Психологические и социальные проблемы, с которыми сталкиваются воспитанники сиротских учреждений
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Пирогова Валентина Анатольевна

Дети из детского дома сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь специалистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pirogova_v.a._4.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические и социальные проблем, с которыми сталкиваются воспитанники сиротских учреждений

      Дети из детского дома сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь специалистов:

         Первая проблема – это повышенная тревожность, для решения этой проблемы была поставлена задача: выяснить и по возможности нейтрализовать источник тревожности ребенка.

         Выявленная высокая тревожность требует различных способов коррекции. Работа с такими воспитанниками чрезвычайно сложная.

 В случае неуверенности работа во многом должна быть направлена: на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуверенность, на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у воспитанника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Воспитанники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности ребенка, результативность его деятельности, а это еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, оказывается недостаточно.

При решении данной задачи педагоги использовали тактики - «защита», «помощь». По данной проблеме педагогом-психологом с воспитанниками проводились групповые тренинги и индивидуальные занятия. Ею были проведены индивидуальные занятия, где использовались различные упражнения на преодоление тревожности:

  1.  «Настройка» на определенное эмоциональное состояние. Воспитанникам предлагалось мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом, спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» – с третьим и при сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
  2. «Приятное воспоминание». Воспитаннику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения. Представлять эту ситуацию.
  3. «Исполнение роли». В трудной ситуации воспитаннику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого кино-героя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».
  4. Контроль голоса и жестов. Воспитаннику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями» (например, при подготовке уроков).
  5. «Улыбка» – обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Воспитаннику дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.
  6. «Дыхание». Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 сек.
  7. «Мысленная тренировка» – ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживаниях, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
  8. «Репетиция» – психолог проигрывает с воспитанником ситуации, вызывающие у него тревогу (например, воспитанник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия ребенка). Полезным оказывается также, когда психолог, не предупреждая об этом заранее воспитанника, меняет тон разговора с ним – становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.
  9. «Доведение до абсурда» – в процессе беседы с психологом, а также в некоторых других «спокойных» ситуациях воспитаннику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.
  10. «Переформулировка задачи». Известно, что одним из моментов, мешающим результативности деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на ее выполнении, но и в большой степени на своих достижениях и на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью «отвлекаясь от себя» (например, при ответе у доски: «Я должен рассказать о том-то» вместо «Я должен ответить во что бы то ни стало» или «Я должен получить «5»). Необходимо также обучать школьника умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагается школьнику рассматривать, как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.
  11. Эти и другие приемы заимствованы преимущественно из спортивной психологии и являются достаточно эффективными, прежде всего для учащихся, испытывающих так называемую «открытую тревогу». Отметим также, что многие приемы используются нетревожными учащимися для овладения своим поведением в особо трудных ситуациях. Как видно из перечисления, все эти приемы относятся в основном к первому уровню работы по преодолению тревожности – овладению своим эмоциональным состоянием. Вместе с тем, поскольку многие из них направлены на снятие или минимизацию характерных для тревожных детей «гипертрофии обратной связи» и «гипертрофии чувства «Я», то эти приемы могут иметь и более глубокое значение в плане перестройки личностных особенностей.

Работа по овладению всеми этими приемами требует достаточно продолжительных   занятий с психологом, в процессе которых воспитанник сможет выбрать и закрепить наиболее подходящие для себя способы.

Большое значение здесь, конечно, имеют отношения, складывающиеся у воспитанника с психологом.

Также в течение всего учебного года над данной проблемой работали педагог-организатор и музыкальный руководитель. Ими было проведено большое количество мероприятий по преодолению неуверенности, снятию тревожности у воспитанников. Это - и организация праздников:

- Песенный конкурс: «Караоке в гостях у Домовёнка»,

- Дискотеки, которые способствовали формированию навыков самостоятельного знакомства с музыкой, развитию навыков общения, выбору способа самовыражения в среде сверстников,

- Участие в международном фестивале юных исполнителей: «Звуки и краски мира»,

- Участие во всероссийском конкурсе исполнителей авторской  песни.

Благотворительных концертов:

-Дню пожилого человека;

-Дню народного единства;

-Здравствуй, Новый год!;

-Дню снятия блокады;

-Дню Победы в В.О.В.

Воспитатели совместно с детьми организовывали коллективно-творческие дела: тематические огоньки, трудовые десанты, КВНы.

В преодолении тревожности подростков значительное место уделялось развитию двигательных навыков, ловкости, культуре движений, умению держать себя, существенная роль отводилась развитию правильных приемов самоанализа, формированию умения понимать себя и других.

Эта работа достаточно длительная и сложная, первоначально она вызывает значительное противодействие со стороны воспитанника. Наибольшие трудности вызывает анализ причин ситуации и вопросы: «Что я должен делать?» «Как действовать?». Воспитанники как бы «застревали» на более простых для них вопросах. Требовались большие усилия для того, чтобы сформировать у них умение не только отвечать, но и задавать самим себе такие вопросы.

Важным этапом в работе с такими воспитанниками является выработка у них критериев собственного успеха. Оценка успеха у них часто затруднена, они сомневаются в ней, в связи с этим многие достаточно удачные ситуации оказывается обсудить вместе со воспитанником объективные показатели успеха в той или иной ситуации, как бы «договориться» с ним, какой результат считать успешным, и затем максимально развернуто записать эти критерии применительно к различным ситуациям, после чего в беседах постоянно обращаться к этим критериям, побуждая его оценивать свои результаты.

Опыт показывает, что наиболее эффективной мотивацией для таких воспитанников является обучение самоанализу как средству, способствующему саморазвитию.

       Преобладание защитных средств поведения в конфликтных ситуациях. Это вторая проблема, характерная для воспитанников детского дома. Для решения этой проблемы была поставлена такая задача: создание условий для приобретения опыта разрешения конфликта культурными средствами. Педагоги использовали тактики «защита», «помощь».

       Педагог-психолог проводила психологическое исследование, наблюдение воспитанников в различных видах деятельности. Проходили тренинги с подростками. Отдельно проводились консультации для воспитателей. Педагогами-специалистами проводились индивидуальные консультации, беседы, групповые занятия - анализ ситуаций, ролевые игры, тренинги на: умение выходить из конфликтных ситуаций: уверенное и неуверенное поведение, предотвращение конфликтов.

         Также педагог-организатор, музыкальный руководитель совместно с воспитателями, педагогами дополнительного образования и воспитанниками приняли участие в организации и проведении: спортивно-развлекательной программы: «В гостях у сказки»; участие в городском фестивале «Созвездие» в различных номинациях (конкурс народного творчества; смотр-конкурс хоровых коллективов; смотр-конкурс эстрадных коллективов (художественное  слово, вокал, хореография); - заключительный гала-концерт. А также приняли участие в работе  подросткового  клуба «Отечество» (по индивидуальному плану). Вся проделанная работа способствовала решению поставленной задачи.

Потребность подростков заключается в том, чтобы взрослые признали их равноправными партнерами в общении.

   Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Уметь выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается. Уважение к личности подростка делает педагогов действительно нужным ребенку. Но быть нужным - это значит разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали; это значит быть всегда «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций.

Воспитатели помогают подростку взрослеть — учат его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и в своих собственных. Необходимо научить его критически относиться к себе, к своим поступкам и отношениям.

Требовательность взрослого к себе должна всегда быть выше уровня требований к нему подростка. Это одно из главных оснований авторитета воспитателя.

Конфликты при воспитании подростка неизбежны. Психологические особенности подросткового возраста не обязательно влекут за собой отрицательные формы поведения подростков и конфликтность их отношений со взрослыми. Все зависит от конкретных условий жизни и воспитания. При этом педагогам необходимо помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

        Задача педагога – предоставить ребенку возможность конструктивного решения конфликтной ситуации, за счет приобретения опыта проектирования собственной позиции по отношению к этой ситуации. Ребенку необходимо будет, прежде всего, обратиться к анализу собственных желаний и интересов, которые так или иначе присутствуют в конфликте.

       По нашему мнению, в учреждении должен быть такой человек, к которому сами дети обращаются со своими трудностями, потому что уверены взрослый им поможет, защитит. В этом случае может появиться результат, так как он предполагает индивидуальную помощь каждому ребенку.

      Третья проблема - неумение самостоятельно планировать и контролировать свои действия. Создание условий для приобретения ребенком опыта успешной самореализации – это задача, которая была поставлена для решения данной проблемы. Все педагоги, входящие в «творческий союз» при решении данной проблемы использовали тактики «помощь», «содействие», «взаимодействие». 

       Педагогическая поддержка – непосредственный акт общения и взаимодействия, свободный, равноценный и значимый для взрослого и подростка. Поддержка нужна подросткам с первых проявлений себя как личности и индивидуальности, и особенно в ситуации, когда у нее возникает какая – либо жизненная проблема и когда нужно помочь ребенку сформировать его личный опыт самостоятельности и самореализации.

     Педагоги постоянно поддерживают внимание к успешности в самостоятельных шагах воспитанника и поощрению его инициативы, организуя конструктивные диалоги с воспитанниками, направленные на выявление их личностных потребностей.

     В рамках программы использовалась работа психологов (детского дома и психологического центра), обучающих детей правилам саморегулирования, коррекции самоконтроля и развития у них способностей к управлению умственной деятельностью. Некоторые наблюдения самих детей позволяют отметить, что стало интереснее учиться, они меньше устают на занятиях. Педагоги отмечают усиление их активности, положительного отношения к учению. Результат: успешная самореализация воспитанников с учетом их стиля и благодаря обращению за мотивацией к значимому другому или самому себе, активизация их позиции по отношению к учению.

Реализация учебных программ и общеобразовательная подготовка детей осуществляется школой, а продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников в детском доме. Функция воспитателя заключается в том, чтобы: закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания, расширить их диапазон - как в сфере теории, так и в практики; научить самостоятельно работать с учебным материалом, привить культуру умственной работы в коллективе, научить соблюдать режим дня—то есть время, отведенное на самоподготовку и начинать работу в установленные часы. Помочь и научить детей планировать свою работу в течение дня.

         Работа по этой проблеме - способствует формированию у подростков умений и навыков самоорганизации, самообразования и самовоспитания.

      Один из наиболее мучительных вопросов педагогов детского дома такой: почему бывает так, что ребёнок растёт хорошим, воспитанным, его будущее кажется очевидно счастливым, но буквально через пару лет после выпуска из детского дома он оказывается в самых «низах» общества. Почему ожидания педагогов оказываются несостоятельными? Отсюда следует четвертая проблема: Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего. Задача: создание условий для приобретения опыта перспективного анализа и самоанализа. Использовались тактики: «помощь», «содействие», «взаимодействие».

         Понятие «образ будущего» - это создание ребёнком некоторого образа себя будущего и действия по реализации этого образа.

Какой образ будущего себя у тебя есть - таким ты и можешь стать. У наших воспитанников отрицательный жизненный опыт. А так как у ребенка есть негативный опыт, то он может различить добро и зло с его помощью, обеспечив рефлексию, то есть этот негативный опыт можно использовать как основание для различия.

      Необходимо использовать имеющуюся активность ребенка в «мирных» целях. Психолог детского дома, работая с подростками, основывала свои психологические тренинги и индивидуальные занятия (Проектная деятельность, направленная на определение перспектив собственного развития: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Слагаемые моего успеха», «Мой мир», «Моя семья»), именно на том, что человеку помогают представить себя преодолевшим проблему, и этого оказывается достаточно для выхода из кризиса. 

На построение того или иного образа будущего влияют: родители, некоторые значимые взрослые, сверстники, средства массовой информации, система образования, художественная культура.

В нашем детском доме дети не с рождения, и, к сожалению, родители своим образом жизни, отношением к ребенку повлияли на создание образа будущего. Этот образ чаще всего у наших детей ассоциируется с негативным опытом, который самим ребенком не воспринимается как таковой: образ «всегда навеселе», «обиженный жизнью и людьми», «легкой добычи», «герой», «мотылька» и т.д. Искаженный образ будущего уже сложился, так как «впитан как молоко матери», педагогическая деятельность в данном случае направлена уже на преодоление отрицательных образных стереотипов, на расширение пространства видения самим ребенком всей гаммы образных оттенков жизни.  

  Необходимо обеспечить построение ребёнком для себя богатого, яркого, положительного образа будущего. На что и направлена вся работа по этой проблеме «творческим союзом» детского дома.

      Пятая проблема - нет четкого представления своего «образа я». При решении задачи - создание условий для осознания и развития подростком «Я - концепции» активное участие принял весь «творческий союз».

      Знание основных тенденций развития подростка, индивидуальных особенностей ребенка помогает педагогам найти средства и методы конкретного содействия, выбрать правильные формы взаимодействия с ним. Педагог должен помнить, что каждый подросток – личность.

       По решению данной проблемы педагоги использовали комплекс тактик педагогической поддержки: «помощь», «содействие», «взаимодействие».

Было проведено множество различных мероприятий; организована рефлексия в процессе индивидуальной и коллективной деятельности; использованы три группы методик: которые ориентировали педагога на выявление направленности личности, индивидуальности черт, качеств, проявлений личности. Первая группа - "Каков я?". Вторая группа - "Я и мои друзья" - позволяла выявить позицию каждого воспитанника. Третья группа: "Я и другие" - раскрывала характер отношений воспитанника с разными группами и коллективами, мотивы выбора различных групп и объединений.

В процессе организации жизнедеятельности воспитанников нами применялись рефлексивные методы, которые позволяли подросткам осваивать приемы, как коллективного анализа, так и самоанализа.  

      Поддержка детей в детском доме ограниченна временными рамками. Поэтому наша задача, наряду с созданием условий для полноценного развития, выступает обеспечение условий для социализации детей, их профессионального, семейного и личностного успеха. Педагоги стараются как можно больше помочь. Осознать самого себя, помочь в осознании своей индивидуальности. В условиях сиротства формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни.

 Внедрение педагогических тактик обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед педагогами.

       Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе взаимодействия с позиции педагогической поддержки.

Раскрываются личностные особенности и творческие возможности детей, что в свою очередь способствует развитию гармоничных отношений внутри группы, детского дома. Все это дает почувствовать себя органичной частью внешнего мира.

Все методы и приемы педагогической поддержки невозможно описать ввиду их бесконечного разнообразия во множестве ситуаций общения, иногда достаточно привести характерный жизненный пример. Но только тогда можно определить влияние педагогической поддержки, когда будет взаимодействие взрослого и ребенка как близких по духу или интересам людей, где есть товарищеские (дружеские) отношения.        

     В целом, реализация программы осуществлялась через следующие формы работы:     

  •   индивидуальные: беседы, поручения, упражнение, самостоятельная работа, консультации.
  •   групповые: тренинги, проводимые психологом; предметные кружки («Флористика», «Домоводство», «Играй, свирель», «Умелые руки»), спортивные секции (футбол, баскетбол, плавание, настольный теннис), клуб «Отечество», анализ ситуаций.  
  • коллективно-творческие дела (КДТ): соревнования, концерты, состязания, конкурсы, турниры, трудовые десанты, дискотеки.

Все три группы форм эффективно применяются в работе по преодолению неуверенности у подростков детского дома. Подробнее остановимся на организации КТД.

Последовательность любого КТД:

  1. Совместное принятие решения, постановка цели.
  2. Работа в группах - набросок идей, совместное планирование.
  3. Совет дела – сбор представителей от каждой группы, которые сводят воедино полезные предложения.
  4. Работа в группах по подготовке дела - на этом этапе, организуется выполнение плана, поощряется инициатива каждого участника.
  5. Проведение самого дела - на этом этапе осуществляется конкретный план, разработанный руководящим органом, со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке творческого дела. Главное для педагогов-руководителей и ведущих участников творческого дела - возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.
  6. Анализ в группах - каждый высказывает свое мнение, а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения ТД (Что было хорошо? Что нам удалось из намеченного? Благодаря чему? Как будем относиться к недостаткам и ошибкам? Что не получилось? Почему?) и планы на будущее (Что нам стоит использовать и дальше? Превратить в традицию? Как действовать по-другому?).
  7. Коллективный анализ – общий сбор участников проведенного дела, посвященный результатам данного дела (видение общего результата).

В каждом творческом деле проявляется сущность творческого взаимодействия. Готовится дело, так как оно представляет собой заботу друг о друге, об окружающих людях.

Это - дело взаимодействия, так как совершается вместе ребятами и взрослыми, как их общая забота. Оно - творческое дело, так как представляет собой непрерывный поиск лучших решений. Творческое дело еще и потому, что никогда не повторяется одинаково, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности.

        Педагогическая поддержка является сложной и часто требует от педагога большей душевной отдачи и сил, чем жесткая, упрощенная и формальная педагогика воздействия. Поэтому педагог, работающий в этой технологии должен обладать большими знаниями психологии. Реализация программы  выявила определенные риски ее осуществления:

1. Не всегда деятельность педагогов, оказывающих педагогическую поддержку детям положительно воспринимается остальным педагогическим коллективом это:

  • Приводит к противостоянию педагогов, находящихся на разных концептуальных позициях;
  • Порождает страх у педагога перед ребенком, а у ребенка перед педагогом;

2. Сложно выдержать логику осуществления педагогической поддержки: применение тактик требует серьезной психологической подготовки; решение сложных ситуаций требует от педагога высокого уровня владения рефлексией, что позволило бы в собственной деятельности не уходить от принципов педагогической поддержки:

  • Педагог должен уважать частный и конфиденциальный характер всего, что ребенок открывает о себе. Часто педагоги сплетничают о детях, открыто обсуждая их проблемы с коллегами. Это поведение разрушает взаимопонимание и помощь;
  • конфиденциальность может привести к абсолютной закрытости в понимании ситуации ребенка «внешней стороной», отсюда педагог идет на определенный риск, доверяя информацию о ребенке тем, от кого зависит исход компромисса;
  • часто ребенок пытается использовать педагога в качестве «камня путеводителя»: «Направо пойдешь – это найдешь, налево – это отыщешь, а прямо пойдешь – это обретешь»;
  • педагог не должен переходить ту грань, за которой он будет не в силах оказать реальную помощь ребенку, если ребенок, лишившись внешнего контроля, не справится с испытанием свободой.

3. Дети охотно идут на контакт и включаются в совместную деятельность только когда есть определенные /безопасные с точки зрения ребенка/ психологические поддерживающие условия это требует от педагога системного видения всего процесса организации жизнедеятельности воспитанников.    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка воспитанников сиротского учреждения

Под педагогической поддержкой подразумевается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим...

Проблемы социализации и адаптации к самостоятельной жизни девушек-выпускниц сиротских учреждений

Статья об организации работы социального педагога колледжа с целью подготовки девушек-выпускниц колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни...

Обучение изобразительному искусству, проблемы с которыми мы сталкиваемся

В статье раскрывается роль и значение предмета «изобразительное искусство» в ста­новлении мыслящей и творческой личности. Исторический экскурс раскрывает периоды развития изобразительн...

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»...

Деловая игра «Невредные советы» для воспитанников сиротских учреждений

Игра по социальной адаптации для детей воспитанников сиротских учреждений  в возрасте от 11-14 лет...

ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ.

В любое время, в любом возрасте великой целью человечества является воспитание сознательного, образованного поколения. Одним из наиболее актуальных вопросов является формирование мультикультурной личн...