Деятельностный метод обучения - основа современного урока
учебно-методический материал

Титова Валентина Владимировна

Технология деятельностного метода обучения.

Урок введения нового знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_m_obucheniya.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный метод обучения –

основа современного урока

   Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

   Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

   В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. В программе национальной образовательной инициативы “Наша новая школа" говорится: “Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. В условиях решения этих задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни". В документе говорится, что “Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации”.

   

   Федеральный компонент государственного стандарта общего образования также определяет направленность на личностное развитие детей.

   В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования.

   

Технология деятельностного метода обучения

 Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребенка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. Даже народная мудрость гласит: “Я слышу – и забываю, вижу – и понимаю, делаю и умею".  

   Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

   Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети “открывают" их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили , как надо действовать в новых условиях.

   Немного подробнее об этапах урока.

   Урок введения нового знания.

   Цель: формирование новых понятий.

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

“Хочу, потому что смогу".

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приемы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке (дети высказываются);
  • девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех");
  • самопроверка домашнего задания по образцу.
  1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания", и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Возникновение проблемной ситуации.

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы еще не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: диалог, побуждающий к проблемной ситуации, подводящий к теме диалог.

  1. Открытие нового знания” ( построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.

Способы: диалог, групповая или парная работа;

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

  1. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала).

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий – выполняется письменно).

Методы: самоконтроль, самооценка.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

  1. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать еще?
  • Где можно применить новое знание?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем надо поработать?
  • И другие.

    Особенность метода – самостоятельное “открытие" детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы как основа современного обучения английскому языку

Конспект выступления на методическом объединении...

План – конспект урока на основе системно – деятельностного метода обучения по биологии для учащихся 6 класса.

план - конспект урока на основе системно – деятельностного метода  обучения  по биологии для 6 класса...

Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Материалы доклада на тему: Применение интерактивных методов обучения на современном уроке.

Данный доклад содержит материал об интерактивных методах обучения. Автор надеется, что  публикация поможет коллегам в организации эффективного и интересного процесса обучения....

Организация проектной и исследовательской деятельности на основе технологии деятельностного метода обучения. Методический семинар по ФГОС.

Представлен авторский взгляд на систему работы по организации проектной деятельности учащихся в школе....