Школьный проект "Территория социально-значимых инициатив"
проект на тему

Сергеичева Наталья Юрьевна

https://padlet.com/nsergeicheva55/m5fuswkpy764 рабочие материалы социального проекта 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный ролик как средство формирования гражданской позиции у младших подростков

                                

В начале текущего учебного года в рамках гимназического социального проекта «Мир неравнодушных детей и взрослых» была организована и проектная деятельность пятиклассников. Для учеников этого возраста этот вид деятельности - возможность сделать что-то интересное самому или в сотворчестве с одноклассниками или взрослыми. Это способ попробовать свои силы, получить практический результат (актуальный лично для ребенка в данный момент), освоить новые способы деятельности и показать свои достижения другим людям. Пятиклассникам свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, им нравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность.

        В 10-11 лет дети еще не равнодушны, но взрослым важно научить их взглянуть вокруг глазами хозяина города, научиться не создавать проблемы, не обходить их стороной, а увидеть, отметить и решить.

        Поэтому целью данного проекта стало формирование активной гражданской позиции школьников через привлечение внимания к проблемам  своего микрорайона.

На старте проекта учитель и ученики определили сроки реализации, обсудили критерии, по которым он будет оцениваться. В ходе мозгового штурма пятиклассники составили перечень проблем, с которыми они ежедневно сталкиваются. Он оказался довольно объемным. Каждый говорил о том, что волнует лично его: кто-то о дворе, заставленном автомобилями, кто-то об одиноких стариках, кто-то о бездомных животных. Затем из этого списка ребята отобрали те, решение которых, хотя бы от части, зависит от усилий самих жителей. Ребята разбились на небольшие группы и составили план своих действий. Было решено, что каждая мини-группа на основе собранного фактического материала, расскажет о проблеме и подготовит свои рекомендации по ее решению.

В качестве итогового продукта учащимся  был предложен формат социального ролика. И этот выбор был не случайным.

Во-первых, этот проект не был первым для них, и, опираясь на уже  имеющийся опыт, ученики могли попробовать взяться за более сложную задачу, чем подготовка презентации или плаката.

Во-вторых, подготовленные детьми ролики адресованы не только ровесникам, в электронном виде их проще сделать доступными для большого количества жителей микрорайона.  

В-третьих, сегодняшние школьники много времени проводят не выпуская из рук телефона.  Их гаджеты позволяют снимать любое видео нажатием одной кнопки – как результат - странички детей в социальных сетях переполнены видеофайлами, которые, в большинстве своем, не несут никакой смысловой нагрузки. Школьники к 10-11 годам видели много кинофильмов, рекламы, видеоклипов, но научись ли они понимать, что они видят?

В мире смыслов, созданном для них другими, они зачастую совершенно беспомощны, интеллектуально пассивны, не способны критически воспринять увиденное.  Поэтому сегодня педагоги и взрослые во всем мире заговорили о необходимости кино и даже медиаобразования. В школах  многих стран в учебном расписании появились соответствующие уроки.

ЮНЕСКО предлагает использовать новое интерированное понятие «МиГ» - «медиа- и информационная грамотность», описывающее компетентности, необходимые для успешного решения жизненных задач индивидом, сообществами, странами и человечеством в целом в информационную эпоху. МиГ «вооружает информированную независимую личность средствами для активного участия в постоянно развивающейся общественной сфере». МИГ является неотъемлемой частью т.н. «навыков XXI века», или «мягких» навыков.

Отдельные компоненты медиаобразования внедряются в гимназии на уроках истории, МХК, литературы, но их комплексное использование в современных условиях возможно пока только в проектной деятельности.

В процессе создания ролика от авторов требуется понимание и сочувствие рассматриваемой проблеме. Практика показывает, что ответы на вопросы, которые он ставит, приходят к людям, прежде всего через личный опыт, через дела и сопереживание. Необходимость изучить и проникнуть в суть социальной проблемы дает ребенку личное понимание предпосылок возникновения социальных затруднений в жизни людей. Так рождается его гражданская позиция.

        Одной из проблем, волнующих 5-классников и их родителей, является состояние Волги и ее берегов. Это не случайно, ведь границами микрорайона, в котором расположена гимназия, с двух сторон являются одни из крупнейших рек Европы – Волга и Ока. Изучив фотографии, сделанные нижегородскими фотохудожниками к. XIX в.(Карелиным и Дмитриевым), картины, написанные здесь художниками разного времени, дети убедились, что знакомые им с детства берега выглядели и по-другому. Собранные статистические материалы позволили выяснить, в чем главные риски, с которыми нужно помочь справится великим рекам. Дети пришли к пониманию, что Волга – это не просто вода, водоем, хранилище, это наша общая гордость, наша история, наша жизнь!

Съемки роликов проводились прямо с телефонов, тем не менее, потребовалась большая подготовительная работа, с которой без активной поддержки взрослых (не только учителя, но и соседей, работников магазинов и т.д.) детям пришлось бы трудно: это написание сценария, подбор объектов съемки, выбор наиболее удачного ракурса, музыкального сопровождения, редактирование титров и закадрового текста. На этом этапе существенную помощь детям оказали родители.

Многие из них понимают, что для того, чтобы сохранить контакт с подрастающими детьми, важно не просто проявлять искренний интерес к их школьным делам, а находить время и желание участвовать в них («Родительство – это работа» – такие слова написала одна из мам в своей анкете). Поэтому уже на первом собрании, они были приглашены к участию в проекте как полноправные участники, а не в качестве строгих экспертов, оценивающих результат.

При создании роликов пятиклассники освоили ранее незнакомую  им программу iMovie, которая входит в состав пакета мультимедийных программ iLife. Данная программа позволяет не только снимать изображение, но и монтировать его прямо на телефоне.

        Во время презентации итогов работы групп, была произведена их оценка по формуле «3-2-1». Одноклассники оказались взыскательными зрителями, от внимания которых не ускользнула ни одна деталь, оказавшаяся в кадре. Самооценка работы участников производилась при ответе на  вопросы мини-анкеты, составленной по методике  незаконченных предложений. Дети писали об изменениях, которые произошли с ними в ходе проекта: о том, что  теперь они видят вокруг себя то, что раньше не замечали, они убедились, что от их усилий зависит очень многое в родном городе, испытали гордость, представляя результаты своего труда. Все участники отметили, что готовы применить полученные навыки в будущем.

лы.

        По окончании проекта принято говорить о его количественных результатах. Но гораздо важнее качественные изменения, происходящие в сознании пятиклассников. Я уверена, что сформированные в такой деятельности компетенции позволят ученикам ставить перед собой новые трудные задачи, самостоятельно добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Полученные навыки позволят пятиклассникам успешнее взаимодействовать с потоком окружающей их визуальной информации, критически осмысливать ее и использовать для успешного решения жизненных задач. Этот опыт позволит школьникам  преодолеть интеллектуальную пассивность, развить эстетический вкус, скорректировать ценностно-смысловые  установки, испытать гордость за хорошо сделанную работу. А главным итогом такой деятельности становится постепенное, шаг за шагом, формирование активной гражданской позиции, ведь дети учатся быть режиссером своей истории.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка социально-значимых инициатив посредством творческой деятельности подростков,злоупотребляющих ПАВ

В условиях   творческого  процесса,  каждый воспитанник имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до общественной ценностной потребности в социаль...

Социально-значимый проект "Школьное лесничество"

Социально-значимый проект Школьное лесничество...

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"...

Социально-значимый проект "Школьная теплица"

В данном проекте поставлены задачи освоения школьной теплицы: выращивание рассады для цветочных клумб, зелени для школьной столовой. Цели достигнуты....

Социально-значимым проект "На Кубани мы живём!": оснащение витрины школьного музея.

В МБОУ СОШ № 78 с 2018 по 2019 год был мною реализован проект "На Кубани мы живём!", целью которого было расширить представления о родном крае -Кубани,  воспитание чувства гордости за е...

Социально-значимая деятельность школьного музея как эффективный инструмент воспитания юного гражданина

Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники....


 

Комментарии

Сергеичева Наталья Юрьевна

Из опыта организации над школьным социальным проектом