987 году первый случай 
ВИЧ-инфекции зарегистрирован в России – это был мужчина-гомосексуалист, работавший переводчиком в странах Африки.

Оценивание:

1 – 2 правильных ответа – 5 баллов (1  пазл)

3 – 4 правильных ответов – 10 баллов (2 пазла)

5 правильных ответов – 15 баллов (3 пазла)

► 2 станция «Символ борьбы со СПИДом»

Участникам игры предлагается закончить предложения.

Международным символом борьбы со СПИДом является ___________, она означает _________________________________________________________

Автором данного символа является художник  ____________________

Правильный ответ: международным символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, свёрнутая петелькой, она означает принадлежность к кругу людей, объединившихся вокруг проблемы СПИДа.

Автором данного символа является художник Франк Мур.

Оценивание:

1 правильный ответ – 5 баллов (1 пазл)

2 правильных ответа – 10 баллов (2 пазла)

► 3 станция «ВИЧ/СПИД»

Участникам предлагается привести в соответствие данные:

ВИЧ – инфекция - это

последняя стадия болезни.

СПИД - это

человек – носитель ВИЧ.

Стадии ВИЧ – инфекции - это

заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека.

«Период окна» при ВИЧ - это

процесс протекания заболевания.

Лейкоциты - это

отрезок времени, в который вирус проникает  в организм. Организм начинает выделять антитела для борьбы с болезнью.

Инфицированный - это

защитные клетки организма, которые разрушает ВИЧ.

Правильные ответы:

ВИЧ – инфекция  – заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека.

СПИД – это последняя стадия болезни.

Стадии ВИЧ – инфекции – это процесс протекания заболевания.

«Период окна» при ВИЧ – это отрезок времени, в который вирус проникает  в организм. Организм начинает выделять антитела для борьбы с болезнью.

Лейкоциты – это защитные клетки организма, которые разрушает ВИЧ.

Инфицированный – это человек – носитель ВИЧ.

Оценивание:

1 – 2 правильных ответа – 5 баллов (1 пазл)

3 – 4 правильных ответов – 10 баллов (2 пазла)

5 правильных ответов – 15 баллов (3 пазла)

► 4 станция «Риск заражения»

Участникам предлагается задание:  разложить карточки с названиями различных действий человека, в результате которых можно или нельзя заразиться ВИЧ, на три группы  «высокий риск», «заражение возможно», «риск отсутствует».

Действия человека: беспорядочные половые связи, поцелуй в губы, рукопожатие, совместное пользование телефоном, переливание крови, внутривенное введение наркотиков, от ВИЧ – инфицированной матери к ребенку, совместное пользование туалетом и ванной, поцелуй в щёку, совместное пользование зубной щёткой, объятия с ВИЧ – инфицированным, пользованием общим бельём или одеждой, нахождение с ВИЧ – инфицированным в одной комнате.

Правильные ответы:

«высокий риск»

«заражение возможно»

«риск отсутствует»

Беспорядочные

половые связи

Внутривенное

введение наркотиков

(до 90% случаев передачи ВИЧ – внутривенное употребление наркотиков)

Поцелуй в губы

(при наличии на губах ранок риск возрастает)

От ВИЧ - инфицированной матери к ребенку

(возможно заражение при игнорировании матерью антиретровирусной терапии)

Совместное пользование зубной щёткой

(возможно заражение, если кровоточат дёсны)

Переливание крови

(риск минимален, т.к. используется чистый инструментарий, но он всё же присутствует)

Рукопожатие

Совместное пользование  телефоном

Совместное пользование

туалетом и ванной

Поцелуй в щёку

Объятия с ВИЧ - инфицированным

Пользование общим бельём и одеждой

Нахождение с ВИЧ - инфицированным в одной комнате.

 Оценивание:

Задание выполнено без ошибок  - 15 баллов (3 пазла)

1 – 2 ошибки – 10 баллов (2 пазла)

Более 2 ошибок – 5 баллов (1 пазл)

► 5 станция «Мифы и реальность»

Участникам предлагают ответить, «мифом» или «реальностью» являются следующие утверждения, касающиеся вопросов ВИЧ.

  1. Если у человека появились следующие симптомы: быстрая утомляемость, потеря в весе, частые и продолжительные простудные заболевания можно ли утверждать, что он инфицирован ВИЧ?  
  2. Заболевание ВИЧ - инфекции можно обнаружить в крови сразу после заражения, так ли это?  
  3. Инфекции, передающиеся половым путем, облегчают передачу ВИЧ инфекции. Почему?
  4. Если нет симптомов, то нет и болезни. Так ли это?
  5. Какие группы людей имеют наибольшую вероятность инфицирования ВИЧ?
  6. Можно ли заразиться ВИЧ- инфекцией, испачкавшись чужой кровью, например, от кровотечения из носа?
  7. Комары переносят ВИЧ от больного к здоровым людям при укусе. Так ли это?

Правильные ответы:

Вопрос

Правильный ответ

Если у человека появились следующие симптомы: быстрая утомляемость, потеря в весе, частые и продолжительные простудные заболевания можно ли утверждать, что он инфицирован ВИЧ?  

(Миф. Наличие у человека ВИЧ инфекции может быть определено только в лаборатории при анализе крови)

Заболевание ВИЧ - инфекции можно обнаружить в крови сразу после заражения. Так ли это?  

(Миф.  Положительная проба на ВИЧ может быть обнаружена через 3-6 месяцев с момента заражения)

Инфекции, передающиеся половым путем, облегчают передачу ВИЧ инфекции. Почему?

(Реальность. Заболевания, передающиеся половым путем, провоцируют образование ранок и трещин  что способствует проникновению  инфекции  в организм).

Если нет симптомов, то нет и болезни. Так ли это?

(Миф. Симптомы ВИЧ могут проявиться  не сразу, через несколько месяцев. В течение долгих месяцев, а иногда годов человек может чувствовать себя хорошо)

Наркоманы, гомосексуалисты, имеющие беспорядочные половые связи, имеют наибольшую вероятность инфицирования ВИЧ.

(Реальность. Пути передачи ВИЧ – кровь и половой путь)

Можно заразиться ВИЧ- инфекцией, испачкавшись чужой кровью, например, от кровотечения из носа.

(Реальность. Если кровь попадет в открытую рану)

Комары переносят ВИЧ от больного к здоровым людям при укусе. Так ли это?

(Миф. Комары, мошки и другие кровососущие не могут быть переносчиками ВИЧ. В пищевом тракте комара не уместится минимальная инфицирующая доза не только ВИЧ, но даже вирусного гепатита, хотя его инфицирующая доза в 100 раз меньше, чем ВИЧ)

Оценивание:

Задание выполнено без ошибок  - 15 баллов (3 пазла)

1 – 2 ошибки – 10 баллов (2 пазла)

Более 2 ошибок – 5 баллов (1 пазл)

Заключительная часть.

По итогам проведения квест – игры, учащиеся собираются для обсуждения и подведения итогов.

Педагог ещё раз обращает внимание на различие понятий ВИЧ и  СПИДа.

ВИЧ-инфекция – инфекционное заболевание, причиной которого является ВИЧ, а исходом – СПИД.

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита – это конечная стадия ВИЧ-инфекции, когда иммунная система человека поражается настолько, что становится неспособной сопротивляться любым видам инфекции.

Международным символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, свёрнутая петелькой, она означает принадлежность к кругу людей, объединившихся вокруг проблемы СПИДа.

Автором данного символа является художник Франк Мур.

        Педагог также обращает внимание учащихся на путях передачи ВИЧ:

  • При половом контакте.  Половой путь – самый распространенный во всем мире путь передачи ВИЧ-инфекции. Риск передачи ВИЧ увеличивается при сопутствующих инфекциях, передающихся половым путем. 

Важно! Использование презервативов снижает, но НЕ исключает заражение ВИЧ-инфекцией.

  • Через кровь (при использовании одних шприцев или игл среди инъекционных наркоманов, при переливании крови и её компонентов).

Очень высок риск заражения ВИЧ через внутривенное употребление наркотиков.

ВИЧ также может содержаться в препаратах донорской крови, свежезамороженной плазме, тромбоцитарной массе, препаратах факторов свертывания. Переливание инфицированной крови в 90-100% случаев приводит к инфицированию.

  •  От ВИЧ – инфицированной матери ребенку.  Заражение плода может происходить во время беременности – вирус способен проникать через плаценту; а также во время родов. Риск заражения ребенка от ВИЧ-инфицированной матери составляет 12,9%. Кроме того, существует явный риск заражения при кормлении грудью. Вирус обнаружен в молозиве и грудном молоке ВИЧ-инфицированных женщин.

Педагог обращает внимание на действия человека, при которых риск заражения ВИЧ отсутствует вообще.

ВИЧ не передаётся при:  кашле и чихании;  рукопожатии; объятиях и поцелуях;  употреблении общей еды или напитков; в бассейнах, банях, саунах, через «уколы» в транспорте и метро; через укусы насекомыми.

Сведения о возможном заражении через инфицированные иглы, которые подкладывают на сидения ВИЧ-инфицированные люди, или пытаются уколоть ими людей в толпе, не более, чем мифы. Вирус в окружающей среде сохраняется крайне недолго, кроме того, содержание вируса на кончике иглы слишком мало.

В биологических жидкостях содержится слишком малое количество вируса, которое не способно привести к инфицированию. Риск заражения имеет место, если биологические жидкости (слюна, пот, слезы, моча, кал) содержат кровь.

Комары, мошки и другие кровососущие не могут быть переносчиками ВИЧ. В пищевом тракте кровососущего не уместится минимальная инфицирующая доза не только ВИЧ, но даже вирусного гепатита, хотя его инфицирующая доза в 100 раз меньше, чем ВИЧ.

Педагог обращает внимание учащихся на необходимость сдать тест на ВИЧ в следующих случаях:  после сексуального насилия; после полового контакта с новым партнером без презерватива; если твой половой партнер вступал в половые контакты с кем-то ещё; после использования одних и тех же игл или шприцев для введения наркотиков или других веществ, а также для татуировок и пирсинга; после какого-либо контакта с кровью ВИЧ-инфицированного человека.

Обследоваться на ВИЧ анонимно можно в областном СПИД – центре  г. Нижний Новгород ул. Минина, д. 20Е.

Педагог знакомит учащихся со статистическими данными:

На 01 июля 2017 года число ВИЧ-инфицированных в России составило 1 167 581 человек.  Показатель пораженности населения РФ ВИЧ-инфекцией в 2017 году составил  795,3 зараженных ВИЧ на 100 тысяч населения России.

Эпидситуация в Нижегородской области (на декабрь 2017 года):

мужчины – 15599 человек; женщины – 8257 человек; дети – 217 человек.

ВИЧ – инфекция зарегистрирована во всех районах Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Научитесь  правильно,  рационально и с пользой для здоровья использовать свое свободное время, воспитывай в себе потребность в здоровом образе жизни!  

Делайте правильный выбор! Выбирайте жизнь!

Учащиеся получают информационные буклеты (Приложение 1)

Используемые источники:

  1. http://www.medicalj.ru/diseases/infectious/59 
  2. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610837/ 
  3. http://www.zppp.saharniy-diabet.com/vich-spid-1/virus-vich-infekcii/proishozhdenie 
  4. http://www.medicalj.ru/diseases/infectious/59-aids 
  5. https://spid-vich-zppp.ru/statistika/ofitsialnaya-statistika-vich-spid-rf-2016.html 

Приложение 1.

C:\Users\1\Desktop\Предупреждён - вооружён 1.jpg

C:\Users\1\Desktop\Предупреждён - вооружён 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как сердцу высказать себя, Другому как понять тебя…» Литературная игра, посвящённая Всемирному дню писателя.

Развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности; умение сотрудничать при решении общих задач; творчески применять знания в новых ситуациях....

Урок вежливости и игры, посвящённый "Всемирному Дню "Спасибо"

Привить обучающимся навыки культурного поведения в общении друг с другом и другими людьми...

Сценарий интерактивной игры «Открытый космос», посвящённый Всемирному дню авиации и космонавтики

Цель: сформировать у молодёжи знания о становлении космонавтики, о первых полётах в космос.Задачи: расширить кругозор; развить познавательную активности, коммуникативных способностей....

Квест-игра, посвящённая 75-летию снятия блокады Ленинграда.

Квест-игра, посвящённая 75-летию снятия блокады Ленинграда.Квест состоит из 5 этапов. Для их успешного прохождения участникам  потребуется Сила воли, Ум, Память, Смекалка, Взаимовыручка, потому ч...

. Классный час, посвящённый Всемирному дню борьбы со СПИДом для учащихся 8 – 11 классов «Мое здоровье – это моё право»

Классный час,посвящённый Всемирному дню борьбы со СПИДомдля учащихся 8 – 11 классов«Мое здоровье – это моё право»...

Методическая разработка для проведения открытого классного часа Тема: «Правила против СПИДа» (посвящённый Всемирному дню борьбы со СПИД) (онлайн-формат)

Методическая разработка на тему «Правила против СПИДа» предназначена для проведения классного часа. Актуальность проблемы ВИЧ/СПИД заключается в том, что данное заболевание не я...

Литературная игра, посвящённая Всемирному дню поэзии

quot;Литературная игра, посвящённая всемирному дню поэзии", 7-й классЦели:- расширить познавательный интерес учащихся к литературе;- развить речь, мышление, внимание, память;- дать возможность у...