Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении
статья на тему
Неблагополучные семьи, основные виды помощи семье и детям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_sotsialnyh_problem_uchashchihsya_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении
Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких–либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие – жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи – можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов, ответом на вопрос «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье: чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.
Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. Оно может оказаться роковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психофизического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.
Алкоголизированные родители не только уподобляют себе детей и подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство - причина многих неврозов и нарушений поведения у детей. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват - пьяные отцы или пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием - алкогольной болезнью.
Можно выделить следующие особенности алкоголизированных семей:
1.Размытость, нечёткость границ.
Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие — ненормальны, теряют твердость психологической почвы под ногами. Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечеткости границ личности.
2. Отрицание
Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него
3. Непостоянство
Поскольку потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, у него появляется закономерное желание, чтобы им занимались. Он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.
4. Низкая самооценка
Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Все это произошло потому, что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов, он «заслуживает» все то плохое, что с ним приключается. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя.
5. Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи.
Так как же помочь этим детям? Основополагающим правом ребенка, закрепленным как на международном, так и на национальном уровне, является его право на защиту (ст. 45 Конституции РФ). Это право, как и другие права, закрепленные в Конституции РФ, является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ). При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.
В развитие Конституционного положения право несовершеннолетнего на защиту закрепляется в ст. 56 СК РФ. Помимо общего положения о праве ребенка на защиту своих прав и интересов, статья закрепляет принципиальное положение о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их заменяющих) и право самостоятельно обращаться за защитой. Более того, этой же статьей предусмотрена обязанность должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства обязан при получении таких сведений принять необходимые меры по защите ребенка. При том, что в Семейном кодексе закреплено право ребенка на самостоятельное обращение в суд начиная с 14-летнего возраста, законодательство не предусматривает механизма обращения ребенка в административные и судебные органы.
Помимо разноплановой деятельности органов опеки и попечительства, защищать детей должны: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, прокуратура, Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ. На сегодняшний день институт уполномоченного по правам ребенка введен в 11 субъектах РФ. Функции уполномоченного по правам ребенка заключаются в том, чтобы обеспечивать государственную защиту прав, свобод и законных интересов ребенка. Предполагается, что главное внимание уполномоченный сосредоточит на защите интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также тех детей и подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации
Одним из немаловажных институтом сопровождения детей из алкоголизированных семей является, конечно же, школа.
Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:
Классный руководитель
Является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками. Делает первичный запрос специалистам и предоставляет первичную информацию о ребенке. Организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения учащегося.
Социальный педагог
Изучает жизнедеятельность ребенка вне школы. Организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне. Поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации. Взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков.
Психолог
Изучает личность учащегося и коллектива класса. Анализирует адаптацию ребенка в среде. Выявляет дезадаптированных учащихся. Изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками. Подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы. Выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников. Осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
Школьный врач
Исследует физическое и психическое здоровье учащихся. Организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем. Разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания. Взаимодействует с лечебными учреждениями.
Семья алкоголиков (оба родителя)
Виды помощи семье и детям
- Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей-подростков).
- Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам.
- Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе.
- Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.).
- Консультации врача психиатра, нарколога и т.д.
- Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.
- Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, в вечернюю школу, ПТУ и т.д. (в случае необходимости).
- Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости). Полная семья, один из родителей пьет.
Виды помощи семье и детям
- Наблюдения и консультации психолога.
- Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем.
- Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования.
- Дополнительная помощь в учебе со стороны учителей.
- Привлечение здорового члена семьи и ребенка к психологическим занятиям детско-родительской группы.
- Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
- Индивидуальная работа социального педагога, психолога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.
- При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование подростка у детского психиатра.
- При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.
Неполная семья, родитель алкоголик (одинокая мать-алкоголичка или отец).
Виды помощи семье и детям
- Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
- Наблюдения и консультации школьного психолога.
- Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку.
- Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.
- Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения.
- При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве и правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о направлении в спецшколу.
- Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные.
Виды помощи семье и детям:
- Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы.
- Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.
- Индивидуальная работа психолога с ребенком.
- Помощь учителей ребенку в учебе.
- Консультация психиатра.
- Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новым опекунам, в приемную семью, в детский дом, приют и т. д.).
- Направление образовательным учреждением ребенка на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения.
Консультация у невропатолога или психиатра
Для того, чтобы наше общество было морально здоровым, мы должны в первую очередь заботится о подрастающем поколении. Вовремя оказанная помощь может предотвратить растущую преступность среди несовершеннолетних.
Список литературы:
- Конституция РФ, М.: «Юридическая литература», 1995.
- Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
- Федеральный закон РФ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995г. (ред. от 01.05.2017)
- Основы социальной работы» / под ред. П.Д. Павленюк – М.: Инфра, 1998г.
- Москаленко В.Д. М.: ЦОЦ, 1992. «Программа социальной работы с семьями, больных алкоголизмом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Программа разработана и направлена на социально – педагогическую поддержку обучающихся, а также повышения уровня информированности родителей в правовых знаниях и здорового образа ж...
Физическая культура и ее роль в решении социальных проблем
Физическая культура - вид культуры общества и человека. Это деятельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни; с одной стороны, специфический процесс, с другой - результат чел...
Инновационные методы и формы взаимодействия семьи и школы в решении социальных проблем ребенка
Сегодня образованному человеку не достаточно только предметных знаний. Большую и важную роль в развитии личностных способностей играет дополнительное образование. Кадетом быть престижно и о...
Инновационные методы и формы взаимодействия семьи и школы в решении социальных проблем ребенка
Работа касается новых форм работы с детьми с ОВЗ....
"Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении»
Семейное благополучие является одним из главных аспектов психофизического развития ребёнка. Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью,...
"Социальное проектирование, как технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях"
Статья раскрывает особенности социального проектирования в школе на примере уроков обществознания....
«СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКС ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ»
Любые меры, принимаемые для повышения защищенности ОУ от техногенных опасностей или террористических актов, одновременно обеспечивают усиление защищенности ОУ от социальных, биологических, природных, ...