Главные вкладки

    Сценарий "Час профилактики правонарушений"
    методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

    Бескровных Анжелика Николаевна

    Сценарий состоит из конкурсных заданий, выполнение которых направлено на повышение правовой культуры школьников. проведение мероприятия по данному сценарию возможно в Единый день профилактики правонарушений в школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chas_profilaktiki_pravonarusheniy.rar437.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий внеклассного мероприятия  

    Час профилактики правонарушений

    для учащихся 8-11 классов

     Цель:

    Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

     

    Задачи:

    - Способствовать воспитанию законопослушного гражданина;

    - Развивать правовую культуру учащихся;

    - Уметь различать виды правонарушений, видеть разницу между преступлением и проступком;

    - Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, м/м презентация.

    I. Организационный момент.

    Критерии оценивания: За каждый правильный ответ будет выдаваться жетон.  

    II. Объявление темы и постановка цели

        Сегодня в школе проходит Единый день профилактики правонарушений, и мы собрались на Час профилактики, чтобы поговорить в очередной раз об этой важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и их последствиях.

    Воспитатель напоминает школьникам, что Ребята, вы вступаете или вступили в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, – 14 лет.

    Попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.                                                                                                          

    Члены жюри: судья и его помощники. Каждая команда выполняет задание за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.

    III. Основная часть

            В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем.

    (2 слайд)                                                                                                                                        ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

          - Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

    В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

         (3 слайд)

      Законы  записаны в Конституции – основном законе государства.

      Кроме Конституции существуют:

    (4 слайд)

     - «Конвенция о правах ребенка»,

     - «Семейный  кодекс»,

     - «Гражданский  кодекс»,

     - «Трудовой  кодекс»,

     - «Уголовный кодекс».

      «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы.  

    Задание 1. РАЗМИНКА

    Каждая команда по очереди отвечает на ряд вопросов, давая ответ  «Да» или «Нет». После чего подсчитывается общее количество правильных ответов каждой команды  ( за правильный ответ  - 1  балл)

    1. Правда ли, что уголовная ответственность наступает с 18 лет?   (Нет).
    2. Правда ли, что допрос несовершеннолетних должен происходить в присутствии педагога?    (Да).
    3. Правда ли, что совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных нуждающихся родителей?   (Да).
    4. Правда ли, что ребенок-инвалид не имеет права поступать в институт?  (Нет).
    5. Правда ли, что за нанесение рисунков и надписей на фасады зданий, существует уголовная ответственность?  (Нет, - административная ответственность, штраф).
    6. Правда ли, что алкогольное опьянение является смягчающим обстоятельством при совершении преступления?   (Нет - отягчающим).

    Задание 2:   «Ответственность несовершеннолетних».

    Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ и с 16 лет. Определить за какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 14 лет, а за какие – с 16 лет.

    (5-7 слайд)

    1. Побои

    2. Убийство

    3. Кража

    4. Грабеж

    5. Клевета

    6. Мошенничество

    7. Терроризм

    8. Неправомерное завладение автомобилем

    9. Умышленное причинение вреда здоровью

    10. Контрабанда

    (Подчёркнутые с 16 лет, остальные – с 14 лет).

    Задание 3:  «Законы в русских пословицах».        

     (8-9 слайд)

                                                        Соберите пословицы

    1. Недолго той земле стоять,
    2. Нужда закона не знает,
    3. Законы святы
    4. Закон, что паутина
    5. Не бойся царского гонения
    6. Закон - дышло
    7. Кто законы пишет
    8.  Строгий закон

    куда захочешь, туда и воротишь.6

    да судьи супостаты.3

    шмель проскочит, а муха увязнет.4

    тот их и ломает.7

    бойся царского гонителя.5

    где начнут уставы ломать.1

    а через него шагает.2

    виноватых творит.8

    Задание 4:

      В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права и обязанности.

     Выберите на карточки права и обязанности из предложенных и отметьте буквой О и П свои ответы. А что осталось.

    Права (10 слайд)

    Жить и воспитываться в семье

    Получить паспорт гражданина РФ      

    Работать в свободное от учебы время

    Охрана здоровья

    Обязанности (11 слайд)

    Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

    Получить основное общее образование

    Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

        Соблюдать правила поведения, установленные в   образовательных учреждениях,     дома и в общественных местах.

       Ответственность (12 слайд)

    Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

        Возмещение причиненного вреда.

      Каждый человек должен нести ответственность за свои поступки.

     (13 слайд)

     Народная мудрость гласит:                                                                                                        «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

    Задание 5: «Знаете ли вы закон?»

    Существует 4 вида ответственности. Назовите.

    (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая)

    (14 - 15 слайды)

    Перед вами  ситуации. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.

    •  Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)
    • Подросток появился  на улице в состоянии алкогольного опьянения (Административная)
    • Ребята избили одноклассника (Уголовная)
    • Девочка украла телефон из портфеля одноклассницы (Уголовная)
    • Ученик прогулял занятия в школе (Дисциплинарная)
    • Девочка перешла дорогу в неположенном месте (Административная)
    • Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)
    • Мальчики нецензурно выражались в автобусе  (Административная)

    Задание 6: «Шуточные четверостишия»

    В этом задании описаны правонарушения  и вы должны сказать последующие наказания.

    (16 слайд)

    Маленький мальчик звонил по «ноль-два»,

    Про бомбу в школе поведал сперва.

    Милиция быстро нашла пацана!

    Штраф двести тысяч – вот шутки цена.

    Ответ: заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей. Либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.

    (17 слайд)

    В спасателя маленький Вася играл,

    Он людям карманы от денег спасал.

    Но за руку быстро мальчишку схватили,

    В милицию сдали и дело «пришили».

    Ответ: кража, т.е. тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом в размере до 80-ти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6-ти месяцев до 1 года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    (18 слайд)

    Художником стать мальчик с детства мечтал,

    На стенах домов «красоту» рисовал.

    Таланта не понял сержант Иванов,

    Родителям штраф он назначить готов.

    Комментарий: осквернение зданий, порча жилых домов влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

    (19 слайд)

    Маленький мальчик в большом магазине

    Матом ругался, катался в корзине,

    Бабуси и деды вздыхали не зря!

    Милиция вмиг усмирит дикаря.

    Ответ: мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан квалифицируется как административное правонарушение и наказывается штрафом от 500 до 1500 рублей или административным арестом до 15 суток.

    Задание 7: Вопросы

    Каждой команде по очереди даётся вопрос  о правах несовершеннолетнего. Ваша задача - назвать их.  Если одна команда затрудняется ответить, другая, может заработать дополнительный жетон.

    (20 слайд)

    1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны   немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим).

    2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол).

    3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних, в какое время (ночное).

    4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту (адвокат).

    Задание 8: музыкальное  «Детские песни о правах »

    Включается песня. В тексте песни звучат некоторые права человека. Ваша задача - назвать их. Баллы получает команда, первая написавшая правильный ответ

    (21 слайд)

    1. «Ничего на свете лучше нету…» (музыка - Г.Гладкова, слова - Ю.Энтина) - песня из мультфильма «Бременские музыканты»   (право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний)

    2. «А я все лежу и на солнышко гляжу…»  (слова: C. Козлов, музыка: Г. Гладков) - песня из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню».  (Право на жизнь, право на отдых и досуг.)

    3. «Чему учат в школе» (музыка - В.Шаинского, слова - М.Пляцковского) (право на образование)

    4. «На крутом бережку»  (музыка - В.Шаинского, слова - А.Хайта) - песня из мультфильма «Приключения кота Леопольда»  (право на отдых).

    Задание 9: Блиц-вопрос

    Отвечает каждая команда по очереди (быстро)

                                            Вопросы 1 команде            

    1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за умышленное нанесение телесных повреждений, повлекших расстройство здоровья?   ( С  14  лет).
    2. Какой максимальный срок лишения свободы для лиц, не достигших  18  лет?  (Не  более  10 лет).
    3. Чем отличается кража от грабежа?   (Кража – тайное хищение имущества,  грабеж – открытое хищение имущества).

    Вопросы 2 команде:            

    1. С какого возраста наступает административная ответственность?  (С 16 лет).
    2. Назовите виды административных взысканий?   (Предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест).
    3. Какой вид административного взыскания не применяется к несовершеннолетним?  (Административный арест).

     Вопросы  3 команде:

    1. С какого возраста наступает уголовная ответственность?  (C 16 лет,  за тяжкие преступления  -  с 14 лет ).:
    2. Освобождается ли от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление в нетрезвом виде?   (Нет).
    3. При предъявлении уголовного обвинения какой орган выносит приговор обвиняемому?   ( Суд).

    Задание 10.

    (22-23 слайд)

    Читая каждую вторую букву, расшифруйте главную мысль нашего занятия: кто быстрее?

    б з к а                                                

    за

    у п в о т с и т з у ю п  я к б и          

    поступки

    д н т а и д т о                                    

    надо

    г о в т о в а е д ч и а г т р ь

    отвечать

    Подсчёт жетонов. Награждение.

    Вывод. (24 слайд)

    Всегда надо помнить о том, что за совершённые поступки надо отвечать.

    Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

     педагог:

    Для вас я приготовила памятку, с которой вы можете ознакомиться и ознакомить своих друзей.

    Рефлексия.

    Вам понравилась сегодняшняя игра?  (Ответы детей).

    Почему?  (Ответы детей)

     педагог:

    (25 слайд)

    Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры  Марка Туллия Цицерона    

    «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

    Использованные материалы и ресурсы:

    https://multiurok.ru/files/intielliektual-naia-ighra-podrostok-i-zakon.html  Интеллектуальная игра «Подросток и закон»

        https://posloviz.ru/category/zakon/          Пословицы о законе                                                                                                                                                               

    https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/vnieklassnoie-mieropriiatiie-zakon-i-podrostokВнеклассное мероприятие "Закон и подросток"


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт социально-педагогической работы с подростками по профилактике правонарушений

    Главная  задача  профилактической  работы  в  системе  правонарушений несовершеннолетних – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадап...

    презентация «Система работы администрации МОУ СОШ №168 по профилактике правонарушений ».

    «Система работы администрации  МБОУ СОШ №168по профилактике правонарушений  »....

    Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних

    Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...

    Профилактика правонарушений среди учащихся

    Общешкольная работаРабота с классомИндивидуальная работа...

    План совместных мероприятий ГДН ОВД по МО «Тымовский городской округ» и МОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних на 2010-2012гг

    План работы составленный социальным педагогом и инспектором ГДН в рамках школьной программы профилактики правонарушений среди детей и подростков....

    «Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних

    Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...