"Буллинг"
статья

Ключарова Ольга Николаевна

Как уберечь ребенка от травли со стороны других детей, что делать если это случилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bulling.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

БУЛЛИНГ

Тра́вля (бу́ллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме

Травля — проблема, масштаб которой обществом слабо осознается. Опасность буллинга не ограничивается психологическим насилием, травля может привести и к самым трагическим последствиям. Буллинг всегда носит преднамеренный негативный характер и отличается неравным распределением сил между агрессором и жертвой. Систематичность издевательств, злой умысел и неравное распределение сил между жертвой и агрессором — основные критерии травли. При этом если раньше, столкнувшись с буллингом в школе, ребенок в ряде случаев мог хотя бы спрятаться от него дома, то теперь информационные технологии почти не оставляют ему такой возможности. «Существуют разные формы буллинга: вербальная, физическая, социальная травля. Ну и конечно кибербуллинг или интернет-буллинг, столь распространённый сегодня, в силу того, что профиль в социальных сетях сейчас есть у каждого ребенка и телефон с камерой тоже уже не редкость.

Травля в детском коллективе

Хотя буллинг — не исключительно детская проблема, детей травят куда чаще, чем взрослых. Отчасти потому, что ребенок может не понимать всей серьезности своих действий из-за неправильного воспитания. Кроме того, предотвратив травлю в детском коллективе, можно в перспективе избежать таких ситуаций и в будущем — дети или подростки, уже работавшие с психологами и социальными педагогами, вряд ли захотят повторить негативный опыт. Поэтому большинство  специалистов в основном уделяют внимание проблеме в школах.  Социальные педагоги, специализирующиеся на противодействии травле, рекомендуют родителям  обратить внимание,  на признаки, по которым можно понять, что ребенка травят: отказ от посещения школы, постоянные жалобы на состояние здоровья, отсутствие уверенности в себе, рассеянность, возбудимость, желание уединения. Конечно, по отдельности они не обязательно указывают на травлю, но если обращать на них внимание, заметить, что что-то не так, довольно легко: ребенок, в отличие от взрослого, практически не умеет скрывать свои эмоции.

Однако единой, стопроцентно работающей системы против травли не существует. Родители довольно редко приводят детей к специалистам, дети и того реже самостоятельно обращаются с таким вопросом. При этом работа с детьми до 18 лет не может вестись без официального согласия родителей: чтобы попасть к психологу и социальному педагогу, ребёнок должен донести проблему до родителей. И сложность состоит в основном в том, что многие дети испытывают буллинг, но до родителей это доходит в последнюю очередь. Родители могут не верить ребенку и даже перейти к виктимблеймингу, говоря, что ребенок сам виноват и сам должен решать свои проблемы.

Такое отношение со стороны родителей нарушает два ключевых правила, которых стоит придерживаться при столкновении с детской травлей.

 Во-первых, ни в коем случае нельзя обвинять жертву. То есть говорить, что ребенок сам виноват, потому что у него голубые глаза или лишний вес, и оправдывать этими факторами поведение агрессора запрещено.

Во-вторых, нельзя оставлять ребенка одного в ситуации насилия. Когда ребенок оказывается в ней, он особенно остро нуждается в поддержке взрослых, потому что сил справиться с этим самостоятельно зачастую не бывает.

Причины травли

Вообще, любое «отщепление» от всего остального общества, выделение групп и подчеркивание своей принадлежности к одной из них — зачастую уже достаточно яркая причина, привлекающая внимание агрессора. Люди с другим цветом кожи,  другим достатком или любыми другими отличительными характеристиками могут стать жертвами только потому, что выделяются из окружающей их массы.

Различия в травле детей и взрослых

Есть одно главное отличие травли ребенка от травли взрослого — У взрослых больше опыта. В том числе опыта, как вести себя в сложных ситуациях и реагировать на оскорбления, высмеивание, откровенную травлю. Ребенок или подросток, который впервые в жизни попадает в ситуацию буллинга, куда более уязвим.

У взрослых больше возможностей, не терпеть травлю и унизительное обращение, «встать и выйти из ряда вон». Одно из необходимых условий для буллинга — пространство, общественная среда, которую очень сложно или вообще невозможно покинуть. В жизни детей таких пространств намного больше, чем в жизни взрослых. Школа, летний лагерь, кружок/секция, детдом. У взрослых таких мест (кроме разве что мест лишения свободы) практически нет.

Интернет-травля, например, в каком-то смысле тоже протекает с учетом ограничения личного пространства — ее последствия либо проявляются в реальной жизни,  либо протекают исключительно в сети, но с задействованием личных сообщений, сторонних сайтов, рассылки компрометирующей информации ближайшему окружению и других способов давления.

У взрослых больше власти, которую они в том числе распространяют на своих детей. С одной стороны — если ребенок в школе сталкивается с буллингом, участие неравнодушных родителей способно кардинально изменить положение дел. С другой стороны — взрослые могут бездействовать, обесценивать и не принимать близко к сердцу то, что происходит в жизни их детей.

Последствия травли

Опыт травли имеет серьезные последствия для всех участников процесса. Страдающие от травли дети легко возбудимы и в большей степени подвержены депрессии, чем другие дети. Они могут бояться ходить в школу, и их доверие к другим людям подорвано. Это так же развращающий и негативный опыт для зачинщиков и агрессоров. Ситуация травли в классе и в школе погружает в стресс всех детей, ведь если так принято, если травля — в порядке вещей, часть обычной жизни, значит, нельзя быть уверенным, что завтра этого не сделают с тобой, нельзя расслабиться ни на минуту. Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию способностей, творчеству.

 В группе риска — абсолютно все. Есть даже такое понятие, как «травма наблюдателя»: те дети (или взрослые, что тоже возможно), которые только наблюдают буллинг, но не участвуют в нем, все равно остаются травмированы. Они переживают за собственную безопасность и часто бывают вынуждены принять одну из сторон, например, последовать за агрессором, чтобы обезопасить себя.

Как бороться с травлей

Если ребенка травят, нужно поговорить с ним, называть вещи своими именами, дать ребенку понять, что вы полностью на его стороне и что сложившаяся ситуация — не его вина. Нужно научить его, что во многих ситуациях травли первым шагом в борьбе может стать веское слово «Нет»: родители могут предварительно дома поработать над навыком ребенка отказывать и уверенно ставить рамки и границы.

Если донести всю серьезность проблемы до классного руководителя не получается или он отказывается брать на себя ответственность за отношения между детьми в классе, можно попробовать найти любого другого значимого взрослого. Это может быть  социальный педагог, школьный психолог или завуч. Выстраивая отношения с учителем, вы в первую очередь призываете его к наблюдению за ситуацией, и к совместному конструктивному решению.

Если вы или ваши близкие столкнулись с буллингом, знайте, существует огромное количество организаций, которые могут помочь вам в борьбе с травлей: «Травли.net» и «Вместе против травли». Но такая заинтересованность темой со стороны специалистов и активистов оставляет надежду на то, что случаев травли в обществе станет меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буллинг. Типичные ситуации и комментарии

Буллинг— это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации...

Родительское собрание на тему "Буллинг в школе"

Материал для родительского собрания на тему "Буллинг в школе"...

Буллинг

Презентация предназначена для работы социального педагога с семьей или для проведения родительского собрания...

методический семинар на тему "Буллинг как социально - педагогическая проблема"

Тема данного методического семинара посвящена глобальной и массовой проблеме - буллингу. Здесь раскрыты как причины буллинга, так и его последствия, а также как с ним можно бороться....

Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...