Классный час "Труд красит человека".
классный час (8 класс) по теме

Денисова Наталья Алексеевна

Целью данного классного часа является формирование положительного отношения к труду, уважения к народу-труженику, профессионального самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud_krasit_cheloveka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Открытый  кл.час  в 8 «а» классе        

                                                 Труд  красит  человека.

  Цели: расширить  представление  детей  о  значении  труда  в  жизни  общества; способствовать  формированию  положительной  нравственной  оценки  таких  качеств  характера,  как  трудолюбие, самостоятельность, усидчивость  и  т.д; побуждать  детей  к  развитию  своих  трудовых  навыков, к  участию  в  трудовых  акциях,  к  самовоспитанию; продолжать  работу  по  профессиональному  самоопределению.

                                           Ход  классного  часа.

                                                  «Богатство  лишь  в  трудах  приходит  к  нам  всегда,

        Но  все  богатства – прах  пред  радостью  труда».

                     (Фирдоуси)

1. Вступительное  слово  Кл.рук. (создание  проблемной  ситуации).

Тема  нашего  Кл.часа – «Труд  красит  человека». И  начать  наш  разговор  я  хочу  с  маленького  рассказа  К.Д.Ушинского, который  называется

                                                       «Два  плуга».

   Из  одного  и  того  же  куска  железа  в  одной  и  той  же  мастерской  были  сделаны  два  плуга. Один  из  них  попал  в  руки  земледельца  и  немедленно  пошёл  в  работу; а  другой  долго  и  совершенно  бесполезно  провалялся  в  лавке  купца. Случилось  через  несколько  времени, что  оба  земляка  опять  встретились. Плуг, бывший  у  земледельца, блестел, как  серебро, и  был  ещё  лучше, чем  в  то  время,  как  он  только  вышел  из  мастерской; плуг  же, пролежавший  без  всякого  дела  в  лавке,  потемнел  и  покрылся  ржавчиной.

  -Скажи, пожалуйста, отчего  ты  так  блестишь? – спросил  заржавевший  плуг  у  своего  старого  знакомца.

  - От  труда,  мой  милый, - отвечал  тот.- А  если  ты  заржавел  и  сделался  хуже,  чем  был, то  потому,  что  все  это  время  ты  пролежал  на  боку,  ничего  не  делая.

 - Почему  плуг,  который  попал  к  земледельцу,  блестел,  как  серебро?

   (  потому  что  он  трудился)

 - Что  случилось  с  плугом,  который  пролежал  без  дела?

    (потемнел  и  покрылся  ржавчиной)

 -  Как  вы  считаете,  о  ком  этот  рассказ? Кого  подразумевает  Ушинский,  говоря  о  плугах?

    (труженика  и  лентяя)

  -  Какой  вывод  можно  сделать,  прослушав  этот  рассказ?

   ( труд  красит  человека; только  в  труде  можно  проявить  все  свои  лучшие  качества;  без  труда  человек  ржавеет, болеет).

2. Мини-лекция.

  Издавна  люди  придавали  огромное  значение  труду. Русская  традиция – это  благоговейное отношение  к  труду. Многие  древние  авторы  рассматривали  труд  

как  нравственный  подвиг,  как  высокий  долг  человека. Помните  «Поучение»  Владимира  Мономаха? В  нём  труд – высшее  мерило  человека. Идеал  жизни  наших  предков – это  трудолюбие,  бережливость,  порядок.  Труд – источник  радости  и  удовольствия.  В  трудовом  коллективе  человек  учится  общению  с  другими  людьми. В  труде  человек  мужает  как  физически,  так  и  нравственно. От  труда  зависит  его  благополучие. Мы  знаем,  как  счастливы  люди,  которые  многое  умеют  делать  своими  руками,  и  как  несчастны  и  беспомощны  те,  которые  ничему  не  научились.  Человек  рождается  дважды.  Первый  раз,  когда  появляется  на  свет,  второй - когда  начинает  трудиться. Самой  своей  сущностью  труд  предназначен  дарить  людям  радость.

Есть  в  труде  глубокое  познанье,

Как  в  академических  томах:

По  былинке,  по  её  качанью,

Пахари  пророчат  о  громах,

Рыбаку  не  водная  ль  утроба

Лунные  повадки  выдаёт?

Любопытство – древняя  учёба

Все  науки  двигает  вперёд.

Но  ведь  воля,  чувства  и  мышленье,

Друг  для  друга  действовать  спеша,

Создают  то  самое  явленье,

Что  звалось  по-старому  душа.

Значит,  если  мыслить  без  рутины,

Ясно,  что  душа  и  труд  -  едины.

И  затем  ещё  одно,  пожалуй…

Хочется  создать  мне  иногда!

Красота  берёт  своё  начало.

Всё,  на  что  я,  мастер,  посмотрю,

Приобщается  великой  тайне:

В  мире  всё,  чего  коснётся  труд,

Обретает  душу  и  дыханье.

                ( И.Сельвинский)

3. Доказать  мысль,  что  труд – это  не  наказание,  а  радость.

  Один  наставник  говорил  своему  ученику: «Ты  на  труд  привык  смотреть  как  на  наказание. Так  ты  всю  жизнь  можешь  превратить  в каторгу. Приучай  себя  смотреть  на  дело,  относиться  к  делу  с  удовольствием,  вглядывайся  в  него,  осваивай  его,  и  оно  отблагодарит  тебя,  смысл  жизни  придаст!»

При  постройке  Шартрского  собора  во  Франции  трём  разным  рабочим  задали  один  и  тот  же  вопрос: что  ты  здесь  делаешь? Один  процедил: «Камни  таскаю,  будь  они  неладны!» Второй  ответил: «Деньги  для  семьи  зарабатываю». А  третий  заявил: « Я  строю  храм!».

  -  О  чём  говорят  эти  ответы?

   (о  разном  отношении  к  своему  труду)

   - А  как  нужно  относиться  к  своей  работе?

   (с  радостью,  как  к  творчеству)

Единое  счастье – работа,

В  полях,  за  станком,  за  столом –

Работа  до  жаркого  пота,

Работа  без  лишнего  счёта –

Часы  за  упорным  трудом.

Посеянный  хлеб  разойдётся

По  миру; с  гудящих  станков

Поток  животворный  прольётся;

Печатная  мысль  отзовётся

Во  глуби  бессчётных  умов.

Работай! Незримо, чудесно.

Работа, как  сев,  прорастёт.

Что станет  плодами,- безвестно,

Но  благостной  влагой  небесной

Труд  всякий  падёт  на  народ.

Великая  радость – работа,

В  полях, за  станком,  за  столом!

Работай  до  жаркого  пота,

Работай  без  лишнего  счёта –

Всё  счастье  земли – за трудом!

        (В.Брюсов)

Радость  труда  не  сравнима  ни  с  какими  другими  радостями. Радость  труда – это  красота  бытия. Познавая  её,  человек  испытывает  чувство  собственного  достоинства,  гордости  оттого,  что  смог  создать  что-то  своими  руками

4. Игра «Окончание  пословицы»

  Чтобы  человек  научился  понимать  радость  труда,  его  надо  приучать  к  работе  с  самого  детства. Так  в  русском  народе  детей  учили  трудиться  с  самого  раннего  детства. В  качестве  правил  трудового  поведения  выступали  пословицы  и  поговорки, вобравшие  за  сотни  лет  народную  мудрость.

  - Знаете  ли  вы  пословицы  и  поговорки  о  труде? Сейчас  мы  это  проверим.

Продолжите  начатую  пословицу:

1) Деревья  смотри  в  плодах,  а  человека…(в  делах)

2) Терпенье  и  труд…(всё  перетрут)

3) Под  лежачий  камень…(вода  не  течёт)

4) Маленькое  дело…(лучше  большого  безделья)

5) Не  сиди,  сложа  руки – не  будет…(и  скуки)

6) Не  спеши  языком -…(торопись  делом)

7) Любишь  кататься - …(люби  и  саночки  возить)

8) Делу  время -…(потехе  час)

9) Ищи  невесту  не  в  хороводе,  а  ищи  в…(огороде)

10) Без  труда  не  вытащишь…(и  рыбку  из  пруда)

11) Кто  любит  трудиться,  тому…(на  месте  не  сидится)

12) Будешь  трудиться – будешь…(кормиться)

13) Рукам - работа,  душе…(праздник)

14) Скучен  день  до  вечера,  коли…(делать  нечего)

15) Праздность  скуку  любит.

 Найдите  среди  русских  пословиц  те,  которые  подтверждают  мысль  Вольтера: «Работа  избавляет  нас  от  трёх  великих  зол:  скуки,  порока,  нужды».

Скучая  и  ничего  не  делая,  люди  учатся  делать  дурное.  Так  что  труд – это  категория  нравственная.

Трудно  делать  свою  работу  хорошо…

  Известный  американский  художник  Роуэлл  Кент  сказал  о  себе:  «Я  осваивал  целый  ряд  профессий. По  мере  того,  как  я  их  постигал,  я  рос  как  человек,  и  тем  самым  возрастала  моя  способность  видеть  и  познавать  жизнь».

Будь  беспокойным!  Бойся  без  волнений,

Без  трудностей  прожить  и  без  забот:

Тебя  в  болото  праздности  и  лени

Покой  неотвратимо  засосёт.

Ты  плесенью  покроешься,  коростой,

Тебя  источит  раньше  срока  ржа.

Самовлюблённой  сделается, чёрствой

Твоя  душа,  покоем  дорожа.

Будь  беспокойным!  Не  считай  отрадой

Благополучья  собственного  рай.

   Дерзай!

            Работай!

        Ошибайся!

        Падай!

И  снова  всё  сначала  начинай!

        (В.Алатырцев)

5. «Ринг  профессий».

-Назовите  по  очереди  знакомые  вам  профессии. Только  прошу  не  повторяться!

 Итак,  профессий  в  современном  мире  огромное  множество.  И  мы  сейчас  в  этом  убедились.  А  вот  психолог  Елена  Геннадьевна  «нашла»  в  нашем  классе  самые  предпочитаемые  профессии.  Это  Водитель  машины  и  врач-хирург

6. Рассказы-презентации  «Предпочитаемые  профессии». (2-3)

6 «а» Фотоконкурс  «Моя  мама(папа, бабушка, дедушка,дядя)  на  рабочем  месте.

  В  вашем  возрасте  идеалами  для  подражания  часто  служат  звёзды  телеэкранов  и  шоу-бизнеса. А  ведь  истинные  герои  живут  среди  нас – это  ваши  родители,  бабушки  и  дедушки,  которые  изо  дня  в  день  скромно  делают  свою  работу: учат,  лечат,  строят,  перевозят,  продают,  кормят,  убирают – делают  всё  то,  без  чего  мы  не  можем  жить.  Огромное  им  за  это  спасибо!

7. Известный  педагог  В.А.Сухомлинский  считал,  что  трудовое  воспитание – это  гармония  трёх  понятий: НАДО, ТРУДНО,  ПРЕКРАСНО.

Хочу,  друзья  мои,  признаться,

Что  я  люблю  на  склоне  дня

Своим  трудом  полюбоваться,

Когда  он  радует  меня.

Любуюсь,  скинув  с  плеч  рубаху,

Чуть  охладив  рабочий  пыл,

Простым  гвоздём,  который  с  маху

Одним  ударом  вколотил

Любуюсь  струганной  доскою,

Рубанок  мой,  держа  в  руке.

Любуюсь  точною  строкою,

Впритирку  пригнанной  к  строке.

Я  говорю  себе  при  этом,

Я  говорю  другим  всегда:

В  любой  работе  будь  поэтом

Во  славу  общего  труда.

Но  чтоб  собой  не  упиваться,

Умей,  признанья  не  тая,

Чужой  работой  любоваться,

Как  будто  бы  она – твоя.

        (М.Лисянский)

8. Заключительное  слово  и  рефлексия.

 - К  сожалению,  в  наше  время  престиж  труда  падает.  Зачем  трудиться,  если  можно  выиграть  в  лотерею?  Если  мама  с  папой  прокормят?

 Но  никакой  приз  не  даст  человеку   такого  счастья  и  такой  радости,  которое  может  подарить  труд.

 - Наш  Кл.  час  подходит  к  концу.  – Над  чем  вам  пришлось  задуматься?  -Что  нового  вы  сегодня  узнали?  -  Что  бы  вам  хотелось  узнать  ещё,  более  подробно? – Имеет  ли  тема  нашего  Кл.  часа  отношение  к  выбору  вашей  будущей  профессии?

Пока  в  пространстве  кружится  планета,

На  ней – пропахшей  солнцем – никогда

Не  будет  дня,  чтоб  не  было  рассвета.

Не  будет  дня,  чтоб  не  было  труда.

(Р.Рождественский)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Труд красит человека»

Данный материал предназначен для проведения классных часов в 6-9-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Классный час на тему: "Труд красит человека"

Задача классного часа – привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков....

Внеклассное мероприятие по искусству "Не одежда красит человека, а человек одежду"

Это мероприятие ооб истории русского национального костюма, его элементах, моде и хорошем вкусе. Специально к внеклассному мероприятию ребята подготовили разработки школьной формы и школьных причесок....

Внеклассное мероприятие по искусству "Не одежда красит человека, а человек одежду"

Это мероприятие ооб истории русского национального костюма, его элементах, моде и хорошем вкусе. Специально к внеклассному мероприятию ребята подготовили разработки школьной формы и школьных причесок....

Классный час "Труд красит человека"

Задача классного часа - привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков....

Классный час: "Труд красит человека"

Классный час: "Труд красит человека"...