Беседа с учащимися «Если оказался в толпе»
методическая разработка

Дохова Марина Жантемировна

Беседа с учащимися «Если  оказался в толпе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа с учащимися

«Если  оказался в толпе»

Социального педагога

МКОУ СОШ №2  с.п.Нартан

 Доховой Марины Жантемировны

Опасность быть раздавленным в толпе более чем реальна. Толпа живет по своим звериным законам. Ей неведома жалость, и с ней невозможно договориться. О том, как спастись и выжить в агрессивной толпе, и пойдет речь.

По мнению психологов, агрессивность толпы зависит, прежде всего, от степени ее плотности. Чем больше людей скапливается в одном месте, тем сильнее нарушается персональное пространство отдельного человека, который начинает испытывать психологический дискомфорт, порой даже не осознавая этого. Постепенно дискомфорт перерастает в сильное эмоциональное напряжение. Оно передается соседям. Люди, находящиеся в одинаковом положении и непосредственной близости, ведут себя одинаково. Они непроизвольно повторяют движения и жесты, интонации друг друга. Передвигаясь в толпе и выкрикивая различные лозунги, человек снимает психологическое напряжение. Практика показывает, что в любой толпе обязательно найдется несколько человек, которые любят быть на виду. Они привлекают внимание к себе всеми возможными способами: активно двигаются, кричат, размахивают руками и т.п. достаточно присутствия 1 - 1,5% таких «демонстрантов», чтобы толпа взорвалась.

Толпа создает общее настроение, когда на всех одна эмоция, одна мысль. Объединяющим началом может быть радость, горе, ненависть, восхищение, страх, паника, инстинкт самосохранения. Например, в конце 19 века москвичи так жаждали посмотреть на коронацию Николая второго, что раздавили 1389 человек. На похоронах Сталина в 1953 году погибли несколько сотен человек. В Европе только в 1999 году на различных рок-концертах были раздавлены более 70 человек, а несколько сотен зрителей получили серьезные травмы. Крайне опасен спортивный азарт. В 1982 году во время игры «Спартак – Харлем» на


стадионе «Лужники» толпа затоптала более 60 болельщиков.

Особое место в списке губительных эмоций занимают страх и инстинкт самосохранения. Например, в 1999 году в Минске люди так испугались сильной грозы и ливня, что 52 человека, пытавшиеся укрыться в метро, были затоптаны. А в феврале этого года в одном из ночных клубов Чикаго произошла смертельная давка. Посетитель, увидев струю дыма, крикнул, что это теракт. Спасая вою жизнь, люди в панике бросились к дверям. Итог – гибель 21 человека.

Чтобы выжить в агрессивной толпе, необходимо вовремя заметить опасность. Сделать это довольно легко, если суметь выявить отличительные признаки взрывоопасной толпы. Эти признаки следующие:

Одинаковые, как под копирку, жесты и движения у большинства людей;

Перемещение людей от центра толпы и наоборот, если в целом толпа стоит;

Наличие лидера или оратора.

Из такой толпы необходимо срочно выбираться, действуя по алгоритму; разработанному Андреем Ильиным, автором научных и популярных книг по выживанию в экстремальных ситуациях. Этот алгоритм таков:

1. «Отделитесь от толпы». Толпа стирает все индивидуальные и личностные особенности человека. каждый ее член становится «винтиком» в общем потоке. Это обычное действие механизма заражения. Не допускайте, чтобы он вами руководил. Чтобы выйти из толпы, нужно прежде всего освободиться от навязанного вам поведения. Постоянно спрашивайте себя: «Что я чувствую?», «Что я делаю?», «Я двигаюсь или стою?», «Я выражаю свое состояние голосом?», «Как я это делаю?» - такие вопросы помогут вам выбраться из психологической ловушки толпы.

2. «Управляйте другими». Чтобы поддерживать спокойствие в толпе, нужно всего 1,5 – 2% спокойных, не причастных к общему поведению людей. Правда, эти люди должны быть


психологами. Но для человека, оказавшегося в агрессивной толпе, достаточно найти общий язык с ближайшими соседями. Для этого нужно призвать к спокойствию именно их.

3. «Держитесь общего потока». Толпа течет, как вода. Остановить ее движение практически невозможно. Она обойдет любые естественные препятствия: автобус, клумбу, памятник, даже если ради этого придется пожертвовать несколькими людьми. Поэтому самые опасные места в толпе – это края. Например, во время погрома на манежной площади часть людей оказалась прижата к фонарным столбам и козырькам подземных переходов так, что выбраться они не смогли. А во время движения по Тверской те, кто оказался с краю толпы, спотыкались об урны и падали. Разъяренная толпа бежала по упавшим людям.

4. «Выбирайтесь по диагонали». Выбираться из толпы нужно строго по диагонали, плавно перемещаясь от центра к краю. Но при этом нельзя оказаться на самом краю. Попытайтесь отделиться от основного потока, забежав в близлежащие улочки, магазины и кафе.

5. «Выбросьте острые предметы». В давке любой предмет с острыми краями может стать причиной ранения или даже смерти. Вот что вспоминает очевидец матча «Спартак» - «Харлем»: « от давления на лицах сквозь поры выступал кровавый пот. Кто-то разбил бутылку, осколки которой не смогли упасть на землю. Зажатые между телами, они рвали одежду, резали людей». Поэтому, как только вы оказались в толпе, сразу же распрощайтесь с содержимым карманов. Выбросьте складные ножи, расчески, ручки, мелочь и т.п. попытайтесь прижать руки к груди и держите их в таком положении, этим вы защитите грудь от возможных травм.

6. «Постройте лодочку». Если выбраться из толпы собственными силами никак не удается, скооперируйтесь с соседями и «постройте лодочку». Это делается так: мужчины, образуют четырехугольник и встают по его сторонам. Внутри «лодочки» будут находиться более слабые – дети, женщины, старики. Соответственно нужно выбрать капитана, который будет «рулить» «судном».


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с учащимися

на тему "Материальные и моральные ценности!""...

Беседа с учащимися

Беседа с учащимися на тему "Как вы понимаете слова- красивая жизнь"...

Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"

Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности"...

Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"

Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности"...

10.Беседа для учащихся 9-х, 11-х классов «Как научиться сдавать экзамены или психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ»

Одним из нововведений в системе нашего образовательного пространства является Единый государственный экзамен, который сдают все выпускники школ. Несмотря на самые противоречивые мнения, в эксперимент ...

Беседа с учащимися "Права, обязанности и ответственность учащихся"

Обобщение знаний подростков об основных правах ребенка...