Главные вкладки

    Выступление на педсовете
    статья на тему

    Педагогическое взаимодействие –
    важнейшее условие эффективности
    образовательного процесса

    «Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ –
    ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    «Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.

    Педагогическое взаимодействие

    В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную.

    Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание», «гуманный подход». Гуманистическое образование – это всегда партнерство детей и взрослых, активных, деятельных и действующих сторон. Урок рассматривается как система деятельности учителя и учащихся и является основой воспитательного процесса – важным элементом образовательного процесса в целом. Под образовательным процессом следует понимать совокупность трех составляющих: учебно-воспитательный процесс – деятельность учителя; учебно-познавательный и самообразовательный процессы – деятельность самих обучающихся. По теории А. Н. Леонтьева, всякая деятельность состоит из определенных действий, а каждое действие можно разложить на более мелкие составляющие – операции, способы, приемы. Схематически это можно представить так:

    Теория – описывает такие компоненты деятельности, как мотивы, задачи, принципы и т. п.

    Методика – характеризует выполнение определенных действий в поставленной цели.

    Технология – конкретные приемы, их этапы и последовательность.

    Таким образом, образовательный процесс следует представлять как сложную систему педагогического взаимодействия.

    Педагогическое общение

    Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.

    О б щ е н и е   в   п е д а г о г и ч е с к о м   п р о ц е с с е  выступает как:

    – средство решения учебных задач;

    – социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;

    – способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанника, обеспечивающий успешность их обучения, воспитания и развития.

    В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая.

    При решении образовательных задач общение позволяет обеспечить визуальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий.

    При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми, формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, складываются межличностные отношения в ученическом коллективе.

    При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:

    •  преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, мнительность и т. п.);
    •  создаются возможности для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
    •  осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств.

    Уровни и типы педагогического взаимодействия

    Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.

    Уровни

    Происходящие процессы

    1

    2

    3

    1

    Взаимодействие
    человека с самим собой

    Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка

    От умения личности взаимодействовать с самим собой зависит конструктивность ее отношений с окружающими

    2

    Взаимодействие
    человека с другим человеком

    Три уровня общения:

    – другая личность более значима,

    – равноправность партнеров,

    – мнение другой личности не играет никакой роли.

    Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда другого будешь воспринимать как себя

    3

    Взаимодействие с
    определенной системой

    Ученик вступает в непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является школьный коллектив

    Выделяют несколько  типов взаимодействия, в которые вступает педагог.

    1) учитель – «Я»;

    2) учитель – учитель;

    3) учитель – ученик;

    4) учитель – группа учащихся;

    5) учитель – ученическое самоуправление;

    6) учитель – родитель.

    Профессор Л. В. Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как:

    – взаимопознание,

    – взаимопонимание,

    – взаимоотношение,

    – взаимовлияние.

    Типы взаимодействия при этом следующие:

    – сотрудничество,

    – диалог,

    – соглашение,

    – опека,

    – подавление,

    – конфликт,

    – индифферентность,

    – конфронтация.

    Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие – диалог и сотрудничество на равных.

    Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Автор: Лунина Н.В.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педсовете

    Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

    Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

    Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

    Выступление на педсовете

    Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

    Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

               Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

    Презентация к новому выступлению на педсовете

    ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

    Презентация к новому выступлению на педсовете

    ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

    Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

    Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...