Использование про-активных методов по работе с нежелательным поведением и обучению новым навыкам детей с РАС и легкой умственной отсталостью в условиях коррекционного класса: из опыта работы.
статья

Беспалько Татьяна Николаевна

Аннотация: в данной статье освещаются основные про активные методы, практические приемы, применяемые в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) и легкую умственную отсталость, а именно: особенности организации и реализации образовательного процесса, возможности применения визуального расписания, папок дополнительных интеллектуальных нагрузок, подсказок, таймера, жетонного метода в условиях коррекционного класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Беспалько Татьяна Николаевна,

учитель-дефектолог,

 МБОУ школы-интерната «Горизонт»

г. Тюмень.

 Использование про-активных методов

по работе с нежелательным поведением и обучению новым навыкам детей с РАС и легкой умственной отсталостью

 в условиях коррекционного класса: из опыта работы.

        Аннотация: в данной статье освещаются основные про активные методы, практические приемы, применяемые в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) и легкую умственную отсталость, а именно: особенности организации и реализации образовательного процесса, возможности применения визуального расписания, папок дополнительных интеллектуальных нагрузок, подсказок, таймера, жетонного метода в условиях коррекционного класса.

Ключевые слова: РАС, легкая умственная отсталость, нежелательное поведение, стимул, подсказка, подкрепление, «меню».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, предусматривает ряд требований и условий, необходимых для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе, с РАС и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): создание условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, разработки и реализации адаптированных программ, обеспечения доступности развивающей предметно-пространственной среды.

Согласно Всероссийского мониторинга, проведенного в 2020 году Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета, общая численность лиц с РАС, составила 32899 человек. Проведённый мониторинг выявил выраженную динамику увеличения численности по сравнению с 2019 годом на 42%, что составило почти 10000 человек. 69% – школьники, обучающиеся на уровнях начального, основного и среднего общего образования (19852 человека).  (1)

Характерными особенностями данных групп детей является:

- дети с расстройством аутистического спектра (РАС): нарушение коммуникации, отсутствие способности к социальному взаимодействию, стереотипность поведения, патологическая реакция на входную сенсорную информацию, расстройства сна и приема пищи, избирательность, самоагрессия, эхолалии.

           - дети с легкой умственной отсталостью: нарушение интеллекта и адаптивного поведения,  стойкое нарушение в познавательной сфере психики; сниженная обучаемость, нарушение моторики.

В школе –интернате «Горизонт» г. Тюмени всего   6    классов начального обучения. Комплектование класса происходит по вариантам образовательных программ.

Одной из первых трудностей в обучении  детей с РАС в условиях класса с которой мы столкнулись – это нежелательное поведение.

Нежелательное поведение – это такое поведение, которое приносит вред ребенку, ограничивает его в развитии, социализации, улучшении качества жизни, либо наносит вред окружающим его людям. Не всё поведение, которое не нравится окружающим, можно назвать нежелательным.

Нежелательное поведение проявлялось в следующем:

  • Ребенок встает во время урока. Бесцельно ходит по классу. Ходит по классу без обуви. Игнорирует инструкции, сделанные учителем;
  • После 15-20 минут урока ребенок начинает разговаривать, цитирует фразы из мультфильма. Не отвечает на вопросы учителя;
  • После предъявления инструкции учителем, ребенок начинает кричать, сбрасывать все принадлежности со стола, рвет учебники и тетради. Иногда подбегает к другому ребенку и старается его ударить;
  • Занимается аутостимуляцией во время урока (резкие звуки, ритмичное отстукивание предметом (линейкой, карандашом, ручкой) по столу;
  • Игнорирует инструкции, сделанные учителем классу;
  • После предъявления инструкции или переходе к следующему этапу урока наблюдалась агрессия (старался толкнуть, ущипнуть, ударить кого-либо) или самоагрессия (щиплет себя за щеки).

Определив функции поведения, мы применили следующие приемы, про активные методы, которые были направлены на предотвращение (профилактику) нежелательного поведения. А именно:

  • Обогащение среды. Добавили те стимулы, которые оказались наиболее ценны для детей.
  • На переменах организовывали игры с детьми. Игры были малоподвижные, настольные. Например: «Кольцеброс» и т.п.
  • Уменьшение уровня сложности задания. Адаптированние нового  материала, заданий.
  • Использование папок дополнительной интеллектуальной нагрузки;
  • Быстрый темп работы на уроке, разнообразие заданий.
  • Визуальное расписание.
  • Метод безошибочного обучения. Использование подсказок.
  • Таймер.

А теперь остановимся более подробно на данных методах.

С целью формирования мотивации было составлено «Меню» поощрения.  Прием «Меню» основано на жетонной системе поощрения. Жетонная система поощрений - это метод изменения поведения. С помощью жетонов осуществляется положительное подкрепление одного ребёнка или группы детей. Жетоны выдаются после выполнения каких-либо задач или демонстрации желаемого поведения (целевого поведения). (2) Полученные жетоны дети обменивают, то есть используют их в качестве оплаты, таким образом получают доступ к подкреплениям. Здесь очень важно придерживаться некоторых правил:

  • Ребёнок не должен играть жетонами и не должен иметь в свободном доступе желаемые  предметы  или действия.
  • Ребёнок получает жетоны за участие в желаемом поведении (целевом поведении).
  • Ребёнок обменивает жетоны на доступ к желаемым предметам или деятельности.

Под целевым поведение подразумевается, например, решение определенной учебной задачи: правильное произношение, написание нескольких слов строчными буквами или непроявленное агрессивное действие по отношению к себе и другим.

Состав поощрения и его качественное соотношение было составлено с учетом реакции проб стимулов и анкетирования родителей. В процессе выявили, что будут применятся пищевые стимулы. Например, 3 звезды – печенье, 4 звезды - 1 желейная конфетка, 5 звезд – 1 конфета мsм. Получить звезду дети могли у учителя, за целевое поведение на уроке. У каждого ученика были индивидуальные критерии получения звезды, т.е целевое поведение зависело конкретно от каждого ребенка. Дети в конце каждого урока получали жетон (звездочку) или не получали. В конце дня дети обменивали у учителя жетоны согласно меню.

Для коррекции нежелательного поведения, а именно, ребенок вставал во время урока, ходил, бегал по классу, ложился на пол, был введен таймер. Таймер ставится на определенное время, по истечению которого звучит сигнал. Ребенок понимает, что он свободен. Функцию таймера могут выполнять песочные часы. Начинали с 20 минут работы по таймеру на индивидуальном занятии, затем на фронтальном уроке, через месяц увеличили до 40 минут.  Чистота проявления нежелательного поведения значительно уменьшилось. Возвращали ребенка к деятельности на уроке «обратным отсчетом». Ребенку сначала проговаривалось (в дальнейшем просто показывали жестами) «Я досчитаю до 1 и ты сядешь за парту».  Считали от 5 до 1. Здесь очень важно, чтобы после того, как вы сказали 1 ребенок обязательно должен сеть за парту с подсказкой или без.

Если нежелательное поведения носило функцию избегание и возникало по причине усталости ребенка, то мы использовали визуальную карточку «Можно отдохнуть».  Ребенок мог посидеть, полежать на диване 2-3 минуты, который находится в классе.  Но тут очень важно было четко понимать и контролировать, когда действительно ребенок устал.

Если ребенок быстро выполнял задание, то педагог давал папку с дополнительными заданиями на повторение пройденного материала. Задания в виде карточек на липучках.

        Визуальное расписание позволяет ребенку с РАС контролировать то, что происходит вокруг, он знает какие занятия, уроки, события будут происходить далее. Это делает комфортное нахождение ребенка в школе, в классе, организует его и помогает формировать временные представления. Помимо визуального расписания для класса, нами было составлено для некоторых учащихся индивидуальное визуальное расписание этапов урока.

К концу первого полугодия частота проявления нежелательного поведения уменьшилась. Увеличилась активность работы учащихся на уроке. Улучшилось качество самостоятельного выполнения заданий.

Литература:

  1. Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2020 году. https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/3646/analiticheskaya_spravka_monitoring_2020_na_blanke_frts_09_03_21.pdf
  2. Пузакова И.М Жетонная система вознаграждения как способ коррекции ментального поведения у детей.

https://infourok.ru/statya-na-temu-zhetonnaya-sistema-voznagrazhdeniya-kak-sposob-korrekcii-mentalnogo-povedeniya-u-detej-4593602


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системы обучения одаренных детей по предмету английский язык в условиях лицейского образования (из опыта работы).

Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

Доклад « Психокоррекционное сопровождение детей с ОВЗ (С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ) в условиях массовой школы»

В докладе представлена программа психокоррекционного сопровождения детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью) на 4 года....

Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов

Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психо...

Из опыта работы учителя английского языка " Особенности обучения иностранному языку детей начальной школы"

Рассматриваются методы и приемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста, учитывающие физиологические и психологические особенности детей этого возраста....

Статья "Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)"

Статья. Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)...