Доклад на тему "Методы формирования нравственного самосознания в коррекционной школе"
учебно-методический материал

Аннотация

Развитие нравственного сознания – одна из важнейших особенностей подросткового возраста: становление нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. А от самосознания зависят отношения человека с окружающими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самосознание личности воспитанника имеет свои особенности и формируется оно через включениевоспитанника в различные виды деятельности. Необходимо учить воспитанников управлять своим поведением через методы формирования самосознания. При этом необходимо помнить , что любой метод будет эффективен при следующих условиях:

-метод должен быть гуманным;

метод должен быть реальным;

-метод не должен применяться однотипно;

-воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают;

-подбирая методы, важно предвидеть результаты;

- методы необходимо применять в комплексе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: 
«Методы формирования нравственного самосознания в коррекционной школе»

Аннотация

Развитие нравственного сознания – одна из важнейших особенностей подросткового возраста: становление нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. А от самосознания зависят отношения человека с окружающими людьми, его критичность, требовательность к себе,

отношение к своим успехам и неудачам. Самосознание личности воспитанника имеет свои особенности и формируется оно через включение

воспитанника в различные виды деятельности. Необходимо учить воспитанников управлять своим поведением через методы формирования самосознания.

                                       Введение

Что такое нравственность? Как трактовать такое понятие? Педагогической

наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному

воспитанию. И все-таки, из всех наук, которые должны знать воспитанники,

главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как

можно больше добра». Развитие нравственного сознания – одна из важнейших особенностей подросткового возраста: становление нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении.

Если в младшем возрасте воспитанник действовал чаще всего по указанию

старших, либо под влиянием случайных и импульсивных побуждений, то

теперь, начиная с подросткового возраста, для него основное значение

приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и

убеждения. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает

воспитанник, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет

складываться его личность.

Целью нравственного воспитания является выработка понимания жизненной важности морали; воспитание человека, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные нормы поведения или же установка на выработку нравственного самосознания.

Перед школой ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина,

способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою

деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Актуальность данной задачи очевидна, так как во все времена стоял вопрос:

«Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в

будущем, несло в себе то, положительное, что уже опробовано?» Низкий

уровень познавательных интересов, повышенная внушаемость, недоразвитие

воли, а также искаженная самооценка - характерные черты незрелости

личности с интеллектуальным нарушением. Эмоциональная сфера

характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и

малоподвижностью эмоций. Нередко такой воспитанник отличается

склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям и часто попадает под

отрицательное влияние. Чтобы подготовить такого обучающегося к

самостоятельной жизни, он нуждается в особой помощи для подготовки к

независимому жизнеустройству, чтобы нравственные нормы и принципы

постепенно стали его внутренним убеждением. В связи с этим, наша главная

задача, как воспитателя, заключается в том, чтобы помочь воспитанникам

сформировать нравственное самосознание.

Что такое самосознание?

Самосознание – это представление человека о самом себе, своем характере,

здоровье, поведении. От самосознания зависят отношения человека с

окружающими людьми, его критичность, требовательность к себе,

отношение к своим успехам и неудачам. Самосознание личности

воспитанника имеет свои особенности и формируется оно через включение

воспитанника в различные виды деятельности. Сегодня просто прививать

традиционные ценностные отношения недостаточно. Необходимо учить

воспитанников управлять своим поведением. А для этого надо формировать

характер нравственных переживаний, связанными с нормами или

отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие,

благодарность. Чем быстрее воспитанник освоит, поймет нормы

нравственного поведения в обществе, тем быстрее он адаптируется в мире

Вопрос нравственности у детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуален, в связи с тем, что поступки детей зависят от нравственного воспитания.

    Сложность процесса воспитания в коррекционной школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но «наличие у ребенка ограниченных возможностей здоровья  не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании обучающихся коррекционной  школы остается такой же, как и для массовой школы. Однако особенности развития ребенка с ОВЗ не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач, уровень решения воспитательных задач в коррекционной школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе».

    В области нравственного воспитания идеалом является выработка нравственного характера. Одним из элементов такого характера является твердая, энергичная воля. Но и не менее существенным является нравственное сознание, то есть совокупность чувств и эмоций, которые определяют отношение человека к миру: людям, вещам, идеям, собственному поведению, формам деятельности, принципам.

      В своей работе я стараюсь формировать у своих воспитанников такие качества личности как совесть, честь, достоинство, ответственность, товарищество, трудолюбие, благородство, доброта, стыд, милосердие, уважение к людям, стремление говорить правду, не делать зла, защищать добро, умение управлять собой, умение делиться друг с другом.

Как известно, именно в семье закладываются духовно нравственные основы личности. Формируются они не столько в школе и в обществе, сколько в семье. А семьи наших воспитанников часто асоциальны. Родители, имея низкую нравственную культуру, не знакомят ребенка с моральными нормами. Дети в большинстве своем не посещают детские дошкольные учреждения, с ними не проводятся соответствующие занятия, и, как следствие, уровень развития у проблемных детей существенно ниже, чем у нормального развивающегося ребенка.

  

   У проблемного ребенка снижена критичность и самокритичность, повышена внушаемость и в связи с этим дети могут попасть под отрицательное влияние.

То есть, своеобразное развитие проблемного ребенка затрудняет процесс его нравственного воспитания и может привести к закреплению отрицательных черт поведения. Поэтому важная воспитательная задача в коррекционной школе  – помочь детям осмыслить, обобщить и выделить те нравственные нормы, которые им подлежит усвоить, так как проблемные дети затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении отношения и поведенческих актов, которые включены в педагогическую деятельность. При этом важно, чтобы дети проявляли личную заинтересованность в правильном поступке.

       У наших воспитанников с опозданием и трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Так как формирование высших чувств предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны. И для этого необходима специальная воспитательная работа. Если не будет соответствующего воспитания, то место высших чувств по мере роста ребенка могут стихийно занимать элементарные потребности и эмоции.

     Можно условно выделить две группы методов с помощью которых происходит формирование у детей нравственных знаний, убеждений.

– методы формирования нравственного сознания, направленные на понимание и принятие нравственных идеалов и принципов общественно-социального поведения;

– методы формирования навыков и привычек общественного поведения, воплощающиеся в самых разнообразных ситуациях и видах деятельности.

1.Методы формирования нравственного сознания, направленные на понимание и принятие нравственных идеалов и принципов общественно-социального поведения:

– разъяснительные, информационные методы — беседы, положительные примеры, которые взяты из жизни, экскурсии в театры и музеи, использование художественной литературы и предметов искусства и обсуждение прочитанного и увиденного. В связи с приобретением новой информации ребенок вырабатывает нравственные оценки и представление об окружающем мире;

– практические методы — это ситуации, организованные педагогом или родителями, и направленные на формирование навыков ручного труда, самообслуживания и др. Сюда входят: разнообразная художественная деятельность, совместные прогулки, спортивная терапия и другое;

– оценочный подход — применяется совместно с другими методами воспитания. Этот метод определяется использованием поощрений за положительные результаты и успехи ребенка, и наказанием за проступки.

2. Методы формирования навыков и привычек общественного поведения, воплощающиеся в самых разнообразных ситуациях и видах деятельности — трудовой, игровой, общественной, практической и другой.

Методы воспитания принято делить по характеру воздействия на воспитанника, это

 — убеждение;

– упражнения;

– поощрения;

– наказание.

«Метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности». Метод убеждения можно реализовать, как метод воспитания с помощью различных форм. Для этого можно использовать разнообразную художественную литературу, хрестоматию, примеры из истории и жизни людей. Метод убеждения можно использовать при обсуждении различных вопросов. «Формирование нравственного сознания очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежит убеждения человека».

     Воздействовать на мотивацию ребенка с особыми образовательными потребностями помогает метод стимулирования, подразумевающий под собой становление у воспитанника осознанных побуждений. Метод стимулирования включает в себя поощрение и наказание. Благодаря возбуждению позитивных эмоций, методом поощрения закрепляются положительные привычки и навыки, вселяется уверенность, повышается самооценка. Есть разнообразные формы поощрения: похвала, одобрение, награда, благодарность педагога и пр. Используя этот метод при работе с  детьми с ОВЗ, воспитатель должен стараться использовать метод поощрения для мотивации и стимуляции их деятельности. Кроме того, очень важно при организации учебной, трудовой, воспитывающей, и других видах деятельности педагогом моделировать ситуацию успеха, в которой заведомо (независимо от прогнозируемого результата) ребенок поощряется как успешный.

     С помощью игры можно стимулировать развитие познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Как средство игра не имеет общественной значимости, но является очень действенным методом развития и формирования воспитанником понятия морали и нравственности. В игровой деятельности детей отчетливо видны результаты их нравственного воспитания, усвоения ими правил поведения и социальных норм.

     Наказание является ещё одним способом, благодаря которому успешно осуществляется метод стимулирования. В качестве наказания можно использовать лишение или ограничение в определенных правах, осуждение, порицание. Решение вопроса о наказании является всегда индивидуальным. Наказание может быть различным, в зависимости от разных факторов.      Существенное значение играет тот факт, кем совершается поступок и по каким причинам, какие мотивы побуждают человека к действию. Наказание должно быть справедливым и не унижать воспитанника. Сначала надо выяснить все обстоятельства проступка, а потом только принимать решение о наказании.

      Благодаря методам стимулирования, у ребенка формируется умение давать верную оценку своему поведению. Это способствует коррекции сознания ребенка, выбору мотивов и целей.

Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания понятий этики и морали. Необходимо выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми, как они понимают понятия: «доброта», «честность», «справедливость». При помощи разъяснения воспитанникам можно разъяснить нравственно-социальные нормы поведения, принятые в обществе в отношениях между людьми. Беседы с взрослыми предполагают накопление у детей представлений, переживаний и понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом воспитанники начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое.

Доминирующее влияние на коррекционное развитие ребенка и формирование эмоционально-волевой среды оказывают методы требования и упражнения.

     Требования различаются на два вида: прямые и косвенные. К прямым требованиям относятся  определенность, конкретность и точность формулировок. Очень часто требование предъявляется решительным тоном, с использованием целой гаммы интонаций и оттенков.

      Косвенное требование вызывает психологические факторы: переживания и интересы воспитанников. Среди форм косвенного требования можно отметить следующие:

требование-совет (это способ убедить воспитанника в полезности и необходимости действий, рекомендуемых педагогом). Педагог должен иметь авторитет и доверие со стороны ребенка;

требование-игра. Можно использовать стремление ребенка к игровой деятельности, чтобы незаметно выполнять разнообразные задания. Успех этой методики заключается в высоком уровне профессионализма педагога;

требование-просьба (просьба — это форма проявления доверия и сотрудничества между людьми). Этот метод должен помочь ребенку с отклонением в развитии научиться доверять людям;

требование-одобрение. Применение такого метода предоставляет ребенку стимул и мотивацию. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими, очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, педагог может его корректировать. Важным средством нравственно - этического воспитания является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников.

      Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения — многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качества личности — навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Использование упражнения признается успешным, когда дети с умственными отклонениями проявляют устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше. Привыкнув, ребенок умело управляет своими чувствами, желаниями, действиями, правильно их оценивает с позиций других людей. На сформированных привычках основываются качества: выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения.

     Сущность этих методов заключается в применении: навыков общения, умения вести себя соответствующим образом. Педагог коррекционной школы должен научить детей с нарушениями в развитии определенным правилам поведения и общения.

     Границы воспитательных воздействий определяет уровень развития ребенка и его психофизиологические особенности. Фундаментом становления нравственности и морали является индивидуальность ребенка. Педагогическая работа состоит в том, чтобы объединить индивидуальное и социальное воспитание. Процесс педагогического воспитания будет считаться и результативным, и успешным тогда, когда во всех сферах индивидуальности будут развиваться все части социального облика.

     Использование разнообразных методов воспитания подразумевает под собой постоянное обращение к различным приемам и их совокупностям. Приемы воспитания подразумевают под собой тщательно организованный педагогами процесс влияния на поведение, взгляды, ценностные ориентиры и идеалы воспитанника. В результате этого влияния включаются процессы самовоспитания и регуляции поведения и поступков.

     Большое значение для преодоления трудностей нравственного воспитания, связанных с отклонениями эмоционально-волевой сферы, имеет вовлечение детей в коллективный общественно-полезный и производительный труд.

     Трудовое воспитание является одной из главнейших сторон воспитания в ребенке нравственности. Приобретение навыков трудового воспитания играет огромную роль в жизни умственно отсталых детей. К. Д. Ушинский пишет: «Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

     В специальной школе есть трудовые классы, где дети обучаются труду, но трудовая подготовка не сводится только к выполнению тех или иных трудовых задач в мастерской, но также детей учат аккуратности, умению обслуживать себя. Труд помогает ребенку развивать свою волю, мышление, приучает ребенка обходиться без помощи взрослого. Специалисты рекомендуют родителям не выполнять за ребенка то, что он может сделать сам: умыться, одеться, убрать постель. Родителям не стоит огорчаться о разбитой посуде, неумелых и медлительных движениях своего ребенка. Через действия приобретаются полезные навыки и формируются черты характера, такие как ответственность, аккуратность, организованность, имеющие огромное значение для социальной адаптации и сознательного отношения к труду. Преподаватели рекомендуют по возможности дома создавать дополнительные условия для развития трудовых навыков. Можно выделить отдельное помещение, где под контролем взрослых ребенок может заниматься лепкой, вышиванием, выпиливанием, что способствует развитию мышления и моторики. Воспитание в процессе труда — это два очень тесно переплетенных между собой способа воздействия на становление нравственности в ребенке.

      Успешность коррекционно-педагогической работы с ребенком во многом зависит от правильности выбора педагогом моделей нравственного воспитания и их совмещения.

     Большое значение в нравственном воспитании проблемных детей имеет правильное использование похвалы и наказаний, которые тормозят неправильные поступки и препятствуют превращению их в привычки, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника, состояние его интеллектуального и эмоционально - волевого развития, а также учитывать возрастные и типологические особенности ребенка.

     В нашей школе дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития, и реализации личности. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска, т. е. коррекционно - развивающую среду.

      Главная же моя задача как педагога в коррекционной школе заключается в том, чтобы нравственные нормы стали внутренними убеждениями ребенка. От воспитателя в школе зависит, будет ли жизнь детей радостной, содержательной. Он может укрепить, уничтожить веру ребенка в доброту людей, в свои силы.          

           В воспитательной работе  я сама стараюсь проводить работу по воспитанию у детей чувства дружбы, товарищества, коллективизма, которые легко закрепляются в совместных мероприятиях, играх.

В своей работе стараюсь применять те методы, с помощью которых

происходит формирование у воспитанников нравственных знаний и

убеждений. Убеждение воздействует на сознание, чувства и волю

воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и

преодоление отрицательных. Однако убеждение не ограничиваются лишь

словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их

собственный опыт, практика, конкретные дела.

      Метод упражнения направляю на выполнение различных действий,

практических дел с целью формирования и развития личности. В процессе

упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения,

обогащаются чувства.   Нравственные понятия

становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто

заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения.

Если воспитанник не может критически взглянуть на себя, увидеть свои

недостатки, не понимает, почему им недовольны сверстники, как следует

себя вести в разных ситуациях, у него возникают неадекватные формы

поведения, а негативные реакции могут стать устойчивыми. И наоборот, если

у обучающегося интенсивно формируются знания о себе, что способствует

развитию начала самовоспитания, развивается чуткость к требованиям,

быстрее налаживаются его контакты со сверстниками и эффективней

происходит развитие положительных качеств личности.

Наиболее характерная черта этих методов состоит в том, что они находят

свое конкретное воплощение в самых разнообразных видах деятельности.

В процессе воспитания применяю и такие методы, как поощрение и

наказание. Их обычно использую для одобрения положительных поступков

и действий воспитанников и для осуждения отрицательных.

       При всем этом особое внимание уделяю важнейшему понятию, как для

группы, так и для каждого в отдельности – это рефлексии. Группа постоянно

должна иметь представление о том, что в ней происходит, как она изменяется

в целом и как развивается каждый воспитанник в результате выполнения

заданий. Каждое задание содержит в себе элемент рефлексии: высказывания

по кругу, парная работа или групповая, подведение итогов имеют

собственную ценность. Моя задача сделать рефлексию конструктивной –

направленной на движение и развитие. Каждый воспитанник должен уметь

видеть себя, свои действия и мотивы в отношениях с другими людьми как бы

со стороны. В то же время это и уметь видеть отношение к себе других

людей, понимать их устремления, цели, поступки.

        В процессе формирования нравственного самосознания на первое место

выдвигаю убеждение, а на второе - упражнения. Я считаю, при таком

подходе, можно помочь нашим воспитанникам правильно сформировать

нравственное самосознание.

        Вся работа с воспитанниками: разъяснение нравственных понятий и

категорий, выработка моральных чувств и оценок, норм общественного

поведения, направлена через рассказы, игры, беседы, экскурсии, трудовую

деятельность, проектную деятельность, воспитание на положительных

примерах, взятых из жизни и многое другое. При этом помню о том, что

любой метод эффективный результат даст при условиях:

     -метод должен быть гуманным, не унижающим воспитанника, не

нарушающим его прав;

    - метод должен быть реальным, осуществимым, требующим логического

завершения;

     - метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем обучающимся и в любой ситуации;

     - воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают;

     - подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного воспитанника;

     - методы применять не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи,

учитывая возраст воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педсовет "Формирование нравственного воспитания на уроках литературы"

Формирование нравственного воспитания на уроках литературы...

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

"Духовно - нравственное воспитание учащихся коррекционной школы"

Модернизация современной образовательной системы затронула все элементы образования. Это отвечает, прежде всего, запросам государства и общества. Сегодня обществу требуется не ученик, напичканны...

Доклад на тему: «Воспитание мотивации обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения...

Формирование опыта нравственного поведения в коррекционной школе средствами театральной педагогики

Педагогические возможности театральной педагогики в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...