Восстановительные технологии как средство профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в образовательном пространстве.
рабочая программа

Соловьева Инга Константиновна

 В настоящее время в России стоит очень острая проблема – рост молодёжной преступности. Причины отклоняющегося поведения детей часто заключаются в отсутствии у них нравственных ценностей, отсутствии цели в жизни, отсутствия мечты, когда ребенок заявляет: «Мне ничего не надо, я не знаю, чего я хочу». У таких детей не сформированы следующие качества: самостоятельность, ответственность, чувство долга, чувств сострадания, сопереживания к окружающим. Такие дети чувствуют себя не понятыми окружающими, чувствуют себя одинокими, никому не нужными. Они находятся в состоянии внутреннего конфликта. Когда ребенок не понимает сам себя, не может анализировать свои мысли, чувства, то, как следствие, не может контролировать свои действия, поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo_20.02.2018_soloveva_i.k.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

20.02.2018г.

Восстановительные технологии как средство профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в образовательном пространстве.

         В настоящее время в России стоит очень острая проблема – рост молодёжной преступности. Причины отклоняющегося поведения детей часто заключаются в отсутствии у них нравственных ценностей, отсутствии цели в жизни, отсутствия мечты, когда ребенок заявляет: «Мне ничего не надо, я не знаю, чего я хочу». У таких детей не сформированы следующие качества: самостоятельность, ответственность, чувство долга, чувств сострадания, сопереживания к окружающим. Такие дети чувствуют себя не понятыми окружающими, чувствуют себя одинокими, никому не нужными. Они находятся в состоянии внутреннего конфликта. Когда ребенок не понимает сам себя, не может анализировать свои мысли, чувства, то, как следствие, не может контролировать свои действия, поступки.

Государство и общество пытается разрешить эту проблему различными способами. Созданы организации и учреждения, задача которых – профилактика преступности несовершеннолетних и молодёжи и социализация несовершеннолетних правонарушителей. Этим вопросом занимаются специалисты на различных уровнях многих учреждений: социальные работники учреждений социальной защиты, психологи, социальные педагоги и т.д.  Изучение проблемы детской преступности показало, что в случаях отклоняющегося и противоправного поведения подростков наилучший результат – не доводить дело до судебного преследования или постановки на учёт в КДН. И поэтому специалисты, медиаторы, проводят с подростками беседы, встречаются с их родителями, помогают решить бытовые проблемы ребёнка (а возможно и семьи), снимают проблемы с успеваемостью и посещаемостью.

Как показал опыт работы, ни одна из служб, отдельно взятая, не в состоянии самостоятельно вывести семью из социально опасного положения. Это возможно только путем объединения совместных усилий в рамках межведомственного взаимодействия и оказания комплексной помощи семьям.

Межведомственное взаимодействие в настоящее время – одна из важных форм работы субъектов профилактики, позволяющая совместными усилиями решать общие задачи защиты прав детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также профилактики социально опасного положения семей.

Одна из основных целей специалистов, состоит в том, чтобы, руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам взаимодействия создать социальную систему путем согласования взаимных обязанностей и приоритетов. А так же для полной реабилитации семей и детей, совершающих правонарушения требуется психологическая и педагогическая помощь не только на активном этапе реабилитации семьи (6 месяцев). Такая помощь необходима на всём этапе реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении, до снятия её с учета. Только в этом случае мы можем наблюдать положительную динамику в семье.

Современное общество отличает сложная система взаимоотношений не только среди взрослых, но и среди детей. Заметна тенденция к непониманию, к нетерпимости, к отсутствию навыков и опыта разрешения конфликтов цивилизованным способом.

Многие современные дети испытывают дефицит полноценного общения друг с другом, со своей семьей. А, не обретя навыков общения, они не могут договориться, учиться.

Немного из опыта нашей школы.

Школьная служба примирения является частью системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. В практике восстановительных технологий ребёнок – правонарушитель является активным членом группы, решающей конфликтную ситуацию. Ему даётся возможность понять чувства жертвы, анализируется собственное отношение к конфликту, даётся возможность возместить ущерб, наладить взаимоотношения. Восстановительный подход направлен на исправление, насколько возможно, конфликтных ситуаций, на нормализацию взаимоотношений и примирение жертвы и обидчика. Другими словами, восстановительные программы – это программы посредничества между жертвой и правонарушителем. Восстановительные программы не ориентированы на безнаказанность или защиту правонарушителя от уголовного наказания. Они ориентированы на реализацию принципа деятельной ответственности.

В январе 2014 года в МБОУ «СОКШ №4» была создана «Школьная служба примирения» как альтернативный способ решения конфликтных и криминальных ситуаций. За 4 года деятельности ШСП накоплен определенный опыт по формированию конструктивного межличностного взаимодействия в школьном сообществе. Обученные волонтеры-медиаторы службы владеют навыками восстановительных технологий, учат классные коллективы методам конструктивного общения.

Ежемесячно для учащихся школы организуются различные мероприятия (тренинги, игры, классные часы) с целью обучения умению выстраивать взаимоотношения со сверстниками, находить правильные пути выхода из конфликта.

В этом учебном году командой волонтеров-медиаторов ШСП среди учащихся школы были проведены анкеты «Мое окружение», «Как бы ты поступил, если…» с целью выявления уровня конфликтности. По результатам анкетирования выяснилось, что проблемы межличностных взаимодействий в классах имеются. Полученная информация натолкнула на создание проекта «Рука друга». Целью проекта стало формирование навыков конструктивного общения среди классных компаний.

Школа идёт по пути развития. Общество ставит перед школой новые задачи. Мы должны дать ученику не только определённый объём знаний, а выпустить социально подготовленных, самостоятельных людей, способных работать в команде, ориентированных на успех в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Работа по предупреждению правонарушений и преступлений очень важна в детском доме, поэтому в своей воспитательной работе я большое внимание уделяла профилактике данной темы, проводя с воспитанниками...

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей....

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей....

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из важнейших направлений в работе социального педагога школы....