Формирование опыта нравственного поведения в коррекционной школе средствами театральной педагогики
статья на тему

Климачева Наталья Отамшоевна

Педагогические возможности театральной педагогики в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Климачева Н.О., ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»

Аннотация. Нравственное поведение является необходимым для воспитания здоровой, законопослушной, полезной для государства и общества личности. Особенно актуально формирование таких качеств личности для обучающихся коррекционных школ. Поведенческие отклонения у детей в коррекционной школе имеют наиболее выраженные формы в связи с психо-физиологическим состоянием (умственная отсталость различной степени тяжести, семейное неблагополучие, патологические изменения личности). В настоящее время наиболее эффективной формой воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья признана - игровая форма. Таким образом, формирование нравственного поведения в коррекционной школе происходит во внеурочное время.

Ключевые слова. Нравственное воспитание. Коррекционная школа. Театральная педагогика.

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Климачева Н.О., ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»

Аннотация. Нравственное поведение является необходимым для воспитания здоровой, законопослушной, полезной для государства и общества личности. Особенно актуально формирование таких качеств личности для обучающихся коррекционных школ. Поведенческие отклонения у детей в коррекционной школе имеют наиболее выраженные формы в связи с психо-физиологическим состоянием (умственная отсталость различной степени тяжести, семейное неблагополучие, патологические изменения личности). В настоящее время наиболее эффективной формой воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья признана - игровая форма. Таким образом, формирование нравственного поведения в коррекционной школе происходит во внеурочное время. Ключевые слова. Нравственное воспитание. Коррекционная школа. Театральная педагогика.

Нравственное воспитание в коррекционной школе, является одним  из главных направлений педагогической деятельности. На наш взгляд, высокий уровень нравственности у обучающихся напрямую зависит от таких показателей, как низкий уровень преступности среди обучающихся, высокий уровень гражданской ответственности (законопослушное поведение). В основе нравственного поведения заложены общепризнанные  христианские ценности. Соблюдение законов совести, законов морали и  этики, законов государства, формирует не просто нравственную личность, но можно сказать духовно-нравственную, так как в личности происходят изменения не только в поведенческом плане, но и в духовном плане.

 Соловцова И.А. говорит о человеке духовном и  высоконравственном, как о человеке «различающем добро и зло и ориентированном на добро…При этом «портрету» высоконравственного (= высокодуховного) человека присуща некая завершенность: мало кто из педагогов высказывает мысль о том, что духовный человек – это человек, стремящийся к нравственному самосовершенствованию.[1. с. 176-177]

Сформировать у ребенка навык самостоятельного стремления к добру, это цель для педагогов коррекционной школы. И при помощи такого  средства как театральная педагогика, возможно решить поставленные задачи: воспитание гуманизма у детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование законопослушного поведения; развитие у ребенка аксиологического компонента культуры личности; социально –бытовая ориентировка, как условие успешной адаптации детей с умственной отсталостью.

Поставленные выше цели и задачи нравственного воспитания детей могут быть реализованы при помощи средств театральной педагогики. В работе с данной категорией детей (умственная отсталость) мы выбрали игровую форму работы, так как она является наиболее усваиваемой и интересной для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В коррекционной школе существуют следующие проблемы воспитания детей с умственной отсталостью, обусловленные психо-эмоциональным состоянием этих детей: низкая мотивация к обучению и воспитанию; высокий процент детей с девиантным поведением (тяга к бродяжничеству, воровству, алкоголизация); низкий уровень социализации и адаптации; неблагополучие семей (второе, третье поколение детей от родителей с умственной отсталостью); низкий уровень культуры родителей; отсутствие саморегуляции, самоконтроля; снижение чувства самосохранения;

Сформировать у ребенка навык самостоятельного стремления к добру, это цель для педагогов коррекционной школы. И при помощи такого  средства как театральная педагогика, возможно решить поставленные задачи: воспитание гуманизма у детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование законопослушного поведения; развитие у ребенка аксиологического компонента культуры личности; социально –бытовая ориентировка, как условие успешной адаптации детей с умственной отсталостью.

Поставленные выше цели и задачи нравственного воспитания детей могут быть реализованы при помощи средств театральной педагогики. В работе с данной категорией детей (умственная отсталость) мы выбрали игровую форму работы, так как она является наиболее эффективной  и интересной для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По мнению Азбукиной Е.Ю. театральная педагогика может быть применена в работе с разными категориями дезадаптированных детей. Средствами театральной педагогики «корректируются негативные проявления характера и личности». Личность приобретает социально полезные качества для нашего общества. [2. с.70-73].

Опыт нравственного поведения в коррекционной школе,  при помощи театральной педагогики может формироваться как во время уроков, так и во внеурочное время при помощи работы театрального кружка. Во время уроков педагог может применить, для лучшего усвоения материала - игровую ситуацию, мини-сценку. Во время коррекционных занятий по логопедии, ритмике, психогимнастике и др. также можно использовать элементы инсценировки. Такой подход к преподаванию, дает возможность ребенку снять умственное напряжение, физическое. Происходит смена деятельности. Деятельность приобретает для ребенка эмоциональную окраску, соответственно, становится личностно-значимой. Таким образом вырабатывается навык самостоятельно мышления, что не маловажно для ребенка с умственной отсталостью. Театр, это уникальное средство воспитания, его уникальность заключается в том, что ребенок начинает развиваться благодаря собственной мотивации. Без навязывания и диктата, по собственной инициативе, легко и просто, играючи.

На базе школы-интерната № 95 для детей с ОВЗ в г. Нижний Новгород, есть пример театральных постановок с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). К новогодним праздникам тьюторы провели работу с обучающимися и благополучно осуществили  постановку новогоднего огонька. Кроме того, с обучающимися с интеллектуальными расстройствами ведется постоянная работа кружка  «Арт-фантазия», где дети примеряют на себя роль кукловодов в кукольном мини-театре. К большим школьным праздникам готовятся мини-сценки с участием всех детей школы-интерната. Успешно работает группа школьного волонтерского движения «Грин Пис», выезжая на областные мероприятия для участия в различных тематических конкурсах. С собой они везут сценические номера и мини-спектакли.

Жизнь школы оживает, когда в ней происходят процессы, которые вовлекают в деятельность как обучающихся, так и педагогов. Поиск новых идей, новых методов воспитания – это принцип работы педагога-новатора. Процессы развития образовательной организации происходят под воздействием осуществляемой в ней деятельности, направленной на сохранение здоровья обучающихся (физическое, умственное, душевное), формирование положительных качеств личности детей, направленной на раскрытие творческого потенциала личности, создание условий при которых ребенок принимает самостоятельные решения, делает выбор, самостоятельно включает мыслительные процессы.

Самостоятельность для детей с ОВЗ в частности с интеллектуальными нарушениями, это качество личности, которое жизненно необходимо для успешной социализации и дальнейшей взрослой жизни ребенка. Руководствуясь нравственным законом, заложенным в детстве, человек принимает самостоятельные решения и они, как правило, соответствуют нормам и правилам общества, потому-что основа этих законов, общепризнанные ценности: сохранить жизнь, не разрушать, созидать, быть добрым, жить по совести, любить ближних, жертвовать собой ради других, быть терпеливым и милосердным. Во время театрального представления ребенку предоставляется возможность быть самостоятельным, самостоятельно выбрать добро, совершить подвиг ради другого, проявить любовь к ближнему. Проживая эти состояния на сцене, ребенок проживает эти  состояния у себя в душе, и чем чаще он переживает положительные чувства, тем глубже закладываются зерна добра в его душу. Нравственное поведение воспитывается как бы в естественных условиях. И чем больше вложено труда в постановку спектакля со стороны действующих лиц - педагогов, детей, тем эффективнее будет воспитательный эффект от проделанной работы.

Театральная педагогика, как эффективное средство нравственного воспитания личности применяется как в массовых школах, так и в коррекционных,  в работе с особой группой детей. Можно сказать, что для детей с умственной отсталостью эта форма наиболее эффективный метод познания окружающего мира эмоций и чувств. Игра, как наиболее привлекательное действие для детей с ОВЗ, берет на себя функцию воспитания нравственности у детей. Сформированные законы нравственного поведения у лиц с нарушениями интеллекта, это успешное будущее как личности, так и страны.

Список литературы:

  1. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной педагогике. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Волгоград. 2017. С. 330
  2. Азбукина Е.Ю.Использование элементов театральной педагогики при работе с дезадаптированными подростками // Вестн. Томского гос. Пед. ун-та (TSPU Bulletin). Вып. 1 (91). 2010. С. 70-74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

Доклад Развитие ДН пространства средствами театральной педагогики ЦДО гп. Междуреченский

Доклад Развитие ДН пространства средствами театральной педагогики ЦДО гп. Междуреченский...

Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.

Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи...

Развитие личности обучающихся средствами театральной педагогики через занятия внеурочной деятельностью.

Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика. Театральное творчество требует наличие у педагога собственной системы методических приемов включения его в учебн...

Проект по формированию социально-нравственного поведения воспитанников с ОВЗ «Человек – творец своей судьбы»

Практическая значимость проекта заключается в создании системы  воспитательских занятий по формированию социально-нравственного поведения, которая включает три  направления: - формирова...

Доклад на тему "Методы формирования нравственного самосознания в коррекционной школе"

АннотацияРазвитие нравственного сознания – одна из важнейших особенностей подросткового возраста: становление нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми...