Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
методическая разработка на тему

Выступление на общешкольном родительском собрании для социального педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД С.КАТРАВОЖ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.М. ЗВРЕВА

Роль семьи в  профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

(Выступление на общешкольном  родительском собрании)

Слайд 1

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играют семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка, а так же жизнь и здоровье детей.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

 

Слайд 2.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:

  • неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
  • порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
  • девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;
  • предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
  • противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Слайд 3 Деформация личности растущего человека

Зачастую является следствием нарушений взаимосвязей с микросредой, в которой он живёт.

Слайд 4.

Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Слайд 5. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Слайд 6. Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Слайд 7. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Слайд 8. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Слайд 9. Биологические факторы

  • Стремление к самостоятельности
  • Негативизм и упрямство
  • Повышенная уязвимость
  • Неконструктивные формы реагирования

«Это может случиться с кем-то другим, но не со мной и моим ребенком» - говорят большинство родителей. Но правонарушения и преступления совершают не только дети из неблагополучных семей.

Так что же делать родителям, если они узнали о том, что их ребенок попал в «группу риска»?

Реальная возможность помочь ребенку, как говорят психологи – это следовать «Дорогой в четырнадцать шагов». Вам будут розданы памятки, и вы ознакомитесь.

Слайд 10. В конце своего выступления я хочу рассказать Вам одну Притчу о Разумном воспитании

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, – сказал Хинг Ши, – если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод

. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.

Задумайтесь.

Слайд 11. Считаю только любовь, внимание, понимание могут стать надежной опорой в профилактике правонарушений. Только в тесном контакте школы и семьи можно добиться желаемых результатов

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Задумайтесь.

Как – то просматривая фотографии в классе с детьми, одна девочка задумчиво сказала, а знаете о чем я подумала, ведь у меня много фотографий – все они школьные, хотелось, чтобы не меньше было бы фотографий со своей семьей , посмотрев в ее грустные глаза я поняла, о чем она думает? Любят ли ее, сможет ли она искренне поговорить, довериться. Не намечается ли какой-нибудь трещины в отношениях с ребенком, которая со временем разрастется в огромный овраг?

А сейчас я попрошу ответить на мои вопросы мысленно.

  1. Сколько времени вы проводите с ребенком?
  2. Существуют ли в вашей семье традиции?
  3. С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?. Представьте его себе. Изобразите.
  4. С каким выражением лица чаще всего общается с вами ваш ребенок?
  5. Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка во время общения с вами?

Представили. Стоит задуматься?

  • Перенося опыт общения с родителями на общение со сверстниками, ребёнок будет копировать вашу модель.
  • И как разговаривают с ним родители, с таким же выражением, как правило, будет и сам ребёнок вступать в разговор со сверстниками.
  • И как он смотрит на родителей во время разговора, так он и будет смотреть на взрослых при общении. Задумайтесь над этим.

Семья – это первый коллектив в жизни ребенка. В процессе формирования личности семья играет главную роль. И каким будет ребенок во многом зависит от взаимоотношений в семье. И я желаю всем вам терпения, взаимоуважения. Помните, что всегда есть выход из любой ситуации. И вам в этом помогут мудрые советы, которые психологи называют «дорогой в четырнадцать шагов» (учитель раздает рекомендации).

Социальный педагог: Конева Вероника Васильевна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Подготовили: Социальный педагог Конева Вероника Васильевна

Слайд 2

Отклонения в поведении детей и подростков Социальные факторы Неодобряемое поведение – поведение , эпизодически наблюдаемое у большинства детей, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством Порицаемое поведение – поведение , вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности). Девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство). Предпреступное поведение – поведение , несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.) Противоправное или преступное поведение – поведение , связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Слайд 3

Деформация личности растущего человека зачастую является следствием нарушений взаимосвязей с микросредой, в которой он живёт.

Слайд 4

Неблагоприятные условия семейного воспитания Асоциальное поведение родителей – пьянство, разврат, проявление жестокости, совершение правонарушений и преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Слайд 5

Недостаточная любовь и внимание родителей Внешне совершенно обычный ребёнок может быть внутренне одиноким, потому что до его переживаний и интересов никому нет дела. Такие ребята стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи .

Слайд 6

Гиперопека Родители так боятся, что их дети наделают ошибок, что полностью их контролируют, что рождает инфантильность, несамостоятельность, личную несостоятельность При ослаблении контроля старших ребёнок оказывается дезориентированным в своём поведении. Такие дети часто оказываются вовлечёнными в противоправные действия.

Слайд 7

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка В семьях, где детям ни в чём не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие всё новых удовольствий и благ. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает в них уверенность в своей безнаказанности. Отсутствие привычки к разумному ограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые ими под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

Слайд 8

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей Излишняя суровость, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребёнка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания . Всё это разрушает атмосферу доверия и взаимопонимания, нередко толкая детей на преступления.

Слайд 9

Биологические факторы Стремление к самостоятельности Негативизм и упрямство Повышенная уязвимость Неконструктивные формы реагирования

Слайд 12

какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети-это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья. Помните:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция "Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних"

Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних....

Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Презентация к родительскому собранию на тему  "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"...

Родительское собрание "Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"

Родительское собрание "Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"...

Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур...

«Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

СТАТЬЯ «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ».

Ознакомление родителей с системой профилактики правонарушений....

Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Для формирования человеческого поведения при всей сложности и многоплановости его детерминации первостепенное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой возникают первоначальные ценностные орие...