Программа деятельности кружка "Подросток и закон"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Лакман Елена Ивановна

Целью данной программы является формирование правового сознания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podrostok_i_zakon.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

. Муниципального образования г. Нягань

«Средняя общеобразовательная школа  №4»

Согласовано:

Управляющий совет МБОУ МО

г. Нягань “СОШ №4”

протокол  ________

от “_____”________2012г.

                         Утверждаю:

                         Директор МБОУ МО

                         г. Нягань  “СОШ №4”

                         __________И.П. Кунцов

                        “_____”__________2012г.

ПРОГРАММА

  кружка

«ПОДРОСТОК И ЗАКОН»

Срок реализации 2 года

 Возраст детей от 8 до 14 лет

                                     

                                                                                            Программа составлена

                                                                                             социальным педагогом

                                                                          Лакман Е.И.

г. Нягань

2012 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА

“ПОДРОСТОК И ЗАКОН”

Название программы

Программа деятельности кружка “Подросток и закон”

Автор программы

Социальный педагог Лакман Е.И.

Цель, основные задачи программы

Цель:

Формирование правового сознания школьников.

Задачи:

– информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;

– содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся;

– воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;

– воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки

Направленность

Социально – педагогическая

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Учащиеся образовательной школы 8–14 лет

Срок реализации программы

Программа среднесрочная. Рассчитана на 2 года

Место реализации программы

г. Нягань , МБОУ МО г. Нягань «СОШ№4»

Пояснительная записка

Содержание правового образования подростков определяется с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат.

Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание воспитанником отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

Цели, задачи, предполагаемый результат

Цель программы: Формирование правовой культуры у учащихся, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Задачи программы:

  • Информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность. Содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся.
  • Воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права.
  • Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 14 лет.

Срок реализации программы: 2 года

Учебный материал делится на две части: теоретический и практический

Режим занятий

Занятия ведутся группой, подгруппой, несколькими подгруппами.

Ожидаемые результаты:

За 1 год занятий кружка воспитанники должны:

  • Знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
  • Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
  • Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
  • Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? (знакомство, распределение обязанностей)

2

2

 

2.

Права и обязанности школьников

2

2

 

3.

Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. “Я – игра”

2

1

1

3.

Конвенция ООН о правах ребенка

(ст. 12, 13, 15, 17, 18)

1

1

 

5.

Викторина “Человек. Личность. Гражданин”

1

 

1

6.

Игра “Кто кого, или подросток в мире вредных привычек”

2

 

2

7.

Круглый стол “Я – гражданин России”

2

 

2

8.

Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации)

2

 

2

9.

Здоровый образ жизни. “Вредным привычкам скажем нет”

2

 

2

10.

Круглый стол “Курить бросим – яд в папиросе!”

2

1

1

11.

“Стоит ли идти за Клинским?”

Преступления, совершаемые подростками.

2

2

 

12.

Влияние молодежных групп. Неформалы.

2

1

1

13.

Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ.

2

1

1

14.

Формирование зависимости от наркотиков.

1

1

 

15.

Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Просмотр презентаций.

2

2

 

17.

Анкетирование (отношение к наркотикам)
Итоговое занятие

1

 

1

18

Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних

1

1

 

19

Конкурс газет “Есть выбор – жизнь без наркотиков”

2

 

2

20

Правовая игра “Большой круг”

2

 

2

21

Игра – тренинг “Как не стать жертвой преступления?”

1

 

1

22

Диагностика “Склонности к отклоняющемуся поведению”

1

 

1

23

Взыскания и наказания

1

1

 

24

О правопорядке. Правонарушения и преступления.

1

1

 

25

Итоговое занятие – практикум “Защити свои права”

1

 

1

 

Всего

38 часов

17 часов

21 час

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Вводное занятие

Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры клуба. Знакомство, распределение обязанностей.

“Права и обязанности школьников”

Положение о педагогических требованиях к учащимся.

“Конвенция ООН о правах ребенка”

Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.

“Человек. Личность. Гражданин”

Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.

Игра “Кто кого, или подросток в мире вредных привычек”

Влияние вредных привычек на организм подростка. Быть здоровыми – это необходимость.

“Диагностика”

Выявление интересов, проблем, конфликтных ситуаций у подростков.

“Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем нет!”

Формирование понятия “здоровый образ жизни”. Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений.

“Стоит ли идти за Клинским?”

Вредные привычки. Преступления, совершаемые подростками.

“Влияние молодежных групп”

Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели.

Неформалы – кто они?

“Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ”

Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра “Наркоманы – особые, особенные или…”. Игра-обсуждение “Эпидемия”. Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. Посещение Центра медицинской профилактики.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

II год обучения

п/п

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила внутреннего распорядка.

1

1

2.

Круглый стол «Кто виноват и что делать?»

1

1

3.

Игра «Наркоманы – особые, особенные или…»

1

1

4.

Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних

1

1

5

Игра-обсуждение «Эпидемия»

1

1

6

Викторина «Я гражданин»

1

1

7.

Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ.

1

1

8.

Викторина «Человек. Личность. Гражданин»

1

1

9

«Власть и порядок в обществе»

1

1

10

Преступление и наказание (об уголовном праве)

1

1

11

Игра «Умей сказать нет!»

1

1

12

Семейный кодекс РФ

(ст. 54,56)

1

1

13

Семейный кодекс РФ

(ст. 57,60)

1

1

14

Трудовой кодекс РФ

(ст. 265)

1

1

15

Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей»

1

1

16

Знакомство с профессиями – следователь, инспектор по делам несовершеннолетних

1

1

17

Просмотр фильма о работе милиции

1

1

18

Гражданин и собственность (о гражданском праве)

1

1

19

Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра 5х5

1

1

20

Знакомство с профессиями сотрудника ГИБДД, участкового и т.д.

1

1

21

Брейн – ринг «Жизненный компас молодёжи»

1

1

22

Конвенция ООН о правах ребёнка. Основные статьи.

1

1

23

Просмотр презентаций «Права ребёнка».

1

1

24

«Мы и наши права» - устный журнал (по материалам Конвенции ООН о правах ребёнка)

1

1

25

Беседа «Экологические правонарушения.  Юридическая ответственность за их совершение»

1

1

26

«Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» Ток – шоу.

1

1

27

Ролевая игра «Мы – будущие избиратели»

1

1

28

Уголовный кодекс РФ

(ст. 20)

1

1

29

Театрализованная игра «В гостях у Шерлока Холмса»

1

1

30

Насилие и закон.

1

1

31

Закон и правопорядок

1

1

32

Тренинг «Основы правовой культуры»

1

1

33

Круглый стол «Могут ли быть права без обязанностей»

1

1

34

Тренинг «Стоит ли идти за Клинским?»

1

1

35

Просмотр презентаций «Так ли безобидно пиво?»

1

1

36

Правовая игра «Умники и умницы»

1

1

37

Итоговые диагностики – уровень гражданских и патриотических качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении

2

2

Всего

38 часов

17

21

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Вводное занятие

Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры клуба. Знакомство, распределение обязанностей.

Права и обязанности школьников»

Положение о педагогических требованиях к учащимся.

«Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ.»

Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра «Наркоманы – особые, особенные или…». Игра-обсуждение «Эпидемия». Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. Посещение Центра медицинской профилактики.

 «Конвенция ООН о правах ребенка»

Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.

««Человек. Личность. Гражданин.»

Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.

«Семейный, трудовой, гражданский кодексы РФ»

Основы трудового, семейного, гражданского кодексов РФ. Нравственно-правовая культура, гражданская ответственность, культура прав и обязанностей взрослого и детей в семье. Ролевая игра «Мы – будущие избиратели». Правовая игра «Мой взгляд».

«Уголовный кодекс РФ»

Основы уголовного кодекса РФ. Формирование ответственности за поступки. Театрализованная игра «В гостях у Шерлока Холмса». Насилие и закон. Закон и правопорядок.

Ожидаемый результат.

За второй год занятий в кружке воспитанники должны:

  • Знать современные правовые системы, понятия и принципы правосудия, органы и способы правовой защиты прав человека; общие правила применения права; содержание юридической деятельности; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности правоохранительных органов, судебной власти; основные юридические профессии и т.д.
  • Объяснять взаимосвязь государства и права, условия наступления юридической ответственности, понятие прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты, особенности семейных правоотношений, значение юридических терминов и понятий.
  • Уметь приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты.

Применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом: определять способы реализации и защиты собственных прав; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Формы организации занятий

Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.

Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра – тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток – шоу, тестирование, анкетирование, мониторинг. Интерес к деятельности резко возрастает, если воспитанники включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для воспитанников.

На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности)

  • Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
  • Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.
  • Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме)
  • Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).

Литература

  1. Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.
  2. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.
  3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.
  4. Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.
  5. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
  6. Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
  7. Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.
  8. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. – Москва, 1998.
  9. Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.
  10. Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.
  11. Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.
  12. Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.
  13. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.
  14. Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.
  15. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. – Москва, 2003.
  16. Ты имеешь право.// Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.
  17. Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка. – Москва, 1994.
  18. Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 1997.
  19. Яковлев Ю. Ваши права, дети. – Москва, 1992.

приложение 1

Основные понятия курса

«Подросток и закон»

Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к людям, бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и счастья.

Благодеяние – действие, направленное на благо другого человека или общности и реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу.

Благо – объективная ценность для человека. Благо субъективно связано с чувством удовлетворения от его достижения или получения.

Гарантии социальные – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека.

Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.

Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству.

Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественного отношения.

Декларация – объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация прав человека содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах.

Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо убеждениям (религиозным, политическим).

Достоинство – уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.

Желание – внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо.

Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.

Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Законодательство – единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства.

Истина – то, что существует в действительности, правда.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания.

Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.

Миролюбие – стремление человека к миру, согласию.

Миротворчество – социально-психологическая позиция личности, имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе.

Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения).

Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.

Права человека – охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено

Правонарушение – нарушение определенных норм права.

Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших на основе расовых черт и признаков.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином.

Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.

Толерантность – терпимость, снисходительность.

Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями.

Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете.

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества.

Эксплуатация – использование чужого труда с целью наживы; присвоение результатов чужого труда.

Приложение 2

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

Возраст ребенка

Права, обязанности, ответственность

С рождения

  • Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст. 20 Конституции РФ).

  • Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка).

  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
  • Право на самостоятельное обращение в орган опеки попечительства за защитой своих прав.
  • Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ).

  • Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка,  ст. 54, 57, 60 СК РФ).

  • Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).

  • Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).

  • Право на отдых и досуг.
  • Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка).

  • Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка).

  • Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка).

  • Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка).

  • Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка).

С 6 лет

  • Право на образование (обязанность получить основное общее образование – ст. 43 Конституции РФ).
  • Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ).

С 8 лет

  • Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях).

Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

С 10 лет

  • Право давать согласие на изменение своего имение и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)

С 11 лет

  • Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»)

С 14 лет

  • Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).

  • Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ).

  • Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).

  • Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами.
  • Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности.
  • Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ).

  • Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ).

  • Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ).

  • Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ).

  • Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

  • Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ).

  • Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ).

  • Право на объединение в профсоюзы.
  • Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).

  • Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ).

  • Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).

  • Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).

  • Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ.

С 15 лет

  • Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

  • Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ).

С 16 лет

  • Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ).

  • Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).

  • Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

  • Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

  • Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ)

С 17 лет

  • Обязанность юношей встать на воинский учет /пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство/ (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе).

С 18 лет

  • Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ).

  • Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

  • Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ).

  • Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).

  • Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

  • Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).

  • Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ)

РФ – Российская Федерация                ТК – Трудовой кодекс

ГК – Гражданский кодекс                СК – Семейный кодекс

УК – Уголовный кодекс

КоАП – кодекс административных правонарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности кружка "Подросток и закон"

Данная программа предназначена для работы социального педагога с детьми группы и зоны риска...

Программа кружка "Подросток и закон"

Программа кружка разработана для учащихся 5-9 классов. Учтены возможности взаимодействия с социальными партнёрами: пограничной заставой. Характерной особенностью программы является её практически-дейс...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»

Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что со...

Рабочая программа кружка "Человек и закон" 5 класс

Программа занятий  кружка "Человек и закон" позволит формировать  и развивать правовые знания и правовую культуру школьников....

Обновление дополнительных образовательных программ: новый тип программы в контексте Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в РФ"

Помощь педагогам дополнительного образования в обновлении и написании  дополнительных общеобразоватльных программ...

Программа по внеурочной деятельности * Человек и закон*

Предлагаемая программа по внеурочной деятельности * Человек и закон* для 5 класса составлена на основе требований к обязательному минимуму в образовательной школе ( при учебной загрузке 34 часа в год ...