«Особенности представлений о девиации у учащихся средней общеобразовательной школы»
статья

Михайлов Владимир Алексеевич

«Особенности представлений о девиации у учащихся средней общеобразовательной школы» - статья Михайлова В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mihaylov_v.a._-_tezisy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕВИАЦИИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(на примере Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Йошкар-Олы)

Феномен девиантного поведения изучается давно, но, несмотря на это, в современном мире он не теряет актуальности. Как в прошлом, так и сегодня, общество характеризуется различными проявлениями девиаций. Негативные процессы, проходящие в нем, приводят к дезинтеграции и распаду системы устоявшихся ценностей и норм, что объясняет рост преступности в период социальных и экономических потрясений [1,с.34].  

В переходные периоды развития общественных институтов, молодежь оказывается в наиболее сложном положении. Система ее мировоззрений находится в процессе становления, а изменяющийся социум не может предоставить необходимые поведенческие и ценностные ориентиры. С развитием девиантного поведения у молодежи все больше смещаются понятия «добра» и «зла», что может способствовать формированию преступных наклонностей в будущем.

В современном российском обществе ярко выражена тенденция вытеснения молодежи, как социальной группы, в маргинальный слой, однако эта динамика неустойчива. Являясь наиболее динамичной, восприимчивой частью школьники среднего и старшего звена, остро реагируют на любые изменения, происходящие в обществе. Исходя из этого, по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом.

 В отечественной педагогике ХХ века отклоняющееся поведение исследовали такие выдающиеся ученые, как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, и другие.

Е.В. Змановская раскрывает понятие девиантного поведения как «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [3,с.76].

Наиболее полное понятие «девиантному поведению» дает Л. Б. Шнейдер в работе «Девиантное поведение детей и подростков», определяя отклоняющееся поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Слайд 2

Существует ряд из трех основных подходов объясняющих девиантное поведение:

1. биологический (Ч. Ломброзо, У. Шелдон). Девиантное, в частности преступное поведение, обусловлено определенными физическими особенностями человека. Например, выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т.д. (Ч. Ломброзо) или мезоморфность, т.е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (У. Шелдон);

2. психологический подход (З. Фрейд, А. Адлер). Девиантность, при таком подходе, обусловлена психическими отклонениями личности, наличием различных комплексов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию;

3. социологический подход (Г.Беккер, С. Селлин, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.). В данном случае девиантное поведение объясняется социальными причинами: несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями, изначально заданными конфликтами, протестом против несправедливого общественного устройства и т.д. [2,с.65].

Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека.

Слайд 3

В мае 2019 года методом анкетирования нами было опрошено 113 учащихся 9 – 11 классов в возрасте 15 – 18 лет на тему «Девиации в молодежной среде». Целью нашего исследования было узнать мнение учащихся об отклоняющемся поведении и рассмотреть основные причины и факторы девиантного поведения в школьной среде. Как показало исследование, на вопрос: «Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?» школьники ответили: употребление наркотиков – 98%, воровство – 94%, драки, нанесение телесных повреждений – 84%, хулиганство – 66%, употребление алкоголя, пьянство – 64%, нарушение правил поведения в школе – 52%.

Слайд 4

На вопрос: « Какие из этих видов поведения преобладают у ваших сверстников?» респонденты выделяют: курящих – 76%, употребляющих алкоголь – 70%, лиц, употребляющих в своей речи грубость и сквернословие – 54%.

Слайд 5

Мнения, о возрасте, в котором индивид проявляет девиантное поведение, разделились практически поровну: 56% считают этот возраст 13 – 15 лет, 44% 16 – 18 лет.

Слайд 6

Вопрос: «Подвержены ли вы какой-либо форме девиации?» выявил, что 44% из опрошенных оказались подвержены девиантному поведению. Это такие его проявления, как: употребление алкоголя, курение, социопатия, необдуманные поступки, сквернословие, критика взрослых.

Слайд 7

Среди причин девиантного поведения респонденты выделили следующие: неблагополучная ситуация в семье – 68% (77 человек); особенности возрастной психологии – 66% (75 человек); недостаток внимания и воспитания со стороны родителей, а так же желание обратить на себя внимание – 60% (68 человек); психические расстройства и влияние на индивида со стороны сверстников и общества – 58% (65 человек); стремление повзрослеть – 50% (57 человк); желание развлечься – 36% (41 человек); стремление получить новые ощущения и заниженная самооценка 34% (38 человек); реакция протеста и безответная любовь – 30% (34 человека).

Слайд 8

Исходя из вышеупомянутых подходов к объяснению девиантного поведения, мы можем говорить о том, что школьники превалирующими факторами выделяют психологические и социологические причины. 70% из числа опрошенных на вопрос: «Есть ли, по вашему мнению, положительные стороны девиации?» считают, что в девиантном поведении нет положительных сторон, однако, остальные 30% выделили такие положительные стороны, как: возможность в какой-то момент заметить свое «Я»; получение негативного опыта, который больше не повторится; веселье; понимание того, что в своей семье этого не будет; выражение своей индивидуальности; что жизнь – это череда проб и ошибок; если рассматривать с субъективной точки зрения, то это приносит человеку удовольствие; происходит становление личности, появляется уверенность в себе.

Слайд 9

На вопрос: «Если вы попадете в сложную психологическую ситуацию, что вы сделаете?» школьники ответили следующим образом: 64% - попросят помощи или совета у друзей; 24% - «зальют» свои проблемы алкоголем; 24% предложили свой вариант ответа, в числе которых: постараются сами найти решение проблемы; будут жить дальше, возможно переосмыслят проблемы; постараются выждать время; попросят совета у родителей; будут курить; расстроятся, попробуют отвлечься от проблемы, а затем будут искать выход из ситуации; абстрагируются от сложной ситуации и займутся обычными делами, тем самым забывая о проблеме; решат проблему и будут жить дальше.

Таким образом, методом анкетирования мы выявили, что школьники под девиантным поведением понимают традиционные формы его проявления, это: употребление наркотиков, драки, нанесение телесных повреждений, хулиганство, употребление алкоголя, курение, а так же нарушение правил поведения в школе. Так же, среди причин отклоняющегося поведения были выделены психологические и социологические факторы.

Слайд 10

Литература:

1. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи.-М.: Просвещение, 2013.-340с.

2. Иванова Ж.Е. Социология девиантного поведения.-М.: Просвещение, 2015.-122с.

3. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-288с.

Слайд 11

Спасибо за внимаие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в усвоении русского языка у учащихся средней общеобразовательной школы.

Родителям и учителям бывает трудно работать с подростками, имеющими нарушения письменной речи. Статья раскрывает вопрос о возможности предоставления помощи учащимся средней общеобразовательной школы у...

Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы (на материале английского языка)

Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы(на материале английского языка). Теоретические основы....

Образовательная рабочая программа занятий кружка для учащихся средней общеобразовательной школы "Стрелковое оружие, первичные навыки обращения с ним"

Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению с оружием ...

Пути формирования здорового образа жизни у учащихся средних общеобразовательных школ на уроках английского языка

Одним из приоритетных направлений развития инновационной деятельности является работа,  осуществляемая в  области здоровьесохранения учащихся. Использование педагогом здоровьесберегающих тех...

Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и детской школы искусств

Школьный возраст мы рассматриваем потому, что он является   наиболее удачным периодом для развития творческих способностей.  В этом возрасте наблюдается любознательность, впечатлительно...

Особенности проведения занятий аквааэробикой с учащимися средней общеобразовательной школы

В представленной методической разработке рассматриваются возможные решения оздоровительных и рекреационных задач в режиме урочных, внеурочных и занятий в группах ОДОД....