Главные вкладки

    «Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
    статья

    Исхакова Наталья Валерьевна

    Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx27.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Исхакова Наталья Валерьевна,

    Социальный педагог МАОУ СОШ № 4

    Статья

    «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

    Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. И этому есть причины.

    Анализ работы правонарушений в нашей школе за 2017-18 год, имеет отрицательную тенденцию. По итогам прошлого учебного года, включая летнее каникулярное время,  учащимися школы было совершено (по данным Комиссии по делам несовершеннолетних) 9 правонарушений, 4 из них распитие спиртных напитков. 3 – кражи.

    Мониторинг  учащихся школы, состоящих на учете:

      

    2015-2016

    2016-2017

    2017-2018

    Кол-во учащихся

    768

    805

    814

    Учащиеся, состоящие на учёте в школе

    11

    9

    14

    На учёте в ПДН

    1

    2

    1+2

    Совершили правонарушение

    1

    2

    4+5

    Совершили преступление

    0

    0

    0

            *то, что отмечено (+)  –  добавилось за летние каникулы.

    В целом по городу на первом месте среди правонарушений стоит именно распитие спиртных напитков. Причем возраст по нашей школе с 12 лет в том числе девочки с 14 лет.

    На втором месте – это кражи. С ростом гипермаркетов в городах набирает обороты такое направление преступлений, как «шоплифтинг». Это создание сообществ, призывающих и побуждающих совершать кражи в супермаркетах. Причем, кражи, совершаются детьми из благополучных семей!

    В анализе четко просматривается, что правонарушения подростки совершают, как правило, за пределами школы и в каникулярное время, а отсюда очевидный вывод – что все от незанятости детей, а попросту от безделья. И причиной этому является снижение контроля со стороны родителей. И эта тенденция набирает обороты. Все больше и больше на школу возлагается обязанностей современными родителями. Все чаще школа обвиняется в недобросовестном исполнении своих обязанностей. Все это льется с экранов телевизора и различных публикациях в СМИ.  

    Работа по профилактике правонарушений среди учащихся это целый комплекс социально–профилактических мер, направленных на: формирование у подростков правовой культуры и общечеловеческих ценностей, воспитание взаимоуважения, формирование законопослушного поведения и основ толерантности, воспитание чувства ответственности за свои поступки.

    Но недостаточно проводить работу только с несовершеннолетними, важным фактором, влияющим на их поведение, является семья.

    Насилие, жестокость, агрессия, терроризм захлестнули в последние годы наш мир. В волну преступности, по средствам интернета, всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом и дерзостью.

    Но важно понимать, что склонность к правонарушениям у подростов возникает из-за упущений семейного воспитания. Тем более в современном обществе, с дико растущим потоком информации, дети как никогда нуждаются в особом внимании, душевной теплоте, и очень качественном контроле.

    Современная педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Но современные родители зачастую пренебрегают этим фактом по разным причинам: одинокие мамы много работают, и часто воспитание перекладывают на бабушек и дедушек, многодетные семьи, пытаясь удовлетворить потребности самых маленьких, забывают о том, что подростку нужен особый подход, а не просто компьютер и бесконтрольный доступ и интернет, да и полные и вполне благополучные семьи, порой, теряют связь с подростком.  Кроме этого следует учесть, что во многих семьях отцы работают не по месту жительства. Эта ситуация получила термин «социальное сиротство».

    И тогда школа должна стать помощником и связующим звеном между детьми и родителями.  

    Все родители без исключения желают своим детям светлого будущего, хотят, чтобы их ребенок вырос достойным членом  общества, был приспособлен к современным реалиям жизни и умел принимать самостоятельные решения. Но не все знают, как этого добиться, не понимают того, что в плотном взаимодействии со школой, с педагогами, можно сделать гораздо больше. Это закон синергии, когда 1+1=3. Именно поэтому, занимаясь вопросами профилактики правонарушений подростков, очень важно взаимодействие со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса. И большое место в этом взаимодействии  необходимо выделить работе с родителями.

    Необходимо доносить до родителей, что смотря в одну сторону и видя одну цель: «воспитать человека» -  школа и родители не должны вступать в противоборство, объясняя друг другу свои и чужие обязанности. Необходимо помочь родителям «подружиться» со школой, и, таким образом, помочь в воспитании детей, а значить снизить риск правонарушений подростков.

    Ведь воспитание не может быть делом личным, так как мы растим будущего гражданина, члена общества. Поэтому правильно воспитывают те родители, которые придерживаются позиции «сосуществования», «сотрудничества», «социального подкрепления», «соактивности». В этих случаях деятельность социального педагога,  должна носить просветительский характер. На родительских собраниях и круглых столах рассказывать о правовых и этических основах профилактики правонарушений подростков. Проводить мероприятия по разъяснению роли общения в семье в формировании личности подростка. Об ошибках семейного воспитания, которые могут оказывать пагубные воздействия на дальнейшую жизнь детей.  

    Сегодня, к неблагоприятным условиям семейного воспитания относят:

    • Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.
    • Гиперопека.
    • Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.
    • Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.

    Роль социального педагога в процессе организации профилактики правонарушений – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними, а также налаживание взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

    Сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий должно реализовываться во взаимодействии всех субъектов профилактики (школа, семья, социум).

    Благодаря совместной работе социального педагога и классных руководителей в нашей школе снизилось количество конфликтных ситуаций внутри классных коллективов, а также конфликтов «родители – учителям», «учителя -  дети».

    От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Во время обсуждения с детьми книг, статей, телепередач, посвящённых нравственно-правовым вопросам, родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности.         Ответственность – это значит ответственность перед кем-то и за кого-то.  «Не знал», «не думал»,  «не хотел» - это можно слышать от подростков – правонарушителей, но это не оправдание содеянного. Чтобы таких ситуаций становилось меньше, родителям  необходимы знания правовых основ воспитания, которые дозировано нужно давать на родительских собраниях.

    Правовой основой воспитания и образования несовершеннолетних детей являются соответствующие нормы Семейного кодекса РФ. Принципиальное значение имеет закрепление в п. 1 ст. 63 СК РФ положение о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботится об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи вполне обоснованно установление Семейным кодексом РФ ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции  ООН о правах ребенка. В частности, за неисполнение обязанностей по воспитанию детей  родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК РФ), уголовной (ст. 156 УК РФ).

    Важно донести, что задача родителей состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. Но, чтобы не случилось с сыном или дочерью, родители, прежде всего, должны проанализировать собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей – основа семейного воспитания.  

    Школа ведет большую работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних согласно программе. И в ней есть ряд обязательных пунктов, в которые без активного участия и поддержки родителей реализовать очень сложно.

    Важно понимать, что от нас педагогов  и от нашего умения взаимодействовать с родителями и детьми, в большей степени зависит, каким вырастет наше следующее поколение и каким он войдет во взрослую жизнь. И от наших действий зависит, смогут ли дети научиться быть счастливыми, ведь каждый ребенок рожден для счастья.

    И, порой, родителям бывает тяжело справиться с проблемой, а совместные усилия семьи, школы и специалистов обязательно дадут результат, и дорогу, как говорится, осилит идущий. Уместны здесь будут слова великого педагога А.С. Макаренко:  «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира».


    БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

    1. Ваш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб., 1998.
    2. Верцинская Н. О трудных детях// Воспитание школьников. 1990. № 1.
    3. Макаренко А.С., Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – М.: Худож. лит. 1987. – 623 с.
    4.  Макаренко А. С., Собрание сочинений: в 8 т. / А.С. Макаренко. – М., 1986. – Т. 4. – 628 с.
    5. Монахова А. Х. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.
    6. Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2000.
    7. Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М., 1995.
    8. Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся, их родителей и учителей. – М., 1995.
    9. http://propositive.ru 
    10. Сластенин В.А.и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.
    11. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

    Выступление на общешкольном родительском собрании для социального педагога...

    Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

    Презентация к родительскому собранию на тему  "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"...

    Родительское собрание "Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"

    Родительское собрание "Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"...

    Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

    Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур...

    Роль школы в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

    В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних.Важнейшим аспектом профилактики детской беспризорности и правонарушени...

    Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »

    Программа профилактики правонарушений  и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...