Педагогическая поддержка воспитанников сиротского учреждения
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Пирогова Валентина Анатольевна

Под педагогической поддержкой подразумевается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и с жизненным и профессиональным самоопределением.

       Пребывание ребенка в детском доме и связанные с этим процессы общения, успешного продвижения в учении, трудовой деятельности и профессиональном самоопределении «требуют от него преодоления разного рода сложных ситуаций, затруднений». Таким образом, воспитанники нуждаются в педагогической поддержке.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pirogova_v.a._3.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка воспитанников сиротского учреждения

Под педагогической поддержкой подразумевается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и с жизненным и профессиональным самоопределением.

       Пребывание ребенка в детском доме и связанные с этим процессы общения, успешного продвижения в учении, трудовой деятельности и профессиональном самоопределении «требуют от него преодоления разного рода сложных ситуаций, затруднений». Таким образом, воспитанники нуждаются в педагогической поддержке.        

      В связи с этим можно сделать вывод, что суть педагогической поддержки заключается в деятельности педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с компонентами, из которых складывается деятельность педагога по поддержке ребенка в образовательном процессе:

- исследование педагогом того субъектного потенциала, который имеется у ребенка;

- стимулирование желания ребенка обнаруживать и анализировать собственные интересы;

- поддержка ребенка в его поисках смысла и ценностей в актуальных для него интересах;

- поддержка ребенка в стремлении реализовать собственные смыслы и ценности (поддержка ребенка в самоопределении);

- поддержка ребенка в процессе его самореализации на основе самоопределения;

- организация рефлективного пространства как условия для самопознания ребенком себя с позиции субъекта, реализующего собственные интересы.

       Перед нашими педагогами стоит задача – помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности.  Таким образом, суть педагогической поддержки можно выразить словами «проблема», «защита», «помощь» и «самостоятельность», потому что педагог стимулирует и поддерживает усилия ребенка на преодоление своих проблем.

        К наиболее значимым, для нашей работы, относятся следующие педагогические идеи:

- воспитание в подростковом возрасте - это есть накопление подростком положительного опыта жизни и обучение рефлексии, то есть подготовка и перевод его в режим саморегулирования, самоуправления, самовоспитания, что будет способствовать укреплению чувства собственного достоинства.

- позиция педагога заключается в готовности оказать поддержку, не навязывая помощь и руководство; для оптимального развития человеку важно в детстве пережить опыт успешного разрешения значимых для него проблем, вселяющий веру в себя и стремление добиваться нового успеха.

       Исследования, которые проводились нами на протяжении нескольких лет, выявили ряд проблем, характерных для наших воспитанников и показали, что среди наиболее значимых проблем, обозначенных как педагогами, так и самими детьми – проблема неуверенности.

Так совместно с психологической службой детского дома мы провели анкетирование среди воспитанников: «Какие чувства испытывают ребята от пребывания в детском доме?» При обработке получили следующие данные:

       Рассмотрим, какие чувства испытывают ребята от пребывания в детском доме.(см. табл. 2.1.)

Таблица 2.1. «Чувства, которые испытывают ребята, находясь в детском  доме» (данные представлены в % от числа опрошенных)

Чувства

%

1. Обида

54

2. Неуверенность

54

3. Страх

40

4. Скука

40

5. Раздражение

37

6. Усталость

34

7. Беспокойство

34

8. Чувство унижения

31

9. Неудовлетворенность собой

31

10. Спокойствие

29

11. Удивления

26

12. Сомнение

26

13. Радость

20

14. Уверенность в себе

20

      Диагностика «Чувства, которые испытывают ребята, находясь в детском доме» показала,  что:

      Положительные чувства, такие как радость, спокойствие, уверенность в себе, удивление, к сожалению, испытывают меньше половины ребят.

      Скуку испытывает 40% детей, что можно напрямую связать с пассивным проведением свободного времени. Вызывает тревогу совокупность ответов, включающая такие ощущения ребят, как обида (54%), неуверенность (54%), страх (40%),  раздражение (37%), усталость (34%), беспокойство (34%), чувство унижения (31%), неудовлетворенность собой (31%). Их сумма достаточно велика, хотя частично это могут быть ответы одних и тех же детей.        

      Эти ответы свидетельствуют о возможности стресса у 1/3 детей.

      Некоторые показатели можно объяснить объективными факторами.

1. «обида» - обида на жизнь, так как у этих детей жизнь нельзя назвать счастливой.

2. усталость обусловлена таким фактором, как учебная деятельность (продолжительность учебного дня, объем заданий и т.п.), их здоровье.  

3. Повышенная склонность к страхам.

4. Неуверенность (имеют негативную Я-концепцию, отрицательный образ Я).

5. Недостаток общения со взрослыми, сверстниками (узкий круг общения среди сверстников, большое количество людей с раннего возраста, отсюда несформированность устойчивых эмоциональных связей).

По представлению ребенка о своем ближайшем будущем (см. прилож. 2.) можно выявить его взгляды на жизнь и его состояние на данный момент времени.(см. табл. 2.2.)

Таблица 2.2. «Представление ребенка о своем ближайшем будущем»

%

1. Уверен, что у меня будет все хорошо

6

2. Не совсем уверен, что все будет благополучно, могут возникнуть неожиданные проблемы

9

3. Трудно сказать определенно

24

4. Полагаю, что меня в ближайшее время ждет множество проблем

24

5. Ничего хорошего не жду, представляю будущее себе достаточно безрадостным

37

     

      Меньшинство ребят оптимистично смотрят в будущее. «Оптимисты» (6%) и «реалисты» (9%), «сомневающиеся» (24%) и «пессимистами» (61%). Стоит отметить, что последняя категория детей нуждается в специальном внимании со стороны сотрудников детского дома, в педагогической поддержке.

      Пребывание ребенка в детском доме и связанные с этим процессы общения, успешного продвижения в учении, трудовой деятельности и профессионального самоопределения «требуют от него преодоления разного рода сложных ситуаций, затруднений». Поэтому подростки, воспитывающиеся в детском доме, особо нуждаются в педагогической поддержке (помощи в саморазвитии). Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

        В процессе диагностики воспитанников-подростков нами были выявлены следующие наиболее типичные проблемы:

- неумение самостоятельно  планировать и контролировать свои действия;

- преобладание защитных средств поведения в конфликтных ситуациях;

- повышенная тревожность;

- ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего;

  • нет четкого представления своего «образа я», «образа своей будущей семьи», что есть жизнь, которую ведет современный достойный человек.

      И самое главное диагностика показала, что в основном подростки нуждаются в поддержке и помощи значимого взрослого (воспитателя).        

      Педагогическая деятельность по поддержке ребенка требует специальной подготовки воспитателей к решению сложных социально-педагогических задач.  Говоря о квалификационных требованиях к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки детей, Н.Н. Михайлова выдвигает на первый план следующие:

     * способность педагога к личностно-профессиональному самоопределению в ценностях педагогической деятельности;      

     * его способность строить рефлексивную практику;
     * децентрацию педагога с собственных личностных проблем на проблемы ребенка;
     * понимание педагогом собственной недостаточности в разрешении многих проблем ребенка и способность обеспечить кооперацию с другими людьми в целях привлечения их к деятельности по поддержке ребенка;

     * способность педагога проектировать деятельность по педагогической поддержке, учитывая все реалии, которые содержит конкретная ситуация конкретного ребенка, и те возможности, которыми обладает он сам, ребенок, система и другие люди;

    * способность педагога быть адекватным любой ситуации, используя для этого все имеющиеся ресурсы, а не только те стереотипы, которые ошибочно принимаются как целостное и незыблемое;

    * способность человека строить свой собственный сценарий профессиональной деятельности: от ценностного смысла и целей до конкретного разового действия, которое видится как одно из звеньев единой цепи.

          Однако в детские дома приходят работать учителя – предметники, или воспитатели дошкольных образовательных учреждений, у которых не хватает знаний и информации, об индивидуально-личностных особенностях детей, воспитывающихся в детских домах, поэтому они испытывают затруднения в выборе адекватных ситуации педагогических приемов (тактик).

            Нами был проведен опрос среди воспитателей для выявления затруднений и возможностей педагогов в организации системы педагогической поддержки.

     Педагоги должны были ответить на вопросы:

1. Для чего нужна педагогическая поддержка?

2. Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?

3. Что является предметом деятельности ребенка и взрослого при осуществлении педагогической поддержки?

        Как показал опрос: из 20 педагогов -  10 испытывают затруднения в организации педагогической поддержки, так как больше придерживаются авторитарного подхода в воспитании. В этой связи они считают необходимым осмысление имеющегося личностного педагогического опыта, проявляют желание строить педагогической взаимодействие на основе гуманистических принципов.    

Педагоги в ходе совместного обсуждения пришли к таким выводам:

- воспитание и обучение воспитанников детского дома будет продуктивным, если оно будет ориентировано на их реальные потребности и возможности;

Преодоление неуверенности у подростков напрямую зависит от того:  

- насколько обеспечена безопасность жизненного пространства ребенка;

- насколько в жизнедеятельности воспитанников присутствуют ситуации выбора базовых жизненных смыслов и ценностей;

 -  создание ситуации успеха в процессе индивидуальной и совместной (коллективной) деятельности    поможет    ребенку    поверить   в   свои   силы,

 мотивирует на новые самостоятельные действия;

- педагогически грамотно организованная рефлексия позволяет ребенку приобрести опыт осуществления самоанализа.  

       Каждый педагог должен понимать, что воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, отношения. Результатом деятельности такого педагога будут качественные шаги вперед в сознании и поведении ребенка. Поддержка воспитанника в детском доме ограниченна временными рамками. Поэтому наша задача, наряду с созданием условий для полноценного развития, выступает обеспечение условий для социализации детей, их профессионального, семейного и личностного успеха.

       Проанализировав основное содержание педагогической деятельности по поддержке ребенка в решении его проблем, мы разработали содержательную модель педагогической поддержки. (см. табл. 2.3.) На наш взгляд, такой подход позволит каждому педагогу-воспитателю логично выстроить свою деятельность, а ребенку освоить эту логику для дальнейших самостоятельных действий.

 Таблица 2.3. Содержательная модель педагогической поддержки

Этапы

педагогической

поддержки

Содержание деятельности педагогической

Приемы и методы

организации

деятельности

I. Диагности-ческий

1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы:

— неадекватное поведение воспитанника

(агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость, неуверенность, неуспешность);

2. Вербализация постановки проблемы

— попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи

3. Установление контакта с ребенком.

4. Диагностика предполагаемой проблемы

5. Совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка

6. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника.

1. Педагогическое наблюдение

2. Организация доверительной беседы с воспитанниками

3. Ситуативное тестирование

4. Диагностика («раскодирование»),

5. Разблокировка активности

6. Проговаривание проблемы самим ребенком

II. Поисковый

1. Определение эмоционально-

психологического состояния воспитанника, его готовности к общению

2. Обеспечение эмоционально-

положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров

3. Поиск и установление первоначального контакта с воспитанником

4. Определение причин возникновения проблемы

1. Приемы «Ты-высказывание»

и «Я-высказывание»

2. Прием глазами ребенка

3. Способы слушания:

- пассивное

- активное

4. Приемы «проговаривания»

5. Педагог занимает позицию «рефлексивного зеркала»

6.Позиция «педагогической адвокатуры»

III. Договорный

1. Воспитанник при помощи воспитателя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в конструктивное русло

2. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы

3. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы

1.Метод договора

- договор на условиях ребенка

- договор на условиях педагога

- договор-компромисс

- договор-сотрудничество

(С. М. Юсфин)

IV. Деятельност-ный

1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы

2. Педагогическая поддержка усилий ребенка

1.Методы практической

деятельности ребенка

2.Методы педагогической

поддержки действий воспитанника

3. Прием «Анализ способов

решения чужой проблемы»

V. Рефлексивный

1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности

2. Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения

3. Осмысление ребенком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы

1. Приемы рефлексии и само-рефлексии

2. Метод беседы

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

  Программа разработана и направлена на социально – педагогическую поддержку обучающихся, а также повышения уровня информированности родителей в правовых знаниях и здорового образа ж...

Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников

В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (презентация)

Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми ....

Практические рекомендации для воспитателей и педагогов по педагогической поддержке и сопровождению обучающихся, воспитанников во время сдачи экзамена

Материал содержит практические рекомендации для воспитателей и педагогов  по созданию оптимального психологического климата и оказанию всесторонней психологической помощи обучающимся во время сда...

Психологические и социальные проблемы, с которыми сталкиваются воспитанники сиротских учреждений

Дети из детского дома сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь специалистов...

Одарённый воспитанник: выявление и педагогическая поддержка

Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей....

Деловая игра «Невредные советы» для воспитанников сиротских учреждений

Игра по социальной адаптации для детей воспитанников сиротских учреждений  в возрасте от 11-14 лет...