Метод « Школьная медиация» как способ создания безопасного пространства
презентация к уроку на тему

Дедюхина Любовь Васильевна

Материалы с курсов повышения квалификации, ИПК Красноярск, 2017г.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод « Школьная медиация» как способ создания безопасного пространства

Слайд 2

Понимание – начало согласия Б.Спиноза

Слайд 3

В школе находятся дети (и взрослые ) из разных социальных слоев , разных национальностей , разных стилей воспитания и т.д ., что создает потенциально конфликтную среду , в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени .

Слайд 4

Обстановка в школе Для большинства детей в школе значимым являются не полученные знания, а вопросы статуса среди сверстников, общение, коммуникации и т.д. И не всегда школа может помочь освоению детьми цивилизованных навыков коммуникации в сложных и напряженных ситуациях, научить культурным формам повышения авторитета

Слайд 5

Виды конфликтов в школе «ребёнок – ребёнок » «ребенок – группа детей» «ребёнок – учитель» «ребенок-группа учителей» «учитель – группа детей» «ребёнок – родитель» «учитель – родитель» «учитель-учитель» «родитель-родитель(и)»

Слайд 6

Ситуация конфликта Ни один ребенок не будет успешен, не сможет думать о занятиях если у него есть конфликт или он «зритель» в конфликте или он стал «жертвой» насилия (физического, морального и т.п ) Конфликт не решится и может возникнуть вновь , если не урегулируются настоящие причины конфликта, если не произойдет работа с чувствами всех участников конфликта, если участниками не осознаются негативные последствия конфликта

Слайд 7

Конфликт или криминальная ситуация травмирует душу и психику как обидчика, как пострадавшего, так и свидетеля «зрителя» Особенно это происходит, если они вынуждены продолжать встречаться и общаться дальше (в школе, дома(сложные отношения в семье), во дворе, на секции и т.п.)

Слайд 8

способы реагирования школы на конфликты и криминальные ситуации Административно-карательный Направление к психологу/социальному педагогу Стрелки Передача в органы детского самоуправления Отсутствие реагирования - скрытые конфликты

Слайд 9

Реакция на конфликт Учителя рассматривают конфликт как зло, которое надо искоренять, или в крайнем случае избежать, скрыть. Частый способ реагирования - поиск виноватого и наказание (или угроза наказанием ). вызов к директору , вызов на педсовет , вызов родителей в школу Учителя Административно-карательный

Слайд 10

Стрелки – это попытки самими детьми решить конфликты с использованием силы Групповое давление, травля, отвержение , бойкот Замыкание в себе Употребление ПАВ Суицид Скрытые ( многолетние ) конфликты

Слайд 12

Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации , а другие навязывают им свое решение власть и административное давление (взрослые), физическую силу (дети на «стрелках»), психологическое давление манипуляцию Объединяет эти способы Используя при этом:

Слайд 13

«Школьная медиация» – это не только способ разрешения споров в образовательной среде, но и метод профилактики и коррекции взаимодействия, позволяющий научить как детей, так и взрослых конструктивному поведению в конфликте и потенциально конфликтных ситуациях. Школьная медиация дает возможность предупреждать конфликты , правонарушения и ситуации острого противостояния, а также способствует изменениям привычных, негативных, деструктивных способов взаимодействия

Слайд 14

Основная задача – создание безопасной среды и безопасного пространства для всех участников образовательного процесса. Воспитание умений вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь», отстаивать свои интересы и принимать другого человека, уважая его право на защиту собственных интересов. Школьная медиация – это инструмент формирования и самопознания личности в условиях любого учебно-воспитательного процесса, будь то семья, ДОУ, ОУ или ВУЗ, где речь идет о личности всех участников этого процесса – ученика, учителя, родителей.

Слайд 15

Метод «школьная медиация» Принципы - позволяют создавать безопасную среду в образовательной организации как для детей так и для взрослых .

Слайд 16

– нейтральность медиатора. Медиатор (посредник) не решает, кто прав, а кто виноват. Медиатор беспристрастен по отношению ко всем сторонам конфликта, не заинтересован в каком-то конкретном решении. Именно поэтому он не советует и не принимает решений за стороны, а стимулирует их самих к поиску взаимовыгодного выхода из ситуации. Задача медиатора состоит в том, чтобы организовать процесс эффективного обсуждения. – добровольность . Стороны добровольно принимают участие в процедуре медиации. Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса в любой момент. Технология предполагает, что всѐ происходит с согласия сторон, включая принятие решения, за реализацию которого они сами несут ответственность.

Слайд 17

– конфиденциальность . Медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Сами стороны, в свою очередь, вольны распоряжаться полученной в ходе медиации информацией так, как им заблагорассудится. Зачастую, однако, стороны при содействии медиатора заключают друг с другом соглашение о конфиденциальности, если в этом есть реальная необходимость. Конфиденциальность в медиации помогает сторонам «сохранить лицо» и почувствовать себя защищенными, что очень важно в ситуации острого конфликта. – равноправие. Каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждому равное количество времени и внимания.

Слайд 18

Основная задача медиатора – создать условия для диалога спорщиков, помочь им осознать собственные интересы и прийти к взаимоудовлетворяющему решению. Помочь им в процессе диалога найти пути к выходу из конфликтной ситуации. В Школьной медиации медиатор всегда стремится к более глубокому результату – достижение консенсуса (т.е такое разрешение спора, которое одновременно позволяет изменить отношение участников не только к данному конфликту, но и способствует формированию культуры конструктивного поведения в конфликте, в ситуациях напряжения и т.п.)

Слайд 19

В процедуре медиации и медиативном подходе в значительной мере реализуются основные потребности (иерархия потребностей по А.Маслоу ) - потребность в безопасности : стремление к защищенности; стабильности; зависимости; защите; отсутствию страха, тревоги и хаоса; потребности в структуре, порядке, законе и ограничениях; силе покровителя. - потребность в уважении , все люди в нашем обществе имеют потребность в стабильной самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих; - потребность в любви, привязанности и принадлежности . Она проявляется в том, что медиатор проявляет принятие, уважительное отношение ко всем участникам конфликта, не отдавая никому предпочтения.

Слайд 21

«школьная медиация» - это метод , которым могут и должны владеть все участники учебно-воспитательного процесса. Служба школьной медиации – это внутренний ресурс образовательной организации, позволяющий ей противостоять конфликтам, неизбежно возникающим в повседневной жизни, снижая риски развития острых ситуаций, грозящих негативными последствиями.

Слайд 22

Направления деятельности СШМ (в контексте задач ОО) как элемент развития школьного уклада , институт организационной культуры, качество конфликтной компетентности участников образовательных отношений, гуманизации школьной атмосферы; как услуга , предоставляемая образовательным учреждением, в ситуациях возникновения конфликтов типов «ученик-ученик», «ученик-родитель», «ученик-администрация ОО», «родитель-учитель», «родитель-администрация ОО» как профилактическая работа с подростками, склонными к совершению правонарушений, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации (в первую очередь ориентированная на потребности социальных педагогов и классных руководителей, «кураторов случая»).

Слайд 23

Краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав о СШМ СШМ – наиболее адекватный инструмент, способный реализовать альтернативы карательному подходу: решает задачу реагирования на правонарушающее поведение несовершеннолетнего, которое направлено на актуализацию ответственности правонарушителя, но реализуется не в виде наказания, а как возникшее в результате его противоправного деяния обязательство по заглаживанию причиненного вреда.

Слайд 24

Восстановительные Программы Медиация Семейные конференции Круги сообщества Круги поддержки Челночная медиация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многодневные походы - способ создания единого образовательного пространства.

В работе описывается опыт работы Станции детского и юношеского туризма....

Формы методы и технологии продвижения школьной медиации

Формы методы и технологии продвижения школьной медиации- это методический материал для работников ОО по организациии мероприятий со всеми субъектами образовательной деятельности и построению информаци...

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...

Презентация куратора Службы школьной медиации "Служба школьной медиации: истоки и методики".

Я использую презентацию "Служба школьной медиации: истоки и методы" для  информирования  родителей, педагогов и учащихся о Службе школьной медиации в нашей школе. 2 часть -  п...

Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций, особенности проведения процедуры медиации

Понятие медиации, ее цели, задачи.а также особенности процедуры ее проведения....

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...