«Формирование активной личности обучающегося посредствам участия в различных мероприятиях».
методическая разработка

Филимоненко Татьяна Акрамовна

Для формирования и развития активности ребенка возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации. Для создания такой развивающей среды большую роль может и должна сыграть внеурочная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО Классных руководителей по теме:

«Формирование активной личности обучающегося посредствам участия в различных мероприятиях».

В нашей школе воспитательная работа опирается на Программу воспитания обучающихся, с которой, я думаю, знакомы все педагоги школы.

Под воспитанием понимается создание условий для развития активной личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействию процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Понятие активность (от латинского «aktivus») — действие, поступок, деяние, в русском языке — нечто деятельное, энергичное, развивающееся.

Для формирования и развития активности ребенка возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации. Для создания такой развивающей среды большую роль может и должна сыграть внеурочная деятельность.

При участии во внеурочных классных, общешкольных и других мероприятиях обучающиеся не ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Такая деятельность побуждает детей участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной. Именно внеурочной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной активности в силу того, что она служит повышению активности ученика как субъекта обучения; даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами, обучающимися и родителями; создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; ориентирует деятельность обучающихся на успех; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности.

Существуют различные подходы к определению форм социальной активности. Наиболее распространенные и выделяемые формы социальной активности можно определить следующим образом: участие в различных культурно-досуговых мероприятиях; участие в жизни своего класса, школы; участие в различных конкурсах разного уровня.

Активизации социальной деятельности обучающихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных

Социальная активность может стимулироваться под условием внешних и внутренних факторов.

 К внутренним факторам, прежде всего, относятся мотивы личности, т.е включение обучающихся в социально-значимую деятельность может быть мотивировано и прагматическими мотивами: перспективы, получаемые благодаря особым возможностям участия в престижной молодежной организации, в образовательных программах, легкое включение в общественную жизнь ВУЗа, это может повлиять на получение рекомендации при трудоустройстве, дальнейший карьерный рост.

Также, к внутренним факторам относятся психологические качества, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

 Внешние факторы – это условия среды, позволяющие данную активность проявлять и совершенствовать себя в ней. В школе эти условия создаем мы с вами.

В формировании социальной активности обучающихся посредствам участия в общественной жизни школы существуют определенные проблемы:

- общественная активность не всегда рассматривается в качестве ресурса, обеспечивающего будущие успехи и достижения, что влияет на мотивацию;

 – организационные проблемы: активная общественная деятельность не поддерживается каким-либо способом поощрения со стороны некоторых педагогов нашей школы (например, это проявляется, когда ребенка часто упрекают за его активность, считая, что он уделяет меньше времени учебе);

 – непонимание и недоверие со стороны учителей и администрации школы, которые иногда открыто выступают против социальной активности учеников, запрещая им участвовать в общественной деятельности;

– кадровые проблемы: текучесть кадров — координаторов, руководителей общественных объединений; слабый приток молодых специалистов;

- неактивная позиция некоторых классных руководителей.

Модель формирования социальной активности подростков представляет собой системное образование, определяющее последовательность и взаимосвязь этапов, педагогических условий, форм и методов организации (за что отвечает педагогический состав), а также результатов деятельности подростков, направленных на формирование и проявление качеств их социальной активности - организованности, самостоятельности, инициативности и ответственности, в других видах социально значимой деятельности: не только  учебной, но и общественной и досуговой, и в этом процессе большая роль принадлежит педагогам,  т.е. зависит от методов используемых ими.

В соответствии с указанными определениями, формами и проблемами социальной активности необходимо отметить следующие методы работы для повышения эффективности привлечения школьников к активной социальной жизни:

1) Сотрудничество и сотворчество всех тников педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;

2) Использование комплекса знаний и навыков из различных сфер;

3) Соответствие поставленных задач реальным интересам и потребностям самих детей;

4) Мотивация, поддержка, стимулирование самореализации обучающихся;

 5) Направленность на практический, социально значимый результат.

Очевидна направленность методов на социализацию личности и, как следствие, на развитие социальной активности ребенка.

Методы работы для повышения эффективности привлечения школьников к активной социальной жизни индивидуальны для каждого обучающегося. Развитие социальной активности школьников может быть эффективным при условии опоры на личный опыт обучающегося, не попробовав себя в той или иной деятельности, человек не может понять что его, понять в чем он может быть успешным.

Несмотря на определенные проблемы ( отсутствие мотивации, стимула, интереса, помощи , поддержки со стороны педагогов, чрезмерную занятость учебой и т.д.), социально-активная деятельность может быть и является привлекательной для школьников, поскольку:

  • она дает общение и позитив, объединяет единомышленников,
  • она показывает, что участие во внеурочной деятельности интересно, помогает в дальнейшей адаптации, а где-то и выгодно для большей части членов общества;
  • она является добровольной, так как нельзя заставить заниматься тем, что тебе не интересно;
  • эта деятельность является осознанной и предполагает ответственность личности в своих действиях, т.е. каждый ребенок имеет право выбора, возможность проявления инициативы, проявления своих возможностей и способностей и т.д.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что развитие социальной активности предполагает:

  • с точки зрения воспитания - формирование социально значимых качеств;
  • с деятельностной - способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса. Направлено на реализацию конкретных инициатив самогог обучающегося;
  • с рефлексивной - анализ участниками своих практических действий, осмысление теории через практику;
  • с точки зрения социального взаимодействия – общение, положительная динамика в ходе необходимого жизненного процесса социализации, способствует закреплению новых знаний школьников, полученных в процессе общения. Эти сформированные знания позволяют организовать общение учащихся на более высоком уровне, вызывать у них потребность в обмене информацией, оказании помощи другому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творчески одаренной и социально-активной личности подростка посредством реализации программ воспитательного пространства «Клуб общения», «Пресс-центр», «ПоЛаР»

С целью организации постоянного и действенного органа по развитию самоуправления в гимназии была предпринята попытка выявить круг интересов подростков в сфере воспитания и досуга. Для решения поставле...

Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

Формирование активной личности как основа воспитательного процесса

Формирование  активной  личностикак  основа  воспитательного   процесса   Воспитание  социально  активной   личности,   разв...

Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики

Использование методов технологии "Проблемного диалога" Е.Л. Мельниковой позволяет организовать учебный диалог на уроке и реализовать системно-деятельностный подход...

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью посредством участия во внеклассных мероприятиях.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта предполагают формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями  базовых учебных действий (далее БУД), функциями которы...