ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
статья

В педагогических материалах дается определение целеполагания, роли этого сознательного процесса  в педагогической деятельности и образовани. В сатье освещаются факторы, которые вляют на выработку целей воспитания, рассматриваются виды целеполагания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselepolaganie.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

          Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели есть, во всяком случае, дело науки…

                                                                                                          В. М. Бехтерев

          Целеполагание в педагогике – это сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, вид духовной активности, опирающийся на знание об объекте деятельности и методику применения средств. В педагогической литературе целеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, включающее:

  • обоснование и выдвижение целей;
  • определение путей их достижения;
  • проектирование ожидаемого результата.

          Генеральные, общие задачи или задачи курса формулируются в учебной программе, государственном образовательном стандарте, то частные цели и задачи, в том числе для конкретного вида деятельности (учебной, образовательной, просветительской, воспитательной) конструируются и корректируются педагогом, воспитателем (родителем) с привлечением обучающегося, воспитанника (ребенка).

          Выделяются: глобальная или идеальная цель, конкретно-историческая цель деятельности педагога, воспитателя (родителя) в конкретных условиях педагогического процесса, личная цель.

          Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне гармонично развитой личности. Эта цель была сформулирована в трудах выдающихся мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.).  Научное обоснование этой цели было сделано в XIX веке. Необходимость всестороннего развития личности обусловлена высоким уровнем требований социально-экономического развития к личностным качествам, а также потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики и образования выделялись разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков и способностей ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

          Конкретно-историческая цель – это цель, сформулированная с учетом особенностей конкретного исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Целеполагание не первично в организации человеческой деятельности. 
Первичность цели - это лишь одна из точек зрения, а не абсолютная истина. 
В XX веке учение о цели считалось идеалистическим учением и критиковалось, философы марксизма больше интересовались классовыми интересами, а не целями. Но были и иные точки зрения, которые подтверждают свою актуальность в современное время.

Целеполагание можно рассматривать как непрерывный процесс. Неотождествленность цели и реально достигнутому результату становятся основой для переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию. Надо отметить, что учение о цели настолько масштабно, что породило много развитых и совершенных философских систем, но не одна из этих систем не решила вопрос о цели и о целесообразности окончательно.

          Целеполагание является идеальным мысленным предвосхищением результата какой-либо деятельности, главным мотивационным компонентом для человека. С одной стороны, цель имеет черты несбыточного, нереального - идеализированного результата, к которому возможно только стремится, с другой - цель может быть чем-то весьма реальным, достигаемым и планируемым. В педагогике под целью воспитания следует понимать заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовки подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

          Вообще, равновесие на оси «человек-общество» на уровне целей достигается корректировкой в соответствии с динамикой развития общества. Общество в своем развитии постоянно как бы «обгоняет» воспитание и образование, подталкивает их к научному переосмыслению, а затем и к реформированию. Задача педагогической деятельности на каждом этапе – установление соответствия воспитания уровню развития общества по всем основным и надстрочным направлениям и параметрам, когда цели, содержание, методы и формы педагогической деятельности зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.

          Во все времена проблема постановки цели воспитания является актуальной, она очень зависима  от государственной и национальной принадлежности, она показатель общественного благоустройства.

Януш Корчак в книге «Как любить ребенка» писал: «Ребенок - папирус, убористо заполненный мелкими иероглифами, ты сумеешь прочесть лишь часть их, некоторые же тебе удастся стереть либо вычеркнуть и наполнить своим содержанием. Страшный закон. Нет, прекрасный. В каждом твоем ребенке он кует первое звено в бессмертной

цепи поколений». Какой глубокий смысл  в словах, какое содержание - философия взращивания и воспитания, философия образования. Не все мы можем постигнуть в этом мире, не всего можем достигнуть, проживая свой путь, но главное наше предназначение – дети, наша ноша, наше  настоящее, наше будущее.

К. Д. Ушинский говорил о воспитании,  как  о целенаправленном педагогическом  процессе  «управления личностью», цель которого – подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, умеющего сочетать свои интересы с интересами общества, своего народа и всего человечества. Константин Дмитриевич подчеркивал важность целеполагания в педагогике («О пользе педагогической литературы», «Опыт педагогической антропологии», «Проект учительской семинарии», «Родное слово»).

Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе.

Сегодня педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, то есть вопросами воспитания, обучения и образования. И, соответственно, цель сегодняшнего педагога резко отлична от цели «детоводителя».

         Любая из сфер бытия человека подвержена сегодня существенным трансформациям. Радикальные изменения претерпевает и сфера мышления, и, прежде всего, основания и содержания образования. Адекватное решение жизненно важных вопросов во многом зависит от того, в какой мере и на какой социальной основе люди смогут обеспечить управление общественной жизнью, какими ценностными и, в частности, целевыми критериями будет руководствоваться человечество. Все это делает актуальным изучение критериев выбора социальных целей, оценки эффективности человеческой деятельности и в связи с этим - философский анализ сущности целеполагания и деятельности человека вообще, и, прежде всего, в сфере образования.  Все эти процессы сопровождаются многообразными инновациями в сфере теории и практики образования, порождая тем самым необходимость общего анализа и сопоставления различных, а зачастую и противоположных по своим глубинным философским основаниям методологических установок, используемых в решении проблем и задач современного образования.

          На выработку целей воспитания влияют следующие факторы:

  • потребности детей, родителей, педагогов, образовательного учреждения, социального окружения, общества в целом;
  • социально-экономические условия и условия образовательной организации;

  • особенности детского  коллектива, индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.

         Источниками целеполагания  всегда являются: педагогический запрос общества – родитель-ребенок-педагог.

В истории педагогики были разные подходы  и всегда будут разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии. Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.

Цель деятельности воспитателя (родителя) конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей воспитанника (ребенка), личного опыта и возможностей конкретной образовательной организации (семьи).

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. 

Выделяют свободноежесткое и интегрированное целеполагание.

  • При свободном целеполагании организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания.
  • При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом.
  • При интегрированном целеполагании цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

          Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

1) диагностика учебно-воспитательного процесса и анализ его результатов;

2) проектирование педагогом воспитательных целей и задач;

3) организация коллективного целеполагания;

4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

         

          Целеполагание предполагает выделение перспективных и промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие,

средние и дальние перспективы), а также постановку конкретных воспитательных задач как путей их достижения. Для того чтобы учебно-воспитательные цели достаточно полно отражали специфику педагогического процесса, в их формулировке должны в явном виде отображаться деятельность педагога как организатора деятельности обучающихся, деятельность самих обучающихся и тот объект, на который направлена деятельность обучающихся.

          Планирование можно рассматривать как систему мероприятий по достижению заранее поставленной цели, оно основано на достоверных знаниях о возможных будущих ситуациях и событиях, о способах и методах соединения цели со средствами. Соотношение между целеполаганием и планированием имеет диалектический характер. Целеполагание предшествует планированию, оно задает направленность и общий характер планирования, планирование конкретизирует и уточняет целеполагание с учетом объективных условий.

          На начальных этапах планировании важно:

  • сконцентрировать внимание на действительно значимых моментах;
  • самоопределиться с собственными целями;
  • определить направления, по которым следует двигаться, и совершаемые при этом действия;
  • исключить сомнения и тревогу;
  • повысить уровень мотивации на успешное достижение цели;
  • определить действия, которые необходимо выполнить для достижения результата;
  • эффективно применять имеющиеся навыки и ресурсы;
  • обрести уверенность в правильности собственных действий.

          На практике правильная постановка цели зачастую является довольно трудной задачей не только для ребенка, но для  родителя, педагога. Любая деятельность может быть обречена на провал, если неверно поставлены задачи для достижения результата.

          Рекомендации.

  • При мотивировании ребенка к правильному целеполаганию необходимо привести примеру успешных людей, которые достигли хороших результатов в своей деятельности, потому, что умели правильно ставить цели.
  • Ребенок, родитель, педагог должен быть объективен в оценке собственных человеческих ресурсов, которыми он обладает для достижения поставленной цели.
  • Родитель, ребенок, педагог всегда могут получить профессиональную психолого-педагогическую помощь в понимании себя, осознании собственных ресурсов, вариативности своего развития и компенсационных возможностях.
  • При целеполагании родителя, ребенка и педагога стремление  к гармонии, позитивной и обоюдно важной деятельности является залогом успешной

  • реализации поставленной цели. Важно учитывать, что ценностно-потребностная сфера   личности  представляет  собой   систему   формальных

общественных ценностей, наполненную индивидуальными потребностями. Личность комфортно чувствует себя в данном социуме, если ее индивидуальная потребностная структура бесконфликтно встраивается в систему «общественных ценностей», в противном случае вероятно возникновение внутриличностного конфликта.

  • Задача родителей заключается в том, чтобы через внутрисемейное взаимодействие, в первую очередь детско-родительские отношения, влиять на формирование ценностно-потребностной сферы личности с младшего возраста ребенка, когда он еще не имеет самостоятельной среды жизни, не приобрел отдельного самостоятельного образа жизни и деятельности. Это поможет научить ребенка ставить перед собой цели и достигать их.

         

          Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.

Ральф Уолдо Эмерсон

С. Е. Афанасьева, социальный педагог 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока. Целеполагание.

Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...

Проектирование современного урока. Целеполагание. Презентация.

Презентация для проведения первого занятия Школы молодого специалиста....

"Целеполагание при проектировании урока"

Материал к семинару "Современный урок - личностно-ориентированный урок"....

Особенности целеполагания уроков производственного обучения

В статье раскрывается сущность процесса обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание производственного об...

Целеполагание и компетентностный подход

Целеполагание и компетентностный подход...

Целеполагание - основная функция управления

Данная презентация содержит материал для проведения обучающего семинара для учителей или зам. директоров по УВР....

Конструирование учебного занятия на основе целеполагания

Статья о конструировании учебного занятия на основе целеполагания. Приведен разработки урока геометрии в 8 классе с использованием данного теоретического материала...