Уроки нравственности
классный час (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Александрова Лариса Юрьевна

В ходе цикла бесед на личном примере формируются ключевые нравственные ценности: смирение, уважение, праведность, уверенность, верность, воля, выносливость и настойчивость, смелость

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_besedy_o_nravstvennosti.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Беседы о нравственности».

Составила:                /Александрова Л.Ю., классный руководитель 10 класса.

Жизнь без нравственного усилия есть сон», — говорил Лев Толстой.

Особенно остро проблема формирования человека как личности встает в период перехода из детства во взрослое состояние. Растущий человек, готовясь занять новую социальную позицию, ищет смысл жизни, стремится, во-первых, познать себя, определить, на что он способен, и, во-вторых, самоутвердиться среди окружающих.

Рассмотрим для начала такие основополагающие качества личности, как смирение, уважение, праведность, уверенность, верность, воля, выносливость, настойчивость, терпение и смелость.

1. Смирение

Чтобы быть смиренным, нужно удерживать свою гордость: «Гордость проигрывает, смирение приносит выгоду». Когда вы довольны собой, то не можете мыслить глубоко, не стремитесь учиться чему-то новому. Если же вы смиренны, то всегда ищете способы самосовершенствования, постоянно учитесь. Помните, что у знания нет границ. Как бы глубоко вы ни копнули, всегда есть ещё более глубокий уровень узнавания. Конфуций говорил: «Если мимо проходят три человека, среди них обязательно должен быть один, который мог бы стать моим учителем». В любой сфере всегда найдется кто-то более талантливый и знающий, чем вы. О смирении есть образная притча.

Молодой бамбуковый побег только что вылез из земли. Он посмотрел на небо, улыбнулся и сказал сам себе; «Мне говорили, что небо высоко и до него нельзя достать. Не верю, что это правда». Побег был молод и полон сил. Он был уверен, что если все время расти, то в один прекрасный день можно достичь неба. И он стал расти и расти... Прошло десять лет, двадцать лет. Он снова посмотрел на небо. Оно по-прежнему было недосягаемым. И только тогда он кое-что понял и начал склоняться вниз. Чем больше он рос, тем ниже склонялся.

Помните всегда: «Чем выше бамбук растет, тем ниже он склоняется».

А вот еще одна история:

Ученик пришел к учителю карате и сказал: «Уважаемый учитель, я занимался много лет и так много узнал о боевых искусствах, что достиг очень высокого уровня. Я слышал, что вы великий мастер, и пришел узнать, можете ли вы научить меня чему-нибудь еще. Мастер не ответил. Вместо этого он взял чашку и поставил ее перед учеником. Затем взял чайник и стал наливать чай. Он уже налил чашку до краев, но продолжал наливать, так что чай хлынул на стол. Ученик в изумлении закричал: «Эй! Учитель! Чашка уже полна до краев!»

Учитель, перестав наливать, взглянул на него и, улыбнувшись, сказал: «Молодой человек, это и есть вы. Очень жаль, но я не могу принять вас в ученики. Подобно этой чашке, ваш ум наполнен до краев, и я ничему больше не могу вас научить. Если Вы  хотите учиться, сначала опорожните свою чашку».

Чтобы стать смиренным, надо, прежде всего избавиться от ложного чувства собственной значимости, особенно перед лицом учителя. Человек, который действительно умен, знает, когда и где нужно склониться, и всегда держит свою чашку пустой.

2. Уважение

Из чистого озера мутная вода не течет (индийская пословица).

Уважение — это основа ваших взаимоотношений с родителями, учителями, соучениками, приверженцами других боевых искусств (если занимаетесь каким-либо его видом), а по большому счету, со всеми людьми. Только при уважении возможны гармоничные отношения. Но самое главное — не потерять уважения к самому себе. Нельзя, не уважая себя, уважать других или ожидать уважения с их стороны. Уважение можно только заслужить, нельзя о нем просить или, более того, требовать. Например, если человек опускается на дно общества (становится алкоголиком, наркоманом), значит, он потерял всякое уважение к себе. Раз он сам надругался над своей человеческой природой, почему другие люди должны уважать его? Уважение придет к вам лишь тогда, когда все увидят, что вы его заслуживаете. Запомните: кто уважает себя и других, того тоже будут уважать.

Расскажу такую историю:

Жила одна семья: отец, мать, десятилетний сын и бабушка. Они ели все вместе за одним столом. Бабушка была очень старая, у нее постоянно дрожали руки, и она все роняла. Во время еды она часто рассыпала еду по столу, что очень раздражало невестку. Однажды она пожаловалась мужу; «Дорогой, каждый раз, когда твоя мама ест, она рассыпает еду по всему столу, меня это выводит из себя так, что самой есть не хочется». Муж не сказал ничего. Он понимал, что с мамиными руками уже ничего не сделаешь. Но через несколько дней жена снова пристала к нему: «Ты собираешься что-то делать со своей мамой или нет? Мне это надоело!»  Как муж ни сопротивлялся, пришлось ему согласиться с тем, чтобы бабушка сидела за отдельным столом. Когда настало время обеда, бабушку посадили за особым столом, в дальнем углу. К тому же есть ей пришлось из старой щербатой тарелки — несколько хороших она уже разбила.

Старушка опечалилась, но что тут поделаешь? Стала она вспоминать прошлое — с какой любовью растила своего сына, сколько времени и  сил уделяла ему. Она никогда не жаловалась на трудности и всегда была рядом с ним в нужный момент. А теперь почувствовала себя брошенной.

Прошло несколько дней. Бабушка оставалась печальной и уже не улыбалась. И вот ее десятилетний внук, который все видел, подошел к ней и сказал: «Бабушка, я знаю, ты очень несчастна. Мои родители плохо поступили с тобой. Но ты не беспокойся. Я их заставлю пригласить тебя за стол, только ты делай все так, как я тебе скажу», В сердце бабушки зародилась надежда. «Что же я должна сделать?» — спросила она. Мальчик улыбнулся и сказал: «Сегодня за обедом разбей спою тарелку, но сделай это как бы случайно». Бабушка удивилась: «Но зачем?» — спросила она. «Не беспокойся, — сказал внук. — Это уж моя забота». Наступило время обеда. Выбрав момент, когда сын и невестка не смотрели на нее, бабушка подняла старую щербатую тарелку, из которой ей теперь приходилось есть, и бросила на пол. Тарелка разбилась, и невестка тут же вскочила, собираясь обругать бабушку. Но не успела она раскрыть рот, как внук громко сказал: «Бабушка, ты зачем разбила эту тарелку? Я хотел сохранить ее для моей мамы, когда она состарится!» Мать побледнела. Она внезапно поняла, что все, сделанное ею, было примером для сына. Как она обращается со свекровью, так и сын будет обращаться с ней в старости. И ей стало очень стыдно. С того дня семья по-прежнему собиралась за одним столом.

Итак, только тот, кто уважает своих учителей и старших по возрасту, достоин уважения в старости. Почитайте своих родителей — и вы заслужите уважение и любовь своих детей.

А теперь поведаю вам старинную горскую легенду.

Было у матери трое сыновней. Двое — дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал пьяницей, картежником, вором, никто объяснить не мог. Но, несмотря на это мать любила и жалела его больше других сыновей. И этого не мог объяснить никто. Как-то после долгого отсутствия негодный сын заявился домой, стал пьянствовать и безобразничать, обижать мать. В своих бесчинствах он зашел на этот раз так далеко, что сбежавшиеся соседи принялись укорять его, пытались напомнить, сколько добра сделала для него мать и сколько обид простила. Но не внял негодный сын людям, стал угрожать, что убьет мать, если соседи не уберутся по своим домам. Никто не мог поверить: как можно — убить родную мать? И никто не ушел. Тогда негодяй вбежал в дом и действительно убил мать, а чтобы привести в трепет и покорность окружающих, выбежал на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках.

Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Оно упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали исходящий от сердца тихий голос матери: «Ты не ушибся, сынок!  Тебе не больно?»

Надо ли говорить, что каждый ребенок должен уважать свою мать, ведь ее любовь к нему не знает ни меры, ни разумных пределов, ни начала, ни конца — она сильнее смерти.

Любите матерей, матери — это жизнь.

3. Праведность

Праведность — это образ жизни. Праведник за что-то хорошее берется без колебаний, а если что-то считает плохим, то никогда за это не возьмется. К праведным людям окружающие относятся с доверием.

Вызывать доверие могут только люди, достойные его, а также доверяющие себе. Чтобы стать личностью, которой люди могут доверять, следует, пообещав что-то, обязательно это выполнить. Доверие - основа дружбы и уважения.

Доверие друга трудно заслужить, но легко потерять. Доверие себе означает веру в себя, в свои силы и возможности. Надо постараться выработать в себе эти качества. Только ваша спокойная уверенность способна вызвать к вам притяжение других. Обман здесь невозможен. Наличие внутренней силы способно удержать нас на плаву при любых обстоятельствах.

Здесь стоит вспомнить легенду о Данко, рассказанную старухой Изергиль.

Племя, в котором жил Данко, было изгнано со своих обжитых мест другим, более сильным. И людям пришлось искать новое место для существования, пробираясь сквозь непроходимый лес много дней и ночей. Вера в то, что они когда-нибудь выйдут из этого непроходимого, мрачного леса, начала покидать людей. Увидев это, Данко вырвал из груди свое горящее любовью к соплеменникам сердце, поднял его над головой и повел их за собой. И все пошли за этим светом, вселяющим уверенность в быстрое освобождение. И вышли из этого ужасного леса. А Данко погиб.

Но если бы у него не было веры и любви к людям, племя не доверилось бы ему. Отсутствие уверенности лишает человека внутренней силы даже при наличии у него верной жизненной позиции. Слабые духом редко добиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения.

Опасности сомнения посвящена следующая восточная притча.

Один человек влюбился в луну и тосковал по ней. Чтобы быть к луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь достичь ее. Однажды ночью, увидев лунную дорожку возле своего жилища, человек решился вступить на нее. Он уже прошел половину пути без помех, когда вдруг засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал в пропасть.

4. Уверенность

Уверенность — это состояние духа.

А теперь постараемся вспомнить детали вчерашнего дня, восстановить в подробностях события прошедшей недели. Какой настрой у вас преобладал? Наполняла ли вашу душу уверенность или ее терзали бесконечные сомнения?

Вспомните пики своей уверенности и провалы в бездну неуверенности. Как в том и другом случае звучал ваш голос? Как работала голова? Каким было выражение лица?

По тому, как улыбается человек, тяжело или легко, всегда можно определить его настроение. В дзен-буддизме есть прием, позволяющий автоматически исправить настроение и вселить уверенность.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе улыбнитесь. И так несколько раз до закрепления навыка, до автоматизма.

Добейтесь того, чтобы ваши глаза тоже освещались улыбкой.

Сначала поверь в себя сам, а потом в тебя поверят другие.

А. Пугачева

Обретению уверенности способствуют занятия спортом. Значительно повышает уровень уверенности профессионализм человека в той или иной сфере деятельности. В любом случае наш позитивный опыт укрепляет веру в себя, веру в свои силы.

Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе; двигаясь по снегу, имей мужество пройти по скользкому мосту. На опасных поворотах жизни имей мужество двигаться дальше, иначе застрянешь в яме.

Хун Цзы Чен

Если у вас хоть когда-либо были проблески уверенности, эта техника для вас.

Вспомните моменты, когда вы испытывали чувство максимальной уверенности в себе. Может быть, успешно сдали экзамен, показали лучший результат на спортивных соревнованиях, удачно выступили на концерте или просто что-то сумели сделать лучше других. Когда вы почувствовали себя героем? Еще раз эмоционально переживите этот момент. Отметьте теперь спорные симптомы вашей уверенности.

Для закрепления опыта надо на запястье левой руки надеть медицинскую резинку. Повторяя вышеописанную технику, при наплыве неуверенности оттяните и резко опустите резинку, закрепив болевым ощущением чувство неуверенности. Боль заблокирует ее. А вызвав в себе состояние уверенности, подкрепите его положительной эмоцией, например, выпив чашку ароматного кофе или съев шоколадную конфету.

Вера в себя — это вера в то, что в вас есть нечто большее, чем вы о себе знаете.

Митрополит Антоний

5. Верность

Верность — это необходимое условие доверия. Вы должны хранить верность своему учителю, своим друзьям, Родине. Верность делает возможным взаимное доверие.

Расскажу такую историю.

Давным-давно в Азии жил один царь. Никто не видел его липа, потому что всегда, встречаясь со своими министрами и чиновниками или выходя к народу, царь надевал маску, имевшую строгое и торжественное выражение. Все чиновники и простой люд уважали, слушались и боялись его. Благодаря этому он очень успешно управлял страной.

Однажды супруга сказала ему: «Если для управления страной ты должен носить маску — значит, люди уважают маску, а не тебя». И чтобы доказать супруге, что именно он, а не его маска управляет страной, царь решил снять маску и показать чиновникам свое настоящее лицо.

Теперь чиновники могли видеть выражение его лица и догадываться, о чем он думает. И вскоре они перестали бояться паря. Прошло несколько месяцев. Ситуация во дворце все ухудшалась. Царь утратил ту торжественную значительность, которая внушала людям страх. Хуже того, чиновники начали терять уважение к нему.

Вскоре царь осознал, что среди его чиновников больше нет единодушия. Он терял власть над страной, которая погружалась в хаос. Нужно было что-то предпринять, чтобы вернуть себе уважение народа и способность управлять страной. И царь приказал обезглавить тех чиновников, которые видели его настоящее лицо, а на их места назначил новых. Он снова надел свою маску; и вскоре страна опять стала единой и управляемой.

Есть ли маска на вашем лице? Может быть, люди верны не вам, а вашей маске? Случалось ли вам снимать свою маску и видеть в зеркале свое настоящее лицо? Это помогло бы вам обрести смирение.

6. Воля

Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ одновременно.

А.С. Макаренко

Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности: не девая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую   волю.        

к.д. ушинский

Все победы начинаются с побед над самим собой.

Л.М.Леонов

В одной старинной китайской истории рассказывается о девяностолетнем старике, который жил вместе со своими сыновьями, невестками и внуками у горы Бэй. Перед его домом возвышались две горы, Тайсин и Ваньу, мешавшие проехать в центр округа. Однажды старик решил срыть эти горы и выбросить грунт в море. Услышав об этом, соседи стали смеяться над стариком. Но он сказал им: «Нет ничего невозможного! Я скоро умру, но у меня есть сыновья, а у сыновей дети и так далее. Разве не под силу им срыть эти горы? Ведь недаром говорят: «Было бы желание, а способ найдется».

Одним из условий становления личности является воспитание силы воли. Мало ли людей умных, но пасующих перед трудностями, отступающих при встрече с препятствиями или просто не способных длительное время напрягаться, чтобы довести начатое дело до конца? Воля представляет собой ту силу, с помощью которой человек способен добиваться поставленной цели. Благодаря воле человек побеждает страх, преодолевает усталость, мобилизует свои скрытые резервы, не поддается соблазнам, мешающим довести до конца задуманное.

Мне довелось услышать такую историю.

Еще до войны с фашистами пловец-марафонец Николай Корниенко был признан на действительную службу и проходил ее на одном из кораблей Черноморского флота. Во время войны, когда боевые действия приближались к Крыму, он был откомандирован в артиллерийский дивизион морской пехоты. В ходе одного из боев на Крымском перешейке дивизион оказался отрезанным от своей базы, расположенной на противоположном берегу залива Сиваш. А туда необходимо было доставить важные документы. Корниенко вызвался сделать это вплавь. 29 октября 1941 г. он начал свой отнюдь не спортивный заплыв через Сиваш. Вода была холодной, что намного усложняло выполнение задачи. А плыть нужно было около 18 км. Несгибаемая воля и мужество помогли Корниенко успешно завершить заплыв, несмотря на то, что он пробыл в ледяной воде почти восемь часов. Николай сдал документы военно-морской базы. Он был награжден орденом Красного Знамени.

Можно воспитать свою волю, если, например, ежедневно заставлять себя делать то, чего делать не хочется, каждый раз преодолевая очередное нежелание: нежелание рано вставать, нежелание идти в холод на тренировку и т.д.

Скажем, ты решил делать по утрам физзарядку. Первый день машешь руками и не нарадуешься: «Порядок! Буду так упражняться каждое утро — никто меня никогда не одолеет». И на второй и на третий день все идет хорошо. Но вот на пятый день ты вдруг вспоминаешь, что нынче воскресенье. Известно, что в воскресенье — выходной. Сразу находится множество причин, позволяющих поваляться лишние полчаса в кровати.

Вот тут и требуется проявить волю. Убить лень, одолеть все «благовидные» причины, мешающие довести принятое решение до конца, и заставить себя сделать то, чего делать не хочется.

Взял ярмо — тащи его (пословица). Взявшись за гуж, не говори, что не дюж (пословица).

Для воспитания воли ставьте перед собой кажущиеся невыполнимыми цели и делайте все возможное для их достижения. Постепенно вы сами осознаете, что ничего невозможного нет.

Сильная воля воспитывается в борьбе с вредными привычками и чертами характера (курение, вспыльчивость, гнев). Для начала примите твердое и бесповоротное решение избавиться от них и на первых порах избегайте тех условий, в которых они могут проявиться. После этого старайтесь ни разу не отступать от поставленной цели, следуя выбранному направлению и не отклоняясь в сторону, а тем более не оглядываясь назад.

Умение преодолевать себя в повседневной жизни, хотя бы в мелочах, в значительной степени помогает выработке веры в свои силы, а значит, способности управлять собой.

Приведу один из рассказов о знаменитом китайском поэте Ли Бо.

В молодости Ли Бо учился в школе далеко от родного дома. Ему не хватало силы воли, и он решил бросить учебу и вернуться домой. По пути он встретил старуху, сидевшую возле своего дома. В руках она держала металлический пест, которым водила по камню. Ли Бо удивленно спросил, что она делает. Старуха ответила: «Я хочу выточить из этого песта иголку». Услышав это, Ли Бо устыдился и решил вернуться в школу. Впоследствии он стал одним из величайших поэтов Китая,

7.        Выносливость, настойчивость и терпение

Без труда не выловишь рыбку из пруда (пословица).

Терпение и труд все перетрут (пословица).

Глаза страшатся, а руки делают (пословица).

Все человеческое умение — не что иное, как смесь терпения и времени.

О.Бальзак

Выносливость, настойчивость и терпение — это проявления сильной воли. Люди, которые добиваются успеха, не обязательно самые умные, но непременно терпеливые и настойчивые.

Два дервиша пустились однажды в дальнее странствие. Один был слаб здоровьем, но все время постился и ел не чаще одного раза едва дня. Другой был здоров и ел трижды в день. Вот пришли они в какой-то город. Там их приняли за лазутчиков, схватили и повели к судье, а пока суд да дело, посадили в тюрьму и морили голодом. Через две недели выяснилось, что пришельцы ни в чем не виновны. Было приказано выпустить их. Когда открыли дверь, то с удивлением увидели, что здоровый из странников умер, а немощный жив. Один из судей при этом сказал: «Было бы странно, случись все наоборот. Умерший привык много есть, потому и погиб. Этот же терпелив, приучил себя подолгу обходиться без пищи, вот и остался жив».

Для начала старайтесь ставить перед собой только простые и реально выполнимые задачи. Например: с 16 до 19 часов я не смотрю телевизор и готовлю домашнее задание. Скорее всего, вы три часа просидите над учебниками, глядя в потолок. Что ж, пусть будет так, но зато телевизор вы не смотрели, и это уже победа! Поставим новую задачу: выучить два предмета на совесть. И не ради получения хорошей оценки, а чтобы доказать себе, что вы это можете. Пусть эта задача будет решена не сразу. При должной настойчивости и терпении результат непременно придет.

8.        Смелость

Смелыми не рождаются — смелыми становятся (пословица).

Смелым помогает сама судьба.

Цицерон

Смелость города берет (пословица).

Смелых и смерть боится (пословица).

Быть смелым — значит постоянно и решительно преодолевать страх, сомнения, мимолетное настроение, иногда вредный инстинкт самосохранения и всегда, при всех обстоятельствах поступать так, как требует дело, которому ты служишь.

Смелость — не дар Божий. Она поддается воспитанию. Большинство людей понимают это, но многие ребята совершают одну и ту же и весьма серьезную ошибку.

« Буду тренировать смелость!» — решает паренек и тут же начинает искать точку приложения своих сил. Один такой решительный человек спрыгнул с крыши двухэтажного дома в сугроб шестьдесят три раза подряд. Другой «тренировал» смелость, спрыгивая на ходу с пригородного поезда.

Настоящая смелость не должна быть слепой. Не всегда риск — благородное и нужное дело. Я убежден, что каждое действие человека, каждый его поступок должны иметь оправдание. Если ты рискуешь здоровьем, благополучием, даже самой жизнью ради счастья, спокойствия, долголетия других людей — слава тебе и великий почет! А если ты рискуешь ногами (как прыгун с крыши) или головой только для того, чтобы пощекотать нервы себе или товарищам, продемонстрировав удаль перед всем светом, то дело это несерьезное, нестоящее и скорее свидетельствует о тщеславии, чем о растущей не по дням, а по часам смелости.

Смелость и лихачество — разные стороны разных медалей.

Гору красит камень, человека голова (башкирская пословица).

Вам интересно знать, что выбито на обратной стороне медали, отмеченной символом лихачества? Скажу прямо — обыкновенная глупость. Но как все-таки тренировать, воспитывать в себе смелость? Универсальных советов на этот счет нет, но два направления можно выделить.

Во-первых, всегда, даже в самых трудных случаях жизни, отстаивайте правду, в которую вы верите, которой преданы. На этом пути обретают смелость душа и ум человека.

Во-вторых, тренируйтесь, где только можете — на слаломных трассах, на горных тропах, на пружинящих под ногами рингах, на татами. На этом пути обретает смелость ваше тело.

И имейте в виду, что одно направление не заменяет другое. Оба должны идти параллельно.

Смелость часто путают с храбростью. Но это несколько разные вещи. Храбрость является внешним проявлением смелости. Например, смелость для принятия вызова говорит о том, что своим разумом вы поняли ситуацию и приняли решение. Храбрость вам потребуется уже для того, чтобы привести это решение в жизнь. Храбрости без смелости хватает ненадолго. Без смелости, предполагающей глубокое понимание вызова, она слепа и глупа.

Вот одна из историй на эту тему.

Однажды войско княжества Цзунь вторглось в княжество Чжень. Чженьский правитель отправил к цзуньцам парламентера, узнать условия отвода войск. Цзуньский князь Вэнь выставил два требования: во-первых, чтобы молодой князь Лань был объявлен наследником, во-вторых, чтобы министр Шу, возражавший против кандидатуры Ланя, был выдан цзуньиам. Правитель княжества Чжэнь отказался принять второе условие. Тогда министр сказал правителю: «Княжество Цзунь требует меня. Если я не явлюсь, нзуныш не отведут войска. Получится так, что из-за страха смерти я пренебрег гражданским долгом!» «Если ты явишься к ним. — сказал правитель, — то непременно погибнешь. Я не могу тебя отпустить». « Почему бы не отпустить одного министра, если это спасет народ и страну?» — спросил Шу. Тогда чженьский правитель со слезами на глазах приказал стражникам проводить Шу в ставку шуньцев.

Увидев Шу, цзуньский князь Вэнь сразу приказал приготовить большой котел, чтобы, сварить того заживо. Но совершенно спокойный Шу сказал: «Я надеюсь, что вы дадите мне последнее слово». Князь Вэнь попросил его говорить покороче.

Шу сказал: «Мой господин считает меня невиновным, категорически отказывался отправить меня к вам. Я сам настоял на том, чтобы прийти сюда и спасти Чжень от опасности. Я такой человек: точное предсказание событий называю мудростью, любовь к своей стране и народу верностью и патриотизмом, стойкость перед лицом опасности называю смелостью, а желание умереть ради своей страны называю человеколюбием. Можно ли поверить, что человеколюбивый, мудрый, верный и смелый министр будет казнен в государстве Цзунь?» Затем, прислонившись к котлу, он закричал: «Отныне каждый, кто служит своему правителю, должен помнить о том, что случилось со мной!»

Услышав эту речь, князь Вэнь изменился в лице и приказал немедленно освободить Шу. Он с почетом был отослан обратно в Чжень.

Возможность победы заключена в противнике. Непобедимость в тебе самом.

Сунь-Цзы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"

Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа  Николая Семеновича Лескова...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности».

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...