Подготовка ребенка к жизни в новой семье
статья на тему

Наумова Марина Владимировна

Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности, в новую семью. Нужно ли готовить ребенка к переходу в новую семью? Ответ однозначен - готовить к любому изменению ребенка необходимо, исходя из особенностей психики. Работа по подготовке к жизни в приемной семье должна быть направлена на снятие естественного опасения, уменьшение чувства тревоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_rebenka_k_zhizni_v_novoy_seme.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка ребёнка к жизни в новой семье

Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности, в новую семью. Сотрудники детских учреждений  постоянно наблюдают, как переживает ребенок изменения в уже сложившемся образе жизни.

По поведению детей можно четко определить, велась ли с ребенком подготовительная работа, имеет ли он привязанности среди взрослых или сверстников. Подготовленные дети легче идут на контакт с новыми взрослыми, довольно спокойно воспринимают предстоящие изменения, радуются им.

Не секрет, что в любом учреждении есть дети, которые не могут быть переданы в приемную семью по правовому статусу: его невозможно разлучить с братьями или сестрами, бабушка или дедушка не могут сами воспитывать ребенка и не хотят передавать на воспитание в чужую семью, либо лишенные родительских прав биологические родители изъявляют желание восстановиться в правах. Есть дети, которые сами не хотят воспитываться в приемной семье и по достижении совершеннолетия мечтают вернуться к маме, чтобы помочь ей  реабилитироваться или вылечиться.  Есть дети, которые из-за своих личностных качеств или особенностей поведения не приживутся в новой семье  и прекрасно себя чувствуют в среде сверстников. В то же время есть «домашние» дети, которым противопоказано проживание в детском учреждении.

Все эти коллизии должны быть тщательно проанализированы, прежде чем будет принято  решение о дальнейшей судьбе ребенка: может ли он быть усыновлен, передан под опеку или в приемную семью или же он будет находиться в государственном учреждении для детей-сирот. При решении судьбы ребенка на этом этапе важно исходить из интересов ребенка, а не из интересов окружающих его взрослых,  которые иногда не хотят отпускать «хороших», послушных детей, а рекомендуют отдать в семью тех, с которыми у них возникают проблемы и которые им не по душе.

При подготовке к жизни в семье важно построить представления ребенка о своем прошлом, историю его жизни, причинах перемещения из семьи в детский дом и перспективах на будущее. Это необходимо сделать, чтобы дети понимали произошедшие с ними изменения и представляли, какое их ждет будущее. Важно объяснить им, что произошло в их жизни  и почему они не могут сейчас жить со своими родителями. Для этого можно  использовать такие приемы, как: составление книги или карты жизни ребенка, приемы активного слушания, беседы о жизненном пути ребенка, пересказ историй, похожих на пережитую ребенком и др.

Примерно с 6-летнего возраста можно помочь ребенку понять разницу между биологическим и психологическим родительством и то, что он не виноват в происшедшем. Нужно довести до его сознания, что есть объективные причины, по которым он не может жить в биологической семье. Объяснить, что его родителям нужна помощь, они не могут сейчас заботиться о нем. Ребенку, который может быть устроен в семью можно пояснить: «Ты растешь, у тебя много вопросов, проблем, поэтому мы взяли заботу о тебе на себя вместо них. Есть и другие взрослые, которые хотят заботиться о тебе, мы будем искать (нашли) таких людей» и дать время свыкнуться с этими мыслями. Специалисты советуют: ничего не следует утаивать от него, а тем более говорить неправду. Известно много случаев, когда неосведомленность ребенка приводит к трагедии, а информированность уберегает, вселяет веру в его новую семью и благодарность приемным родителям.

Подготовительный этап работы в детском  учреждении включает специальную психолого-педагогическую работу, помогающую переосмыслить имеющийся (чаще всего негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим психологи и педагоги ведут работу над актуальными проблемами ребенка, особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, самопринятия,  корректируют педагогическую запущенность, пробелы в развитии интеллектуальной сферы, образовании. В этот период идет формирование навыков общения, рефлексии, самоконтроля и необходимых навыков для жизни в новой семье. Через эти мероприятия проходят все дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и те, кто попадает в приют, и те, кто помещается в детский дом.

Нужно ли готовить ребенка к переходу в новую семью, не лучше ли приготовить ему сюрприз, сразу поместить в  хорошую семью? Ответ однозначен – готовить к любому изменению ребенка необходимо, исходя из особенностей психики.

Любое человеческое существо испытывает естественную тревогу, волнение, дискомфорт, переходя от одного, уже привычного способа существования, к другому. Тревожность усиливается, когда предстоит новое событие, непривычное действие, или новый непривычный образ жизни.  В том, что даже маленькие дети испытывают тревогу, когда их собираются помещать в семью, убеждался каждый, кто знаком с этой процедурой.

Работа по подготовке к жизни в  приемной семье должна быть направлена на снятие естественного опасения, уменьшение чувства тревоги. Подготовка необходима еще и потому, что  в  новую семью ребенок  идет, имея прошлый, порой негативный опыт жизни в семье. Но, несмотря на это, многие хотят попасть в семью (либо вернуться к своим родителям, либо просят найти других родителей). Не раз доводилось наблюдать, как дети относятся к новым людям, появляющимся в учреждении; в их глазах надежда – а не за мной ли это пришли?

Для того, чтобы подобрать ребенку семью, важно знать привязанности и ожидания ребенка. Ребенка спрашивают о том, с кем он хотел бы жить в одном доме, а кого хотел бы видеть в доме по соседству и другие рисуночные методики («Пять сердец», составление календаря переезда, карты взаимоотношений). Кроме этого на этом этапе для формирования образа семьи могут использоваться книги, рассказы, стихи, фильмы, доступные средства информации, разговоры, беседы о прошлой жизни в семье и о будущей. Хорошими средствами являются обучающие игры, ролевые игры в семью, инсценировки, арт- и изотерапия.

Все эти методы помогут ребенку менее болезненно проживать новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.

Последний, но очень значимый момент подготовки – личное знакомство. Успешность его зависит от времени и места проведения первой встречи. В зависимости от условий учреждения, личностных особенностей ребенка выбирается место, где будет происходить первая встреча – в группе или в специальном помещении.

В этот момент ярко видно, был ли подготовлен ребенок. Неподготовленные дети жмутся к сопровождающему взрослому, не хотят отходить от него, капризничают или закатывают истерику при попытке воспитателя вывести его из группы. Подготовленные дети вначале как бы замирают, присматриваются, но потом идут на контакт.

До окончательного оформления вопроса (принятие решения о создании приемной семьи) может быть использовано совместное проживание в течение нескольких дней родителей  и ребенка (гостевая семья). Совместные прогулки, еда, время провождение (игры, рассматривание книг, телевидения) с будущими родителями помогают устанавливать первые контакты, налаживать общение.

Мы считаем достаточно оправданным и такой опыт подготовки к передаче в приемную семью, как пребывание детей в семьях кандидатов в замещающую семью во время летнего отдыха, каникул.  Это дает возможность детям присмотреться к новым взрослым, приобщиться к жизни в семье. Взрослые получают возможность ближе узнать ребенка, определиться в выборе и принятии решения. Все вместе это позволяет минимизировать ошибки в подборе детям новых родителей.

Мы полагаем, что здесь важно иметь в виду, что любой опыт в жизни ребенка, даже неудачный, – это полезный опыт. Он дает понимание многообразности жизни, в которой не все гладко, есть встречи и расставания, радости и горе, а преодоление трудностей закаляет психику. Дети понимают, что не все надежды сбываются, и многое зависит не только от их желания. Кроме того, дети в силу пластичности и гибкости нервной системы легче переносят и меньше, чем взрослые, драматизируют произошедшее, быстрее забывают прошлое. И наконец, такой опыт позволяет сделать более правильный выбор в наилучших интересах ребенка и сократить число неудачных созданий приемных семей.

А как быть с теми, кому не повезло, и кого не взяли в семью? Здесь нужно искусство педагога, внушающего детям, что жизнь разная, люди разные, у каждого своя судьба. Мы, окружающие тебя сейчас взрослые, будем делать все, чтобы и твоя жизнь сложилась. Мы заботимся о тебе здесь и сейчас. И порадуемся, что мы живы, здоровы, сыты, в тепле и уюте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в подготовке к взрослой жизни

На На первый план в переходный период от детства к взрослости, в подготовке к самостоятельной жизни и работе обучающихся с ОВЗ выдвигается проблема социализации и интеграции в общество, что может быть...

Свод правил при подготовки ребенка к взрослой жизни

В данном материале предложены правила, которые помогут подготовить ребенка к взрослой жизни...

Занятие по подготовке ребенка к помещению в принимающую семью на тему: «Семья и семейные отношения»

Семья - обязательная часть любого общества, любого государства. Главное её предназначение состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись все новые и новые поколения, развивалось об...

Программа подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Программа подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей...

Подготовка ребенка к возвращению к кровным родителям или переходу в замещающую семью

Возвращение ребенка в кровную семью - одно из самых важных направлений работы на сегодняшний день. При невозможности возврата в биологическую семью наиболее предпочтительной формой устройства ребенка ...

Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью

Одним из направлений деятельности специалистов социально-педагогических центров, является подготовка ребенка к помещению в замещающую семью и направлена, в первую очередь, на преодоление предыдущего н...

Примерная программа подготовки ребенка к проживанию в замещающей семье.

   Семья выступает как мощный инструмент социальной адаптации, восстановление позитивных убеждений, уверенности в себе и в завтрашнем дне.     Психологическое сопр...