ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
статья

В статье рассматривается опыт создания службы медиации в многонациональной школе г.о.Котельники Московской области.  Раскрывается близость ценностей медиации и установок на толерантность. Авторы  раскрывают специфику подготовки группы равных (медиаторов-старшеклассников) с использованием культурного ассимилятора,  анализируют содержание конфликтных ситуаций на межэтнической почве и влияние службы на всех участников образовательного пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 343

ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОСТРАНСТВЕ

Носова Л.В.

Педагог-психолог

МБОУ Котельниковская средняя

общеобразовательная школа №3

Россия, Московская обл.

Е-mail: nosovalar@mai.ru

Иванова Е. А.,

Директор

МБОУ Котельниковская средняя

общеобразовательная школа №3

Россия, Московская обл.

Е-mail: lenoksuper1@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается опыт создания службы медиации в многонациональной школе г.о.Котельники Московской области.  Раскрывается близость ценностей медиации и установок на толерантность. Авторы  раскрывают специфику подготовки группы равных (медиаторов-старшеклассников) с использованием культурного ассимилятора,  анализируют содержание конфликтных ситуаций на межэтнической почве и влияние службы на всех участников образовательного пространства.

Ключевые слова: медиация, медиативные подход, поликультурное образовательное пространство, школьная служба медиации, культурный ассимилятор.

EXPERIENCE OF MEDIATION SERVICE IN MULTINATIONAL SCHOOL

Nosova Larisa Viktorovna - school psychologist, the curator of the mediation service, secondary school №3 g.o. Kotelniki, Moscow region, microdistrict Belaya dacha, building 8.

Ivanova Elene Anatoljevna - director of school №3,g.o. Kotelniki, Moscow region, microdistrict Belaya dacha, building 8.

Annotation. In this paper authors present experience of Mediation service in multinational school g.o. Kotelniki, Moscow region.
The similarity of the values of mediation and tolerance attitudes is depicted.
The authors show the specifics of training a group of equals (seniors-mediators) using a cultural assimilator, analyze the content of ethnic conflict situations and the impact of the service on all participants of the educational space.

Key words: mediation, school student, cultural assimilator, tolerance, ethnic conflict situations.

Глобальные проблемы миграции, современное экономическое состояние общества  ставят перед отечественным образованием задачу поиска новых современных педагогических технологий и инновационных средств обучения. На сегодняшний день образовательные учреждения являются социальными институтами, занимающимися практической интеграцией в общество детей мигрантов. Под интеграцией мы подразумеваем длительный межпоколенческий процесс  включения мигрантов в систему основных социальных институтов, отношений и статусов принимающего сообщества [2].

Миссия нашей школы, находящейся в динамично развивающемся городе Подмосковья Котельники,  заключается в формировании эмоционально-интеллектуальной личности, способной к адаптации и самоопределению в современном поликультурном обществе.

В 2016 году школе присвоен статус региональной инновационной площадки с проектом «Мы разные, но мы вместе!», а в 2018 – статус академической внедренческой площадки научно-методического центра педагогической рискологии ГБО ВО Академии социального управления.

Повышенная агрессивность на улицах, в семьях, не может не проявляться и в стенах школы. Не смотря на большое количество специалистов образовательных учреждений, занимающихся  данной проблематикой  продолжает оставаться актуальной задача моделирования безопасной образовательной среды, позволяющей  не только урегулировать конфликтные ситуации с учетом интересов всех участников, но и способствовать развитию понимания между ними. В условиях поликультурного образовательного пространства эта задача является приоритетной. Школьные службы медиации, созданные в  соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий по реализации  Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, призваны стать инновационной площадкой совместной добровольческой деятельности участников образовательного процесса, направленной на сплочение общества.  Служба нашей школы входит в состав социально-психологической службы, носит название «УДАЧная помощь» и реализует пять  основных направлений: обучение группы старшеклассников-медиаторов для работы по технологиям урегулирования конфликтных ситуаций;  непосредственная организация медиативных встреч, обучение коммуникативным навыкам учащихся школы;  проектная деятельность; диссеминация опыта работы в профессиональное сообщество.

Значительную часть контингента обучающихся школы составляют дети-инофоны, носители иностранного языка и соответствующей картины миры [4]. Как правило, к инофонам в нашей школе относятся дети мигрантов из Азербайджана, стран  Средней Азии, Вьетнама, Афганистана. Эти дети, помимо очевидного незнания русского языка,  являются носителями ценностей другой культуры, обладают другим этническим менталитетом, а, следовательно, требуют совершенно другого  уровня  подготовки педагогического состава. Подлинное толерантное отношение к детям невозможно без высокого уровня этнокультурной компетентности педагога как готовности  к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей [3]. Обучение медиативному подходу педагогов позволяет на практике, в ситуациях конфликта, реализовать подлинно толерантное отношение к участникам образовательного процесса. Ведь принцип нейтральности, отсутствие оценочности, спокойное и внимательное отношение к сторонам конфликта автоматически обеспечивают  толерантное отношение.

Исходя из анализа практического опыта работы службы, мы считаем, что большинство конфликтных ситуаций, которые по формальным показателям (наличие оскорблений по этническому признаку) можно отнести к межэтническим, на самом деле таковыми не являются. Подобные оскорбления возникают в процессе развития конфликтной ситуации, а не являются следствием неприязни друг к другу по этническому признаку. В таких случаях медиатор, «разворачивая» содержание претензий  сторон отрабатывает конфликтную ситуацию стандартно. Как правило, дети- инофоны, обучающиеся в поликультурном образовательном пространстве довольно быстро интегрируются в школьное сообщество, принимая универсальные ценности, характерные для жителей мегаполисов. Данные социометрических исследований классов показывают наличие устойчивых связей между представителями разных национальностей и религиозных концессий.  Для обучающихся, не зависимо от возраста, величина культурной дистанции не является препятствием для возникновения дружеских связей.

Тем не менее,  часть конфликтных ситуаций, происходящих между обучающимися, происходит из-за непонимания культурных особенностей и традиций разных народов. Именно поэтому, помимо традиционных направлений обучения медиаторов-старшеклассников (группы равных) особый акцент нами делается на  обучении, направленном на повышение межкультурной компетентности и развитие эмоционального интеллекта  учащихся. Параллельно проведению  игровых тренингов, развивающих  толерантное отношение  друг к другу, мы   разрабатываем самостоятельно культурные ассимиляторы, используя метод критического инцидента. Культурный ассимилятор предлагается в качестве учебных тестовых задач с последующим коллективным обсуждением. В отличие от классического культурного ассимилятора,  мы  не указываем регион, откуда приехал участник ситуации, акцент делается на разности  культур и на необходимости понимания друг друга.

В качестве примера приведем следующий, разработанный нами,  культурный ассимилятор.

«Ежегодно в школе под Новый год организовывается  бал, на котором  старшеклассники имеют возможность исполнить несколько красивых парных танцев. Это становится настоящим событием и для учащихся, и для их родителей, и для педагогов школы. Девятикласснику  Хикматулло из ближайшего зарубежья две  девушки предложили составить ему пару в танце. Юноша отказал обеим без объяснения причин, и девушки сочли это обидным. Как бы Вы объяснили поведение Хикматулло?

Выбери правильный ответ:

  • 1.        Хикмат  слишком высокомерен по отношению к другим людям.
  • 2.        По религиозным соображениям ему запрещено прикасаться к девушке.
  • Хикмат просто стесняется и нужно просто быть настойчивее.
  • Он не уважает девушек другой этнической принадлежности».

Разбор подобных ситуаций способствует развитию межкультурной коммуникации всех участников образовательного процесса.

Деятельность нашей школьной службы медиации реализуется в теоретических рамках понимающего подхода, хотя многие идеи восстановительной  медиации кажутся нам перспективными.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что идеи медиации, ее принципы и технологии  формируют  толерантное сознание обучающихся, педагогов и родителей. Наличие школьной службы медиации  способствует повышению безопасности образовательной среды, развитию межкультурной, коммуникативной и конфликтологической компетенций всех участников образовательного процесса.

Литература

  1. Бондаренко Д.М., Деминцева Е.Б., Кавыкин О.И., Следзевский И.В., Халтурина Д.А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации (на примере России, Франции и Танзании)
    https://www.socionauki.ru/journal/articles/145371/
  2. Варшавер Е. Двадцать успешных практик интеграции мигрантов. МИСКП, 2014
  3. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность содержания общего среднего образования в России. – М.,2002. С.63.
  4. Толковый переводческий словарь.-3 изд. Флинта: Наука. Л.П. Нелюбин, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба медиации

Инновационный метод воспитательной работы среди учащихся 5- 11 классов. Как можно создать данную службу у вас в школе?  В презентации даются некоторые советы....

Проект "Школьная служба медиации"

     В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - ...

Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"

Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых...

опыт работы школьной службы медиации

Из опыта работы школы по организаци работы в школьной службе медиации, конкретные примеры разбираемых случаев в школьной службе медиации, соблюдая все этапы конфликта....

Положение о школьной службе медиации

Родителям для ознаколения и пользования. В школе создана служба премирения, которая занимается урегулированием конфликтов...

Деятельность школьной службы медиации в рамках учебно-воспитательной работы

В работе раскрывается деятельность школьной службы медиации в рамках учебно-воспитательной работы на 6 уровнях, трудности,  которыми сталкивается школа в процессе стоновления СШМ,...

План Школьной Службы Медиации.

План работы службы школьной медиации  на 2017– 2018 учебный год...