Элективный курс «Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста «Кем быть?»
рабочая программа

Вяткина Светлана Григорьевна

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Ранняя профориентация носит познавательный характер (общее знакомство с миром профессий), а также совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc704 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

628 260 ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО-ЮГРА, г. ЮГОРСК УЛ. МЕНДЕЛЕЕВА, ТЕЛ.(34675) 2 – 65 – 62

                                 

Элективный курс

«Профессиональная ориентация

 детей дошкольного возраста

«Кем быть?»

(12 часов)

для детей 6 – 7 лет.

методист

Вяткина Светлана Григорьевна

Югорск - 2019 г.

Аннотация

Элективный курс  «Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста «Кем быть?».

Статус программы: общеобразовательная программа по ранней профессиональной ориентации.

Направленность: социально-педагогическая.

Цель программы: формирование у ребенка отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Контингент учащихся: зачисляются дети в   ДЮЦ «Прометей» без конкурса.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет.

Продолжительность реализации программы: 3 месяца.

Режим занятий:  1 час 1 раз в неделю, всего 12 часов.

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах.

Краткое содержание:  Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

       Ранняя профориентация носит  познавательный характер (общее знакомство с миром профессий), а также  совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Ожидаемый результат освоения программы:

Личностные: формирование понимания, что профессии все важны.

Метапредметные: готовность слушать собеседника, излагать свое мнение.

Предметные: получение первоначальных представлений о профессиях.

Содержание

I. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка.....................................................................................4

1.2 Цель и задачи программы.................................................................................8

1.3 Содержание программы..................................................................................9

1.4 Планируемые результаты...............................................................................11

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график.......................................................................12

2.2 Условия реализации........................................................................................13

2.3 Формы аттестации (контроля)........................................................................14

2.4 Оценочные материалы....................................................................................15

2.5 Методические материалы...............................................................................21

2.6 Список литературы..........................................................................................25

Пояснительная записка

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

В. Маяковский  «Кем быть»

Одним из важнейших направлений деятельности педагога в условиях современного мира, является профориентационная работа с обучающимися, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности.

Элективный курс  «Кем быть?» разработан в соответствии с муниципальной программой «Профессиональная ориентация учащихся образовательных учреждений г.Югорска на 2017-2020гг.»; Федеральным государственным образовательным стандартом, в основе которого лежит системно-деятельный подход.

Курс составлен на 3 месяца обучения (12 часов)  для учащихся  6-7 лет.  Формирование групп свободное, состав групп 10-15  человек.

Элективный курс  «Кем быть?»  соответствует специфике образовательного учреждения, возрастным особенностям учащихся.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

Ранняя профориентация носит  познавательный характер (общее знакомство с миром профессий), а также  совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

 Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

Направленность программы: социально-педагогическая.

Актуальность

Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и   многие насущные проблемы воспитания.

Актуальность и новизна предлагаемого курса состоит  в формировании представлений дошкольников о мире труда и профессий. В процессе реализации курса обучающиеся овладевают системой умений и навыков, которые будут использоваться в последующем обучении и характеризуются практической направленностью, конкретностью, своим содержанием  тесно связаны с жизнью.

Отличительные особенности программы. Данная программа содержит основополагающие знания для дальнейшего получения будущей профессии. Профессиональная ориентация учащихся подразумевает  совокупность  ключевых компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных, личностного совершенствования. Это позволяет обеспечить их активную подготовку к жизни  в быстро меняющемся обществе, успешную социализацию. 

Адресат программы. Возраст обучающихся по программе «Кем быть?» 6-7 лет. Элективный курс  «Кем быть?» соответствует возрастным особенностям учащихся, специфике образовательного учреждения. Для воспитанников подготовительных групп к школе  характерен высокий уровень развития наглядно-образного мышления, активности, самостоятельности в учебной работе.

Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 12 часов (3 месяца).

Форма обучения – очная.

Форма организации образовательного процесса -  групповые

виды занятий по программе лекции, практические занятия, мастер-классы, ролевые игры, выставки.

  •   Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов 12 (3 месяца); количество занятий в неделю – 1, продолжительность занятия – 30 минут.

Нормативно-правовые документы.

- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

- Конвенцией о правах ребенка;

- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об  образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом Российской Федерации от  9 января 1996 года N 2-ФЗ «О защите прав потребителей»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

 - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013);

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 – оз «О государственно- общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты –Мансийского автономного округа- Югры»;

- Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО-Югре «Открытое образование: конструктор будущего» (утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014);

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09 ноября 2018 г. № 196;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ (письмо от 18.11.2015 №  09 – 3242);

- Лицензией на право ведения образовательной деятельности в ДЮЦ «Прометей» от 21.04.2016г № 2624;

- Уставом учреждения муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Прометей», принятым общим собранием трудового коллектива протокол №8 от 29.05.2015 г., утвержденным администрацией города Югорска 19.11.2015 г. за №3365.

  1. Цель и задачи курса:

       Цель: формирование у ребенка отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

    Задачи:

Образовательные:

1.  Формировать у детей начальные основы системных знаний о труде.

2. Познакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности.

3. Развивать интерес и стремление к  познанию мира профессий.

Метапредметные:

1. Развивать познавательные процессы (восприятия, памяти, мышления), отдельные мыслительные операции (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т.п.).

2. Развивать речь (обогащение словаря, формирование связной речи), а также формировать навыки учебной деятельности (умение слушать товарища, действовать по заданию педагога, в слове выразить результат своей деятельности).

3.  Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

4.  Развивать волевые качества, трудолюбие.

Личностные:

  1. Воспитать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
  2.   Воспитать коммуникабельность и другие качества личности, необходимые для общения в коллективе.

1.3. Содержание программы.

Курс содержит 1 образовательный модуль, общей продолжительностью 12 часов.

1 модуль «Мир профессий»

Образовательные  задача

1.  Формировать у детей начальные основы системных знаний о труде.

2. Познакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности.

3. Развивать интерес и стремление к  познанию мира профессий.

Учебные задачи

1. Развивать познавательные процессы (восприятия, памяти, мышления), отдельные мыслительные операции (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т.п.).

2. Развивать речь (обогащение словаря, формирование связной речи), а также формировать навыки учебной деятельности (умение слушать товарища, действовать по заданию педагога, в слове выразить результат своей деятельности);

3.  Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

4.  Развивать волевые качества, трудолюбие.

Содержание

1. Тема: Введение в элективный курс «Кем быть?».

Теория: Что мы делаем на занятиях. Правила безопасного поведения.

Практика: Игры на знакомство.

  1. Тема: Профессия врач. 

Теория: Виртуальная экскурсия в больницу. Рассказ о профессии.

Практика: Загадки, стихи о профессии.

  1. Тема: Профессия продавец.

Теория: Виртуальная экскурсия в магазин. Рассказ о профессии.

Практика: Загадки, стихи о профессии, пазлы.

  1. Тема: Профессия повар.

Теория: Виртуальная экскурсия в столовую. Рассказ о профессии.

Практика: Загадки, стихи о профессии.

  1. Тема: Профессия пожарный.

Теория: Виртуальная экскурсия в пожарную часть. Рассказ о профессии.

Практика: Стихи о профессии, раскраски.

  1. Тема: Профессия полицейский.

Теория: Рассказ о профессии (презентация).

Практика: Загадки, стихи о профессии, раскраски.

  1. Тема: Профессия парикмахер.

Теория: Рассказ о профессии (презентация).

Практика: Загадки, стихи о профессии, раскраски.

  1. Тема: Профессия художник.

Теория: Рассказ о профессии (презентация).

Практика: Загадки, стихи о профессии, раскраски.

  1. Тема: Профессия учитель.

Теория: Рассказ о профессии (презентация).

Практика: Загадки, стихи о профессии, раскраски.

  1. Тема: Профессия инженер.

Теория: Рассказ о профессии (презентация).

Практика: Загадки, стихи о профессии, раскраски.

  1. Тема: Профессия строитель.

Теория: Рассказ о профессии (презентация).

Практика: Загадки, стихи о профессии, раскраски.

  1. Тема: Подведение итогов. Рисунок на тему «Когда я вырасту,  то буду…»

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Форма занятия

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Введение в элективный курс «Кем быть?»

1

0,5

0,5

Новый материал, комбинированное

Опрос

2

Профессия врач

1

0,5

0,5

Новый материал, комбинированное

Опрос

3

Профессия продавец

1

0,5

0,5

Новый материал, комбинированное

Опрос

4

Профессия повар

1

0,5

0,5

Новый материал, комбинированное

Опрос

5

Профессия пожарный

1

0,5

0,5

Новый материал, комбинированное

Опрос

6

Профессия полицейский

1

0,5

0,5

Новый материал, комбинированное

Опрос

7

Профессия парикмахер

1

0,5

0,5

Новый материал, комбинированное

Опрос

8

Профессия художник

1

0,5

0,5

Новый материал, комбинированное

Опрос

9

Профессия учитель

1

0,5

0,5

Новый материал, комбинированное

Опрос

10

Профессия инженер

1

0,5

0,5

Новый материал, комбинированное

Опрос

11

Профессия строитель

1

0,5

0,5

Новый материал, комбинированное

Опрос

12

Подведение итогов

1

1

Практическое занятие

Творческая работа

12

5,5

6,5

1.4. Планируемые результаты:

Последовательное освоение программы предполагает достижение следующих основных результатов:

Личностные - устойчивый интерес (мотивация) к изучению профессий, умение ценить и принимать такие базовые ценности как  «доброта», «сострадание», «милосердие»; уважение и принятие ценности семьи и общества, уважение к труду.                        

Метапредметные:- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; умение слушать собеседника, излагать свое мнение; умение сравнивать профессии: находить общее и различное.

Предметные:- знать наиболее распространенные виды профессий, профессии близких и родных; уметь группировать раздаточный материал; по существенным признакам рассказать о профессии;  создать рисунок о будущей профессии.

II. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1.Календарный учебный график

№ п/п

Дата

Число

Тема занятия

Форма проведения занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

1

Октябрь

Введение в элективный курс «Кем быть?»

Новый материал, комбинированное

1

ДЮЦ «Прометей»

Опрос

2

Октябрь

Профессия врач

Новый материал, комбинированное

1

ДЮЦ «Прометей»

Опрос

3

Октябрь

Профессия продавец

Новый материал, комбинированное

1

ДЮЦ «Прометей»

Опрос

4

Октябрь

Профессия пожарный

Новый материал, комбинированное

1

ДЮЦ «Прометей»

Опрос

5

Ноябрь

Профессия повар

Новый материал, комбинированное

1

ДЮЦ «Прометей»

Опрос

6

Ноябрь

Профессия полицейский

Новый материал, комбинированное

1

ДЮЦ «Прометей»

Опрос

7

Ноябрь

Профессия парикмахер

Новый материал, комбинированное

1

ДЮЦ «Прометей»

Опрос

8

Ноябрь

Профессия художник

Новый материал, комбинированное

1

ДЮЦ «Прометей»

Опрос

9

Декабрь

Профессия учитель

Новый материал, комбинированное

1

ДЮЦ «Прометей»

Опрос

10

Декабрь

Профессия инженер

Новый материал, комбинированное

1

ДЮЦ «Прометей»

Опрос

11

Декабрь

Профессия строитель

Новый материал, комбинированное

1

ДЮЦ «Прометей»

Опрос

12

Декабрь

Итоговое занятие

Практическое занятие

1

ДЮЦ «Прометей»

2.2.Условия реализации.

Для успешной реализации курса необходимо помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям (сухое, теплое, просторное, с хорошим естественным и искусственным освещением).

Материалы и инструменты:

  1. Простые и цветные карандаши, фломастеры, ластик, ручки,  бумага А4;
  2. Набор магнитов.
  3. Компьютер (ноутбук)
  4. Мультимедийный  проектор
  5. Экран
  6. Фотоаппарат
  7. Детские костюмы  по профессиям: повар, продавец, врач, пожарный, художник, цветовод.

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

  • картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
  •  подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
  • подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
  • подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»
  • подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

Кадровое обеспечение.

Уровень образования педагога- высшее педагогическое.

Профессиональная категория педагога не требуется.

Образование педагога соответствует профилю программы.

2.3.Формы аттестации (контроля).

В соответствии с целями и задачами курса предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований учащихся. В качестве критериев диагностики применена классификация образовательных компетенций по  А.В. Хуторскому, которая утверждена методическим советом и разработана с учетом данного направления деятельности. Проведение диагностической работы позволяет в целом анализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы.

В таблицах мониторинга  воспитанности и уровня обучения и личностного развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе освоения им элективного курса

Оценка результатов выставляется по трехбальной шкале: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень.

Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные по итоговым занятиям на протяжении всего учебного года. Общий уровень определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на количество отслеживаемых параметров (табл.1 -5).

Проведенная диагностика позволяет увидеть и проанализировать динамику уровня воспитанности, обучения и личностного развития детей, что позволяет в дальнейшем вносить корректировку в элективный курс.

2.4.Оценочные материалы. Таблица 1

Мониторинг уровня обучения и личностного развития учащихся

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

I.Теоретическая подготовка воспитанника:

1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

1.2 Владение специальной терминологией

Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

-минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

-максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

-минимальный уровень (ребенок, как правило избегает употреблять специальные термины);

- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

-максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1

2

3

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос

II. Практическая подготовка ребенка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой ( по основным разделам учебно –                    тематического плана программы)

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении  практических заданий

- минимальный уровень

( ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет  более1/2);

-Максимальный уровень

( ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.)

-Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

- Средний уровень(работает с оборудованием с помощью педагога);

-Максимальный уровень(работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

-Начальный (элементарный) уровень развития креативности  (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога);                          

-Репродуктивный уровень (Выполняет в основном задания на основе образца);

-Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание

III. Обще учебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно – интеллектуальные умения:

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

-Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

-Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей);

- Максимальный уровень (Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2

3

Анализ

Таблица 2

Мониторинг воспитанности учащихся

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное к-во баллов

Методы диагностики

1.Профессиональная воспитанность

  1. Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов.

  1. Культура организации своей деятельности

  1. Уважительное отношение к  профессиональной деятельности других.

  1. Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Завершение работы, использование необходимых дополнений

Аккуратность в выполнений практической работы, терпение и работоспособность

Объективность при высказывании критических замечаний в адрес чужой работы

Стремление исправить указанные ошибки, умение прислушиваться к советам педагога

Минимальный уровень (в редких случаях доводит выполнение работы до конца);

Средний уровень (полностью завершает каждую работу, не использует необходимые дополнения);

Максимальный уровень (полностью завершает каждую работу, использует необходимые дополнения)

Минимальный уровень (ребенок проявляет низкий уровень работоспособности работы небрежные);

Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и работоспособность);

Максимальный уровень (ребенок аккуратен в выполнении практической работы, терпелив и работоспособен).

Минимальный уровень (ребенок не объективен при оценивании работы сверстников);

Средний уровень (ребенок старается быть объективным при оценивании работы сверстников, подчеркивает положительные моменты);

Максимальный уровень (при высказывании критических замечаний в адрес работы сверстников проявляет объективность, подчеркивает положительные моменты)

Минимальный уровень (не прислушивается к советам педагога, в редких случаях исправляет ошибки);

Средний уровень (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога);

Высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога).

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

  1. Практическая подготовка ребенка:
  1. Коллективная ответственность

  1. Умение взаимодействовать с другими членами коллектива

  1. Стремление к самореализации социально адекватными способами

  1. Соблюдение нравственно-этических норм

Аккуратность выполнения части коллективной работы

Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность

Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы

Выполняет правила поведения на занятиях

Минимальный уровень (не аккуратен при выполнении работы);

Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы);

Максимальный уровень (ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы)

Минимальный уровень (не принимает участие в коллективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен);

Средний уровень (принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен)

Максимальный уровень (принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен)

Минимальный уровень (не стремится к получению новых знаний, умений, навыков);

Средний уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает показывать свои работы)

Высокий уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы)

Минимальный уровень (нарушает правила поведения на занятиях);

Средний уровень (старается соблюдать правила поведения на занятиях).

Максимальный уровень (соблюдает правила поведения на занятиях.

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Таблица 3

Диагностика результатов обучения и личностного развития учащихся  

 Раздел

 курса

Фамилия имя  

Раздел 1.

 Профессия  врач

Профессия продавец

Раздел 2.

 Профессия  повар

Профессия  пожарный

Раздел 3.

Профессия художник

Профессия мультипликатор.

Раздел 4

Профессия цветовод - декоратор

Профессия кинолог

Раздел 5

Архитектор

Итого

1

Сводная данных по группе

Средний балл

Таблица 4

Диагностика уровня развития ключевых компетенций учащихся

Компетенции

Учебно-познавательная

Общекультурная

Коммуникативная

Личностного совершенствования

Итого

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Соблюдение  правил техники безопасности

Владеть навыками общения

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой.

Аккуратность и ответственность в работе.

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Уметь слушать и слышать партнера

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Участвовать в работе группы, выдвигать идеи,  самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, наблюдать и анализировать поступки других

Соблюдение норм поведения в окружающей среде

                             

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «доброта», «природа»,  «сострадание», «милосердие»

Формировать интерес (мотивацию) к обучению

Уважать и принимать ценности семьи и общества

Выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

1

Средний балл

Средний балл

Средний балл

   

Средний балл

Сводная данных по группе

Таблица 5

Диагностика воспитанности учащихся

Диагностические параметры

Фамилия имя

Профессиональная воспитанность

Социальная воспитанность

Оценка воспитанности детей

Этика и эстетика выполнения работы и представление ее результатов

Культура организации своей деятельности

Уважительное отношение к профессиональной деятельности других

Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Коллективная ответственность

Умение взаимодействовать с другими членами коллектива

Стремление к самореализации социально адекватными способами

Соблюдение нравственно-этических норм

Толерантность

Начало

года

Конец года

Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимое дополнение

Аккуратен в выполнении практической работы

Терпелив и работоспособен  

 При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным  

Подчеркивает положительное в чужой работе

Стремится исправить указанные ошибки

Прислушивается к советам педагогов

Старается аккуратно выполнить свою часть коллективной работы

Участвует в выполнении коллективных работ

Не мешает другим детям на занятиях

Не конфликтен

Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков

С желанием показывает другим результаты своей работы

Выполняет правила поведения на занятиях кружка

Доброжелателен

Средний  балл

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

Сводная данных по группе

  1. Методические материалы

Особенности образовательного процесса

Образовательный процесс по программе организуется в очной форме. Методы обучения

- Методы обучения по уровню активности детей: активные (работа с технологической картой, книгой); пассивные (рассказ, объяснение, демонстрация).

 - Методы по уровню включения в творческую деятельность: объяснительно-иллюстративные (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

 - Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися); индивидуально (фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы); групповой (организация работы по малым группам); дифференцированный подход; индивидуальный.

- Метод стимулирования познавательной и творческой активности детей: игра; поощрение и похвала; чередование видов деятельности.

- Метод воспитания и развития: развивающая, познавательная игра; самостоятельная работа; коллективный анализ совместной деятельности.

- Методы контроля и самоанализа: контрольные задания: игры, викторины, тесты; самооценка; выставка детских работ; участие в конкурсах и выставках окружных и всероссийских; диагностика.

Формы организации образовательного процесса

- Фронтальная: просмотр мультфильмов и фильмов; участие в обсуждениях фильмов; предоставление возможности выражать своё отношение к увиденному; освоение знаний о языке кино и выразительных средствах экрана;

 - Групповая: выполнение творческого задания;

Формы организации учебного занятия

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.  Основную долю программы составляет практическая работа, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала (информационный материал дается как перед заданием, так и во время работы). Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие коммуникативных навыков и интеллектуальных умений. Информационный материал дается как перед заданием, так и во время работы.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ или оценка, что приучает детей справедливо и объективно подходить к оценке работ, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Педагогические технологии

Программа основана на таких педагогических технологиях, как:

- традиционные технологии - объяснительно-иллюстративные технологии обучения, в основе которых лежат дидактические принципы Я. А. Коменского;

- педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса - гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили;

- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии Б. П. Никитина;

- технологии развивающего обучения - личностно-ориентированное развивающее обучение И. С. Якиманской.

Для полноценного разворачивания процесса самоопределения у детей, логика и содержание программы построены в соответствии со следующими принципами:

-  Формирование новых образовательных потребностей учащихся, таких, как развитие технического творчества и освоение методов научного познания мира посредством мультипликационной деятельности с применением компьютерных технологий.

- Включение в содержание программы фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей детей, научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения учебного материала, позволяет погружать учащихся в современные формы мышления, коммуникации и деятельности.

- Образовательные задачи, актуальные и практически значимые для всех учащихся, построены на принципе событийности, когда на каждом занятии происходит что-то важное, а для каждого ребенка совершается какое-то открытие.

В основу занятий по программе легли следующие педагогические принципы:

- личностно-смысловое общение педагога с учащимися;

- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей учащихся);

- культуросообразность в воспитании (воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям);

- опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка (создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации);

- развивающее обучение и индивидуализация, направленная на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у детей обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Алгоритм учебного занятия

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

I этап

Организационный

Организация начала занятия. Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этап

Мотивационный

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

III этап

Основная

Усвоение новых знаний и способов действии.  Первичная   проверка   понимания.    Закрепление    знаний    и    способов    действуй. Обобщение и систематизация знаний.

IV этап

Заключительный

Подведение итогов: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VI. Список литературы

  1.  Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник. – М.: ЮРАЙТ, 2013. – 812 с.
  2. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/ 
  3. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 136 с.  
  4. . Гусева Т. Кем быть? // Поем, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82.
  5.  Загадки о профессиях.URL: http://www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-o-professijakh/
  6. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
  7.  Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.
  8.  Поговорки народов мира. Труд. Мастерство. Опыт. URL: http://pogovorka.yaxy.ru/team_060.htm
  9.  Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.
  10. Чепуштанова О. Кто чем занят?: загадки-обманки // Чем развлечь гостей. – 2011. – №6. – С. 5.
  11. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 207
  12. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с

VII. Список литературы, рекомендованной родителям.

  1. Барто А. «В кошачьей неотложке», «Жонглер», «Котельная», «Песня моряков», «Штукатуры».
  2.  Доброта Н. «Мамины профессии», «Папины профессии», «Скорая помощь».
  3.  Елемьянова О. «Врач», «Музыкант», «Портниха», «Спортсмен», «Столяр», «Строитель», «Уборщица».
  4. Заходер Б. «Слесарь», «Повара», «Шофер», «Сапожник», «Переплетчица», «Портниха», «Монтер», «Строители».
  5. Ладонщиков Г. «Звездочка».
  6. Маршак С. «Мастер-ломастер», «Пожар», «Почта», «Цирк», «Как печатали вашу книгу».
  7. Маяковский В. «Эта книжечка моя, про моря и про маяк», «Кем быть?».
  8.  Михалков С. «Воздушные гимнасты», «В парикмахерской», «Дядя Степа-милиционер», «Жонглер», «Канатоходцы», «Фокусник», «Холодный сапожник», «А что у вас?».
  9. Мориц Ю. «Билет на дачу», «В цирке», «Художник».
  10.  Мошковская Э. «Вежливое слово», «Капитан», «Клоун», «Кондитер», «Пассатижи», «Поэт», «Про львов», «Пускай они скучают», «Рубанок», «Снежный поезд», «Стрелочник», «Я тоже буду шофером».
  11. Олифирова Л. «Кем хотите стать вы, дети?»
  12. Пожарова М. «Маляр», «Водитель», «Воспитатель».
  13. Родари Дж. «Пожарный», «Человек на подъемном кране», «Шесть тысяч поездов», «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?».
  14. Собакин Т. «Будущая профессия».
  15. Усачев А. «Поливальная машина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...

Элективный курс "Профессиональное самоопределение"

Элективный курс "Профессиональное самоопределение", расчитан на 17 часов . Цель  курса: оказание помощи в профессиональном самоопределении, выборе профессии....

Элективный курс "Профессиональное самоопределение и карьера"

Вашему вниманию предлагаю программу  элективного курса "Профессиональное самоопределение и карьера"Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосозн...

Элективный курс "Профессиональное самоопределение"

Элективный курс «Профессиональное самоопределение» для 9-х классов призван обеспечить учащимся жизненное и социально-трудовое становление....

элективный курс "Профессиональное самоопределение"

Разработка занятий по профориентации....

Элективный курс «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ», 9 класс

Элективный курс "Профессиональное самоопределение" 9 класс...

Рабочая программа 11 класс элективный курс "Профессиональное самоопределение подростков"

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...