труд красит человека
классный час (6 класс) по теме

Бондарева Людмила Николаевна

мероприятие посвещено профессиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.docx100.61 КБ

Предварительный просмотр:

Труд красит человека

Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества ; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Задачи: привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков.

Подготовительная работа с детьми:

А) предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему: «Профессии наших родителей» по плану:

-Чем занимаются ваши родители на работе?

-Кто они по профессии?

-Чем привлекает их эта профессия?

Б) назначить двух учеников на роли репортеров (слова в тексте сценария).

Ход классного часа

1.Проблемная ситуация. «Два плуга»

Классный руководитель. Тема нашего классного часа- «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга» Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

Учитель читает рассказ.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

2 .Интерактивная беседа

Классный руководитель. Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

-Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Ответы детей:

-Труд красит человека, а безделье его уродует.

-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

-Без туда человек заржавеет и может заболеть.

 

3    Мини-лекция «Что труд дает человеку

Классный руководитель. Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха? В нем труд – высшее мерило богоугодности и человека. Еще один древний источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

 Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

4.Игра «Окончание пословицы»

Классный руководитель. В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.

Деревья смотри в плодах, …(а людей смотри в делах)

Терпенье и труд…(все перетрут)

Под лежачий камень…(и вода не течет)

Маленькое дело …(лучше большого безделья).

Горька работа, …(да сладок хлеб)

Не везде сила: где уменье, …(а где и терпенье)

Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки)

Не спеши языком-…(спеши делом)

Любишь кататься- …(люби и саночки возить)

Делу время,…(потехе час)                                                                     

 Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде)

4.                                  Игра «Ринг профессий»

Классный руководитель. Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли вы знаете профессий. Мы поиграем в игру «Ринг профессий». В игре участвует 4 команды (по количеству рядов). Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. (Дети выходят к доске). По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд (раз, два, три), она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание - начали!

Дети по очереди называют профессии, проигравшие выбывают и садятся на свои места.

Игра закончилась. Победил ( первый) ряд! Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.

Победитель садится на место.

5.                                  «Угадай профессию»

Классный руководитель. Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».

Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

-Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.

-Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.

-Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха.

-Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия – питает всех. (Земледелие).

К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

7. Блиц – интервью «Моя любимая профессия»

Классный руководитель. А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.

К учителю подходят два репортера.

Репортер 1. Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.

Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают симпатии семиклассники.

Репортер 1. У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?

Репортер 2. И чем она вас привлекает?

Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.

8           Устные рассказы. «Профессии наших родителей».

 Классный руководитель. Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Дети рассказывают о профессиях родителей.

9. Заключительное слово

Классный руководитель. В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».

10       ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Классный руководитель. Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?

Примерные ответы детей:

-Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о людях.

-Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде.

-Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая

-Заставила задуматься о выборе будущей профессии.

Болгарская санаторная школа-интернат

                                                                                                           Подготовила и провела

                                                                                      воспитатель

                                                                                                                           II квалификационной категории

                                                                                            Бондарева Л.Н.

Болгар 2011год

Внеклассное мероприятие на тему

«Без труда нет добра»

Цели мероприятия:

- показать значение труда в жизни человека;

- расширять словарный запас школьников;

- развивать у них память, внимание, воображение, мышление, точность движений.

Оборудование: плакаты, разноцветные фишки, маски участников спектакля, принадлежности для конкурсов (куклы, белая бумага, цветные карандаши).

План мероприятия

I.       Вступительная часть.

II.    Конкурсная программа:

1 конкурс «Дом для города Будущего»

2 конкурс «Назови профессию»

3 конкурс «Загадки»

4 конкурс «Одень куклу»

III.  Спектакль по мотивам русской народной сказки «Колосок».

IV.      Подведение итогов конкурсной программы.

V.   Заключительная часть мероприятия

 

Ход мероприятия

I.       Вступительная часть (класс оформлен плакатами). Звучит песня Ю.Шустиковой «Песня мышонка».

Ведущая: Дорогие ребята! Все люди нашего края трудятся, чтобы преумножить богатство нашей страны. Мы в школе тоже начинаем трудиться, чтобы потом, когда вырастем, выбрать себе любимую профессию. А знаете ли вы, как много профессий на планете? Придёт время, вы все станете взрослыми, вам придётся самим строить дома, растить хлеб. И сегодня мы поговорим о труде!

1-ый ученик: Мы растём и день и ночь,

Чтобы вам скорей помочь.

2-ой ученик: Мы школьники-ребята

Тоже вам хотим сказать,

Что мечты у нас крылаты

И дела мечтам под стать.

3-ий ученик: Мы вчера с подружкой Надей

Долго думали в тетради,

Как решить один вопрос:

Кем же быть?

Вопрос не прост!

4-ый ученик: Можно выучиться быстро

На врача и на министра

Будь талант – для всех бы стала

Петь как Пугачева Алла!

 

5-ый ученик: Я люблю простор полей

Под солнышком лучистым,

Вот подрасти бы поскорей

И стать бы трактористом.

6-ой ученик: Я б космонавтом стать хотел.

7-ой ученик: А я министром иностранных дел.

8-ой ученик: А я рабочим стать хочу

Мастерство я изучу.

Ведущая: Да, мечты у вас «крылатые», а какие пословицы о труде вы знаете?

Дети называют пословицы о труде:

«Терпение и труд – всё перетрут»

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»

«Не трудиться, так и хлеба не добиться» и т.д.

 

II.   Конкурсная программа.

Ведущая: Сегодня нам предстоит узнать, кто у нас в классе самый трудолюбивый. Для этого разделимся на 3 команды (парты предварительно расставлены). Каждая команда в течение 2-х минут придумает название, связанное с темой сегодняшнего мероприятия.

1 конкурс «Дом для города Будущего».

Ведущая: Ребята, кто из вас знает, с чего начинается строительство домов? (прежде чем построить дом, надо расчистить строительную площадку, заложить фундамент).

Но задолго до этого создаётся рисунок – проект дома. Я предлагаю командам попробовать свои силы в разработке проекта домов для города будущего. (Время – 5 минут. В это время звучит музыка, затем проекты вывешиваются на стенде, работы оцениваются и вручаются разноцветные фишки).

2 конкурс «Назови профессию».

Ведущая: Начинают дом архитекторы, а заканчивают дом электрики, слесари, маляры.

Профессий много хороших и разных.

Задание конкурса: назвать профессию, зная, что делают люди на своей работе.

Строит дом - … (строитель)

Управляет самолётом - … (лётчик)

Рисует картины - … (художник)

Лечит животных - … (ветеринар)

Водит поезда - … (машинист)

Шьёт одежду - … (швея)

Лечит людей - … (врач)

Продаёт товары в магазине - … (учитель)

Дети по просьбе ведущей рассказывают, где и кем работают мамы и папы.

 

3 конкурс – загадок.

1. Встаём мы, когда вы спите,

И муку посеем в сите.

Докрасна растопим печь,

чтобы хлеб к утру испечь.

Кто это?                                                                (Пекарь)

2. Там где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдёт он, станет гладко,

Будет новая площадка.                                        (Бульдозер)

3. Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней.                             (Доктор)

4. Ходит по небу рука

Задевает облака,

А под нею гам т гром –

Вырастает новый дом.                               (Подъёмный кран)

5. За час всё поле обежал

Без серпа всё жито сжал.                                     (Комбайн)

6. Не лошадь, не вол, а плуг повёл.               (Трактор)

4 конкурс «Одень куклу».

Участвует один представитель от команды (желательно мальчик).

Ведущая: Хотя вы ещё ходите в начальную школу, и о профессиях только мечтаете, вы уже не сидите без дела. О каких делах идёт речь, нам расскажет Ваня (читает стихотворение)

Всегда найдётся дело

Для умелых рук,

Если хорошенько

Поглядеть вокруг.

Цыплёнка надо накормить,

Котёнка надо напоить,

Посуду надо перемыть.

И грядку надо поливать,

И куклу надо одевать.

А тот, кто дела не найдёт,

Пускай скучает целый год.

- Ребята, а у кого дома есть младшие брат или сестрёнка? Помогаете ли вы их одевать? Сейчас проверим.

III.      Спектакль по мотивам русской народной сказки «Колосок».(смотри приложение)

Ведущая: Дорогие ребята, сегодня вы много узнали о труде взрослых, научились и сами работать. А сейчас для вас сюрприз от самых трудолюбивых ребят – спектакль о труде.

IV.     Подведение итогов конкурсной программы.

Ведущая: Давайте подведём итоги конкурсов (Подсчёт фишек у каждой команды. Награждение победителя).

 

V.   Заключительная часть мероприятия.

Ведущая: В будущем, если вы будете очень стараться, то всё у вас получится.

А кем стать, я думаю, вы скоро решите сами.

Все работы хороши – выбирай на вкус!

Классный час на тему "Талант и труд"

[ Скачать с сервера (430.0Kb) ]

02.04.2010, 09:17

МОУ «Платовская средняя общеобразовательная школа» Классный час на тему: Талант и труд VIII класс Разработала – Емельянова Ирина Анатольевна 2008-2009 учебный год Методика проведения: лекция учителя с рассказами учащихся. Воспитательные задачи: 1. Расширить у учащихся круг представлений о работе выдающихся ученых как о напряженном и постоянном труде. 2. Связать воедино два понятия — «талант» и «труд», разъяснить учащимся понятие о таланте как составном элементе труда. 3. Стимулировать самооценку учащихся и процесс их самовоспитания. Подготовительный этап: 1. Поручить учащимся подобрать материал о том, как работали выдающиеся люди. 2. Заготовить плакат с высказыванием талантливой личности. 3.Подобрать материал психологического характера о способностях человека. 4.За несколько дней до классного часа, используя соответствующую учебную ситуацию, объявить, что ближайший разговор о жизни будет посвящен теме способностей человека и роли труда в их развитии. Содержательный материал классного часа. 1. Вступительная часть. И.Сельвинский
О ТРУДЕ
Во многом разочаровался
И сердцем очерствел при этом.
Быт не плывет в кадансах вальса,
Не устилает путь паркетом.

За все приходится бороться,
О каждый камень спотыкаться.
О, жизнь прожить совсем не просто -
Она колюча и клыкаста.

Но никогда не разуверюсь
В таком событии, как труд.
Он требователен и крут
И в моде видит только ересь.

Но он и друг в любой напасти,
Спасенье в горестной судьбе.
В конце концов он — просто счастье.
Сам по себе. Из особенностей личности, которыми обладает человек, наиболее удивительным явлением кажутся нам способности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Способности бывают различной степени развитости. Различают просто способных людей, людей очень способных и исключительно способных. Исключительно способных называют талантливыми. Талант всегда притягателен. Быть талантливым — значит переживать высочайшие минуты счастья, потому что талант помогает достигать наивысших результатов в творческой деятельности. Но способности не даны человеку в готовом виде от рождения. И они не развиваются сами по себе, без усилий самого человека. Только активная, напряженная деятельность может развить обычные способности до уровня таланта. 2. Основная (содержательная) часть. · Рассказ учащегося об истории становления таланта величайшего оратора Древней Греции Демосфена. С детства чахлый и болезненный, с неясным выговором и коротким дыханием, юноша Демосфен поставил перед собой задачу стать оратором. Требования к оратору того времени были суровыми: оратор должен был иметь величественный вид, громкий, но не крикливый голос, виртуозно владеть мимикой и жестом. Демосфен обучался красноречию у знаменитых риторов того времени. Первое его выступление однако было осмеяно народом. Демосфен начал работать над собой. Он устроил себе комнату в подземелье для занятий: учился актерской игре; укреплял голос; неясный шепелявый выговор одолевал тем, что, вкладывая в рот камешки, читал на память стихи; запоминая речи, которые ему приходилось слышать, он затем восстанавливал ход мыслей, выражал те же мысли иными речевыми оборотами. Труд Демосфена увенчался успехом — он завоевал славу лучшего оратора. Я: связь труда и таланта. Зависимость таланта от количества труда давно замечена. Великий изобретатель Эдисон говорил, что гений — это один процент вдохновения, а девяносто девять — потения. Если рассмотреть жизнь и деятельность великих мыслителей, то в этом легко убедиться. · Рассказ учащегося об Эдисоне, который до пятидесяти лет ежедневно работал в среднем по 19,5 часов, а при создании аккумулятора провел десять тысяч (!) опытов. · Рассказ третьего ученика о детских годах А. Эйнштейна, о том, как утешал своего племянника дядя Якоб, говоря, что не из каждого же, мол, получается профессор, о том, как упорно трудился в юности Альберт и как, уже будучи великим ученым, продолжал усиленно работать. · Рассказ четвертого ученика о мужестве И. Е. Репина: как уже в преклонном возрасте от постоянного напряжения у него начала сохнуть рука, как Репин научился работать левой рукой, приспособив палитру на шее при помощи особых ремней. Слово учителя: «Талант — это колоссальное трудолюбие. Талант — дитя настойчивого и громадного труда. И в этом можно убедиться не только на примере великих людей, но и на примере несостоявшихся талантов. К сожалению, в мире были и такие люди. Их способности гибли, не имея возможности развиться потому, что отсутствовал великий труд в жизни этих потенциально великих людей. В детстве почти все они имели задатки «вундеркиндов». Вундеркиндом называют ребенка, который с раннего возраста проявляет большие успехи в какой-либо деятельности: музыкальной, технической, литературной, спортивной. Вундеркиндом, например, был Моцарт: с трех лет началась его композиторская деятельность. · Рассказ о Моцарте. Вундеркинды подрастают, и то, что удивляло в них, когда они были детьми, перестает удивлять, когда они становятся взрослыми. Если огромным трудом эти дети успевали развить свою одаренность, то многие из них становились талантливыми людьми». Много усилий приложили, чтобы реализовать свой талант теперь знаменитые литераторы, о которых расскажут ребята. · Н.Рубцов. · В.П.Астафьев. · Рассказ учащегося об Ольге Скороходовой — слепоглухонемой, авторе книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», сегодня — научном работнике, о том, как, благодаря неимоверным усилиям, О.Скороходова максимально развила свои способности, как достигла высшего уровня образования, как отвоевывала в борьбе со своим недугом часть за частью окружающий мир. Чтение стихов О. Скороходовой: «Думают иные», «Письмо». Не надо думать, что для развития талантов не то время или нет нужных условий. Наши близкие и родные люди тоже обладают талантами и способностями. Леша – о дедушке, Лангаевом П.Н., Алена, Юлия. Слово гостям: Савлюков А.А., Мосолова Р.А. Как-то знаменитый русский врач С.П.Боткин во время лекции в медицинском институте сказал: «Резкое отклонение у человека от нормы есть не что иное, как болезнь». -Выходит, гениальность тоже болезнь? – послышался с галерки каверзный вопрос. Боткин мгновенно оценил шутку: -Разумеется болезнь. Только очень редкая, к сожалению, незаразная и не передающаяся по наследству, но, к счастью, неизлечимая. 3. Заключительная часть. Не из чистого любопытства обратились мы сегодня к вопросу «Талант и труд», с этим вопросом сталкивается каждый учащийся. И от того, как решит этот вопрос для себя каждый отдельный человек, зависит его судьба. Следует обратить внимание на то, что у каждого человека имеется предрасположение к какому-то виду деятельности. Но узнать об этом можно, лишь включившись в эту деятельность, которую надо осуществлять в полную меру сил. Каждый из нас обязан сегодня поставить перед собой вопрос таким образом: «Достаточно ли я делаю для того, чтобы развить свои способности?» Г.Виеру. Песня о руках. Вот смелые руки, Умелые руки, Веселые и загорелые руки, Красивые руки и сильные руки, - Они не выносят безделья и скуки, Они и ногам поскучать не дают. Вот руки, что с птицами рано встают, Постель убирают, взбивают подушку, Старательно моют под краном друг дружку, Находят, по локти влезая в росу, Цветы на лугу, землянику в лесу. То в поле они собирают колосья, То рвут в винограднике сладкие гроздья, То в них засверкают пила и топор, То скачет метла, подметая наш двор. А вечером к скрипке потянутся руки, И вот под руками рождаются звуки, Смычок веселится, и скрипка поет, И пальцы танцуют и пляшет народ. А темною ночью на белой постели Подушку они заменить захотели. Для оформления кабинета. Вязаные и вышитые салфетки, картины, портреты, другие изделия, выполненные родителями учеников. Гений — это один процент вдохновения, а девяносто девять — потения. Эдисон.

 

Внеклассное мероприятие

 

 

«Время выбирать профессию»

Эпиграфы:

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)

«Будем трудиться, потому что труд- это отец удовольствия» (Стендаль)

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду

понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу,

потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы

для этого» (Жюль Верн)

 

Цели:

*Знакомство с трудом родителей, с их профессией. Расширение кругозора.

*Выявление интересов и склонностей учащихся к различным видам человеческой деятельности. Знакомство учащихся с группами профессий: человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – художественный образ, человек – знаковая система

*Определение индивидуально – психологических особенностей учащихся.

*Стимулирование детей к самопознанию.

*Воспитание уважительного отношения к труду людей разных профессий.

*Сплочение семьи.

 

Оборудования: Стенгазета «Пути получения профессии», стенд, мультимедийный проектор, экран на штативе, презентации ученических работ.

 

Учитель: В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Сегодня один из таких классных часов, который, может быть, поможет вам анализировать свои интересы и склонности, особенности внимания и требования к себе и окружающим.

 

Когда человек выбирает себе профессию? Детский вопрос, скажете вы. Разумеется, после окончания школы, когда принимает решение поступать в тот или иной институт (техникум, училище). На самом деле для многих выпускников выбор конкретного вуза очень часто оказывается "запрограммированным". Мама с папой не спрашивают мнения своего шестилетнего отпрыска, когда записывают его в английскую или физико-математическую школу - ту, что ближе всего к дому, ту, где учатся дети знакомых, ту, в которую они и сами бы с удовольствием записались, если б можно было повернуть время вспять. Так задается первый параметр алгоритма будущей "программы". Но вот первые девять школьных лет остались позади, 10-й класс уже предполагает некую специализацию - гуманитарный, математический, химико-биологический. И хотя наша модель средней школы в отличие от западных аналогов более универсальна (с российским аттестатом зрелости можно поступать в любой отечественный вуз), выбор класса со специализацией во многом диктует дальнейшее поведение - в самом деле, глупо два года подряд усиленно заниматься физикой, чтобы потом поступать на факультет искусствоведения. Конечно, к 14-15 годам школьник уже имеет "право голоса" и способен сформулировать собственное мнение о том, чем ему хочется заниматься. Вот только каждый ли точно знает, чем именно?

 

На  перепутье     
"Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота..." Знакомый тип? Действительно, есть такие неугомонные натуры, которым не терпится перепробовать на себе все возможные роли. Обратный случай – вялые, инертные ребята, которые, кажется, не интересуются вообще ничем и на любое предложение заняться каким-нибудь делом реагируют одинаково: "Скукотища..." Между этими двумя полюсами - бесконечное множество вариаций с уклоном в ту или другую сторону. Что лучше - разбрасываться в надежде случайно набрести на истинное призвание или с неизменным равнодушием делать что придется? На самом деле, оба, что называется, хуже. И тем и другим необходима помощь.
Хорошо, если рядом есть надежный и, самое главное, мудрый советчик - отец или мать, родственник, друг семьи, - который откроет глаза на реальное положение вещей, поддержит морально, удержит от ошибки. Но ни один, даже самый лучший советчик, не сможет сделать того, что под силу психологу-профессионалу.

 

Как выбрать профессию - для начинающих

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

 

Если это так, то ты - счастливчик. 

Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…

 

Небольшой экскурс по профессиям наших родителей. Они коротко расскажут об особенностях своей работы.

 

 

Учитель:  В мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий( т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии.)Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Попробуем  сформулировать их для каждого типа, класса, отдела и группы профессий

А теперь проведем небольшое тестирование для  изучения склонностей к различным видам человеческой деятельности.

 

Практические работы

Тест: «Выявление склонности»

Задание 1: Выявите свои склонности.

Инструкция: «Отвечая на вопрос, нужно спросить себя: «Нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе?» Если скорее нравится, чем не нравится, то поставьте в соответствующей клетке один плюс, если определенно нравится – два плюса; если очень нравится – три таких плюса. Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус, если определенно не нравится – два минуса; если очень не нравится – три. Ответы старайтесь давать быстро»

 

Нравится

 

Не нравится

Скорее нравится, чем

не нравится

Определенно

нравится

Очень нравится

Скорее не

нравится,

чем нравится

Определенно не нравится

Очень не

нравится

+

+ +

+ + +

-

- -

- - -

 

Выбор сделайте, внимательно прочитав следующие утверждения:

 

Приложение №1

1а. ухаживать за животными

1б. обслуживать машины. Приборы(следить за ними, регулировать)

2а. Помогать больным людям, лечить их

2б. Составлять таблицы, схемы, программы ЭВМ.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, грампластинок.

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а.  обрабатывать материалы ( дерево, ткань, пластмассу)

4б. доводить товары до потребителя ( рекламировать, продавать).

5а. обсуждать научно-популярную литературу, статьи.

5б. обсуждать художественную литературу, пьесы, концерты.

6а. выращивать молодняк животных какой-нибудь породы.

6б. тренировать товарищей ( или младших) в выполнении каких-либо действий ( трудовых, учебных, спортивных).

7а. копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.

7б. управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным ) средством.

8а. отыскивать и разъяснять  людям нужные им сведениям в справочном экскурсии

8б. Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке концертов, пьес.

9а. Ремонтировать вещи, одежду, жилище.

9б. Искать и исправлять ошибки в тексте, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять вычисления, расчёты.

11а. Выводить новые сорта растений.

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий.

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми,

убеждать, разъяснить, поощрять.

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах

(проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13б.  Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы.

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях.

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях.

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые).

16а. Делать лабораторные анализы в больницах.

16б.Принимать, осматривать больных, беседовать с ними , назначать лечения.

17а. Красить или расписывать стены помещений либо поверхности изделий.

17б. Осуществлять монтаж зданий, сборку машин, приборов.

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших, экскурсии, походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания.

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада.

20б. Работать на клавишных машинах: пишущей машинке, телетайпе, наборной машине.


 Лист ответов

1

2

3

4

5

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

19б

17а

20а

19а

18а

20б

18б

2. Нужно обработать результаты: подсчитать, сколько всего плюсов и минусов в каждом столбике

3. Анализ результатов:

1)каждый столбик соответствует одному из типов труда:

1 – «человек-природа»

2 – «человек – техника»,

3 – «человек – человек»,

4 – «человек – знаковые системы»,

5 – «человек – художественный образ».

2)Наибольший результат плюсов свидетельствует о склонности, предпочтении вида труда.

Если два вида труда предпочтительны, то говорят о профессии, которая лежит на стыке двух видов труда, например,

профессия врача – «человек – человек» и «человек – природа»;

профессия дизайнера - «человек – техника» и  «человек – художественный образ».

3)Теперь можно скорректировать результат, для чего из количества плюсов в каждом столбике вычитается соответствующее количество минусов. Затем анализ повторяется, как на первом этапе. Если результаты в большинстве столбиков почти одинаковые, то ясно: склонности не выявлены и предпочтения к отдельным видам профессий нет.

 

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЧЕЛОВЕКУ

Профессии типа «человек — техника» (Т). Особенность технических объектов этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уделяется особое внимание. Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

 

Профессии типа «человек — человек» (Ч). Главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение. Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассматриваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

 

Профессии типа «человек—природа» (П). Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда- Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления.

 

Профессии типа «человек — знаковая система» (3). Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому

специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

 

Профессии типа «человек—художественный образ» (X). Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека,— наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. И конечно, трудолюбие. Наблюдения за конечным результатом часто создает обманчивое представление о легкости самого процесса труда. Между тем надо помнить, что за внешним эффектом стоит напряженная многочасовая ежедневная работа.

Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

 

 

Тест: «Выявление интересов»

Задание 2. Выявите свои интересы.

Инструкция. Необходимо ответить на все вопросы прилагаемой далее анкеты, не пропуская ни одного. Если вам очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить, например, два плюса; если просто нравится—один плюс; равнодушны, не знаете—нуль; если не нравится — один минус.

Подсчитав по каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов):

I—физика, II — математика, III —электрорадиотехника. IV— техника, V — химия, VI — биология и сельское хозяйство, VII — медицина, VIII—география и геология, IX—история, Х— физиология, журналистика, XI - искусство, XII — педагогика, XIII—труд в сфере обслуживания, XIV—военное дело, XV— спорт.

Степень устойчивости интересов определите по количеству плюсов в горизонтальных колонках анкеты. Если их количество максимально в 1—2-х колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности; если в 3—4-х колонках — у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов; если в 5—6-х колонках —вы приступили к активным практическим занятиям в данной области, интересы переросли в склонности.

 

Лист ответов

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

 

 

Приложение №2

Анкета интересов

Любите ли вы? Нравится ли вам?

1. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».

2. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математические досуги».

3. Знакомиться в научно-популярных журналах с достижениями в области радиотехники.

4. Читать технические журналы «Юный техник», «Техника —молодежи »-

5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.

6. Читать о жизни растений и животных.

7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.

8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.

9. Читать книги об исторических личностях и событиях.

10. Читать произведения классиков мировой литературы.

11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку.

12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, вожатого).

13. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели.

14. Читать книги о войнах и сражениях.

15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.

16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

18. Выяснять устройство электро- и радиоприборов.

19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.

20. Находить химические явления в природе, проводить опыты

по химии, следить за ходом химических реакций.

21. Изучать ботанику, зоологию, биологию.

22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.

23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.

24. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.

25. Читать литературно-критические статьи,

26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.

27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение.

28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе, приводить в порядок свое помещение.

29. Знакомиться с военной техникой.

30. Ходить на матчи и спортивные состязания.

31. Проводить опыты по физике.

32. Решать математические задачи.

33- Разбираться в схемах радиоаппаратуры.

34. Читать технические чертежи и схемы.

35. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями, животными.

37. Изучать причины возникновения разных болезней.

38- Собирать коллекцию минералов.

39. Изучать историю возникновения народов и государств.

40. Изучать иностранные языки.

41. Декламировать, петь, выступать на сцене.

42. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать,

рассказывать им сказки.

43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т. п.

44- Принимать участие в военизированных походах.

45. Играть в спортивные игры.

46. Заниматься в физическом кружке.

47. Заниматься в математическом кружке.

48. Исправлять электроприборы и повреждения в электросети.

49. Собирать и ремонтировать различные механизмы.

50. Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии).

51. Заниматься в биологическом кружке.

52. Знакомиться с работой медсестры и врача.

53. Составлять геологические и географические карты.

54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.

55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.

56. Заниматься в драматическом кружке.

57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания,

если они испытывают в них затруднения.

58. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т. п.).

59- Участвовать в военных играх и походах.

60. Принимать участие в спортивных соревнованиях.

61. Участвовать в физических олимпиадах.

62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.

63. Собирать и ремонтировать радиоприборы.

64. Делать модели самолетов, планеров, кораблей или какие-либо иные конструкции.

65. Участвовать в химических олимпиадах.

66. Участвовать в биологических олимпиадах.

67. Ухаживать за больными.

68- Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности.

69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке.

70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке.

71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.

72. Выполнять работу отрядного вожатого.

73. Заботиться об экономии семейного бюджета.

74. Быть организатором (командиром) в играх и походах.

75. Заниматься в спортивной секции.

76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике.

77. Организовывать математические конкурсы.

78. Заниматься в радиокружке.

79. Принимать участие в организации технических выставок, смотров технического творчества, самим в них участвовать.

80. Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа «Химия вокруг нас».

81. Проводить опытническую работу по биологии.

82. Заниматься в кружке санитаров.

83- Участвовать в географических или геологических экспедициях.

84. Принимать участие в организации походов по родному краю

с целью его изучения, самим в них участвовать.

85. Писать сценарии литературных вечеров, организовывать литературные юбилеи, праздники.

86. Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности.

87. Организовывать игры и праздники для детей, создавать тимуровские команды.

88. Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать, печатать фотоснимки.

89. Изучать военное дело.

90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.

 

Учитель: Анализируем наши результаты. Каждый ученик определяет для себя свои склонности, предпочтение вида труда, к каким группам их можно отнести.

 

Проанализируйте профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

1. Какое значение имеет данная профессия для общества?

2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?

3. Назовите объект труда, конечный результат работы.

4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.

5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.

6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?

8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?

9. Где можно её получить?

 

Учитель: Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

работа имеет огромное общественное значение;

высокая зарплата;

встреча с интересными людьми;

командировки, дающие возможность многое увидеть;

использование современной техники.

Скептик:

трудности, связанные с устройством на работу;

частые командировки, осложняющие личную жизнь;

трудности получения образования (например, наличие печатных работ);

большая ответственность;

нервные перегрузки;

ненормированный рабочий день;

постоянное общение с людьми.

 

 

Приложение №3

Тест «Профпригодность»

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

 

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

 

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

 

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

 

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории.

 

Учитель: Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).

 

Что влияет на выбор профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

 

Семь шагов к взвешенному решению

 

1. Составить список подходящих профессий
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

 

2. Составить перечень требований к выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

выбираемая профессия и будущий род занятий;

выбираемая профессия и жизненные ценности;

выбираемая профессия и жизненные цели;

выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

желательный уровень профессиональной подготовки;

выбираемая профессия и мои склонности и способности;

желательные содержание, характер и условия работы.

 

3. Определить значимость каждого требования
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

 

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

 

5. Подсчитать и проанализировать результаты
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

 

6. Проверить результаты
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

 

7. Определить основные практические шаги к успеху
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 

Как правильно выбирать профессию?

Выбирая профессию, надо, во-первых , четко представлять себе, чего хочешь от профессии ( мотивы выбора ) :

каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать;

какая заработная плата устроит;

образ жизни;

сколько времени и сил потребует освоение этой профессии.

И многое другое.

Второе важное условие правильного выбора профессии - учет способностей.

К неправильному выбору профессии могут привести две причины. Во-первых, искаженное представление о будущей профессии ( незнание требований к человеку, превратные представления об условиях работы, оплате труда и т.д.) Во- вторых, искаженное представление о своих возможностях ( переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей). Наша задача - сделать эти представления более реалистичными.

 

Презентации сочинений - рассуждений учащихся о будущих профессиях.

 

Учитель: Давайте подведем итог. Мне хочется, чтобы вы сегодня унесли с собой одну мысль: какую бы человек ни выбрал для себя профессию, он должен выполнять свою работу добросовестно, с любовью, чтобы не получилось так, как в стихотворении «Странное дело»:

 

Странное дело,

А,может быть, нет.

Жил-был на свете

Когда-то сапожник.

Был он сапожником

45 лет,

Но про него говорили:

Художник!

Странное дело,

А, может быть, нет.

Жил-был на свете,

Был он художником 70 лет,

Но про него говорили:

Сапожник.

Странное дело,

А, может быть, нет. (Р.Сеф)

Cемейный менеджмент (распределение труда в семье)
Цель: Образовательная – сформировать представление о правильной организации труда в семье
Развивающая – развить представление учащихся о семейном менеджменте
Воспитательная – воспитывать аккуратность и точность при выполнении домашних дел и их планировании
Объект труда: разработка графика: «Распределение трудовых обязанностей в семье»
Оборудование и материалы: ручки, карандаши, линейки, ластик, тетрадь
Время: 90 минут
Ход урока: 
1. Психологический настрой учащихся на деятельность по усвоению нового материала (2–7 минут)
Домашняя работа является одним из самых сложных и трудоемких видов деятельности человека.
Как вы думаете? Почему?
Потому что, если работа по специальности требует определенного круга знаний и умений, то домашние работы требуют от человека самых разнообразных способностей и навыков. Здесь приходится быть попеременно поваром, уборщицей, художником, портнихой, экономистом, прачкой, педагогом, слесарем, садовником и освоить еще множество профессий.
Для разумного ведения домашнего хозяйства необходимо умело распределять обязанности и виды работ между членами семьи, используя элементы менеджмента.
Менеджмент – это наука об управлении. Основными составляющими менеджмента являются: постановка целей, определение задач, стратегическое и тактическое планирование, организация производства, стимулирование работников, контроль и коррекция деятельности.
2. Объяснение нового материала (10–15 минут)
В домашнем труде должны действовать элементы менеджмента:
– семья должна иметь четкие и осознаваемые всеми ее членами цели;
– группировка задач для определения видов работ должна производиться так, чтобы за каждую из них отвечал свой «работник»;
– полномочия должны распределяться между всеми членами семьи. Весь груз домашних дел не должен лежать только на женских или мужских плечах;
– в создании условий, побуждающих «работников» вносить максимальный вклад в достижение целей, помогут доброе, ласковое слово, общность интересов всех членов семьи; – система коммуникаций должна быть сориентирована на обеспечение эффективности принятия решений, контроля и координации. В этом помогают семейный совет, совместное планирование, составление и обсуждение бюджета семьи, графика работ и т.д.
Хотя каждый может освоить любую работу по дому, но лучше распределять работы по интересам и возможностям. Даже если разделение труда не приведет к сокращению времени работ, то обязательно уменьшит нагрузку.
Анализ производственного менеджмента применительно к семейному предприятию показывает, что в семье осуществляется
управление, в основе которого лежат следующие принципы: 
– разделение труда, цель которого – выполнение определенных видов работ отдельными членами семьи с учетом их способностей, здоровья, опыта;
– полномочия и ответственность. Каждый член семьи должен иметь свои полномочия и нести определенную ответственность за их исполнение;
– дисциплина;
– единство направления. Все должны сообща работать для достижения целей семьи;
– подчиненность личных интересов общим;
– справедливость. Объективная оценка деятельности каждого члена семьи. Сочетание доброты и критичности в оценке деятельности каждого члена семьи;
– инициатива и творчество.
К основным
задачам менеджмента в семейной экономике следует отнести:
– раскрытие творческого потенциала каждого «работника»;
– формирование сплоченного семейного коллектива;
– удовлетворение потребностей членов семьи.
Структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом семьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, возрастом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным микроклиматом, жизненными ориентирами и установками, размером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и предложением их и т.д. Большую помощь семье оказывают предприятия бытового обслуживания, предлагаемые торговлей в широком ассортименте полуфабрикаты, бытовые химикаты, агрегаты для уборки квартиры, ухода за предметами домашнего обихода, приготовления пищи. Однако нужно твердо усвоить правила пользования ими, чтобы не нанести вреда здоровью членов семьи.
В семье должна действовать
научная организация труда (НОТ). Наука о рационализации труда возникла на рубеже XIX–XX вв. как отрасль экономики. Один из ее основателей – американец Ф. Тейлор. Вот главные положения НОТ для домашнего хозяйства, базирующиеся на принципах менеджмента:
разделение труда и кооперация. Без совместной. работы всех домашних вести домашнее хозяйство очень тяжело;
привлекательность домашнего труда. Лучше, если каждый выполняет те обязанности, которые ему более всего по душе;
организация рабочего места. В доме, не меньше чем на заводе, необходимо рациональное количество, качество и расположение оборудования для тех или иных работ и операций;
порядок в домашних делах. Вещи должны всегда находиться на отведенных им местах, чтобы не тратить время на их разыскивание;
экономия времени и труда. Экономия времени достигается тщательным планированием всех работ. А экономия труда начинается с правильного выбора рабочей позы, которая наиболее удобна и требует меньших затрат энергии. Например, многие домашние дела легче выполнять сидя (гладить белье, чистить и резать овощи, разделывать мясо и рыбу и т.п.);
внедрение новой техники. 
Институтом технической эстетики проводятся исследования, результаты которых помогают архитекторам выбрать правильную планировку квартиры, обеспечивающую использование НОТ при организации работ.
Особое значение имеет размещение предметов мебели, оборудования и приспособлений на кухне. Хозяйке за день приходится минимум 15 раз поднять руки с продуктами и посудой, 7 раз присесть перед холодильником и духовкой. Экспериментатором за 4 часа работы было зафиксировано 13 движений левой рукой и 85 – правой. За это же время на кухне хозяйка проделывает путь в 5–6 км. Такой объем работы каждый день без доброжелательной помощи близких людей выполнить трудно.
На рисунке показана наиболее рациональная высота рабочих поверхностей и расположения навесных полок для минимальных затрат энергии при работе. Цифры по горизонтали – рост человека (в см), по вертикали – высота размещения полки и поверхности.
Сплошной линией показаны размеры для мужчин, прерывистой – для женщин.
Для рациональной организации труда нужны плановость, тщательная подготовка, чистота и порядок на рабочем месте, режим работы, выдержка. Планирование может быть:
– долгосрочным (генеральные уборки, чистки ковров, ремонт квартиры);
– еженедельным (стирка, глажение белья, текущий ремонт одежды и т.д.);
– ежедневным (мытье посуды, мытье полов и т.д.). План составляется обычно на определенный период:
день, неделю, месяц, год. У каждого члена семьи должен быть свой план. Однажды один из американских банков предложил своим вкладчикам-мужчинам подсчитать, сколько денег экономят их жены для семьи, ведя домашнее хозяйство. Выяснилось, что если платить за все, что они делают в качестве прачек, уборщиц, нянь, кухарок, то, по самым скромным расценкам, получилась бы более весомая сумма, чем жалованье их мужей!
Любой член семейной «комплексной бригады» должен быть готов включиться в работу на том участке, где его труд наиболее необходим и целесообразен. Не следует забывать о личных симпатиях и антипатиях, не принуждать к нелюбимому занятию. С самого начала должен быть провозглашен принцип важности и почетности любого домашнего труда.
Вопросы для повторения 
1. Как основные элементы менеджмента проявляют себя в семейном менеджменте?
2. Какие принципы управления особенно ярко проявляют себя в организации труда в семье?
3. Что относится к основным задачам менеджмента в семейной экономике?
4. Что понимается под научной организацией труда?
5. Как рационально организовать домашний труд?
6. Каковы основные задачи менеджмента в семейной экономике?
7. Как осуществляется стратегическое и тактическое планирование в вашей семье?
Самостоятельная работа
1. Совместно с родителями определите обязанности каждого члена семьи в домашнем хозяйстве. 2. Составьте график своей недельной загрузки (учеба, выполнение обязанностей по дому, спорт и т.д.).
Это интересно! 
Статистики подсчитали, что в средней семье из двоих взрослых и двоих детей в течение года приходится вымыть 18000 ножей, ложек и вилок, 1300 тарелок, 8000 чашек, 3000 бутылок. Причем вся эта посуда весит около 5 тонн. Такой груз надо перенести от стола к мойке, от мойки к посудному шкафу… И при этом пройти по кухне более 1500 км. Сюда надо прибавить еще 2000 км на покупку продуктов. А ведь есть еще стирка, уборка, приготовление еды… С помощью приборов исследователи измерили путь, который приходится пройти за день по кухне для приготовления еды, ежедневной уборки квартиры, стирки и т.п. Получилось не менее 15 км!
Организация труда в семье
Открывая кран, чтобы умыться, мы пользуемся услугами коммунальных хозяйств; приобретая вещи и продукты, мы потребляем товары, произведенные предприятиями и частными фирмами. Но помимо фирм и организаций, производством товаров и услуг занимаются члены наших семей.
С самого раннего возраста дети должны приучаться к труду. Вначале это работа, связанная с самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собой посуду. С течением времени работы и обязанности усложняются, расширяются и видоизменяются.
В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашние работы. Законодательство определяет круг работ:
до 6 лет – только игры;
6–10 лет – помощь в мытье посуды, мелкие покупки;
10–14 лет – уборка газонов, чистка обуви;
14–16 лет – работа на приусадебном участке.
При распределении домашних обязанностей нужно учитывать
ряд правил. Во-первых, нужно подумать, что нужно изменить в уже сложившейся системе работ. Во многих семьях большинство работ выполняется женщинами. Часть дел можно передать мужу и детям с учетом их нагрузки в учебе и общественном производстве. Во-вторых, специализацию целесообразно совместить с универсализацией. В семье, как в хорошей производственной бригаде, все должны уметь делать все, т.е. при необходимости заменять друг друга на любом рабочем месте. Хотя все члены семьи должны иметь свою, закрепленную за ними функцию.
В-третьих, хорошо бы
спланировать все дела на бумаге: что, кто, когда, сколько?
В-четвертых, нужно обеспечить строгое соблюдение
правил безопасности в быту. А теперь несколько правил по организации труда, предложенных А.К. Гастевым – организатором Центрального института труда (1920):
1. Прежде чем браться за работу, надо все продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых операций.
2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.
3. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном порядке.
5. Входить в работу исподволь, не браться за работу круто и сразу.
6. Работать как можно ровнее, чтобы не было приливов, отливов.
7. Посадка должна быть удобной.
8. Работа должна чередоваться с отдыхом.
9. Во время самой работы не надо есть, пить чай. Пить в крайнем случае для утоления жажды.
10. Если работа не идет, то не горячиться, а сделать перерыв.
11. Не надо в работе отрываться для другого дела, бросив первое на полпути.
12. Не показывать удачную работу сразу, а подождать, привыкнуть к успеху.
13. В случае неудачи легко смотреть на дело и не расстраиваться.
14. По окончании работы все убрать.
При планировании, распределении и выполнении домашней работы следует учесть несколько пожеланий:
– самовнушением можно улучшить настроение;
– с песней работать веселей; – домашнюю работу надо чередовать и совмещать. Пока стиральная машина справляется с порцией белья, можно включить пылесос или убрать посуду;
– не надо жалеть добрых слов своим родным за выполнение ими домашних дел;
– не следует запускать дом. Авралы губят. Ритм – всегда успех.
Возникает вопрос: а можно ли сделать домашний труд более производительным и как? Конечно, можно. Примеры экономии труда и времени в процессе приготовления пищи:
– использование кастрюль-скороварок (например, считая с момента закипания, картофель варится в ней 5–8 минут, горох – 10–15 минут, мясо – 15–20 минут). При этом снижается расход газа и электроэнергии;
– использование предметов современной техники, значительно облегчающей и ускоряющей труд (соковыжималка, электрическая мясорубка, миксер и т.д.).
О режиме домашних дел детей следует подумать особо, часть хозяйственной нагрузки обязательно должна приходиться на них. Писатель К. Симонов пишет в автобиографии, что в родительском доме существовало четкое разделение труда. Он с 6–7 лет вытирал пыль, мыл полы, помогал матери мыть посуду, чистил картофель, следил за керосинкой, покупал для семьи хлеб и мясо. Никогда за ним никто не стелил кровать и не помогал одеваться.
Иногда бывает целесообразно посещение таких предприятий, как Дом бытового обслуживания, или фирм по оказанию различных услуг, так как не все виды услуг можно и рационально выполнять в домашних условиях. Например, ремонт телевизора или модельную стрижку лучше все-таки доверить профессионалу, если члены семьи таковыми не являются. Для упорядочения и повышения эффективности работ по дому, а также наглядного представления о том, кто, что, как и в каком количестве делает, используют графики. Существует множество видов графиков при планировании ежедневных и еженедельных домашних дел.
 Таблица 14 График распределения семейных обязанностей
Пример 1 

Обязанности

Дни недели

пн.

вт.

ср.

чт.

пт.

сб.

вс.

Уборка квартиры

©©

все

Вынос мусора

®

®

®

®

Мытье посуды

©

©

©

©

©

©

©

Стирка белья

©

©@

Полив цветов

©

©

®

® – папа, © – мама, © – дочь, ® – сын
Пример 2 

Члены семьи

Обязанности

Дата

Мама

Приготовление пищи Ремонт белья Уборка квартиры

ежедневно по необходимости суб.

Папа

Стирка белья Ремонт бытовой техники Помощь в уборке квартиры

ср. по необходимости суб.

Дочь

Полив цветов Уборка квартиры Мытье посуды Помощь в уборке квартиры

ежедневно ср. ежедневно суб.

Сын

Покупка хлеба Вынос мусора Чистка обуви Помощь в уборке квартиры

ежедневно по необходимости ежедневно суб.

Вопросы для повторения
J. Для чего в домашнем хозяйстве необходимо разделение труда?
2. Как правильно организовать семейный труд?
3. Какие виды графиков существуют?
4. Что дает нам составление графиков распределения семейных обязанностей?
5. Какие товары и услуги создаются в вашей семье?
 
Самостоятельная работа
1. Разработайте вместе с папой и мамой график «Распределение трудовых обязанностей в семье».
2. Разработайте проект увеличения доходной части семейного бюджета за счет производства в семье каких-либо товаров (услуг) или проект снижения расходной части семейного бюджета за счет более рационального расходования средств.
3. Решите задачу. Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимы следующие затраты времени на:
– мытье овощей – 10 мин;
– резку овощей – 10 мин;
– чистку картофеля – 10 мин;
– варку картофеля – 30 мин;
– приготовление пюре – 10 мин;
– приготовление котлет из фарша – 10 мин;
– жарение котлет – 30 мин;
– накрывание стола – 10 мин.
Всего: 120 мин.
В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к маминому приходу?
4. Если вы успешно решили предыдущую задачу, то
v решение настоящей не составит для вас труда Иногда в семье складывается следующая, достаточно сложная ситуация. Через час должны прийти гости. Необходимо:
– убрать разбросанные игрушки – 10 мин;
– почистить пылесосом палас – 10 мин;
– протереть пыль – 15 мин;
– приготовить овощной салат – 20 мин;
– приготовить картофельное пюре – 50 мин;
– приготовить котлеты из фарша – 40 мин (операции аналогичны тем, что приведены в предыдущей задаче);
– сходить в магазин за хлебом – 30 мин;
– накрыть на стол – 10 мин; – подобрать подходящие
музыкальные записи – 15 мин;
– привести себя в порядок – 10 мин. Семья состоит из 4 человек: отец, мать, дочь 14 лет, сын 5 лет. Распределите работу таким образом, чтобы уложиться в отведенное время. Каждый из членов семьи может внести свой посильный вклад в общую работу.