Труд красит человека
методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме

Зубова Елена Александровна

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud_krasit_cheloveka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Августовская средняя общеобразовательная школа «Образовательный Центр»

Внеклассное мероприятие

для учащихся 5-х классов

«Труд красит человека».

Составитель:

Учитель истории и обществознания

МОУ Августовская СОШ «ОЦ»

Зубова Е.А.

2011г.


Введение.

Последние социологические исследования говорят о резком снижении среди молодежи значимости труда, об очень низкой внутренней готовности к трудовой деятельности. Социологи отмечают, что у многих подростков работа, профессия связываются не с развитием своих способностей, не с желанием принести пользу обществу, а с высокими доходами, с возможностью удовлетворить неограниченные; материальные потребности. Задача внеклассного мероприятия - привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков.

Цель:- расширить представление детей о значении труда  в жизни общества.

Задачи:

  • способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;
  • побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
  • Воспитывать положительное отношение, уважение к людям труда, к семьям одноклассников.

Подготовительная работа:

а)        предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему «Профессии наших родителей» по плану:

  • Чем занимаются ваши родители на работе?
  • Кто они по профессии?
  • Чем привлекает их эта профессия?

б)        назначить двух учеников на роли репортеров (слова - в тексте  сценария).

в) пригласить своих родителей на мероприятие.

План мероприятия.

      I. Проблемная ситуация. «Два плуга».

II. Интерактивная беседа.

  1.  Мини-лекция «Что труд дает человеку».
  2.  Игра «Окончание пословицы».
  3.  Игра «Ринг профессий».
  4. Игра «Угадай профессию».
  5.  Встреча с интересными людьми.
  6. Блиц-интервью «Моя любимая профессия»
  7.  Устные рассказы и презентация «Профессии наших родителей».
  8. Заключительное слово.
  9.  Подведение итогов (рефлексия).

Основная часть.

Ход занятия.

I. Проблемная ситуация. «Два плуга»

Тема нашего мероприятия «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

Учитель читает рассказ.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

  • Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
  • От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

II. Интерактивная беседа

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего урока.

  • Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
  • Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
  • Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
  • Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Примерные ответы детей:
  • Труд красит человека, а безделье его уродует.
  • Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
  • Только в труде человек может раскрыться.
  • Без труда человек заржавеет и заболеет.

Ш. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»

Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха? В нем труд - высшее мерило богоугодно человека. Еще один древний источник - «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков - это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны,  которые ничему не научились.

IV. Игра «Окончание пословицы»

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.

Деревья смотри в плодах... (а людей смотри в делах).

Терпенье и труд... (все перетрут).

Под лежачий камень... (и вода не течет).

Маленькое дело... (лучше большого безделья).

Горька работа... (да сладок хлеб).

Не везде сила: где уменье... (а где и терпенье).

Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).

Не спеши языком - ... (спеши делом).

Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).

Делу время... (потехе час).

Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).

Ищи невесту не в хороводе... (а в огороде).

V. Игра «Ринг профессий»

Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру «Ринг профессий». В игре участвуют 6 команд (по количеству рядов). Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. (Дети выходят к доске.) По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд, то она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание - начали!

Дети по очереди называют профессии,  проигравшие выбывают,  садятся на свои места.

Игра закончилась. Победил (номер) ряд! Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.

Победитель садится на место.

VI. Игра «Угадай профессию»

Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».

Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

  • Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
  • Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
  • Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха.
  • Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)

К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

VII. Встреча с интересными людьми.

Сегодня у нас в гостях люди этой замечательной профессии. Это дедушка и папа вашего одноклассника Ларькова Феди.  Они оба являются руководителями фермерских хозяйств, занимающихся растениеводством. Это Ларьков Ф.В. и Ларьков А.Ф.   Сегодня также  у нас в гостях дедушка и папа Зубова Саши. Это ветеран труда, заслуженный колхозник Зубов А.Е.  и Зубов О. А, который еще в школе был награжден знаками ЦК ВЛКСМ  «За отличие в труде», «За  успехи в труде», «Мастер- умелец» и «Золотой колос».

VIII. Блиц-интервью «Моя любимая профессия»

 А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.

К  учителю подходят два репортера.

Репортер 1. Мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.

Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают симпатии пятиклассники.

Репортер 1.У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия  больше всего нравится?

Репортер 2. И чем она вас привлекает? Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.

VIII. Устные рассказы. «Профессии наших родителей»

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Выступление Искрина Никиты о династии учителей. ( Рассказ о бабушке Искриной Т.Н. и папе Искрине С.А., презентация)

Выступление Ткач Наташи о династии библиотекарей. (Рассказ о бабушке Ткач М.Е. и мама Ткач Т.Н.)

 Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Дети рассказывают о профессиях родителей (презентация детей, выставка материалов.)

IX. Заключительное слово

В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда - это и принесет им счастье».

X. Подведение итогов (рефлексия)

 Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?

Примерные ответы детей:

  • Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говори о людях.
  • Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде, а не в хороводе.
  • Удивило, что мы знаем профессии, связанные, в основном, с шоу-бизнесом, а не с обычной жизнью.
  • Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая.
  • Заставили задуматься слова о земледелии. Эта профессия, действительно, самая полезная для души.
  • Подумаю, какие еще профессии могут быть полезными для души.

Приложение №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Труд красит человека»

Данный материал предназначен для проведения классных часов в 6-9-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Труд красит человека

План классного часаI.Проблемная ситуация. «Два плуга».II.Интерактивная беседа.III.Мини-лекция «Что труд дает человеку».IV.Игра «Окончание пословицы».V.Игра «Ринг профессий».VI.Игра «Угадай профессию»....

Классный час на тему: "Труд красит человека"

Задача классного часа – привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков....

Классный час "Труд красит человека".

Целью данного классного часа является формирование положительного отношения к труду, уважения к народу-труженику, профессионального самоопределения....

труд красит человека

мероприятие посвещено профессиям...

сочинение-повествование "Труд красит человека"

Урок развития речи, рассчитанный на 2 часа. Данный материал охватывает подготовительный этап работы. Учащиеся сами определяют тему  работы с помощью фотографий и картин. После формулировки темы п...

Методические разработки к занятиям по разделам "Я - человек", "Я - гражданин России", "Труд красит человека", "ЗОЖ", "Мир прекрасного".

Методические разработки к занятиям:1.МАСЛЕНИЦА (КВН, презентация)2.Нравственные приоритеты семьи (конспект, презентация)3.Агитбригада здорового образа жизни.4.Жить с достоинством - что это значит?...