Система работы учителя физики с одарёнными людьми по подготовке к олимпиадам и конкурсам
учебно-методический материал на тему

Малышев Михаил Евгеньевич

В докладе описана система работы с одарёнными и талантливыми ребятами по вовлечению их в творческий поиск, по подготовке к олимпиадам, конкурсам, проектным исследованиям.Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Но результаты оправдывают ожидания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Августовская конференция учителей Кировского района 2018-19 уч. год.

Пленарное заседание учителей физики

Доклад

«Система работы учителя физики с одарёнными детьми по подготовке  к олимпиадам и конкурсам»    

подготовил:

учитель физики МКОУ СОШ №2                                            ст. Змейская Малышев М.Е.

                                                               

29.08.2018 г.

      Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

                                                                                                   А. Н. Колмогоров

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.                                                                                                                                Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.                                                                              Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.                                                                                                                                            В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  1. интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  2.  креативности;
  3. настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.                   Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении всей своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.                                                              Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  1. выявление одаренных детей; 
  2. развитие творческих способностей на уроках;
  3. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  4. создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.                                                             В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

На своих уроках я использую маленькие задачки, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи. Например: «На какой угол Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 секунду?» - для 7 класса; «У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь поперечного сечения проволоки?» - для 8 класса и т. д.

Для многих тем курса физики использую системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности.                                                                                                                                                 На всех этапах урока физики я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. Например, в 9 классе при изучении темы «Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах» предлагаю задачу: «Найдите ускорение свободного падения на Сатурне». При этом полагаю, что массу и радиус планеты учащиеся найдут в справочнике, заодно и сверят полученный результат с табличным значением ускорения свободного падения.                                                                                                На уроках физики я стараюсь показать учащимся, что знание физики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.                                                                        Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.

 Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике и астрономии. Часто в нашей школе проводятся недели физики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах. Например, одна из моих учениц приняла участие в конкурсе «Письмо на космическую орбиту» и заняла первое место, получила диплом и ценный подарок. В прошлом учебном году ученица 9 класса написала фантастическое сочинение на тему «Профессии будущего», в котором описывала своё представление о том, какие профессии будут востребованы в будущем для землян в космосе. Это сочинение было признано одним из лучших в конкурсе « Алые паруса». Ученица получила диплом 1 степени.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.

Можно рекомендовать родителям тест на определение одарённости детей. Но заранее предупреждаю их, что не стоит относиться слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои существенные коррективы и ребенок еще может измениться. Вот примерный тест-вопросник.

1. Тесты на определение одаренности (для родителей)

Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» — 1 очко; отрицательные, «нет» — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.

Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

Меняет ли он свои интересы, наклонности?

Любит ли рисовать воображаемые предметы?

Любит ли рисовать абстрактные картинки?

Любит ли фантастические истории?

Сочиняет ли рассказы или стихи?

Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?

Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

Боится ли темноты?

Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

Считал ли это слово понятным без разъяснений?

Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

Был ли удачен этот замысел?

Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

Предпочитает ли в выборе одежды на свой вкус вашему?

Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

Любит ли читать книжки без иллюстраций?

Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?

Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?

Шкала результатов:

От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее. От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован. От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает. От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности. Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

    В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей  личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической  гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы учителя физики по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ»

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики...

Система работы учителя физики по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ

Базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходи...

Система работы учителя физики по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Доклад на пед. совет по теме: "Система работы учителя физики по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ"...

Система работы учителя физики при подготовке к ОГЭ

Статья, презентация, рекомендации учащимся и родителям и примерный вариант подготовки....

Система работы учителя физики по подготовке к ЕГЭ

Данный материал объясняет как лучше спланировать подготовку учеников к сдачи ЕГЭ. Подготовку можно условно разделить на три этапа:1. Систематизация теоретического материала2. Применение теоретиче...

доклад "Система работы учителя физики по подготовке детей к олимпиадам и конкурсам»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

"Система работы учителя физики по подготовке обучающихся к ЕГЭ"

Данное сообщение из опыта работы с презентацией было представлено на заседании РМО учителей физики и астрономии....