Методические разработки к занятиям по разделам "Я - человек", "Я - гражданин России", "Труд красит человека", "ЗОЖ", "Мир прекрасного".
учебно-методический материал

Татьяна Валерьевна Подлипаева

Методические разработки к занятиям:

1.МАСЛЕНИЦА (КВН, презентация)

2.Нравственные приоритеты семьи (конспект, презентация)

3.Агитбригада здорового образа жизни.

4.Жить с достоинством - что это значит?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

Агитбригада

«Мы за здоровый образ жизни!»

Кружок «Мир вокруг меня»


ЦЕЛИ: способствовать формированию антинаркотических установок и изменению отношения учащихся к ПАВ, пропаганда здорового образа жизни.

Задачи: Формирование навыков уверенного поведения, повышение информированности о видах группового давления.

1. ПРИВЕТСТВИЕ ВЕДУЩЕГО.

Название нашей акции « Скажи нет наркотикам!» выбрано не случайно. Во всём мире 1 декабря принято считать днём борьбы со СПИДом. Чтобы лучше разобраться в этой проблеме, предлагаем всем разойтись по секциям и впоследствии переходить из одной секции в другую.

2. РАБОТА В СЕКЦИЯХ.

СЕКЦИЯ № 1.

Игра «Поменяйтесь местами».

Игра проводится в парах. Участник должен уговорить своего напарника поменяться местами. Уговаривать можно любыми способами, но без применения физической силы.

     Обсуждение увиденных в игре способов оказания давления.

Давайте теперь узнаем, кому же удалось уговорить поменяться местами? Каким способом вы этого достигли.?

Особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, так как человек обычно стремиться быть членом какой-либо группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы. Мы довольно часто не можем противостоять ему, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого. Одна из разновидностей давления – подражание окружающим ( «стадное чувство»), например, в ситуации паники. В толпе человек может делать то, чего никогда не стал бы делать в одиночку.

Попытки заставить другого что-либо делать без объяснения причин, а лишь путём обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п. называют давлением.

ВИДЫ ГРУППОВОГО ДАВЛЕНИЯ.

лесть

похвала

шантаж

подкуп

уговоры

обман

угрозы

запугивание

подчёркнутое внимание

насмешки

призыв «делай как мы»

Секция № 2.

 Отработка навыков распознавания способов группового давления.

Ребята делятся на пять команд, каждой раздаётся по карточке с названием вида давления. Нужно разыграть свой вид в предложенной ситуации. Задача другой группы – определить, какой вид давления использовался.

Ситуации:

1. Ребята предлагают однокласснику прогулять урок.

2. Ребята предлагают однокласснику пойти на позднюю дискотеку.

ВЕДУЩИЙ: Как вы думаете, какие качества характера помогают сопротивляться групповому давлению? Конечно, это уверенное поведение человека.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ. « Какой он – уверенный/ неуверенный/ агрессивный человек?»

Давайте подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себе человека от неуверенного и агрессивного. Как он выглядит? Что он говорит? Как ведёт себя в разговоре? Какое у него поведение?

Неуверенный: взгляд беглый или глаза опущены, может смотреть умоляющим взглядом, выпрашивает, плечи опущены, говорит тихо, переминается с ноги на ногу.

Обсуждение: какое чувство вызывает такой человек?

Агрессивный: грубый, резкий, нападает, угрожает, смотрит свысока, взгляд злой, говорит громко, плечи приподняты, может размахивать руками, ноги широко расставлены.

Обсуждение: какое чувство вызывает такой человек?

« Крутой» - это какой человек?

Ведущий: для того, чтобы быть «крутым», нужен какой-то атрибут: банка пива в руке, сигарета, золотая печатка, толстая золотая цепь, хороший автомобиль.

Если у крутого человека нет этого атрибута, выглядит ли он как крутой? Под «крутостью» скрывается неуверенное поведение: если этого атрибута нет, то я уже не «крутой».

 Ведущий: Ребята, давайте вместе подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себе человека.

 

На доску вывешивается плакат, и ребята обсуждают, согласны ли они с признаками уверенного поведения.

ПЛАКАТ «Признаки уверенного человека»

спокоен и доброжелателен

смотрит в глаза

вежлив и настойчив

не спешит, когда принимает решение

В споре говорит о поступках других, а не оценивает их как людей

легко говорит о себе, не боится раскрыть свои чувства и мотивы поступков

не проявляет враждебности или агрессии, так как ничего не боится

легко воспринимает критику, потому что для него главный судья – он сам

 называет истинные причины своего поведения или просьбы, так как считает их важными.

Обсуждение: какое чувство вызывает такой человек?

ВЕДУЩИЙ: Как вы думаете, какие качества характера помогают сопротивляться групповому давлению? Конечно, это уверенное поведение человека.

Секция № 3.

Способы отказа от предложения попробовать ПАВ.

Наиболее эффективные способы отказа:

Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами. Это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.

- «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?

- сменить тему: придумать что-то, что тоже интересно и не связано с приёмом наркотиков

- «продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз

- «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, что они врут или просто не знают последствий

- «упереться»: отвечать «нет» несмотря ни на что. Отстаивать своё право иметь собственное мнение

- испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять

- обходить стороной.

Ведущий: Всегда важно помнить о том, что человек в любой ситуации имеет право выбора, то есть имеет право принимать самостоятельные решения, и нам хочется, чтобы вы сделали правильный выбор.

Секция № 4.

Плакат, на котором нарисованы ладони. Надпись «Будущее в наших руках. Присоединяйтесь!»

На пальцах на плакате написать, какими качествами должен обладать человек, свободный от наркотиков.

Затем следует защита плаката.

ВЫВОД:

Будущее в ваших руках. Только объединившись, вы можете сказать НЕТ наркотикам.



Предварительный просмотр:

Система классных часов на тему

«Жить с достоинством – что это значит»

Класс: 6 Г

Классный руководитель: Подлипаева Т.В.

2019 – 2020 учебный год

Жить с достоинством — что это значит?

 «Человек — сам судья и сам творец каждого дня нашего»

— читаем мы в романе Ч. Айтматова «Плаха». Попробуем проанализировать хотя бы вчерашний день с точки зрения этого высказывания.

— Чем вы довольны в своем творении данного дня?

— Что бы вы осудили в самом себе?

—  Одобряя и осуждая, исходили ли вы из позиции деяния добра?

— Какие же критерии вы берете за основу одобрения или осуждения?

— Значит, то, что направлено на благо других, достойно одобрения. Основываясь на этом, остановимся на понятии «достоинство». Как вы его понимаете?

—  Все, что мы делаем, думаем, весь образ нашей жизни как-то оценивается. Верно?

—  Что же эту оценку определяет? Кто решает, что достойно, а что нет?

Ценность деяний человека определяется опытом предшествующих поколений, многовековой культурой, выявившей наивысшие ценности бытия. Этими ценностями определяется этическая культура как образ жизни, достойный или недостойный этих ценностей.

Выражение «общечеловеческие ценности» не случайное, и обращение общества к ним закономерно.

Следовательно, человеческая жизнь каждой отдельной личности должна быть достойна этих ценностей, ориентирована на них, верно?

— А выражение «жить с достоинством» как понимать?

— Жить согласно общечеловеческим нравственным ценностям, с «нравственным законом в душе», как говорит И. Кант.

— Что же для вашей души важно? Какие нравственные основы отношений, качества личности вы бы выделили особо?

Игра «Что угодно для души». 

Учитель предлагает из импровизированной «корзинки» ребятам выбрать качество, наиболее важное для нравственного закона его души (листок, который он вынимает, он же и заполняет, записав это качество). Игре предшествуют слова:

В моей маленькой корзинке

Много качеств разных есть,

Всех их нам не перечесть.

Выбирая, не спеши:

Бери, что важно для души.

— Видите, все названные вами качества и являются нравственными ценностями человеческой жизни. Жить по законам этих понятий — это и значит жить с достоинством.

Подумайте над тем, как определяется категория «достоинство» в словаре по этике, в словаре Ожегова.

Достоинство — категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности.

— совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе.

Исходя из этих толкований определите значение словосочетания «чувство собственного достоинства».

— Это чувство «себя», чувство своего «Я». А что главное в этом чувстве? Какова его основа?

— Самоуважение.

— Чтобы самоуважение не было гипертрофированно, преувеличено, соответствовало нравственному закону в душе, на чем оно должно быть основано?

—  Да, на уважении к другому. Только уважая другого, можно требовать уважения к себе.

— Выберите в качестве напутствия для себя одно из изречений, объясните свой выбор

[Изречения заготовлены на плакатных листах.]

Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он — человек, а потом уже за его личные достоинства (В. Г. Белинский).

Наиболее полно и концентрированно выражаются воспитанность и нравственная культура человека в том, чтобы мерить одинаковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство (Ф. Бэкон).

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства (Ф. М. Достоевский).

Большая ошибка — мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь (И. Гете).

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения (М. Монтень).

Сомнение в своем достоинстве — малодушное самоунижение (В. Шекспир).

Интеллигентус- понимающий

— Наши занятия подвели нас к осмыслению таких емких и глубоких понятий, как «интеллигентность», «интеллигент». Каков смысл этих понятий?

—  Какие нравственные качества характеризуют интеллигентного человека в настоящее время? На что мы можем опереться, чтобы их понять?

—  Конечно, это прежде всего нравственные ориентиры, формирующие нравственный закон в душе человека. Это и ощущение сопричастности своего «я» с другими, что помогает человеку почувствовать состояние другого, а значит и понять его, направить свои мысли и действия во благо ему. Это и ощущение причастности к нравственному опыту предшествующих поколений, многовековой культуре своего народа. И чувство ответственности за эту причастность, верно?

— Почему именно эти качества нами выделены в соотношении с понятием «интеллигентность»?

—  Какие из них вы бы выделили как определяющие для раскрытия данного понятия?

— Академик Д. С. Лихачев утверждает, что интеллигентность — проблема не только образования и воспитания, но и генетическая. А поверхностные, «космические» качества личности по наследству не передаются. Поэтому интеллигентность — это умение жить согласно передовому, гуманистическому мировоззрению, высоким идеалам, суровым нравственным требованиям. Это нетерпимость ко злу, несправедливости, способность противостоять плохим намерениям, нездоровым наклонностям, пошлым вкусам.

Интеллигентность не членский билет, выданный пожизненно. Это активная жизненная позиция. Интеллигентный человек — непременно личность, способная на неповторимость мыслей и чувств, смелость решений и поступков. В нем решительно преобладает сила добра, внутренняя свобода, твердая уверенность в себе, способность пострадать за правду.

«Жизнь интеллигента, как правило, сопряжена с судьбой важного для общества дела».

— Что вы думаете о словах Д.С. Лихачева?

—  Писатель В.П. Катаев утверждал, что чем больше интеллигенции в обществе, тем могучее строй. Как вы думаете, почему?

[Здесь учитель может провести небольшой экскурс в историю трагических лет нашего общества.]

—  А вот семантика слова «интеллигент». «Интеллигентус» в переводе с латинского — означает понимающий. И это мудро. Интеллигентный человек прежде всего способен понять другого человека, его душевные переживания. Он понимает свой долг перед Родиной, семьей, окружающими. Он понимает необходимость освоения духовных богатств, накопленных обществом. Отсюда возникает чувство причастности к духовному наследию общества. Интеллигентный человек понимает необходимость нравственных законов общества, ориентирован на них в своем образе жизни.

Как вы думаете, что является наиболее характерным для образа жизни интеллигентного человека?

— Конечно, доброта. Доброта, которая включает в себя и заботу, и милосердие. Один из героев М. Булгакова, Иешуа Га-Ноцри, называл всех людей добрыми, потому что так хотело его сердце.

— А чего хочет ваше сердце?

[Можно использовать прием «свитка». В результате перед учащимися и учителем проявятся, как на пленке, особенности нравственных устремлений ребят. Читая «свиток», учитель может рассказать ребятам, чего хочет и его сердце. Это может стать своеобразным душевным обращением к классу и отдельным воспитанникам, личным признанием взрослого, искренним пожеланием.]

— А теперь попробуем проверить, добры ли вы.

ТЕСТ

1. Как вы реагируете на просьбу о помощи, если своих дел невпроворот?

а) помогу, отложив свои дела;

б) попробую убить двух зайцев;

в) вежливо откажусь, объяснив ситуацию;

г) откажусь — и все: дела слишком важные.

2. А если просят родители?

а) помогу обязательно;

б) приложу все силы, чтобы помочь;

в) постараюсь;

г) трудно сказать;

д) не имеет значения: дело есть дело.

3. Уступаете ли вы место в транспорте?

а) да;  б) от случая к случаю;   в) нет.

4. Любите ли вы делать подарки?

а) да;   б) смотря кому;   в) нет.

5. Как вы подбираете подарки?

а) делаю что-то своими руками;

б) спрашиваю, в чем нуждается человек;

в) бегаю по магазинам;

г) ищу дома.

6. Любите ли вы детей?

а) очень;

б) своих братьев, сестер;

в) в чужом саду;

г) нет.

7. Как вы относитесь к животным?

а) я их люблю;

б) оставьте их в покое;

в) с ними хлопотливо;

г) брезгую.

8. Ладите ли вы с членами своей семьи?

а) да, стараюсь уступить, где можно;

б) да, лучше промолчать;

в) в зависимости от ситуации;

г) не вижу смысла.

9. Идете ли вы первым на примирение?

а) да;

б) если есть возможность;

в) когда как;

г) нет.

10. Сколько времени вы «дуетесь»?

а) денек-другой максимум;

б) денек-другой минимум;

в) могу очень долго.

11. Вы злопамятны?

а) нет;

б) не замечал;

в) могу быть и злопамятным;

г) да.

12. Как вы понимаете слово «доброта»?

а) необходимая частичка души;

б) нежное чувство;

в) нельзя ответить однозначно;

г) не знаю.

13. А вы добрый человек?

а) по-моему, да;

б) не знаю;

в) не очень.

А теперь подсчитаем:

1.а —0 б—1 в —2 г —3                  8. а —0 б—1 в —2г—3 д —5

2. а — 0 б—1 в — 2 г — 3 д—5        9. а — 0 б— 1 в — 3 г — 4

3. а — 0 б—1 в — 2                          10. а—1 6 — 2 в — 3

4. а —0 б —2 в —3                          11. а —0 б—1 в —3 г —4

5. а —0 б —2 в —3 г —5                 12. а — 0 б— 2 в — 3 г — 4

6. а —0 б —2 в —3 г —4                 13. а —0 б—1 в —2

7. а — 0 б—1 в — 3 г — 4

От 1 до 21. Вы — сама доброта. Окружающие в вас души не чают. У вас дома всегда кто-то есть: или друзей полон воз, особенно, если им жить негде или не на что; а может, зверей куча; кошки, собачки, птички. И если кошка до этого питалась на помойке, а собаку пнул какой-то пьянчуга — это обязательно ваш питомец. Что же, все отлично, только смотрите, чтобы вам на голову не сели. Есть еще люди, которые пользуются чужой добротой в своекорыстных целях.

От 22 до 40. У вас все в меру. Иногда вы бываете суровы и неприступны, как айсберг, иногда — нежны и добры, словно весеннее солнышко. Очень многое зависит от человека, с которым вы

общаетесь, и от ситуации. Вы даже можете вполне спасти кого-то, если это вам не повредит. Только следите, чтобы ваша доброта как можно меньше зависела от настроения.

От 40 до 55. Вам стоило бы быть добрее. И нежнее. Не только вам все должны, но и вы — окружающим. Не забывайте, что люди — это зеркало: как вы к ним, так и они к вам. Не слушайте вы свой ум, когда вас просят о помощи. Он откажет. Послушайте сердце, оно не подведет. И возьмите того котенка, которого вам подкинули под дверь, — вон он как жалобно мяукает

— Есть над чем задуматься?

— Так каков же он, современный интеллигент?

—  Народ давно создал его образ. И называете его просто и метко — хороший человек. А народная мудрость гласит: «Поговоришь с хорошим человеком — раскроется душа».

—  В качестве напутствия хочется предложить следующие изречения:

Хороший человек — тот, кто способен платить другому добром (Платон).

Быть хорошим — значит жить в согласии с самим собой (О. Уайльд).

Если слышать голос совести

—  Наши занятия позволили нам приблизиться к пониманию такой этической категории, как совесть. Попробуйте дать свое определение этому понятию.

(Учащиеся выполняют эту работу на листочках. Собирая эти листочки, учитель читает их. Важно посмотреть, в чем сходны определения ребят, что в их понимании выделяется как главное. Суммируя высказывания учеников, педагог подводит итог.)

—   Значит, совесть — это внутренний регулятор поведения, верно? Что же он регулирует?

—  Подумаем над приставкой «со» в словах: со-чувствие, со-переживание, со-страдание, со-весть.

— Получается, что «со» — это вместе. Вместе чувствовать, переживать, страдать, откликаться на весть. Кто же ее несет, эту весть?

—  Внутренний голос, твое внутреннее «Я», всегда откликающиеся на твои мысли, чувства, поступки. Значит, совесть — всегда внутренний диалог твоего «Я» с самим собой. Ведем ли мы этот диалог? Слышим ли голос своей совести? Латинская поговорка говорит, что «совесть — тысяча свидетелей». Как это понимать?

—  Вслушаемся в собственное многоголосье ...А для этого углубимся в само понятие «совесть». Попробуйте найти эпитеты, характеризующие совесть.

Ребята называют эпитеты, учитель записывает их на доске. Важно посмотреть, сколько и какие эпитеты подберут ребята. По мере прибавления эпитетов учащиеся задумываются над широкой палитрой определения совести и глубиной их значений.

—  Почему столь разные определения? Чистая, ясная, незапятнанная ... От чего это зависит?

—  В науке и литература встречаются образные определения, выявляющие различные нюансы этого духовного явления. Например, побуждающая, предупреждающая, сердитая, активная, пассивная, пропитая, уснувшая, задремавшая совесть.

—  Подумаем над ними: побуждающая — к чему? Предупреждающая — о чем? Сердитая — на что или на кого? Активная — в чем? Пассивная... — почему?

—   Попробуйте теперь дать определение своей совести. Она какая? Скажите это самим себе.

Здесь учитель может использовать прием «свитка», где учащиеся как бы зафиксировали каждый свое определение. При чтении «свитка» видна палитра определений, характеризующих их и класс в целом.

—  Кажется, нам есть над чем задуматься. Для этого надо услышать голос своей совести. А. С. Пушкин очень точно сказал: «... суд людей презирать нетрудно, суд собственный презирать невозможно...» Каков же голос вашей совести?

—  Совесть иногда рассматривают как голос общества в человеке, стоящий на страже потребностей, интересов, ценностей других. Л. Н. Толстой говорил: «Совесть — память общества, усвоенная отдельным лицом». Известный литератор Евгений Богат так определил совесть: «... это народ в тебе, это человечество в тебе, это твое бессмертие». Как вы это понимаете?

— Вот мы и вновь обратились к нравственным ценностям, выработанным опытом предшествующих поколений.

«Путь к формированию совести, — пишет психолог П. Симонов, — лежит через формирование развитой потребности «для других», через способность к сочувствию и сопереживанию».

—  Видите, мы опять пришли к этой значимой приставке «со».

Почему?

— Чтобы совесть как высшее духовное качество человека смогла развиваться, необходимо увидеть, почувствовать другого человека, понять его и, в первую очередь, конечно, близкого. Всегда ли мы к этому готовы?

— Какие же здесь мы можем дать советы самим себе?

—  Безусловно, необходимо духовное напряжение. Оно обязательно для человека. Русский философ, поэт и публицист В.С. Соловьев первичной основой нравственной личности считал три чувства: стыд, жалость и доброжелательность. Он считал необходимым, чтобы эти чувства стали живой тканью совести человека. Задумайтесь над словами великого философа. Эти чувства, безусловно, требуют нашего внутреннего напряжения, контроля. Отсюда совестливость как качество личности.

Прекрасный писатель В. Г. Распутин, посвятивший свои произведения поиску духовного начала в человеке, справедливо резюмирует:

Жить по совести — это значит быть личностью духовной, поступки которой соотносились бы вечным, передающимся из поколения в поколение представлением о назначении человека [14].

—  Второй совет — никогда не употреблять в отношениях с другими «запрещенные приемы».

— Что мы можем назвать «запрещенными приемами»?

— Да все, что направлено не на благо другого, а ранит, обижает и уязвляет его. Помните об этом.

—  В качестве напутствия себе выберите один из следующих афоризмов:

Совесть — это зритель и судья добродетели (античный афоризм).

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону (И. Кант).

Моя совесть есть не что иное, как мое Я, ставящее себя на место оскорбленного ТЫ... (Л. Фейербах).

— Какой афоризм вы выбрали? Почему?

— Постарайтесь ему следовать.

Жизнь как деяние

—  Известная мудрость гласит, что человек в своей жизни должен построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. Тогда его жизнь оправдана. Как вы можете прокомментировать эту мудрость?

—  Получается, что в основе человеческого бытия — деяния человека. Согласны ли вы с этим?

— Есть выражение — «Жизнь как деяние». А что можно считать деянием?

—  Вероятно, деяние как реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений, своего потенциала. Деяния — это не только конкретные физические действия, но и труд мысли, труд души. Согласны ли вы с этим?

— Тогда задумаемся об этом глубже. В произведении Г. Ибсена «Пер Гюнт» герой вдруг осознает нереализованность своей бурной жизни. Об этом ему кричат «клубки», которые должны были быть его мыслями:

О, если б были

Мы твои мысли!

Дал бы нам крылья —

Знали б нас выси...

Люди б с нами

Двинулись в дали.

Об этом шелест в воздухе:

Мы песни — ты нас

Не пел во все горло.

Но тысячу раз

Глушил нас упорно.

Об этом шепчут сломанные соломинки начинаний:

Твои начинанья,

Мы тщетными были!

Нас колебанья

Твои погубили!

Все мы в день Судный

Встанем, губя,

Петр безрассудный,

Против — тебя.

—  Попробуем осознать всю значимость этих слов. О чем могли бы сказать вам ваши мысли?

— Какие душевные порывы выражают ваши песни?

— Какую судьбу имеют ваши начинания?

—  Попытаемся осмыслить все это глубже, продолжив предложения:

Я часто думаю о___  .............

Для меня мир моих мыслей........

Люблю петь (слушать) песни___.

Моим любимым делом............

Начав что-то делать, я...........

— Какое представление о себе вы получили?

—  А теперь представьте себе вашу жизнь как большую гору, на которую вы взбираетесь. И вот вы имеете волшебную возможность, стоя на снежной солнечной вершине средь синего-синего неба, взглянуть на всю свою жизнь и определить, что вы сумели осуществить, какие ваши потенциальные возможности реализовались.

Представьте себе эту картину... Сосредоточьтесь на себе... Постарайтесь на листочке ответить на обращенные к себе вопросы:

Нравится ли тебе твое положение в жизни?

—  Что является главным сейчас для тебя в жизни?

— Как это главное связано с твоими поступками и делами?

—  Чего ты хочешь добиться в жизни?

—  Что может быть самым худшим в твоей жизни, во что может превратиться твоя жизнь?

[Вопросы записаны на доске. Ребята пишут ответы. Ответы — для размышления, углубления своего «Я».]

—  Посмотрите внимательно на собственные ответы. Составьте цельное впечатление «взгляда с горы».

— На какие мысли натолкнуло вас это размышление о себе?

— Можете ли вы сказать о себе:

Иду туда, где мне приятно, Тому внимаю, что понятно. Вещаю то, что мыслю я. . Могу любить и быть любимым. Творю добро, могу быть чтимым.

— Что этому может поспособствовать в дальнейшем?

—  Наверное, переживание, чувствование вашего проживания в этой жизни. Ведь определяется осмысленность самого процесса собственной жизни, внимание к большому и малому в нем, в проявлении своего «Я».

— Как вы думаете, чего чаще вы не замечаете в ваших проявлениях: «что» или «как»?

—  В том, как вы проявляете себя, раскрывается способ вашего взаимодействия с окружающим миром, с другим человеком. И ответная реакция других людей, отдача соответствует выбранному вами способу общения. Подумайте над этим и попробуйте найти примеры, подтверждающие это высказывание.

—  В жизни многое зависит от взаимодействия «что» и «как» в нашем собственном проявлении. От этого зависит и полнота ощущения жизни в каждый проживаемый момент. Иначе получается, что мы не живем, как говорит Паскаль, а лишь «надеемся зажить», всегда ожидаем счастья впереди, и поэтому никогда его не испытываем.

— А что для счастья надо вам?

— Как вы определите само понятие «счастье»?

— Помните значение этой приставки «со»/«с» — вместе? Счастье тогда, когда что-то происходит совместно, как часть чего-то: совместной жизни, деяния, мысли, радости. Следовательно, это всегда связано с причастностью к другим, другому, с совместной деятельностью, духовной жизнью человека с другими людьми. Что вы можете сказать об этом?

— По словам Спинозы, счастье не награда за добродетель, а сама добродетель. Согласны ли вы с таким определением?

—  Получается, что именно добрые деяния определяют цену человеческой жизни и, в конечном итоге, его счастье. В них он запечатлевает себя и оставляет память о себе. Его жизнь — его деяния. Если живут его деяния — живет и он. Именно поэтому человек должен в своей жизни построить дом, посадить дерево, вырастить своих детей. Очень глубок смысл этих слов.

Известный восточный поэт Саади говорил:

Делами обусловлен мир,

И ими же вся жизнь людей.

И все вращается вкруг дел:

Они, как ось для колеса.

Пусть эти слова будут напутствием вам по данному уроку.

Живая душа о жизни думает

—  Мы углубились с вами в размышления о жизни. Согласились, что жизнь человека наполнена его деяниями. А душа? Чем наполнена душа человека? К чему она стремится, чего требует?

—  В психологической науке есть термин — «потребности». Обратимся к словарю:

Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Попробуем определить ваши потребности, выяснив, что необходимо вам для существования и развития. Ответьте на вопрос: чего больше всего я хочу в жизни?

(Методика «свитка». Учитель, выделив на доске следующие группы потребностей: органические, материальные, социальные, духовные — записывает по мере чтения «свитка» названные учащимся потребности в соответствующую колонку.)

— Посмотрите внимательно, что у нас получилось. Какая вырисовывается картина? Какие потребности преобладают?

— Обратимся вновь к словарю:

Потребности выступают как такие состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека.

— Так к чему же направлены ваши мысли, чувства и воля?

—  Выделим потребности, наиболее значимые в вашей оценке.

Определим, какую именно сферу потребностей человека они охватывают. Органические — естественные физиологические потребности человека, например, стремление к безопасности; материальные — стремление к материальному благополучию; социальные — сфера межличностных отношений, положение в обществе, духовные — сфера мыслительной деятельности, чувств, самоопределения, самосознания.

Скажите, в самом человеке спорят ли между собой разные потребности? Или между ними лад и согласие?

— Представим себе их спор как реальное явление и постараемся его услышать. Кто возьмет на себя представительство каждой из обозначенных нами потребностей?

—  Приготовьте аргументы в пользу выбранной вами потребности.

— Кто готов вести диалог?

Работа творческая. Учащиеся по желанию пробуют вести диалог от имени названных потребностей. В диалог могут включаться и другие, аргументируя значимость той или иной потребности. Остальные — судьи, взвешивающие аргументы и решающие, кому отдать первенство.

Диалог проходит примерно так:

— Моя потребность включает стремление человека к ...

—  Я считаю, что это очень важно, значимо для человека, так как...

Здесь уделяется внимание аргументированности спора. Другие учащиеся могут включаться в диалог.

— Результатом удовлетворения данной потребности является ... Аргументированный диалог о значимости такого результата,

степени достижения его, возможных вариантах качественности.

— Результат человеческих усилий дает самому человеку..., другим...

Аргументация направленности результата — для самого человека, для других, для общества, для будущего.

— К какому же выводу приходят судьи?

Развивая выводы учащихся, учитель подчеркивает, что потребности человека не только спорят между собой за ведущее начало в человеке, но и соседствуют, гармонически дополняя друг друга. Человек, живущий в обществе, не изолируется от него, а, значит, стремится к удовлетворению социальных потребностей. Любой человек тратит время и усилия на удовлетворение материальных потребностей, стремясь обрести и наилучшим образом устроить свое жилище, обеспечить семье достойную человека жизнь. Мир чувств человека, его интеллект влекут его к духовным потребностям. Следовательно, отличает людей то, какая их потребность является ведущей, главной. И здесь приобретают особую значимость духовные потребности. Почему?

—  Как вы думаете, что имел в виду Д. Лондон, утверждая, что «истинное назначение человека — жить, а не существовать»?

— Какая разница в понятиях «жить» и «существовать»?

—  Сама потребность жить, т. е. ощущать жизнь — прежде всего потребность и переживание души человека. Попробуем убедиться в этом.

Жизнь человека окрашивает мир его чувств. От их палитры — разноцветье переживаний человека. События своей жизни человек

проживает через чувства, мир своей души. Назовите чувства, характерные для духовной потребности человека.

—  Остановимся на чувстве любви. Чем наполняет нашу жизнь любовь?

— Чем наполняет нашу жизнь мысль?

—  Известное изречение гласит: «Я мыслю — значит, я существую» (То есть я есть.) Мысль обогащает человеческий дух и жизнь.

—  Народная мудрость гласит: «Живая душа о жизни думает». Не это ли основная мысль нашего сегодняшнего занятия? Так пусть и ваша живая душа о жизни думает. Значит, мысль ведет ее по жизни. Это важно.

А напутствием пусть станут строчки В. Шекспира:

Расти, душа, и насыщайся вволю,

Копи свой вклад за счет бегущих дней

И, лучшую приобретая долю,

Живи богаче, внешне победней,

Над смертью властвуй быстротечной,

И смерть умрет, а ты пребудешь вечно.

Судьба и Родина едины

— Какие мысли появились у вас после предыдущего занятия?

— Скажите, размышления человека о жизни связаны с каким-то определенным местом на Земле, или такое место в мыслях не обозначено?

—  Мысли человека так или иначе обращены к дому, где он живет, к природе, которая его окружает, к земле, с которой связана его судьба. Как вы думаете, чем обусловлена такая связь?

Вероятно, накопившимся опытом, в котором воедино слились впечатления, чувства, привязанности человека к месту, где он родился и жил, к людям с их обычаями и традициями, к природе, его окружающей. Это настолько органично вплетается « нить человеческой жизни, что разорвать ее трудно, а порой невозможно. Вы можете представить эту нить в своей жизни разорванной?

—  Помните девиз гардемаринов — «Судьба и Родина едины»? Как вы относитесь к такому девизу?

— Может быть, нарушение именно этого единства так болезненно для русского человека, и поэтому не может он быть счастлив на чужбине?

—  Мы часто слышим, как людей, покинувших Родину, мучит ностальгия? Что это за чувство такое?

— Да, чувство Родины. И как любое другое чувство, оно может быть высокодуховным, сильным, а может быть слабо выраженным. Какому из них вы бы отдали предпочтение?

— Почему?

[Звучит песня «Поручик Голицын».]

—  Можете вы назвать другие песни, литературные произведения, где ярко выражено чувство ностальгии?

— Тоска по Родине и тоска по любимому человеку — сходные чувства?

— В чем?

«Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя». — говорил римский философ Сенека. Актуальна ли эта мысль сегодня?

—  От V в. до нашей эры до сегодняшнего дня — дистанция огромного размера. А мысль та же. Следовательно, любовь к Родине — чувство, проверенное веками. Задумайтесь над этим. Может быть, поэтому «судьба и Родина едины»?

—  А вот еще одна вековая истина: «Людей, покидающих отечество для чужих краев, на чужбине не уважают, а на родине чуждаются». Не кажется ли вам она очень современно звучащей?

— И эта мысль рождена в V в. до нашей эры. Она принадлежит греческому баснописцу-мудрецу Эзопу. Как видите, вековой опыт может помочь нам сегодня в решении жизненно важных проблем. К этому опыту важно только обращаться, задумываться о вечных истинах. Согласны ли вы с этим?

— Тогда попробуйте перенести в сегодняшний день одну из следующих пословиц [7,157—159]. Определите главную мысль, составив собственные афоризмы сегодняшнего дня или подобрав изречения из литературных произведений.

Дым отечества ярче огня чужбины (Античный афоризм).

Если ты лишний дома, станешь ли своим среди чужих? (Киргизская пословица).

На чужбине еще больше родину ценят (Афганская пословица).

Самое дорогое для человека на чужбине — родина. (Арабская пословица).

Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни (Осетинская пословица).

По окончании работы учащиеся зачитывают свои или подобранные ими изречения из литературных произведений, по которым делается общий вывод урока.

— В качестве напутствия-предостережения хочется предложить изречение римского поэта I в. Марциала: «Тот, кто всюду живет, нигде не живет».

А в качестве вопроса для размышления слова римского поэта, жившего до нашей эры, — Горация: «Кто, покинув отчизну, сможет убежать от себя?»

Занятие 8 Живите долго, праведно живите

—  Итак, ребята, каждый из вас, прослеживая свои поступки, осознавая самого себя, и свою сопричастность с другими людьми, задумался над тем, какой должна быть его жизнь.

—  Почувствовали ли вы ответственность этого «Я» за свои поступки, помыслы, отношения?

— Помогло ли это вашему пониманию себя и других?

— Испытали ли вы в связи с этим какое-то чувство относительно мысли и деяния во благо другого?

— Какие чувства помогут этому?

Можно ли сказать, что чувства — источник наших деяний, да?

—  И если чувства ориентированы на благо других, то и деяния будут благими, так?

—  А значит, и жизнь будет праведной. Как вы понимаете это слово?

— В словаре С. И. Ожегова «праведный» имеет два значения:

1. У верующих: благочестивый, соответствующий религиозным правилам.

2. Основанный на правде, справедливый.

Может быть, и действительно, слово «праведный» следует рассматривать как «ведать правду». В чем же она тогда, «правда»?

—  Видите, как бы вы ни мыслили, все равно возвращаетесь к основам нравственности.

Не погрешить в жизни против правил нравственности — это и значит жить праведно. И мне очень хочется пожелать вам: «Живите долго, праведно живите».

Здесь учитель может дать поучения из новозаветной Нагорной проповеди Христа. Комментируя и анализируя их, важно обратить

особое внимание на общечеловеческий смысл тех позиций, что обращены на отношения человека к окружающему и людям.

Глава 5

21. Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду».

22.  А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...

27. Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй».

28. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

42. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43. «... люби ближнего твоего...» Глава 6

2. И так, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры...

19.  Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут;

20. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут;

21. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Глава 7

1. Не судите, да и не судимы будете;

2.  Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

6. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7.  Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам...

12. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними... (Евангелие от Матфея)

Важно подчеркнуть также, что гуманистическая основа нравственных законов, простых норм нравственности созвучна с заповедями. Иначе и не может быть, так как общечеловеческие ценности вобрали в себя культуру веков, нравственный опыт поколений.

—  Видите, как тесно связано настоящее с прошлым. Без этой связи не будет будущего. Осмысливая нравственный опыт поколений, мы отбираем все наиболее ценное и стремимся его передать нашим детям, будущему поколению. Вот здесь и заложен самый глубинный смысл — что же ценно?

—  Попробуем проанализировать самих себя. В нашей памяти хранятся наиболее яркие впечатления собственной жизни. Они

формируют наш собственный опыт и жизненные ценности. Из чего складываются эти впечатления?

Все сказанное ребятами может быть представлено в виде следующей таблицы:

Книги

Поступки

Чувства

Отношения

Мысли

— Попытаемся проникнуть внутрь своей памяти и восстановить эти впечатления, оставшись наедине с самим собой.

По выделенным параметрам можно провести небольшой диалог или сочинение-миниатюру. Здесь важно помочь подросткам обратить свой взор в глубь своей души, проследить свой нравственный выбор, обрести ориентир в жизни.

—  Что вы увидели в этом небольшом исследовании, погрузившись в собственный опыт, оставивший след в вашей памяти?

Закончить урок можно небольшим отрывком из «Плахи» Чингиза Айтматова. Диалога Иисуса Назарянина и Понтия Пилата:

Все люди, вместе взятые, есть подобие Бога на земле. И имя есть той ипостаси Бога — Бог — Завтра. Бог бесконечности, дарованный миру от сотворения его. Наверное, ты, правитель римский, не раз ловил себя на мысли, что желания твои всегда к завтрашнему дню обращены. Сегодня ты жизнь приемлешь такой, какая есть, но непременно хочешь, чтобы завтра было иным, и если даже тебе сегодня и хорошо, все равно желаешь, чтобы завтра было еще лучше. И потому живут надежды в нас, негасимые, как свет Божий. Бог — Завтра и есть дух бесконечности, а в целом — в нем вся суть, вся совокупность деяний и устремлений человеческих, а потому, каким быть Богу — Завтра — прекрасным или дурным, добросердечным или карающим, — зависит от самих людей. Так думать позволительно и необходимо, того желает от мыслящих существ сам Бог — Творец, и поэтому о завтрашней жизни на земле пусть заботятся сами люди, ведь каждый из них какая-то частица Бога-Завтра. Человек сам судья и сам творец каждого дня нашего... [12, 153-154].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд красит человека

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса...

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...

Методическая разработка учебного занятия по воспитанию патриота и гражданина для учащихся 4-6-х классов. Тема: "Кронштадтцы на службе Отечеству"

Пояснительная запискаВ представленном конспекте описан ход занятия с учащимися  12-13 лет  в рамках авторской образовательной программы "Кронштадт - город морской и воинской славы" ГБОУ СОШ ...

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Анатомическое строение тела человека

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Анатомическое строение тела человека...

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Внутренние органы тела человека

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Внутренние органы тела человека...

Методическая разработка открытого занятия по физической культуре с детьми с ТНР "Тело человека"

Коонспект окрытого урока по физичсекой культуре в подготовительной группе компенсирующей направленности....

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...