Выступление на педсовете
статья

Педагогическое взаимодействие –
важнейшее условие эффективности
образовательного процесса

«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ –
ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.

Педагогическое взаимодействие

В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную.

Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание», «гуманный подход». Гуманистическое образование – это всегда партнерство детей и взрослых, активных, деятельных и действующих сторон. Урок рассматривается как система деятельности учителя и учащихся и является основой воспитательного процесса – важным элементом образовательного процесса в целом. Под образовательным процессом следует понимать совокупность трех составляющих: учебно-воспитательный процесс – деятельность учителя; учебно-познавательный и самообразовательный процессы – деятельность самих обучающихся. По теории А. Н. Леонтьева, всякая деятельность состоит из определенных действий, а каждое действие можно разложить на более мелкие составляющие – операции, способы, приемы. Схематически это можно представить так:

Теория – описывает такие компоненты деятельности, как мотивы, задачи, принципы и т. п.

Методика – характеризует выполнение определенных действий в поставленной цели.

Технология – конкретные приемы, их этапы и последовательность.

Таким образом, образовательный процесс следует представлять как сложную систему педагогического взаимодействия.

Педагогическое общение

Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.

О б щ е н и е   в   п е д а г о г и ч е с к о м   п р о ц е с с е  выступает как:

– средство решения учебных задач;

– социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;

– способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанника, обеспечивающий успешность их обучения, воспитания и развития.

В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая.

При решении образовательных задач общение позволяет обеспечить визуальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий.

При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми, формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, складываются межличностные отношения в ученическом коллективе.

При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:

  •  преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, мнительность и т. п.);
  •  создаются возможности для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
  •  осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств.

Уровни и типы педагогического взаимодействия

Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.

Уровни

Происходящие процессы

1

2

3

1

Взаимодействие
человека с самим собой

Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка

От умения личности взаимодействовать с самим собой зависит конструктивность ее отношений с окружающими

2

Взаимодействие
человека с другим человеком

Три уровня общения:

– другая личность более значима,

– равноправность партнеров,

– мнение другой личности не играет никакой роли.

Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда другого будешь воспринимать как себя

3

Взаимодействие с
определенной системой

Ученик вступает в непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является школьный коллектив

Выделяют несколько  типов взаимодействия, в которые вступает педагог.

1) учитель – «Я»;

2) учитель – учитель;

3) учитель – ученик;

4) учитель – группа учащихся;

5) учитель – ученическое самоуправление;

6) учитель – родитель.

Профессор Л. В. Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как:

– взаимопознание,

– взаимопонимание,

– взаимоотношение,

– взаимовлияние.

Типы взаимодействия при этом следующие:

– сотрудничество,

– диалог,

– соглашение,

– опека,

– подавление,

– конфликт,

– индифферентность,

– конфронтация.

Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие – диалог и сотрудничество на равных.

Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Лунина Н.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...