Рабочая программа социального педагога "Школа - второй дом"
рабочая программа на тему

Шурунова Ирина Леонидовна

 На современном этапе развития человечества, в условиях интенсивного преобразования общества, в том числе и сферы образования, усиливается роль образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается с множеством неразрешенных проблем, количество которых в современном обществе неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

·         Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;

·         Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка и насилием в семье;

·         Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;

·         Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.

      Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности школы, в связи с этим, возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 2 города Вязьмы Смоленской области

ПРОГРАММА

Работы социального педагога МБОУ СШ №2

«Школа – второй дом»

Согласовано

на заседании  РМО  

социальных педагогов

Протокол №1

от «___» __________2018 г

Принято

На заседании педагогического совета

МБОУ СШ №2

 Протокол №1 

«31» августа 2018 г

Утверждено

приказом директора

МБОУ СШ №2 г.Вязьмы Смоленской области

№ 112/01.09

от «31»  августа 2018 г

 

г. Вязьма 2018 г.

                                       Пояснительная записка

 На современном этапе развития человечества, в условиях интенсивного преобразования общества, в том числе и сферы образования, усиливается роль образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается с множеством неразрешенных проблем, количество которых в современном обществе неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

  • Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
  • Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка и насилием в семье;
  • Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
  • Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.

      Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности школы, в связи с этим, возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению. Социальный педагог – сотрудник школы, который способствует созданию условий для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер по защите социального и образовательного права ребенка. Социальный педагог способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур  в области детства, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.

Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей в своей работе я руководствуюсь:

  • Конституцией Российской федерации;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Законом об образовании;
  • Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних;
  • Гражданским, семейным, трудовым и жилищным правом;
  • Областным Законом «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» 2003 г.;  ст.ст. 18,  20, 27, 30.1, 31.1 (введены законом Смоленской области в 2006-2007 годах);
  • Уставом МБОУ СОШ №2 г. Вязьмы;
  • Должностными обязанностями социального педагога МБОУ СОШ №2.

                           

         СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

             Рабочая программа социального педагога рассчитана на пять лет.

В профессиональной деятельности социального педагога можно выделить три ведущие функции:

профилактическая — профилактика проблемных жизненных ситуаций ребенка, создания условий для решения проблем, совместное с ребенком преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;

Защитно-охранная — защита и охрана прав ребенка в социальной среде.

Организационная — координация действий и средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей с различными людьми и организациями с целью приобщения их к решению проблем социальной жизни ребенка и активное включение самого ребенка в эти связи.

Исходя из вышеизложенных функций, обозначены цели и задачи работы социального педагога.

Цели:

  1. Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании атмосферы социально-педагогического комфорта, обеспечивающей безопасность обучающихся, сохранение здоровья и развитие личности ребенка, процесс становления личности ребенка как субъекта социальной жизни.
  2. Содействие педагогам, родителям (или лицам их заменяющим) в воспитании ребенка, формировании у него принципов взаимопомощи, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другого человека.
  3. Контроль над реализацией мер социальной помощи и защите обучающихся.

Задачи:

  1. анализ социально-педагогической ситуации в школе, выявление основных проблем, причин их возникновения, средств их решения.
  2. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-педагогического климата в коллективе.
  3. Осуществление посредничества между ребенком, его семьей и различными социальными службами с учетом дифференциации проблемы ребенка и подключению к ее решению специалистов -профессионалов и т. д.
  4. Организация различных видов деятельности обучающихся, способствующих установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
  5. Профилактика и преодоление отклонений в социальном здоровье обучающихся, в их поведении.
  6. Осуществление социальной защиты и помощи детям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
  7. Осуществление социально-защитной работы со всеми детьми и их родителями по различным направлениям.

Для решения поставленных целей и задач приоритет отдан следующим направлениям работы.

Социально-педагогические исследования с целью выявления социальных и личных проблем детей.

Проведение социальной паспортизации классов, микрорайона.

Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся.

Изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации.

Определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.

Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

Профилактика правонарушений и безнадзорности среди учащихся школы, коррекция и реабилитация.

Социальным педагогом учитывается содержание всех компонентов образовательного процесса школы.

В деятельности социального педагога используются возможности по усилению социальной ориентации содержания и методов организации учебной деятельности в базовых предметах учебного плана.

Включение в учебный план предметов по выбору школы, формирующих социальные знания.

Участие в событиях школьной жизни, развивающих социальное чувство и поведение.

Проведение социологических исследований и система учета проблем социального становления обучающихся.

Разработка социально-ориентированных учебных программ и планов мероприятий.

Создание системы социально-педагогического просвещения родителей, в том числе по следующим темам: профориентационная работа, профилактика наркозависимости, профилактика правонарушений и т. д.

Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся.

Профилактическая и коррекционная работа с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета.

Организация превентивно-профилактической работы с учащимися группы риска.

Повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.

Организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.)

Защитно-охранная деятельность.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской  Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Данный раздел предусматривает следующую деятельность:

Создание и совершенствование системы сбора и анализа информации, учета и контроля  разрешения проблем социальной жизни детей, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и др.)

Взаимодействие со структурами, которые способны оказать помощь ребенку и его семье.

Создание условий для совершенствования системы опеки и попечительства.

Оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной материальной помощи детям из малообеспеченных семей.

Объединение усилий с представителями многодетных семей по  их социальной адаптации.

Патронаж детей, состоящих на внутришкольном контроле.

Учет и контроль всех случаев конфликтных отношений, соответствующая реакция на ситуации затянувшегося конфликта ребенка с его ближайшим окружением в семье, в школе, за ее пределами и. т. д.

Защита и индивидуальная работа с учащимися подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых  и т. п.

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.

Раннее выявление неблагополучных семей.

Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.

Пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков.

Психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье.

Духовно-ценностное просвещение.

Социально-педагогическое консультирование.

Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении.

Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем.

Поддержка социально-ценной деятельности детей.

Благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей (акция «Милосердие»).

Благоустройство школьного двора.

Охрана природы и памятников культуры.

Организационно-методическая деятельность.

Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности.

Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня.

Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатам проведенных социально-педагогических исследований.

Ожидаемые результаты

Социализация учащихся: гражданское самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности.

Литература

Л.С. Нагавкина,  О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая Социальный педагог: введение в должность  Санкт-Петербурт  2004

Подростки 21 века Правовое воспитание  Сборник методических рекомендаций   Смоленск 2007

Организация профилактики наркозависимости в образовательном учреждении Смоленск 2011

Серия «Воспитательная работа» Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних М., «Глобус» 2009

Социально-педагогическая служба в образовательном учреждении. Методические рекомендации. Смоленск 2005

Т.А. Шишковец Справочник социального педагога М., «Вако» 2005

Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд Методика работы с детьми «группы риска»  М., «УРАО» 2001

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Второй иностранный язык (немецкий)" 5-9 классы.

Рабочая программа учебного предмета "Второй иностранный язык (немецкий)"  5-9 классы....

рабочая программа 5 класс второй иностранный(английский) 1-й год обучения О.В Афанасьева, И.В Михеева

рабочая программа 5 класс второй иностранный(английский) 1-й год обучения О.В Афанасьева, И.В Михеева рассчитана на 35 часов(1 час в неделю)...

Рабочая программа Немецкий язык , Второй язык 5 класс

Рабочая программа «Второй иностранный язык. Немецкий язык»  составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральным государственным образовательным стандартом основного обще...

Рабочая программа английский как второй иностранный

Рабочая программа английский как второй иностранный...

Рабочая программа социального педагога на второе полугодие 2018-2019 учебного года.

Рабочая программа социального педагога на второе полугодие 2018-2019 учебного года....

Рабочая программа учебного предмета "Второй иностранный язык (немецкий)"

Данная рабочая программа предназначена для 5—9 классов при изучении немецкого языка как второго иностранного после английского....

Рабочая программа учебного предмета "Второй иностранный язык (немецкий)" - 5 класс

Рабочая программа учебного предмета "Второй иностранный язык (немецкий)" для  5 класса - первый год обучения (ФГОС)....