Главные вкладки

    Реализация системы обучения одаренных детей по предмету английский язык в условиях лицейского образования (из опыта работы).
    учебно-методический материал по английскому языку по теме

    Жужома Оксана Александровна

     

    Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

     Цель своей деятельности я вижу прежде всего в выявлении одарённых детей; обеспечении развития способностей детей в избранной ими области знаний; обеспечении реализации способностей в научно-поисковой и аналитической творческой деятельности; воспитании устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.

    Для развития творческих способностей учащихся мной применяются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный.

    Система моей работы с одарёнными детьми, состоит как из урочной, так и из внеклассной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_o_rabote_s_odaryonnymi_detmi.docx24.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Реализация системы обучения одаренных детей по предмету английский язык в условиях лицейского образования (из опыта работы).

    Современное общество со своими темпами развития, с обрушивающимся информационным потоком и реализацией новаторских идей предъявляет совершенно новые требования к своим гражданам. Общество требует прежде всего неординарную творческую личность. Необходима не только высокая активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

    Эти качества характерны одарённым и талантливым личностям. Выявление, обучение и воспитание таких детей составляет одну из главных задач совершенствования государственной  системы образования.

    Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Условно можно выделить три категории одаренных детей:

     1.  Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

     2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый возраст).

     3.  Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

       Одно из направлений моей деятельности и ориентировано на работу с творчески одарёнными детьми, успешно осваивающими общеобразовательную программу и стремящимися к дальнейшему интеллектуальному росту. Система моей работы включает в себя методы и приёмы, предназначенные для развития у школьников творческих способностей, которые позволят  им в будущем достигнуть определенных высот в выбранной области.

     Цель своей деятельности я вижу прежде всего в выявлении одарённых детей; обеспечении развития способностей детей в избранной ими области знаний; обеспечении реализации способностей в научно-поисковой и аналитической творческой деятельности; воспитании устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.

         Прежде всего, одаренных детей надо  выявить. Эти дети отличаются высокой продуктивностью мышления; легкостью ассоциирования; способностью к прогнозированию; высокой концентрацией внимания. Они любознательны, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, настойчивы в поиске ответов. Также диагностику можно проводить с помощью классических тестов Айзенка (центральный вопрос теста Айзенка - это вопрос об интеллекте, вернее, о той важной стороне интеллекта, которую Айзенк называет скоростью умственных процессов.) и Амтхауэра (исследование структуры интеллекта личности.).

    Для развития творческих способностей учащихся мной применяются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный.

    Система моей работы с одарёнными детьми, состоит как из урочной, так и из внеклассной деятельности.

      Формы работы классно-урочной деятельности включают работу в парах, в малых группах, разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме;

    дискуссия; интеллектуальные игры, проектная деятельность.  Мной также разработан пакет электронных тестов по грамматике к учебнику «Matrix»: «Неправильные глаголы», «Неопределённые местоимения», «Условные предложения» и другие. В тестах применён принцип разноуровнего обучения, так как в лицей приходят учащиеся  с уровнем подготовки от слабого до отличного.

     Приём «Дискуссия» также  применяется мной на уроках, что позволяет развить критическое мышление у учащихся. Чаще всего я применяю его при работе с текстами. Например, перед чтением текста «Live long stay strong» учащиеся дискутируют по вопросу «Is it cool to live long?», а после прочтения текста систематизируют полученную информацию , высказывают своё мнение по ранее заданному вопросу и говорят, что для этого надо делать.

    Интеллектуальные игры проводятся мной по типу популярных телевизионных игр «Кто хочет стать миллионером», «Поле чудес », «Своя игра». Тематика игр разнообразна от грамматики до страноведения, есть разработки игр по биографиям писателей и известных людей. Чаще всего эти игры проводятся мной для первоначальной диагностики знаний учащихся по теме и на заключительном этапе изучения темы.

    Проектная деятельность на уроке состоит из мини-проектов (продуктом являются плакаты: «Как быть здоровым», «Инструкция начинающему путешественнику», «Правила работы на компьютере», «Посети эти места» и т.д.).

    Внеурочная деятельность включает в себя такие формы работы  с одаренными учащимися

     как факультативы, предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; проекты по различной тематике; индивидуальные творческие задания, научно- исследовательскую деятельность, творческие мастерские; кружковая работа ;  учебно-исследовательские конференции; работа по индивидуальным планам; предметные недели, дистанционная работа.  Остановлюсь на самых значимых с моей точки зрения.

    Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в олимпиадах различных уровней. Подготовкой к олимпиадам мы занимаемся круглогодично на индивидуальных часах. Подготовка к олимпиадам включает в себя все направления языковой деятельности: и грамматический аспект, и аудирование, и написание сочинений на любую тематику и др. Результатом работы являются 2-е место на городской олимпиаде (Шабалина Анна - 2012) , призёры и лауреаты Всероссийской дистанционной олимпиады «Познание и творчество – 2011, 2012, 2013» (Абзатов Влад, Шабалина Анна, Мальцева Настя, Башкирцев Никита, Щербинина Юлия), диплом призёра получен в конкурсе сочинений «Муравей- 2013» (Шабалина Анна), также учащимися получены сертификаты участников. Каждый год мы принимаем участие в олимпиадах вузов и имеем неплохие результаты.

    Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать заранее.  Каждый год мои учащиеся принимают участие в очных и дистанционных научно-исследовательских конференциях. Мы выступали с такими работами на английском языке как «Как быть здоровым » (опубликована на сайте «Портфолио»), «Сравнительная характеристика переводов Песен матушки гусыни» - 2-е  место на городской конференции, «Путь к успеху», «Различные акценты английского языка», «Где лучше получать образование : В Англии или в России» и др. Научно-исследовательская работа формирует у учащихся практические навыки сбора и анализа информации, стимулирует самостоятельную работу учащихся, даёт опыт ответственного выбора.

    Интеллектуальные конкурсы регионального и Российского масштаба также привлекают внимание одарённых детей. Мы принимаем участие в конкурсах «Чеширский кот», «Молодёжный чемпионат». В этом году ребята заняли 3-е место в регионе «Чеширский кот» и третье в городе (пятое в регионе «Молодёжный чемпионат»).

    Одна из наиболее напряжённых форм работы – это факультативы. Мной разработаны такие программы для факультативов как «Грамматика – это здорово», «Красивая речь – половина успеха», «Путешествуй и учись» (страноведение). Факультативы расширяют знания и умения, приобретённые учащимися на основных занятиях.

    Новой формой работы является для меня работа по индивидуальным планам. Разработка индивидуальной траектории обучения способствует более полному развитию способностей, позволяет прежде всего самому учащемуся  оценить свои способности, количество работы, необходимой для достижения результата и соразмерность своих усилий результату. Эта форма работы оправдывает себя. В этом году из четырёх человек, обучающихся два года по индивидуальным траекториям двое сдали ЕГЭ на 93 балла, один – на 78. В 9- классе – один человек имеет 100 баллов (Тучкова Александра), 9 человек сдали на 4 и 5.

    Также наше методическое объединение внедряет такую форму работы как «Дебаты». Была изучена и скорректирована с учётом специализации нашего учебного заведения методика подготовки, каждый год с участием студентов принимаются темы для обсуждения на английском языке  (В 2012- 2013 обсуждались такие темы как «Закон Димы Яковлева», «Мужчины и Женщины. Кто умнее, красивее, лучше», «Заботится ли о нас правительство», «Подростки в современном обществе»). После определения тематики с учащимися проводится работа по изучению дополнительной лексики, ребята сами определяют круг вопросов обсуждаемой темы и ищут информацию, затем тема обсуждается в классе и формируется команда. На заключительном этапе встречаются две или более команд из разных классов. Зрители также готовят вопросы и задают их в ходе обсуждения. В конце мероприятия судьи высказывают своё мнение, определяя наиболее отличившихся и предоставляется слово для комментария зрителям.

    Часто в лицее проходят встречи с иностранцами и выпускниками прошлых лет, связавших свою профессиональную деятельность с  иностранным языком. Эти встречи способствуют языковой практике учащихся, повышают мотивацию к изучению ИЯ и помогают определиться с профессиональной направленностью.

    Дистанционная работа также является частью реализации системы работы с одарёнными детьми. На сайте нашего методобъединения  у каждого педагога есть своя страница. На своей странице я публикую дополнительные задания для одарённых и заинтересованных учащихся. Выполнение таких заданий поощряется балльной системой. Учащиеся набирают баллы и затем получают приз.

    Также оправдала себя и система «Портфолио». Учащиеся в течении всего этапа обучения собирают свои работы и дипломы. В этом году студентке нашего лицея удалось поступить  на одно из трёх бюджетных мест на факультете иностранных языков только с помощью портфолио при остальных равных данных с другими абитуриентами.

    Достаточно значимым в организации работы с одарёнными учащимися является использование информационных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле и во внеурочной деятельности.  

        В современном образовании немало времени уделяется проблеме выявления и работы с одарёнными детьми в любой области. Но мы забыли одну важную истину, что нет детей не одарённых. Скорее всего нам не всегда хватает времени и наблюдательности для того, чтобы выявить определённые способности у детей и начать их развивать в правильном направлении. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому учащемуся реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

    Литература

    1. Бискер Л.М. Программа "Одаренные дети" // "Завуч".- 2001.- №4.- 39-45 с.
    2. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.
    3. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // "Завуч".- 2000.- №1.- 107-116 с.
    4. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .
    5. Панютина Н.И., Рагинская В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. - Волгоград: Учитель, 2007. - 204 с.
    6. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
    7. Интернет-материалы  http://vsetesti.ru

                                          http://testoteka.narod.ru

                                          pedsovet.su


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Лингво-дидактические особенности обучения просмотровому чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

    Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Лингво-дидактические особенности обучения просмотровому чтению на уроках английского языкав условиях реализации ФГОС"...

    Новые подходы в обучении комммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО

    Данный материал представляет собой опыт работы учителя в новых условиях, учитель делится своим опытом работы , предлагает методы и технологии по данному вопросу, дает характеристику приемам использова...

    Новые подходы в обучении комммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО

    Данный материал представляет собой опыт работы учителя в новых условиях, учитель делится своим опытом работы , предлагает методы и технологии по данному вопросу, дает характеристику приемам использова...

    Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

    Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

    Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

    В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

    Формирование мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО

    Формирование мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО...

    Программа учебного предмета английский язык Класс 3 (индивидуальное обучение по отдельному учебному предмету английский язык для детей с задержкой психического развития)

    Программа  учебного предмета   английский  язык Класс 3(индивидуальное обучение  по отдельному учебному предмету английский язык  для детей с задержкой психического ...