Работа с нежелательным поведением. Социально-бытовые и школьные навыки. Ресурсное состояние родителя.
статья

Клочкова Елена Сергеевна

                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.79 КБ
Office presentation icon 219724.ppt2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Работа с нежелательным поведением.

Социально-бытовые и школьные навыки.

Ресурсное состояние родителя. слайд 1

Нежелательное, негативное поведение детей в специальной литературе называют отклоняющимся или девиантным. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. слайд 2

В последние годы девиантное поведение несовершеннолетних приобрело массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, медицинских работников, работников правоохранительных органов. Современные исследования показывают, что наиболее отчетливо отклоняющееся поведение выражается в подростковом возрасте, но у детей с ОВЗ оно проявляется гораздо раньше, так как является ответной реакцией на проблемы, происходящие в жизни. Поэтому сегодня мне хотелось бы поделиться опытом работы нашего учреждения с нежелательным, девиантным поведением обучающихся с ОВЗ.

В нашей школе обучается 189 обучающихся, из них 189 - 100 % это дети с ОВЗ (имеют протокол ЦПМПК). слайд 3

  • получают начальное общее образование – 71 чел, основное общее образование – 118 чел.
  • обучаются в школе – 157 чел, индивидуально на дому – 32 чел.
  • имеют статус ребенок - инвалид – 114 чел.
  • 37 обучающихся - дети из многодетных семей;
  • 69 обучающихся - дети из неполных семей;
  • воспитываются в малоимущих семьях 23 обучающихся;
  • 13 обучающихся воспитываются в замещающих семьях: из них в приемных семьях  – 8 чел., в опекунских семьях – 5 чел.
  • 32 обучающихся школы – это воспитанники  ЕДДИ
  • - 2 чел - ЕДИПИ
  • 11 обучающихся - дети других национальностей  (цыгане, армяне, азербайджанцы)
  • 17 обучающихся воспитываются в семьях, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних и КДН и ЗП г. Ельца
  • 3 обучающихся воспитываются в семьях, категории социального риска
  • 5 обучающихся состоят на профилактическом учете в ОДН ОМВД
  • 1 обучающийся состоит на персонифицированном учете в КДН и ЗП
  • 7 обучающихся состоят на ВШУ
  • 18 обучающихся относятся к категории «группа риска».

Все обучающиеся школы имеют различные формы умственной отсталости (интеллектуальных нарушений). Девиантное поведение у таких детей часто связано с отклонениями в поведении и типичными для них трудностями такими как: взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми, сверстниками; отсутствие жизненных ориентиров, ценностей, идеалов; чувства внутреннего одиночества; поиск свободы через бегство от давления, правил и норм, испытание себя; неорганизованность, отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях, обидчивость, агрессивность, гиперактивность, отсутствие чувства безопасности, симптоматическое поведение.

Наиболее распространенными формами девиантного поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями являются агрессивность, бродяжничество, воровство, попрошайничество, ранняя алкоголизация, табакокурение, токсикомания, сексуальные девиации.

Для обучающихся нашей школы характерны такие проявления девиантного поведения как: сквернословие – 16,4 %, табакокурение - 6,9 %; агрессивное и грубое поведение в конфликтной ситуации со сверстниками и учителями – 6,3 %, ранняя алкоголизация – 4,7 %, воровство – 4,2 %, школьные прогулы – 3,2 %, попрошайничество – 2,6 %, сексуальные аддикции – 0,5 %. слайд 4

Следует отметить, что число обучающихся с девиантным поведением в большей мере пополняется за счет обучающихся пришедших из других ОУ города (70,5 %). Из них 41,2 % обучающихся к моменту поступления в нашу школу уже состояли на профилактических учетах в органах системы профилактики.

Причиной этого является длительное нахождение ребенка с ОВЗ в среде, не учитывающей его особые потребности и реальные возможности. Это приводит к формированию неадекватной самооценки, трудностям регуляции эмоций, недостаточно сформированным коммуникативным навыкам, проблемам в межличностном общении, развитию зависимостей; повышенной внушаемости, ведомости.

Поэтому важно грамотно и профессионально организовать работу по коррекции и профилактике нежелательного, отклоняющегося поведения. слайд 5

Данная деятельность начинается с диагностического этапа, направленного на изучение социального статуса семьи и личности ребенка, выявления причин его отклоняющегося поведения и установления первоначального контакта.

Этот этап включает  в себя: слайд 6

- сбор общих данных о «трудном» обучающемся (путем изучения документальных данных на подростка: личное дело, характеристика, справка о состоянии здоровья, запрос в органы системы профилактики),

- изучение окружающей ребенка социальной микросреды, в которой он развивается и воспитывается в настоящее время (здесь используется анкетирование родителей, беседы с членами семьи, посещение на дому, изучение досуга обучающегося во внеурочное время и круга общения, изучение образа жизни и прошлого  семьи, выяснение проблем семьи и особенностей семейного воспитания, выявление положения ребенка в системе внутрисемейных  взаимоотношений), 

- для выявления личностных черт обучающегося проводится психологическое диагностирование,

- также выявляются негативные стороны личности подростка (наблюдение, беседа, консультирование с педагогами предыдущего ОУ),

- анализируется степень работоспособности подростка, его учебных возможностей, отношения к труду, 

- и на базе полученных результатов определяются подлинные причины отклоняющегося поведения.

Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы. слайд 7 Этот этап очень важен, так как только правильно подобранные методы и приемы позволят достигнуть положительного результата. Этап включает в себя:

- формирование доверительных отношений с обучающимся,

- предоставление возможности заняться любимым социально значимым делом с обязательным достижением конкретного успеха (привлечение к участию в конкурсах, соревнованиях, тематических акциях, концертах, Днях ученического самоуправления, Днях здоровья и т.д.),

- создание условий для поддержки самоценной активности обучающегося. Показ ему интересных сторон коллективной жизни в классе, школе

- осуществляется постоянный контроль за ходом деятельности (учебной, трудовой) подростка, с организацией конкретной помощи,

- постоянно создаются воспитательные ситуации (общественные поручения, оказание доверия, постоянное включение в совместную коллективную жизнь, встречи с выдающимися личностями),

- подбираемые методы и приемы направлены на формирование у подростка потребности в развитии личности, личностном самоопределении, привитие нравственных, правовых ценностей, мотивов и установок социально приемлемого поведения.

Третьим этапом является проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств. Этот этап включает в себя  разработку индивидуальной программы реабилитации «трудного» подростка на текущий учебный год. слайд 8 В индивидуальной программе отражаются главные проблемы несовершеннолетнего и его семьи, ставятся цели и задачи социальной реабилитации, определяются сроки реализации программы, указываются мероприятия по работе с данным учащимся и его семьей.

Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа, согласно разработанной программе. слайд 9 Включает в себя: вовлечение подростка в коллективную трудовую деятельность, формирование убежденности в неправильности своего прошлого поведения, помощь в организации жизни и быта подростка, постоянное предоставление возможностей в правильной реализации социальных потребностей (в учебе, труде, спорте, общении и т.п.), принятие решительных мер в устранении негативного воздействия окружающей среды, оказание психологической и консультативной помощи и поддержки подростку и членам его семьи, вовлечение родителей в воспитательный процесс, содействие в формировании нравственных норм и ценностей, наблюдение и контроль ребенка по месту учебы (успеваемость, посещаемость, межличностные взаимодействия).

Важным моментом в данном направлении также является организация урочной деятельности. Дети, поступающие в нашу школу обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам, учитывающим их возможности. Это позволяет ребенку почувствовать себя успешным, поверить в свои силы, повысить уровень самооценки, дать ему возможность для самореализации. Что дает огромный положительный эффект.

Пятый этап – корректировка, оценка результатов. На этом этапе мы анализируем удалось ли в процессе профилактической работы достичь поставленных целей и в каком объеме, какие остались проблемы, а также ставим цели на следующий учебный год.  

Осуществляя работу по коррекции и профилактике нежелательного поведения обучающихся школы следует учитывать, что ее успех также  зависит от развития социально-бытовой компетентности обучающегося, от сформированности его школьных навыков. В структуре общей социальной адаптации детей с особенностями развития умение за собой следить способствует успешному внедрению детей с умственной отсталостью в общество, избавлению от излишних насмешек, неловкости.

Однако нередко в школу поступают дети в значительной степени зависимые от родителей. В начальную школу приходят дети с несформированными бытовыми навыками, неспособные самостоятельно обслуживать себя в быту. В старшие классы школы часто поступают дети с проблемами в социальной адаптации. В процессе коррекционной работы специалистов и педагогов школы данные навыки закладываются и совершенствуются. Все это также способствует сглаживанию нежелательного поведения.

На формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних большое влияние оказывает окружающая его социальная среда, в которой происходит процесс социализации личности. Важнейшим институтом социализации подростка является семья. Она представляет собой сложную систему, состоящую из множества компонентов, участвующих в процессе социализации. На развитие детей оказывают влияние: условия и образ жизни семьи, поведение родителей и их отношение к детям, особенности воспитания, тип семьи, ценностные ориентации родителей, уровень их образования и т.п. Нарушение в функционировании этих элементов нередко приводит к девиантному поведению.

В связи с этим организуя профилактическую работу стоит учитывать и ресурсность семьи.

слайд 10 Ресурность семьи - это комплексное, интегративное понятие, совокупность потенциалов для формирования и удовлетворения потребностей семьи. Семейные ресурсы складываются из индивидуальных психологических ресурсов каждого члена семьи и ресурсов, которые присущи семье как системе.

 Показателями ресурсности семьи могут быть: полная семья, стабильный брак, близкие отношения в супружеской системе, оптимальное взаимодействие супругов, баланс иерархии в семье; позитивная оценка вклада и роли супруга; образование; подвижность и готовность семьи к переструктурированию; гибкость ролевого поведения; аффективная устойчивость родителей, умение регулировать собственное эмоциональное состояние; ответственность и терпимость в отношениях; активность жизненной позиции, позитивная самооценка (особенно у матери).

Снижение уровня ресурности семьи может приводит к появлению у ребенка нежелательного поведения. Так у подростков, проживающих в неполных семьях (только с матерью или только с отцом) приводит к повышенной агрессивности, грубости.

В смешанных семьях (проживание ребенка с матерью и отчимом или отцом и мачехой) девиантные формы поведения проявляются в таких формах девиаций, как побеги из дома, бродяжничество, употребление алкоголя.

В поведении учащихся из опекаемых семей чаще присутствуют такие формы нежелательного поведения, как курение, хулиганские действия и поступки, школьные прогулы.

У обучающихся из малообеспеченных семей часто отмечаются низкая успеваемость и школьным прогулы.

Образование родителей также оказывает влияние на формы и уровень проявления девиантного поведения несовершеннолетних. Такие проявления как курение, школьные прогулы, проявление агрессии, грубости, обманы, мошенничество, токсикомания, сквернословие, употребление алкоголя проявляются в поведении учащихся, родители которых имеют уровень образования ниже среднего. Отсутствие у этой категории родителей даже общих педагогических знаний приводит к использованию неэффективных методов воспитания детей.

Тип поведения взрослых в семье (вредные привычки: табакокурение, употребление алкоголя, сквернословие, грубость и жестокость) усиливает проявление данных форм поведения у подростков.

Побеги из дома, бродяжничество, курение, нарушение дисциплины, воровство вне дома, агрессивность, грубость, сквернословие, употребление алкоголя проявляются чаще в поведении учащихся, родители которых применяют физическое наказание, проявляют грубость и жестокость в отношении с ребенком.

Как мы видим, недостаточная ресурсность семьи зачастую приводит к нежелательному поведению учащихся. Поэтому важно уделять большое внимание не только работе с самим обучающимся но и с его семьей.

В процессе работы с семьей осуществляется ознакомление родителей с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Это направление работы очень важно, т.к. зачастую родители не понимая особенности своего ребенка, теша собственные амбиции, требуют от ребенка и педагогов работающих с ним невозможных результатов. В практике нашего учреждения встречаются родители, которые планируют в дальнейшем обучать своего ребенка в ВУЗе и устроить его на работу не соответствующую его возможностям.

Если родители являются педагогически неграмотными, то проводится их педагогическое просвещение, ознакомление с правилами воспитания, приемами и методами работы с ребенком с ОВЗ.

Формированию у родителей навыков социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми, а так же созданию комфортных условий в семье, для развития личности ребенка, способствует просветительская работа по актуальным проблемам.

Подводя итог, хочу отметить, что работа по профилактике и коррекции нежелательного поведения несовершеннолетних, по формированию у них социально-бытовых и школьных навыков, по усилению ресурности семьи в нашем учреждении носит системный, комплексный характер и предполагает тесное взаимодействие администрации школы, специалистов социально-психологической службы, классных руководителей и педагогов. слайд 11

Спасибо за внимание! Буду рада ответить на ваши вопросы. слайд 12

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 19 г. Ельца» Работа с нежелательным поведением. Социально-бытовые и школьные навыки. Ресурсное состояние родителя. Подготовила: Клочкова Елена Сергеевна, социальный педагог

Слайд 2

Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Девиантное поведение разделяется на пять типов: - делинкветное - аддиктивное - патохарактерологическое - психопатологическое - на базе гиперспособностей

Слайд 3

Статистические данные по МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» Всего обучающихся - 189 чел., из них: - получают начальное общее образование – 71 чел, - получают основное общее образование – 118 чел. - обучаются в школе – 157 чел, - обучаются по медицинским показаниям индивидуально на дому – 32 чел. - имеют статус ребенок - инвалид – 114 чел. (50 чел. начальные классы, 64 чел. – старшие классы) - дети из многодетных семей - 37 чел. - дети из неполных семей - 69 чел. - дети из малоимущих семей - 23 чел. - воспитываются в замещающих семьях – 13 чел. - воспитанники ОГБУ «ЕДДИ» - 32 чел. - подопечные ОГПУ «ЕДИПИ» - 2 чел. - дети других национальностей -11 чел. - воспитываются в семьях, состоящих на учете в ОДН ОМВД и КДН и ЗП г. Ельца - 17 чел. - воспитываются в семьях, категории социального риска – 3 чел. - состоят на профилактическом учете в ОДН ОМВД – 5 чел. - состоит на персонифицированном учете в КДН и ЗП – 1 чел. - состоят на ВШУ – 7 чел. - относятся к категории «группа риска» - 18 чел.

Слайд 4

Проявления отклоняющегося поведения среди обучающихся школы

Слайд 5

Система работы с отклоняющимся поведением Первый этап - диагностика Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы Третий этап – проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа Пятый этап – корректировка, оценка результатов Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы Пятый этап – корректировка, оценка результатов Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа Пятый этап – корректировка, оценка результатов Третий этап – проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа Пятый этап – корректировка, оценка результатов Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы Третий этап – проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа Пятый этап – корректировка, оценка результатов Первый этап - диагностика Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы Третий этап – проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа Пятый этап – корректировка, оценка результатов

Слайд 6

Основные направления в работе Методы и приемы в изучении и перевоспитании 1. Собрать общие данные о подростке (ФИО, возраст, состав семьи и т.д.) Изучение документальных данных на подростка (личное дело, характеристика, справка о состоянии здоровья) 2. Изучить окружающую социальную микросреду подростка , в которой он развивается и воспитывается в настоящее время Беседа с педагогами, самим подростком 3. Психологическое диагностирование для выявления личностных черт, обеспечивающих взаимодействие (для учета психологической совместимости «лидер - подчинение» и т.п.) Наблюдение за деятельностью и поведением подростка 4. Выявить негативные стороны личности подростка Метод создания специальных ситуаций, помогающих выявить «ведущую линию аморального поведения» подростка 5. Выявить степень работоспособности подростка , ее возможность к обучаемости, отношение к труду Метод независимых характеристик 6. Определить на базе полученных результатов подлинные причины трудновоспитуемости подростка Метод опроса (анкетирование) с целью выявления интересов, симпатий, склонностей, способностей подростка и т.д. Система работы с обучающимися с девиантным поведением на этапе диагностики ЦЕЛЬ: Изучить личность трудного подростка и выявить причины его трудновоспитуемости

Слайд 7

Основные направления в работе Методы и приемы в изучении и перевоспитании 1. Формирование доверительных отношений , не снижая требований к подростку Методы: 1. Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение подростка к труду 2. Метод поощрения 3. Метод педагогического требования 4. Метод переубеждения 5. Метод упражнения 6. Метод самовоспитания (самовнушение) 2. Предоставление возможности заняться любимым социально значимым делом с обязательным достижением конкретного успеха 3. Создание условий для поддержки самоценной активности подростка. Показ подростку интересных сторон коллективной жизни в классе 4. Постоянный навязчивый контроль за ходом деятельности (учебной, трудовой) подростка, с организацией конкретной помощи Приемы: Разъяснение нравственных понятий Развитие интересов и формирование перспектив в учебе, труде Проявление доверия Внесение творческого начала в совместную деятельность 5. Постоянное создание воспитательных ситуаций (общественные поручения, соревнования, оказание доверия, постоянное включение в совместную коллективную жизнь) 6. Стимуляция положительного развития личности подростка через метод педагогического «взрыва» 7. Формирование у подростка потребности в развитии личности, личностного самоопределения 2. Система работы с подростками девиантного поведения на этапе подбора методов ЦЕЛЬ: Формировать положительный стереотип поведения

Слайд 8

3. Проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств

Слайд 9

Основные направления в работе Методы и приемы в изучении и перевоспитании 1. Включение подростка в коллективную трудовую деятельность по освоению и преобразованию окружающей его действительности мира предметов, процессов, вялений и отношений между людьми 1. Метод проведения беседы с использованием приемов самоанализа, достигнутых результатов 2. Методы поощрения и наказания 3. Метод самоисправления 4. Метод «взрыва» 5. Метод переубеждения 6. Метод преувеличивания 7. Метод самовнушения 8. Метод переключения 9. Приемы педагогического стимулирования положительного поведения 10. Метод личного приема 11. Метод содействия и творчества 2. Формировать убежденность в нелепости своего прошлого поведения 3. Совместные усилия в организации жизни и быта подростка . Принятие совместных обязательств 4. Постоянное предоставление возможностей в правильной реализации социальных потребностей (в учебе, труде, спорте, общении и т.п.) 5. Принятие решительных мер в устранении негативного воздействия окружающей среды (разрыв с группой социального поведения) 4. И ндивидуальная воспитательная работа, согласно разработанной программе ЦЕЛИ: Сформировать положительный стереотип поведения подростка. Формировать у него потребности к самовоспитанию

Слайд 10

Модель профилактики девиантного поведения Я - подросток Органы системы профилактики Работа классного руководителя Работа социального педагога Работа психолога Родители

Слайд 11

Ресурность семьи - это комплексное, интегративное понятие, совокупность потенциалов для формирования и удовлетворения потребностей семьи. Семейные ресурсы складываются из индивидуальных психологических ресурсов каждого члена семьи и ресурсов, которые присущи семье как системе. Показатели ресурсности семьи: - полная семья, стабильный брак, близкие отношения в супружеской системе, оптимальное взаимодействие супругов, баланс иерархии в семье; - позитивная оценка вклада и роли супруга; - образование; - подвижность и готовность семьи к переструктурированию; - гибкость ролевого поведения; - активность жизненной позиции, позитивная самооценка и др.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по физике в формате ЕГЭ по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"

Контрольная работа по физике по теме "Изменение агрегатных состояний вещества" в формате ЕГЭ....

Рейтинговая контрольная работа по физике для 8 класса по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"

Рейтинговая контрольная работа по физике для 8 класса по теме "Изменение агрегатных состояний вещества". Количество выбранных учеником заданий - произвольно. В контрольную работу входят задания разног...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ "Школьное питание и состояние здоровья младшего школьника"

Российский школьник должен быть здоровым, крепким и развитым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает важное место. Поэтом...

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Слайд 1. На современном этапе, в эпоху введения ФГОСов, семейное воспитание признано ведущим.  Сотрудничество семьи и педагога – необходимое условие успешного коррекционно-воспитательного во...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Презентация для работы с родителями "Школьная мотивация: 10 советов родителям"

Эта презентация может быть использована классными учителями при проведении родительских собраний. Она включает в себя описание основных ошибок, которые допускают родители, пытаясьповысить у своих днтн...

Использование про-активных методов по работе с нежелательным поведением и обучению новым навыкам детей с РАС и легкой умственной отсталостью в условиях коррекционного класса: из опыта работы.

Аннотация: в данной статье освещаются основные про активные методы, практические приемы, применяемые в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) и легкую ...