Статья «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И УДО В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
статья на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_semyu.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕНАКИНА А.Г.

МБОУ ДОД «ДЮЦ № 3»

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И УДО В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Ключевые слова: социальное воспитание, семья, семейные ценности, гражданственность, патриотизм.

Статья посвящена воспитанию в семье. Важнейшим функциям семьи в формировании гражданственности и патриотизма у детей и подростков. А также роль учреждения дополнительного образования в патриотическом воспитании.

CHENAKINA A.G.

MBOU DOD DUTS 3

THE INTERACTION OFB THE FAMILY AND PATRIOTISM INTO THE CHILDREN AND JUVENILES

Keywords: social education, family, family values, citizenship, patriotism.

The article devoted to the education in the family. The most important of the family is the formation of the citizenship and patriotism in to the children and youth and of the establishment of the supplementary education in the patriotic education.    

Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.

Семейное воспитание в широком смысле слова – изначальная форма социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности. Патриотическое воспитание детей является одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.

Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Уважение в семье, школе, дополнительном образовании  достоинств ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная.

Как показывает анализ теории и практики, одним из наиболее эффективных направлений формирования чувства гражданственности и патриотизма у детей является гражданско-патриотическое воспитание в семье.

Но нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций: репродуктивной (рождение детей), воспитательной, хозяйственно-экономической, коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха, досуга), регулятивной, нравственно-нормативной. На воспитательную функцию семьи сильно влияют тенденции, явления и процессы, которые отмечаются в последние годы: сокращение размеров семьи и преобладание в абсолютном большинстве простой (нуклеарной) семьи; появление большого числа семей, находящихся в бедственном положении; рост числа детей-сирот при живых родителях, детей оставшихся без родительской опеки, беспризорных детей; ограничение возможностей семей по уходу за стариками и инвалидами, появление в семьях насилия и жестокого обращения с женой (мужем), детьми и стариками; ухудшение отношений между родителями и детьми; проявление отчуждённости детей от родителей и родителей от детей; значительное ослабление, а нередко и полное отсутствие мужского влияния на формирование личности ребёнка; крушение жизненных перспектив определённых категорий родителей и детей; увеличение числа детей с отклонениями в поведении от общепринятых норм (злоупотребление алкоголем и наркотиками, воровство, насилие, проституция и т.п.); неподготовленность семьи к ведению здорового образа жизни; низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и, соответственно, слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей, неподготовленность юношей и девушек к семейной жизни.

А ведь важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.

Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и педагогов. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны – в этом А.С.Макаренко видел важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и педагогов, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности.

Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, долг защитника Родины, долг труженика.

Уважение в семье и в образовательном учреждении достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.

Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.

Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

  • благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);
  • уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм);
  • возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
  • возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в образовательном учреждении. Важно, чтобы в семье ребенок получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.

В «ДЮЦ № 3» сложилась система форм и методов взаимодействия с семьёй как социальным институтом воспитания. Тематические родительские собрания: «Нравственные законы нашей семьи», «Будущее нашей страны» и др., работа службы «Телефон доверия», работа социально-психологической службы: консультирование родителей наиболее востребовано в повышении психолого-педагогической, социальной, правовой грамотности родителей.

В учреждении дополнительного образования для детей проводятся различные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание детей: -круглые столы: «День права», «Человек. Личность. Гражданин», «Я гражданин России» и др.; - тренинги: «Я и мои родители», «Мы и они», «Мои права и права других людей» и др.; - беседы: «В стране чужой я думал о России», «Взаимоотношения в семье» и др.; - досуговые мероприятия: «День семейного общения», «Папа, мама, я – дружная семья», «Да здравствует ПОБЕДА!» и др.

У нас много объединений спортивной направленности, в которых занятия спортом рассматриваются как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

    Так же есть клуб «Здорово» целью которого является Формирование ценности отношение к родине

Если говорить о духовно-нравственном развитии гражданина России, то более высокой ступенью данного развития является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. «Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации». В связи с этим актуальностью данной проблемы нами была выбрана тема исследования «Реализация поликультурный подход в социальном воспитании учащихся в УДО». Была разработана программа воспитания, в которой одно из направлений

Литература

1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / М.И. Буянов, -  М., 1988. - 9 с.

2. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников, - М., 1975. - 204 с.

3. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе / И.Н. Закатова, - М., 1996. - 22 с.

4. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье / И.Е. Кульчицкая, – Киев: 1983. - 202 с.

5. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети / Г.А. Макеев, – Волгоград, 1987. – 20-30 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание в школе как условие формирования гражданственности и патриотизма у учащихся кадетских классов

Содержание   стр.Введение ………………………………………………………….....3Глава IТеоретические основы формирования гражданственности и патриотизма …….………………. 9 1.1. Сущностные характеристики гра...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Формирование гражданственности и патриотизма в условиях тематического классного часа.

Представлен опыт работы по формированию  гражданственности  и патриотизма в условиях тематического классного часа....

Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»

Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриоти...

статья Формирование гражданственности и патриотизма у подростков с использованием кинолектория.

Формирование гражданственнсти и патриотизма у подростков с использованием кинолектория...