Профилактика сквернословия среди воспитанников.
статья на тему

Орлова Маргарита Геннадьевна

Статья на сайте учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_sayt_garmonii_3.docx914.62 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика сквернословия среди воспитанников.Игротехнологии1а

http://www.center-garmonia63.ru/index.php/delimsya-opytom/807-profilaktika-skvernosloviya-sredi-vospitannikov

Орлова Маргарита Геннадьевна,

социальный педагог высшей

квалификационной категории

Что такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: «нецензурная брань», «непечатные выражения», «матерщина», «нецензурная лексика».  Но издавна нецензурное слово в русском народе именуется  сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка, сказано: Скверна – мерзость, гадость,   всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; грязь и гниль, тление, нравственное растление, все богопротивное».

В русском языке бранные слова называют матерными. Корень этого слова – мать. Произносить такие слова - значит посягать на самое родное, самое святое, что есть у человека – на мать.   В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова написано: Мат (прост.). Неприлично-гнусная брань с упоминанием слова «мать». Матерные слова – неприличные слова.C:\Users\User\Desktop\ОРЛОВА\ЗАНЯТИЯ ДЕТИ\рр\IMG_20170719_090024.jpg

В «Универсальном словаре русского языка для школьников» читаем: Мат. Бранные слова и выражения, расцениваемые как непристойные и нецензурные. 

        Очень часто, по роду своей деятельности, бывая в школах, да и просто в общественных местах нашего города слышу нецензурную брань от школьников и даже дошкольников. Это очень неприятно, но поражает тот факт, что ребята даже не замечают этих слов! Когда делаешь замечание, то они искренне недоумевают, что ж они такого сказали.

Даже в прессе время от времени устраивают дискуссии – хорошо или плохо ругаться матом.

        Воспитанники нашего центра в основном из неблагополучных семей, поэтому считаю одной из задач воспитательной работы проведение занятий по искоренению вредных привычек, в частности сквернословия (раздел проекта «Мир без наркотиков и вредных привычек»).

В глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, знак языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим и т.д. Необходимо развенчать этот стереотип.        C:\Users\User\Desktop\ОРЛОВА\ЗАНЯТИЯ ДЕТИ\IMG_20170811_085532.jpg

На своих занятиях объясняю ребятам какие чудовищные последствия для человека и особенно ребенка несут ругательства. Формы занятий разнообразны – это тренинги («Эстафета добрых слов», «Сиамские близнецы»),  викторины («Слово с большой буквы», дискуссии («Нужен ли нам мат?») игры («Необычное приветствие», «Волшебный микрофон», «Дерево доброты»), и т.д. Обязательно включаю в занятие просмотр видеороликов по тематике занятия. Ребятам это очень интересно.

 Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, в космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией. 

Привожу примеры исследований ученых по этой тематике. Например.    Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных  образов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. И это сказано в свете нынешней демографической ситуации в России.Мытарство 1-е, грех языка

Привожу мнение православной церкви о сквернословии Протоиерея Сергия Правдолюбова:

«....Слова не нейтральны. Они взаимосвязаны с окружающим нас миром. В отличие от животных, которых называли в древности безсловесными, человек обладает высшей степенью словесности, разумности. Употребляемые многими людьми сквернословия – это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас – страшна и ужасна!

Один заключенный Соловецкого лагеря особого назначения рассказывал с трепетом о том, как он слышал полноценные ругательства больших мастеров такой ругани среди заключенных в 1936 году. Он говорил, что человек, который так виртуозно ругался, не учился ни в семинарии, ни в духовном училище, но ругался с такими тонкостями и почти невозможным для простого человека знанием догматики и богословия, что становилось видно, что это трансляция мыслей и слов тех страшных сил, которые борются с Богом всегда. Повторение таких слов есть присоединение к той силе, которая именно так воспринимает Бога. Облегченные смыслы и эвфемизмы не устраняют самой сути и силы этих слов. Вот почему надо твердо и ответственно беречься от употребления таких слов и избегать сначала подчинения, а потом порабощения этим бесовским силам....»C:\Users\User\Desktop\ОРЛОВА\ЗАНЯТИЯ ДЕТИ\IMG_20171027_130149.jpgC:\Users\User\Desktop\ОРЛОВА\ЗАНЯТИЯ ДЕТИ\IMG_20180628_085525.jpg

        Мне очень нравится одно упражнение, которое провожу с ребятами. Раздаю каждому зеркальце. Прошу взять его в руки, посмотреться в него и сказать своему отражению добрые и ласковые слова. А потом попробовать произнести что-то неприятное. Какова ваша реакция? Действие этого упражнения поражает... Ребята теряются, когда нужно себе в лицо произнести ругательство, и не делают этого...

Это и не удивляет. Слово имеет силу. Об этой силе слова прекрасно написал наш великий русский поэт Николай Гумилев:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…

Слово может созидать, слово может разрушать. Учу ребят не произносить бранных слов. На стене кабинета во время занятий плакаты:

  • «Обращаться со словом нужно честно, оно есть высший подарок Бога человеку.
    Н.В. Гоголь
  • Звук - электромагнитная волна, несущая энергию от одной точки к другой. Обладает скоростью и импульсом. Дж. Пирс.
  • Звук и речь есть следствие и результат причины - человеческой мысли.

И всегда напоминаю. Задумаемся о чистоте СЛОВА и РЕЧИ! Русский язык так прекрасен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома.

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем детском доме особенно ....

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

профилактика сквернословия (документация)

законодательная база, памятки для родителей...

Методические материалы для использования в работе куратора (классного руководителя) по профилактике сквернословия

В современном обществе и самим детям, и родителям, и педагогам достаточно часто приходится сталкиваться с проблемой сквернословия. Это происходит как на улице, так и в учебных заведениях. Сама проблем...

Профилактика суицидов среди обучающихся (воспитанников) детского дома

В данном информационном буклете представлена необходимая информация: куда можно обратиться за помощью в случае суицида, указаны основные направления профилактической работы, опасные симптомы в поведен...