"Историко-краеведческий поход как средство профилактики правонарушений"
методическая разработка

Проблема патриотического восаитания молодежи всегда актуальна. Как сказал А.Остапец-Свешников "Лучшее средство в воспитании патриотов своей Родины, юных защитников природы - это туристско-краеведческая деятельность". Алкоголизму, наркомании, которые распространяются среди молодежи, можно противопоставить прекрасный мир детского туризма. А хорошо подготовленный историко-краеведческий поход - это ожившие страницы истории, это воспитание коллективизма и чуткого отношения к природе. Методическая разработка "Историко-краеведческий поход как средство профилактики правонарушений" включает в себя описание традиционного краеведческого похода на Коммунистическую гриву - исторического места нашего поселения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriko-kraevedcheskiy_pohod_1.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Областной  смотр-конкурс по туристско-краеведческой деятельности среди муниципальных образований  Тюменской области

«Премия Робинзона Крузо»

Методическая разработка по теме:

"Историко-краеведческий поход как средство профилактики  правонарушений"

Автор: Торопова Наталья Кузьмовна,

Байкалово, 2016

Содержание

  1. Ведение.......................................................................................................2
  2. Содержательные цели и направления работы историко-краеведческого похода..............................................................................................................
  3. Методология.....................................................................................................
  4. Этапы проведения историко-краеведческого похода
  5. Пеший  однодневный поход на Коммунистическую гриву
  6. Анкета для разбора похода.......................................................................
  7. Анализ анкетирования.........................................................................................
  8. Заключение...........................................................................................................10
  9. Литература............................................................................................................11
  10. Приложение 1. Маршрут пешего похода "Школа - Коммунистическая грива"...12
  11. Приложение 2. Состав участников историко-краеведческого похода...................12
  12. Приложение 3. Инструктаж участников правилам безопасности в туристском походе...............................................................................................13
  13.   Приложение 4 История Коммунистической гривы........................................14
  14. Приложение 5 Правила игры "Казаки-разбойники".........................................15
  15. Приложение 6. Фотоотчет...............................................................................................16
  16. Приложение 7. Кутумова К. Тайны Коммунистической гривы..................................18

Введение

Лучшее средство в воспитании патриотов

своей Родины, юных защитников природы -

это туристско-краеведческая деятельность.

А.А.Остапец-Свешников 

Актуальность проблемы.  Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. Воспитание молодого поколения в духе патриотизма – это первоочередная задача современного образования. Беда нашей страны –  растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей – слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения.. Что можно сделать, в сердцах  мальчишек и девчонок зажглась искорка того патриотизма, который был у поколений 20 век.

Цель: профилактика правонарушений  через туристско-краеведческую деятельность в школе.

Задачи: воспитание у школьников патриотизма через туристско-краеведческую деятельность;

- профилактика правонарушений;

- приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
- сохранение исторической памяти;

- возвращение  лучших традиций юных туристов -краеведов прошлого века

В последние время туризм приобретает все большую популярность в нашей стране, но понятия  туризм и краеведение во многом взаимосвязаны между собой. Туризм учит путешественника любить все живое вокруг, брать от природы только то, что жизненно необходимо,  не нарушая при этом естественный баланс в природе, а краеведение включает изучение всего края в целом.  И то, и другое учит детей не только любить по-настоящему свою Родину, но  и узнавать что-то новое,  неизвестное о своем родном крае, учит быть трудолюбивым и проявлять инициативу.  Туризм и краеведение должны  занимать   прочные позиции в учебно-воспитательном процессе в школе, потому что это прежде всего физическое развитие учащихся, их оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности.

 Поколения  прошлого века помнят  Всесоюзную туристско-краеведческую  экспедицию пионеров и школьников «Моя Родина — СССР».  Это было незабываемое время,  отмеченное особым подъемом патриотизма и национального самосознания. Эти качества как никогда необходимы для нынешнего поколения.

Элементами туристско-краеведческой деятельности  являются:  детский спортивно-оздоровительный туризм (слёты, походы,  экспедиции ит.д.), музейная педагогика, краеведческая и экскурсионная  работа.

 Алкоголизму, наркомании, которые распространяются среди молодежи  можно противопоставить прекрасный мир детского туризма. Нельзя воспитать патриотизм с помощью только  призывов и лозунгов. Именно практическая деятельность позволяет учащимся перейти от слов о любви к Родине к конкретным поступкам. Туристско-краеведческая деятельность должна стать частью учебно-воспитательного процесса, потому что это мощное средство воспитания патриотизма. Доктор педагогических наук А.Остапец-Свешников говорил: «Нет трудных детей, есть дефицит любви и внимания эти детям», он доказывал это, уводя трудных детей в поход по родному краю

Трудности подростков, связанные с организацией досуга и свободного времени порождают целый спектр общественно-социальных проблем, а  любой поход - это самое долгожданное событие для ребят, где они могут проявить себя.

Хорошо подготовленный историко-краеведческий поход, экспедиция - это ожившие страницы учебников истории, страницы "живой" истории родного края,  это воспитание коллективизма, чуткого отношения к товарищу.

Содержательные цели и направления работы историко-краеведческого похода

Методология

Литературный метод связан с использованием разного рода печатных источников об изучаемой территории. Это важно для получения предварительных знаний об исследуемой территории, чтобы в производимой  работе не дублировать уже выполненные задания. Изучение литературы необходимо и для теоретических обоснований выводов, полученных в результате краеведческих исследований.

Метод полевых наблюдений часто применяют для изучения природных, археологических, исторических объектов в полевых условиях с применением фото- и видеоаппаратуры.

Визуальный метод  - непосредственное наблюдение изучаемых объектов. Часто применяется в походах, на экскурсиях. Используется только в сочетании с другими методами.

Метод анкетирования  местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.

Картографический метод     предполагает работу с географической и исторической картами. С карты начинается краеведческое исследование, на неё наносятся и результаты.

Статистический метод  заключается в отборе количественных показателей, их обработке (при изучении населения, хозяйства, экономических связей). Метод состоит из разнообразных подсчётов количественных данных, составления таблиц и графиков.

Фотографирование и видеосъёмка – важные средства краеведческих исследований. Результаты фото- и видеосъёмки исторических объектов, картин жизни, будучи объединены вместе, могут дать интересный материал для альбомов, стендов краеведческого музея.

Этапы проведения историко-краеведческого похода

Главным требованием  историко-краеведческого похода является его целенаправленность. Наряду с этим поход необходимо как бы пронизать романтикой поиска, исследования, определяется состав участников.

1. Подготовительный этап разрабатывается заблаговременно. Разрабатывается план похода, куда необходимо включить: тему, цель, маршрут, распределение обязанностей, определение личного и общего снаряжения.

2. Проведение историко-краеведческого похода. 

3. Подведение итогов ( результаты похода) Поведение итогов похода проводится в форме: фотостендов, видеофильмов, организация и проведение туристского вечера, педагогический отчет похода,  размещение информации на сайтах.

Правильно организованный  и проведенный  историко-краеведческий поход  обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и спортивное совершенствование ребят, расширяет кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, самостоятельность и инициативу.

 Пеший  однодневный поход на Коммунистическую гриву

Цель: знакомство с историей Коммунистической гривы, уход за братской могилой.

Задачи:

  1. сохранение исторической памяти,  развитие исторического мышления, формирование представлений о неразрывности исторических судеб родного края и страны в целом;
  2.  развитие навыков учебно-исследовательской работы по историко-краеведческой проблематике
  3. воспитание устойчивого интереса к краеведческому материалу
  4. воспитание коллективизма, чуткого отношения  к товарищам;

I. Подготовительный этап:

  • Разрешение на выход группы
  • Составление маршрута пешего похода на Коммунистическую гриву (18 км.); (Приложение)
  • Составление списка участников похода (7-11 кл.);
  • Раскладка продуктов.  Каждый участник похода должен взять 1,5 л. воды и сухпаек. Организаторы похода закупают чай, а также тушенку и гречневую крупу для варки солдатской каши.
  •  Снаряжение:

  Личное: теплую одежду по сезону, резиновые сапоги, запасные теплые носки,

Общественное: 2 казана и стояки для них, аптечка туриста,  масленая краска для  и покраски памятника, кисточка, деревянные автоматы для игры.

  • Техника безопасности в походе (Приложение)

II.   Основной этап "Движение по маршруту" (В ходе этапа шла фотосъемка и велся полевой дневник)

1.  Выход в 9.00.

Игры во время движения участников группы по маршруту

Игра "Безопасный путь" Двое детей продвигаются вперед, прячась в лесу. Их должны обнаружить разведчики и подать условный сигнал группе.

Игра "Правила поведения в походе"
После произнесения мной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «нельзя» или «нужно».
1. Разрушать памятники природы.
Нельзя
2. Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам.
Нужно
3. Оборудовать и очищать места отдыха.
Нужно
4. Выкапывать растения.
Нельзя
5. Загрязнять природную среду.
Нельзя
6. Оберегать и подкармливать животных и птиц.
Нужно
7. Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда.
Нельзя
8. Сохранять и охранять памятники культуры и природы.
Нужно
2. Прибытие на Коммунистическую гриву

  • Оснащение бивуака;
  • уход за братской могилой;
  • История Коммунистической гривы; (Приложение)
  • торжественное открытие мемориальной доски;
  • разведение кострища;
  • приготовление солдатской каши;
  • игры;
  • обед;
  • игры;
  • убытие группы.

Игры

Группа делится на 2 команды, между которыми проходят соревнования:

1. Назовите известные вам ориентиры в лесу:

1.Если при входе в лес солнце справа от нас, то при выходе? (Слева)

2.После дождя сосны  чернеют с какой стороны? (С северной)

3.На какой стороне дерева растут мхи и лишайники? (На северной)

4.Где больше смолы на сосне в жаркую погоду? (На южной стороне ствола.)

5.Кора деревьев темнее …С какой стороны? (С северной)

6.На какой стороне поляны более густая трава? (На северной.)

7.Какая сторона муравейника более пологая? (Южная.)

8.Муравьи устраивают свои жилища у больших деревьев, пней, кустов. С какой стороны? (С южной)

9.Весной снег помогает ориентироваться. Каким образом? (Тает с южной стороны).

 2. Отгадай шифровку

Задание 1 группе: КОПРТНСОБЕРИТОРНАТИАМЕСТЕЛКПРАСПОЛОЖЕНИЯТНГОРБИВУАКАЮДЛОРПРОБКИТЬБЮЛЖЕЛТОГОБЮЮДЦФЦВЕТАОНГОЛ

Задание 2 группе: КОПРТНСОБЕРИТОРНАТИАМЕСТЕЛКПРАСПОЛОЖЕНИЯТНГОРБИВУАКАЮДЛОРПРОБКИТЬБЮБЕЛОГОБЮЮДЦФЦВЕТАОНГОЛ

3. Игра "Казаки-разбойники" (Приложение)

Обед

Игры (продолжение)

Викторина по истории села

  1. Что обозначает в переводе с татарского слово "Байкалово"? ("бай"-богатый, "кала" - место)
  2. Назовите примерный возраст нашего села? (более 350 лет)
  3. Какая судоходная река находится в 12 км. от села? (Тобол)
  4. Какая река протекает через село (Салаирка)
  5. Почему Коммунистическая грива так называется? (в честь людей, которые здесь похоронены)
  6. Какое историческое событие связано с этим местом? (Крестьянское восстание 1921 года)
  7. Когда было открытие Братской могилы? (1957 г.)
  8. Сколько километров от школы до Братской могилы?
  9. Как называется болото, которое нам встретилось на пути к Коммунистической гриве? (Синькино)
  10. Какие  районные мероприятия пионерской  и комсомольской организаций проходили на Коммунистической гриве в начале 60-х годов? (принимали в пионеры и комсомольцы лучших ребят района)

Игра "Найди ориентир"

Участники команд по очереди на время с завязанными глазами должны подойти к ориентиру - большой сосне. Команда помогает своим участникам, крича слова: "синий"- движется в неправильном направлении, "красный" - в правильном.

Игра "Маскировка"

Участники команд замаскировывают местонахождение одного члена команды.

Убытие участников похода

III Подведение итогов похода

1. Анкета для разбора похода:

  1. Что понравилось и не понравилось в походе?
  2. Было ли трудно в походе? Когда?
  3. Что в походе  особенно запомнился и почему?
  4. Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?
  5. Как отнеслись родители к твоему участию в походе?
  6. Ваши предложения.

2. Размещение фотоотчета на сайте.

Анализ анкетирования учащихся

Цель: выявить уровень удовлетворенности пешим походом на Коммунистическую гриву.

  1. Что понравилось и не понравилось в походе?

Участники единодушно ответили, что в походе понравилось все.

  1. Было ли трудно в походе? Когда? (Было не трудно - ответили 12 чел. (80%), переход через болото - 3 чел. (20%)
  2. Что в походе  особенно запомнился и почему? (переход через болото - 3 чел(20%), рассказ о гибели людей - 5 чел. (33 %),  игры - 7 чел. (47%).
  3. Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица? (Все участники единодушно ответили, что все справились - 100%)
  4. Как отнеслись родители к твоему участию в походе? (положительно - 100%)
  5. Ваши предложения. (ходить чаще в поход -80%, ходить 1 раз в месяц в поход в любую погоду - 20%)

Заключение

Исходя из наблюдения за детьми в походе, анализируя анкету, можно сделать выводы:

  • проведение туристских походов в этом возрасте пробуждают большой интерес к физической культуре, к своему здоровью;
  •  расширяет кругозор школьников о своем крае;
  •  также туристские походы помогают учащимся  правильно общаться в коллективе, помогать друг другу, формируют дисциплинированность и организованность.
  • учащиеся, склонные к правонарушениям, в походе проявили самостоятельность, были помощники руководителей группы.

Результатом похода стало также и то, что 1 участник похода начал писать исследовательскую работу "Коммунистическая грива", другим участником  написан проект по английскому языку " по этой теме.

Одной из актуальных проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения правонарушений среди детей и молодежи и пропаганда здорового образа жизни. Туристический поход является одним из средством профилактики правонарушений учащихся.

Литература

  1. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя/Н.С.Борисов, В.В.Дранишинков, П.В.Иванов и др. - М.: Просвещение, 1982.-223с.
  2. Сивцев И.А. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательного, оздоровительного, воспитательного процесса //http: festival.1september.ru/articles/567762/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами историко - краеведческого объединения «Мои истоки».

Одним  из патриотических направлений воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание. Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно – нравственное  сос...

Историко-краеведческое воспитание как средство формирования гражданской идентичности школьников.

Понимание  гражданской идентичности школьников через историко-краеведческое воспитание.Из опыта работы....

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ  32-й Международной Конференции «Школьная информатика  и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...

Cтатья «Историко-краеведческое исследование как средство воспитания национальной и гражданской идентичности учащихся» 21.12.2022 г.

Воспитание национальной и гражданской идентичности личности подрастающего человека сегодня особо актуально. Для достижения этой цели решаются  различные   образовательные, развиваю...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся

Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимост...

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Доклад секция историков.6 Республиканская конференция "Ельмеевские чтения"...