Методическая разработка по работе с обучающимися образовательных организаций Московского района по профилактике правонарушений «Выбирай, но отвечай!» (второе издание)
методическая разработка

Тюрина Вера Викторовна

Данное пособие предназначено для классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, преподавателей права, обществоведения, ОБЖ. Пособие состоит из 5 занятий на тему «Выбирай, но отвечай!», содержит истории, рассказанные обучающимися образовательных организаций Московского района. Цель пособия – улучшение качества работы по предупреждению правонарушений и раннему выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению противоправных поступков. Юридические консультации проводила полковник милиции в отставке Авдашева И.К.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по работе с обучающимися

образовательных организаций Московского района  

по профилактике правонарушений

«Выбирай, но отвечай!»

(второе издание)

 

Тюрина Вера Викторовна,

социальный педагог ГБУ ДО ЦППМСП

 Московского района Санкт-Петербурга

и Васильева Татьяна Викторовна,

 педагог-психолог ГБУ ДО ЦПМСС

Красносельского района Санкт-Петербурга

Данное пособие предназначено для классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, преподавателей права, обществоведения, ОБЖ. Пособие состоит из 5 занятий на тему «Выбирай, но отвечай!», содержит истории, рассказанные обучающимися образовательных организаций Московского района. Цель пособия – улучшение качества работы по предупреждению правонарушений и раннему выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению противоправных поступков. Юридические консультации проводила полковник милиции в отставке Авдашева И.К.

Актуальность

Общеизвестно, что Россия в настоящее время переживает период реформирования. При всей неоднозначности существующих оценок хода и результатов осуществляемых реформ, можно отметить их позитивную направленность. Гражданин – высшая ценность общества, признание его прав и свобод является приоритетом демократической политики государства.

И тем не менее, иногда приходится констатировать, что правовая безграмотность, недостаточный уровень правовой информированности, чувство правовой беззащитности, неуважение к правам человека, оправдание нарушений права общественными нуждами ведет к росту количества правонарушений подростков в обществе. Эпидемия алкоголизма, наркомании. Злоупотребление ПАВ разрушают наше общество.

Сейчас как никогда возникла необходимость вести активную профилактическую и разъяснительную работу с детьми, подростками и молодежью. Прежние методы профилактической работы оказались малорезультативными. Время лекций, запугиваний и нравоучений ушло. В настоящее время надо отдать предпочтение интерактивным методам работы с несовершеннолетними (моделирование ситуаций, ролевые игры, обратная связь, подкрепление).

Все вышеуказанное и определило необходимость разработки специального курса «Выбирай, но отвечай!», рассчитанного на работу с обучающимися 6-11 классов общеобразовательных организаций.

Весь материал для практических занятий с обучающимися взят из реальных событий, происшедших с подростками Московского района.

Цель курса: 

  • Профилактика правонарушений и преступлений.
  • Формирование у обучающихся умения анализировать социальную ситуацию, представляющую возможность делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение.

Задачи: 

  • Формировать у подростков способность принять ответственные решения в ситуации выбора.
  • Ознакомить подростков на примере конкретных ситуаций с юридическими аспектами правонарушений и преступлений.
  • Повысить социальную, правовую, психологическую культуру подростков.
  • Научиться противостоять насилию сверстников и взрослых.

Памятка учителю:

  • Не учите подростков жизни, не «читайте мораль»,а помогайте понять, что каждый человек лично несет ответственность за свои поступки и поведение и, следовательно, за свою жизнь.
  • Не употребляйте слова «запрещено», «не положено», «должны» и т.д., а объясняйте возможные последствия того или иного поступка человека или его поведения.
  • Не навязывайте своего мнения обучающимся, а просто объясняйте его, подчеркивая, что оно имеет право на существование наряду со всеми другими.
  • Подчеркивайте при общении с обучающимися во время занятий, что любая точка зрения имеет право на существование, даже если она противоречит мнению большинства.
  • Не забывайте, что абсолютной истины не существует, но дети, как и взрослые очень чувствительны к их собственной истине.

Методические рекомендации

  • Курс занятий «Выбирай, но отвечай!» можно использовать для проведения классных часов, занятий по ОБЖ, праву, обществоведению. Использовать можно как целый урок, так и отдельные фрагменты урока.
  • Формирование групп и использование работы является важнейшим элементом обучения.

В процессе  этой работы обучающиеся приобретают важнейшие качества: толерантность к другим мнениям и позициям. Необходимость поиска компромиссов, стремление к диалогу, умение вырабатывать собственное решение, умение строить общение с учетом эмоционального состояния, общей атмосферы. Умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Деление класса на группы можно поводить в игровой форме, а также учитель может сам создавать группы, распределяя неактивных и конфликтных обучающихся. Мотивация – важный фактор в проведении занятий. Для этого необходим выход на значимые для подростков проблемы, актуальные для их повседневной жизни, вызывающие споры.

Урок 45 минут.

Урок 1

«Юридические аспекты правонарушения. Введение, понятия «Кодекс» (экономический, гражданский, уголовный и т.д.), Устав образовательной организации».

Понятие «Свобода» – независимость от нежелательного воздействия, навязывания мнений, насилия. Спросить обучающихся. Как они понимают понятие свобода. «Свобода», «Вседозволенность», «Безответственность» –это похожие понятия.

Понятие «Ответственность»: уголовная, административная, дисциплинарная. Любой человек несет ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Ответственность – это необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. Оценка поведения человека с точки зрения нормы права, выбор ответственности, которую несет нарушитель.

Разбор карточек ситуаций.

Примеры карточек ситуаций, составленных подростками и справка юриста.

Ситуация 1

Будучи в 7 классе, мы с другом из 10 класса решили залезть на крышу нашего дома, откуда открывался хороший вид на парк с церковью по середине. На крыше мы нашли дверь в шахту лифта. На следующий день мы принесли бумаги и спички. Проникнув в шахту, я засунул в электрические блоки бумагу и поджог. Все вспыхнуло, мы с другом убежали. На следующий день около дома работали бригады пожарных и полиции. После этого несколько месяцев в этом доме не работал лифт.

Консультация юриста: Статья 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества»

1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба,

- наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия,

- наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Ситуация 2

Оля жила в обеспеченной семье, училась в престижном институте. Из увлечений предпочитала чтение, вечеринки, дискотеки не любила. Иногда родители даже подтрунивали над ней, называя тихоней. Через некоторое время увлечения поменялись: Оля стала посещать вечеринки, выпивать, затем попробовала и пристрастилась к наркотикам. Прежние друзья отдалились от нее. Из подружек была только Таня, давно принимавшая наркотики. В один из дней денег на наркотики не хватило, девочки стали продавать вещи из дома. Родственники, как могли, прятали деньги и ценности в квартире Оли. Однажды вечером, испытывая привычную нужду в деньгах, Оля с Таней вырвали сумку у женщины и убежали.

Ситуация 3

Группа подростков из 5 человек собирались вечерами, прятались во дворах, высматривая жертву. Обычно своими жертвами они выбирали молодых девушек. Ребята на бегу вырывали сумочки, окружали девушку, закрыв рот и держа руки, отбирали телефон, кольца, серьги, деньги.

Ситуация 4

Молодой человек А. 15 лет, приобрел наркотическое средство и вместе с торговцем пошел в пивной бар. На следующий день торговец наркотиками, встретив А., Сказал ему, что вчера в баре А. взял у него в долг крупную сумму денег. Парень не мог вспомнить обстоятельства вчерашнего дня, прошедшего в состоянии опьянения наркотиками и пивом. Факт займа денег отрицал. А. был избит и у него отобрали телефон. А. Отыскал часть требуемой суммы и вернул «долг».

Консультация юриста: Статья 161 УК РФ «Грабеж»

1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, -

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Грабеж, совершенный:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в)с незаконным проникновением в жилищепомещение либо иное хранилище;

г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

д) в крупном размере,

- наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Грабеж, совершенный:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере,

- наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Ситуация 5

Группа подростков 15-16 лет летом по ночам ходили по дачам. Заходили в дома, где отсутствовали хозяева, выбив стекло или сломав дверь. В доме они забирали не очень крупные вещи, выносили, а затем продавали…

Ситуация 6

Трое ребят ночью залезли в небольшой магазинчик. Забрав деньги из кассы и все, что сочли ценным, подростки успешно убежали. Криминальная «слава» этой группы была известна и оперативно-розыскные мероприятия привели к задержанию подозреваемых. На следствии все участники сознались в содеянном.

Консультация юриста: Статья 158 УК РФ «Кража»

1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества,

- наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Кража, совершенная:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище;

в) с причинением значительного ущерба гражданину;

г) из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем,

- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Кража, совершенная:

а) с незаконным проникновением в жилище;

б) из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода;

в) в крупном размере;

г) с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 настоящего Кодекса),

- наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Кража, совершенная:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере,

- наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечания. 1. Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы, за исключением части пятой статьи 159, определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее пяти тысяч рублей.

3. Под помещением в статьях настоящей главы понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.

Под хранилищем в статьях настоящей главы понимаются хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей.

4. Крупным размером в статьях настоящей главы, за исключением частей шестой и седьмой статьи 159статей 159.1 и 159.5, признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

Рефлексия. Что Вам понравилось? Что не понравилось? Все ли Вам понятно, что мы сегодня обсуждали?

Урок 2

«Выбор за тобой»

Понятие «Выбор» – предпочтение кого-либо или чего-либо. Система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности. Какая связь между понятиями «Свобода», «Выбор», «Ответственность»? Подросток должен четко уяснить, что он свободен в выборе своих мыслей и действий, но при этом он несет за них ответственность.

«В свободном обществе каждый человек также

выполняет общественную роль гражданина»

Ральф Кетчем

У каждого из нас есть право выбора. В любой ситуации есть минимум 2 варианта решения. Выбор всегда остается за вами. Расскажите, приходилось ли вам когда-нибудь делать выбор? Как вы поступили в той ситуации? Какую ответственность несли за свой выбор? Разбор карточек ситуаций.

Ситуация 1

Оля, Таня и Алла жили в одном доме. После школы они решили зайти в магазин, купить что-нибудь попить. Оля и Таня решили поспорить: кто из них может вынести товар, не оплатив его покупку. Алла их отговаривала, что нельзя этого делать. Оля взяла шоколадку, Таня – лимонад и спрятала его в мешок со сменной обувью. Пройдя мимо кассы, Таню задержал охранник, а Оля убежала. В отдел полиции поступил звонок о задержании несовершеннолетней. Сумма похощенного товара составляла 49 рублей.

Юридическая справка: ребенок 9 лет, уголовной и административной ответственности не подлежит. Девочка была рассмотрена на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). Решение комиссии: «Проведена разъяснительная беседа о недопустимости совершения в дальнейшем противоправных действий»

Консультация юриста. Статья 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение»

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 326-ФЗ)

1. Мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.3, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.5, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.15.3 настоящего Кодекса, (в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 13-ФЗ)

- влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

2. Мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.3, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.5, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.15.3 настоящего Кодекса, (в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 13-ФЗ)

- влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее трех тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов.

Ситуация 2

Мои друзья раньше воровали мобильные телефоны. Вечером, крепко выпив, они отправлялись на свой «промысел». Однажды, увидев 10-летнего мальчика, они решили отобрать у него деньги и телефон. Потребовав с мальчика деньги и получив их. Мои знакомые стали бить его. Сильно избив, они сняли с ребенка кроссовки, куртку, а также телефон. Через некоторое время они были задержаны полицией и по приговору суда 1 год провели в колонии. Мальчик стал инвалидом, у него были сломаны ребра и выбиты пальцы рук.

Ситуация 3

Два друга – мальчики 11 и 12 лет гуляли по городу. К ним подошли двое парней 16-17 лет и, угрожая ножом, велели пойти с ними в подъезд ближайшего дома. Там мальчикам сказали, что если они не отдадут все, что у них есть ценного, их изобьют. Мальчики выполнили требование, но вымогатели перепроверили их карманы и нашли у одного из мальчиков 100 рублей. Мальчики были избиты этими подростками.

Консультация юриста: Статья 162 УК РФ «Разбой»

1. Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия,

- наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

2. Разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия,

- наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

3.Разбой, совершенный с незаконным проникновением  в  жилище,  помещение либо иное хранилище или в крупном размере,

- наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

4. Разбой, совершенный:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере;

в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, -

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Ситуация 4

Костя и Олег, проходя мимо стройки, увидели компанию молодых людей, познакомившись с которыми Костя и Олег начали употреблять наркотики. После одного из таких совместных употреблений. Молодые люди очнулись лишь в камере полиции. Оказалось, они арестованы за ограбление и избиение несовершеннолетних.

Консультация юриста: Статья 6.9 КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ» (в ред. Федерального закона от 03.02.2015 N 7-ФЗ)

1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества,

- влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. То же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства,

- влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

Статья 6.9.1. «Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ» (в ред. Федерального закона от 03.02.2015 N 7-ФЗ) 

Уклонение от прохождения лечения от наркомании или медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, освобожденным от административной ответственности в соответствии с примечанием к статье 6.9 настоящего Кодекса, либо уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, на которое судьей возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ,

- влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.

Примечание. Лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.

Статья 20.20. КоАП РФ  «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах» 

1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом,

- влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте,

- влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства,

- влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Статья 20.21. «Появление в общественных местах в состоянии опьянения»

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность,

- влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22. «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ»

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

- влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Рефлексия: Насколько урок интересен для Вас? Что Вам понравилось больше всего? Что бы хотелось еще обсудить?

Урок 3

«Как противостоять насилию?»

Насилие – применение физической силы для принуждения человека к чему-либо, нарушение личной неприкосновенности, угроза применения силы. Принудительное воздействие на кого-нибудь. Притеснение, беззаконие.

Расскажите, пожалуйста, вы когда-нибудь подвергались насилию? Что вы при этом испытывали? Как можно противостоять насилию? Научитесь говорить: «Спасибо, нет!»

  •  Спасибо, нет! Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.
  •  Спасибо, нет! Это не в моем стиле.
  •  Спасибо, нет! Мне не нравится вкус алкоголя.
  •  Спасибо, нет! Я не хочу конфликтов с родителями.
  •  Спасибо, нет! У меня есть дела поважнее.
  •  и т.д. (обучающиеся могут продолжать этот список.)

Для того, чтобы закалить ребенка, чтобы он смог сказать «Нет!» соблазну

  •  Первое – сформировать у ребенка отношение к соблазну, умение дать ему точную оценку.
  •  Второе – создать условия для объединения детей и подростков вокруг позитивных целей.

Что может испытывать человек, который подвергся насилию? Что испытывает человек, который оказывает принудительное воздействие на кого-нибудь? Притесняет других? Почему он это делает?

Групповая работа

Разбор ситуаций «Как противостоять насилию».

  1.  Летом на даче вам предложили пойти в сад одинокой старушки за яблоками. Вам не хочется этого делать, но отказаться неудобно…
  2. Вы пришли на день рожденья к своему другу. Ребята вышли на балкон. Один мальчик достал пачку сигарет и предложил вам покурить. Вы не хотите, но друзья вас уговаривают попробовать…
  3. Вы встречаете Новый год в семье своего друга. Его родственники наливают вам фужер шампанского и заставляют выпить. Вы никогда не пили и не хотите даже пробовать, но взрослые настаивают…
  4. Ваши друзья приглашают вас сходить в магазин «Пятерочка» для кражи продуктов. Вы не хотите этого делать, но они настаивают, объясняя ваш отказ трусостью…
  5. У Вас в классе сегодня контрольная работа по алгебре. Многие одноклассники боятся получить плохие оценки. Дети предлагают вам позвонить в школу и сказать, что она заминирована. Вы не хотите этого делать, но вам говорят, что от этого зависит судьба других…

В групповой форме работы необходимо обратить внимание на принятие решения. Определение понятия: «Принятие решения – процесс, в ходе которого человек выбирает один из двух или более возможных вариантов действий». Это действие ведет к дальнейшей ответственности за него.

Урок 4

«Как противостоять насилию»

Сейчас у большинства обучающихся имеются сотовые телефоны. Это необходимая вещь для безопасности подростка, средство быстрого общения, которое превратилось в приманку для хулиганов. Телефон, ставший для многих игрушкой, является угрозой безопасности. Преступники используют различные методы для овладения вашим телефоном. Необходима повышенная бдительность, чтобы не стать жертвой телефонных хулиганов

Разбор карточек ситуаций.

Как надо поступать в этих случаях?

Ситуация 1

Две подруги решили прогулять занятия и пошли в парк. Гуляя, они сели на скамейку. К ним подошли две девушки и попросив сигарет, потребовали отдать сотовый телефон , получив отказ, завязали потасовку, в результате которой одна из подруг, прогуливающих занятие, получила тяжелое сотрясение головного мозга при ударе головой о скамейку.

Ситуация 2

Оля шла из школы с телефоном, подаренным родителями на день ее рождения. К ней подошел незнакомый молодой человек и, с расстроенным видом, сообщил, что ему срочно нужно позвонить. Девочка дала незнакомцу телефон, после чего оттолкнув Олю, тот убежал с ее телефоном.

Ситуация 3

К компании подростков подошла молодая женщина лет 30 и слезно попросила мобильный телефон для срочного звонка. Одна из девочек дала женщине свой мобильник. Женщина протянула 100 рублей за предполагаемый звонок. После этого женщина позвонила куда-то, затем попросила позвонить повторно и во время разговора по телефону, у нее началась непонятная истерическая реакция и она в слезах убежала с чужим телефоном.

Ситуация 4

К молодому человеку при выходе из метро подошли двое парней и, представившись сотрудниками полиции, попросили пройти с ними. Отойдя от метро один из «полицейских» ударил молодого человека, отобрал телефон и преступники скрылись в переходе метро.

Ситуация 5

У женщины, шедшей от метро к остановке, внезапно зазвонил телефон. Она достала его из сумки, но пробегавший мимо подросток выхватил телефон из рук и, оттолкнув женщину, быстро убежал.

Ситуация 6

«Я ехала в метро. На станции «Удельная» в вагон вошел молодой человек и стал у двери вагона. Людей в вагоне было мало, среди них была молодая парочка, игравшая в игры на сотовом телефоне. На станции «Озерки» при словах диктора «Осторожно, двери закрываются», парень, стоявший у двери, выхватил из рук женщины телефон и выбежал из вагона. Двери закрылись и поезд начал движение».

Групповая работа:

Составление памятки, чтобы не стать жертвой телефонных хулиганов.

  1.  Не играть с телефоном в общественных местах.
  2.  Избегать безлюдных мест.
  3.  Не разговаривать по телефону на ходу.
  4.  Не разговаривать с незнакомыми людьми.
  5.  Не носить телефон на шее.
  6.  Не давать звонить по телефону незнакомым людям…
  7.  И Т.Д.…(дети дополняют условия)

Дети составляют памятку и в группах проговаривают правила.

Рефлексия: Нужно ли проводить такие уроки бдительности? Что полезного ученики выносят с таких уроков?

Урок 5

«Право и правило»

Правило – это положение, отражающее закономерность и устанавливающее что-либо, норма поведения.

Право – такая же великая общечеловеческая ценность, как и мораль. Мораль и право неразрывно взаимосвязаны. Они воздействуют на наше поведение, регулируют его почти с одинаковой силой. Они определяют меру свободы нашего поведения, но такой свободы, которая не идет в ущерб окружающим. Право связано с юридическими законами и с государством.

«Право – это искусство добра и справедливости»

 Древнеримское выражение

«Сущность права состоит в равновесии

двух нравственных интересов:

личной свободы и общего блага»

В.С. Соловьев (русский философ)

Право – совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.

Права человека – понятие, характеризующее меру свободы человека, его автономию, т.е. определенную независимость, самостоятельность по отношению к государству, возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Обучающиеся должны иметь представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.

Групповой разбор ситуации.

Какие права подростка нарушены? Как подросток может поступить в такой ситуации? Где он может найти поддержку?

Ситуация 1

Мама Лены часто выпивала. Однажды, придя домой в состоянии опьянения, мама Лены не нашла свои тапочки на привычном месте. Это обстоятельство крайне озлобило ее (часто именно пустяки становились причиной агрессивного поведения по отношению к ребенку ее нетрезвой матери). Пройдя на кухню, где ее дочь мыла посуду, она схватила Лену за волосы, повалила на пол и долго била резиновым шлангом от стиральной машины. Закончив экзекуцию, мама сказала, чтобы девочка «выметалась» из ее квартиры и уходила к отцу, заявила, что такая дочь ей не нужна. Лена очень боялась свою мать, особенно в нетрезвом состоянии. Ночью Лена вышла из дома и отправилась до шоссе, где на попутной машине смогла доехать до дома, где жил ее отец. Три недели девочка жила у отца, после чего вернулась домой к матери.

Консультация юриста: Статья 5.35 КоАП РФ  «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»

  1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних

- влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов,

- влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи,

- влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

Статья 6.1.1 КоАП РФ  «Побои» (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 326-ФЗ)

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния,

- влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.

 Статья 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью»

1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности,

- наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, совершенное:

а) из хулиганских побуждений;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

в) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия,

- наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 116 УК РФ  «Побои» (в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 8-ФЗ)

Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы,

- наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 116.1. УК РФ «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию» (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 323-ФЗ)

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного статьей 116 настоящего Кодекса, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние,

- наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

Статья 156 УК РФ  «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или  иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним,

- наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Статья 69 СК РФ  «Лишение родительских прав»

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 457-ФЗ)

 Рефлексия: Понравился ли Вам курс занятий? Что нового Вы узнали на этих занятиях? Хочется ли Вам рассказать свою историю и получить юридическую консультацию?

Желаем успехов в Вашей работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы Районного методического объединения учителей иностранного языка Хабарского района

Тема: «Повышение качества образования на основе реализации принципов компетентностного подхода».  Цель:эффективное использование метапредметных знаний  как  фактор повышения качест...

Математика в клетках (второе издание)

Данное пособие предназначено для учащихся 10-11 классов, испытывающих трудности при решении заданий части B ЕГЭ по математике. Также оно будет полезно ученикам 5-7 классов с более высокой мотивацией п...

Методические разработки для работы с учащимися по описанию картинок на уроках немецкого языка во втором классе в школе с углублённым обучением иностранному языку

 Во втором классе учащиеся только приступают к изучению иностранного языка. Так как иностранный язык является для них новым предметом и даже новым явлением, то от учителя на этом этапе зав...

План работы районного методического объединения учителей физики Тепло-Огаревского района на 2015 – 2016 учебный год

План работы районного методического объединения учителей физики Тепло-Огаревского района на  2015 – 2016 учебный год...

План работы районного методического объединения учителей физики Тепло-Огаревского района на 2016 – 2017 учебный год

План работы районного методического объединения учителей физики Тепло-Огаревского района на  2016 – 2017 учебный год...

Методические рекомендации по проведению лекционно-информационных форм работы с родителями в аспекте первичной профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

Педагог-психолог И.И.КуликоваПедагог-психолог А.С.ШморинаГБОУ ЦПМСС Выборгского районаСанкт-ПетербургОтдел профилактики правонарушенийструктурное подразделение «Кабинет профилактики наркозависим...