Программа "Закон и подросток"
рабочая программа

Работа по профилактике правонарушений, воспитания правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер ориентированная: на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм; на оздоровление условий семейного, школьного воспитания; на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников и социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zakon_i_podrostok.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

имени Героя Советского Союза Д.Е.Кудинова

 г. Вязьмы Смоленской области

215111,   Смоленская область, г. Вязьма, ул. Плотникова , д.10,

телефон 8 (48131) 2-65-55, 3-54-82

СОГЛАСОВАНО:

педагогический совет

протокол № 1

от «   01 » сентября  2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ СОШ №10

______________Сидорова С.А.

Программа

«Закон и подросток»

по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию законопослушного поведения

обучающихся

на 2015 – 2020 уч.г.

г. Вязьма

2015 г.

  1. Пояснительная записка

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни большей части населения страны, культ денег, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом

«вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных веществ. А как следствие возрастает количество правонарушений и преступлений совершенных

несовершеннолетними. Детская преступность молодеет.

Семьям        приходится                бороться                за        выживание,                наблюдается        рост неблагополучных        семей        и        семей,                        находящихся        в                социально-опасном положении,        не занимающихся воспитанием, содержанием детей. Все это является основанием        воспитания        правовой        культуры,        формирования законопослушного поведения, как обучающихся, так и их родителей.

Работа по профилактике правонарушений, воспитания правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер ориентированная: на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм; на оздоровление условий семейного, школьного воспитания; на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников и социума.

При решении этих задач необходимо объединение усилий учителей,

социального педагога, педагога-психолога, родителей, работников ОПДН, КДНиЗП, учреждений дополнительного образования.

Работа по профилактике асоциальных явлений, воспитания правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся в образовательном учреждении строится в соответствии со следующими правовыми актами:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка (20 ноября 1989 г.)
  • Конституцией Российской Федерации.
  • Семейным кодексом
  • Административным кодексом
  • Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)

«Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях

прав ребенка в Российской Федерации».

  1. Цель программы

Формирование                правовых        знаний        и        правовой                культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности, оптимизация познавательной        деятельности,                профилактика        безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников. Адаптация обучающихся в социуме. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Социальная защита прав детей.

  1. Задачи программы

  • Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
  • Воспитание у обучающихся уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
  • Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения обучающихся.
  • Создание целостного представления о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом.
  • Усиление                профилактической        работы        по        предупреждению правонарушений,        безнадзорности,        беспризорности                и        асоциального поведения        обучающихся.
  • Активизация разъяснительной работы среди обучающихся  и  родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
  • Формирование у детей мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей через систему знаний о здоровье человека.
  • Раскрытие  творческого  потенциала  обучающихся   через  актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
  • Социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних,

находящихся в социально – опасном положении.

  • Организация        внеурочной,        досуговой        занятости        и летнего отдыха обучающихся.
  • Контроль        за        обучающимися        с        девиантным        поведением        и неблагополучными семьями.

  1. Общая характеристика содержания работы

Реализация поставленной в программе цели и задач предполагает следующую систему работы.

Взаимодействие школы по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; отделом по делам несовершеннолетним; отделом опеки и попечительства Вяземского района; учреждениями дополнительного образования; работу с обучающимися, родителями и педагогами.

Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:

  • Выпуск и распространение информационно-методических материалов

для обучающихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;

  • Проведение        лекций,        бесед,        классных        часов,        консультаций

информационного характера для обучающихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.

Практическая деятельность предусматривает проведение для обучающихся и их родителей семинаров, лекториев, круглых столов, акций, конкурсов, организацию встреч, дискуссий с привлечением специалистов межведомственных организаций.

  1. Приоритетные направления профилактической работы

  • Помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка.
  • Помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления.
  • Выявление обучающихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права и отстающих в учебе.
  • Определение        причин        отклонений        в        поведении        и        нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных обучающихся.

  • Вовлечение «трудных» обучающихся в различные виды положительной деятельности (творческие объединения, секции по интересам, досуговая деятельность).
  • Привлечение детей, родителей к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций.
  • Изучение,        диагностирование,        разрешение        проблем,        трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий.
  • Индивидуальное        и групповое        консультирование детей,        родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций.
  • Помощь конкретным обучающимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций.
  • Пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей. Работа по данным направлениям проводится с обучающимися, родителями, педагогами.

  1. Формы, методы и принципы профилактической работы

  • Диагностика – выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых обучающихся.
  • Анкетирование, тестирование - формирование информационного банка неблагополучных семей и детей группы риска - составление списков обучающихся, состоящих на различных видах учета, уклоняющихся от учебы и пропускающих занятия.
  • Просвещение обучающихся по правовой тематики – проведение классных часов, бесед.
  • Просвещение обучающихся по формированию ЗОЖ, профилактика вредных привычек – проведение классных часов; бесед; конкурсов рисунков, газет.
  • Приглашение специалистов для бесед и лекций.
  • Правовой лекторий для родителей с приглашением специалистов.
  • Наглядная агитация (информационный стенд, плакаты).
  • Проведение  конкурса рисунков и        газет,        викторин,                брейн-ринга, интеллектуальных игр, ролевых игр, круглый стол, конкурс сочинений, защита  проектов,  просмотр фильмов по                профилактике        правонарушений, безнадзорности и формированию правовой культуры и законопослушности.
  • Проведение индивидуальных бесед, консультаций.
  • Организация досуговой деятельности.
  • Вовлечение обучающихся в школьную систему дополнительного образования.
  • Работа        библиотеки        по        данной        проблеме – выставки        книг «Береги здоровье смолоду». «Знай свои права».
  • Проведение праздников, экскурсий, походов.

Принципы:

  • Взаимодействие – сотрудничество с работниками школы, со всеми

социальными        институтами,        занимающимися        профилактикой правонарушений, безнадзорности среди подростков.

  • Личностно-ориентированный подход:
  • гуманное отношение к личности;
  • уважение прав, как обучающегося, так и педагога;
  • оказание содействия в саморазвитии и социализации личности;
  • поощрение творческой социализации.
  • Принцип позитивного восприятия личности:
  • принятие ребенка и взрослого такими, какими они есть;
  • поиск в каждой        личности положительных        качеств, опираясь        на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности.
  • Принцип конфиденциальности:
  • установление отношений открытости;
  • уверенности в надежности информации;
  • сохранение профессиональной тайны.

Методы:

  • Переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков).
  • Метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью).

  1. Срок реализации программы

Данная        программа        рассчитана        на        пять лет        реализации        и        будет проведена в период с сентября 2015 года по август 2020 года.

  1. Этапы реализации программы

Первый этап - подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2015).

  • Анализ состояния профилактической работы за 2015 - 2016 учебный год.
  • Диагностика трудностей и проблем.
  • Обработка результатов.

Второй этап - деятельностный (ноябрь 2015 г. - июнь 2020 г.).

  • Реализация программы.
  • Отслеживание результатов.
  • Коррекция программы.
  • Отработка технологий и методов работы.

Третий этап - обобщающий (сентябрь 2020 г.).

  • Анализ и обобщение результатов.
  • Соотнесение результатов с поставленными целями.
  • Оформление и описание результатов.
  • Выработка методических рекомендаций.
  • Описание опыта работы по реализации программы.

  • Формирование рабочей модели системы профилактической работы.

  1. Кадровое обеспечение программы

  • заместители директора по УВР и ВР,
  • социальный педагог,
  • педагог-психолог,
  • классные руководители,
  • педагоги дополнительного образования,
  • учителя-предметники.

  1. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

                                       (ЕЖЕГОДНО)

2015 – 2016, 2016 - 2017, 2017 – 2018, 2018-2019,2019-2020

п/п

Практические мероприятия

Срок

исполнения

Ответственные

1. Организационно – распорядительская деятельность.

1

Издание приказа о назначении членов

Совета профилактики на текущий учебный год.

Сентябрь

Директор

2

Планирование работы Совета

профилактики.

Сентябрь

Зам. директора по

ВР, соц. педагог

3

Работа Совета профилактики.

В течение года

Зам. директора по ВР, соц. педагог,

члены Совета

4

Выявление учащихся, находящихся в социально – опасном положении, учащихся с

девиантным поведением.

Сентябрь

Зам. директора по ВР, соц. педагог,

кл. руководители

5

Посещение по месту жительства учащихся, состоящих на учете в КДН, ОПДН, ВШК, имеющих отклонения от норм поведения.

В течение года

Зам. директора по ВР, соц. педагог, кл. руководители

6

Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений и

безнадзорности несовершеннолетних. Работа с комитетом образования Вяземского района, КДН, ОПДН по Вяземскому району.

В течение года

Директор, зам.

директора по ВР, соц. педагог

7

Организация общественно – полезной занятости несовершеннолетних в течение

учебного года и в летний период.

В течение года

Зам. директора по ВР, соц. педагог

8

Организация летнего отдыха и занятости не- совершеннолетних, состоящих на учете в

КДН, ОПДН, ВШК.

Июнь – август

Зам. директора по ВР, соц. педагог,

кл. руководители

9

Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений и безнадзорности на заседаниях, педсоветах, совещаниях с классных руководителями. Знакомство классных

Сентябрь

Зам. директора по ВР, соц. педагог

руководителей с ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних» и др. нормативными документами.

10

Организация рейдов всеобуча по микрорайону школы с целью получения

информации о детях, не посещающих школу.

Ноябрь  

Педагогические работники

11

Организация социально – педагогической

защиты прав ребенка.

В течение года

Зам. директора по

ВР, соц. педагог

2. Информационно – аналитическая деятельность.

1

Проведение операция «Семья». Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, корректировка данных о

несовершеннолетних данной категории.

Сентябрь

Зам. директора по ВР, соц. педагог, кл. руководители

2

Выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине учебные занятия. Коррекция информации

банка данных.

Ежемесячно

Соц. педагог,

кл. руководители

Контроль за состоянием успеваемости и посещаемости учащихся.

Еженедельно

Зам. директора по УВР, ВР, кл.

руководители

3

Организация информационной деятельности классных руководителей по вопросам профилактики правонарушений и

безнадзорности:

  • наличие информации о занятости учащихся класса во внеурочное время;
  • наличие социального паспорта класса;
  • наличие списка учащихся, состоящих на учете в ОПДН, КДН, ВШК с полной информацией о них;
  • наличие журнала учета индивидуальной работы с учащимися.

Сентябрь,

в течение года

Зам. директора по ВР, соц. педагог, кл. руководители

4

Подготовка информации о положении по

правонарушениям за летний период.

Август

Соц. педагог

5

Подача оперативной информации о постановке несовершеннолетних на учет и сдача информации о несовершеннолетних,

совершивших правонарушения и преступления.

Каждый месяц

Комитет по образованию

6

Проведение информированности родительской общественности по вопросам обеспечения защиты от информации, наносящей вред здоровью детей, их

физическому, нравственному и духовному развитию.

Ноябрь, март

Зам. директора по ВР, соц. педагог

7

Организация родительского всеобуча по вопросам профилактики правонарушений,

беспризорности, безнадзорности,

Декабрь, март

Зам. директора по ВР, соц. педагог

заболевания СПИДом, профилактики вредных привычек с привлечением

представителей соответствующих структур.

8

Анализ работы по профилактике правонарушений, беспризорности,

безнадзорности за прошедший год.

Май

Зам. директора по ВР, соц. педагог

9

Координация работы всех школьных структур, способствующих профилактике

повторного года обучения.

В течение года

Директор, зам.

директора по УВР, ВР, соц. педагог

3. Мероприятия воспитательной направленности.

1

Привлечение несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета и имеющих отклонения от норм поведения в

спортивные секции и кружки творческой направленности.

В течение года

Зам. директора по ВР, кл. руководители

2

Проведение Недели права  (по плану).

Ноябрь

Зам. директора по ВР, учителя-

предметники, специалисты

3

Знакомство учащихся с законами РФ, локальными актами школы.

В течение года

Зам. директора по ВР, соц. педагог

4

Проведение викторин, дискуссий, классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения:

  • Интеллектуальная игра «Знатоки права»
  • Деловая игра «Имею право!»
  • Ролевая игра «Нарушение прав человека»
  • Брейн-ринг «Конституция и мы»
  • Игры на уроках по изучению Конституции РФ
  • Классный час «Всемирный день прав ребенка»
  • Классный час «Всеобщая декларация прав человека»
  • Классный час «Права, обязанности и ответственность ребенка»
  • Викторина «Сказочные герои отстаивают свои права»
  • Выставка книг «Тебе о правах»

В течение года

Зам. директора по ВР, учителя-

предметники, кл. руководители,

библиотекарь

5

Проведение школьных конкурсов:

  • конкурс сочинений о правах человека и толерантности «Права человека и будущее России»;
  • конкурс рефератов «Что значит законопослушный гражданин»;
  • конкурс рисунков «Я рисую свои права»

Декабрь

Зам. директора по ВР, учителя- предметники

6

Проведение классных часов по профилактике правонарушений,

беспризорности, безнадзорности, вредных привычек, заболевания СПИДом с

В течение года

Зам. директора по ВР, кл. руководители

привлечением специалистов.

7

Проведение правовой недели по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних   (по

плану).

Ноябрь

Зам. директора по ВР, учителя-

предметники

8

Оформление и обновление в школе

информационно-консультационных стендов по праву, законам (правовые странички для школьников, родителей, педагогов, социально-психологический калейдоскоп).

В течение года

Соц. педагог, педагог-психолог

9

Организация в школе досуговой

деятельности. Привлечение в досуговую деятельность учащихся, состоящих на различных видах учета.

В течение года

Зам. директора по ВР, руководители кружков

10

Проведение индивидуальных бесед с учащимися, состоящими на различных видах

учета.

В течение года

Зам. директора по ВР, соц. педагог,педагог-психолог

11

Организация и проведение недели  по профилактике табакокурения, спиртосодержащих напитков, наркомании, СПИДа,  (по

плану).

март

Зам. директора по УВР, ВР, соц.

педагог

12

Оформление документов на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

По мере

необходимости

Соц. педагог

4. Организация работа социально – психологической службы.

1

Организация индивидуальной профилактической работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении, имеющими

проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.

В течение года

Соц. педагог,

педагог – психолог

2

Профилактическая работа с семьями и деть- ми, нуждающимися в оказании помощи на ранней стадии их социального

неблагополучия, в целях своевременного оказания комплексного социально – психологического сопровождения семьи и ребенка.

В течение года

Соц. педагог,

педагог – психолог

3

Проведение информационно – разъяснительной работы с родительской общественностью по вопросам профилактики правонарушений,

беспризорности и безнадзорности.

В течение года

Зам.директора по ВР, соц. педагог

  1. Прогнозируемые результаты реализации программы.

В результате реализации программы «Подросток и закон» по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию законопослушного поведения учащиеся должны:

  • обладать        системой        знаний        в        области        прав        и        законов,        уметь пользоваться этими знаниями;
  • уважать права и законы и соблюдать их;
  • быть        законопослушным,        активно        участвовать в        законодательном творчестве;осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

  1. Ожидаемые результаты.

  • Уменьшение        факторов        риска,        приводящих        к        безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
  • Снижение численности учащихся, состоящих на различных видах учета.
  • Снижение        количества        детей        асоциального        поведения        и неблагополучных семей.
  • Формирование        нравственных        качеств,        представлений        об общечеловеческих ценностях.
  • Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять        вредным        привычкам        и        отрицательным        воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
  • Повышение        уровня        воспитанности,        навыков общения и культуры поведения учащихся.
  • Формирование положительной мотивации на учебную деятельность. Повышение обученности учащихся.
  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей

сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».

  • Формирование        правового        самосознания        учащихся,        родителей, педагогов.
  • Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
  • Обучение        навыкам        социально        поддерживающего,        развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

  1. Координация и контроль реализации программы.

Координацию и контроль реализации программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, который

  • осуществляет организационное, информационное и научно- методическое обеспечение программы;
  • координирует взаимодействие классных руководителей с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
  • анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания "Подросток и закон"

Программа  "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....

Программа деятельности кружка "Подросток и закон"

Данная программа предназначена для работы социального педагога с детьми группы и зоны риска...

Программа деятельности кружка "Подросток и закон"

Целью данной программы является формирование правового сознания школьников....

ПРОГРАММА краткосрочного курса «Подросток и закон. Мой безопасный город»

Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание подростком отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе; прекра...

Программа дополнительного образования Подросток и закон

Цель программы - правовое просвещение учащихся, находящихся в социально-опасном положении и требующие особого внимания, задачи проекта - 1.  Познакомить учащихся с основами гражданского...