Проблемы подросткового возраста и их преодоление.
статья

Саидмагомедова Маргарита Юриковна

Возможные конфликты подросткового возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovye_konflikty.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты подросткового возраста.

  Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Причем каждая из сторон делает все возможное. Чтобы была принята ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать тоже самое.

Разрешение конфликта – это устранение конфликтной ситуации, умение исчерпать инцидент.

Конфликты занимают большое место в нашей повседневной жизни. Это не всегда плохо. Иногда говорят, что конфликт – это двигатель развития. Важно, чтобы через его разрешение происходило снятие противоречия

В настоящее время наиболее остро встает проблема конфликта в подростковой среде. Уже много лет ученые изучают проблемы подросткового возраста, но до сих пор существует множество неразрешенных вопросов. Меняется время, меняются люди, меняется отношение к жизни. Подростковый возраст – это самый конфликтный, особочувствующий возраст.

Многие родители наслышаны о «кризисе подросткового возраста», но вряд ли кто-то из них применяет это понятие к своей семье: «Мой ребенок не такой! Мы всегда понимаем друг друга!» А дело совсем не в этом. Нужно просто вспомнить свой «отроческий» возраст. Кто- то вспоминает это время с легкостью и удовольствием, а у кого-то воспоминания вызывают неприятные чувства. Кризис подросткового возраста действительно самый острый и болезненный для всей семьи. В последние годы интерес к проблеме конфликта возрос. Это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Характерные для каждого человека способы поведения в различных конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности. Ребенок появился на свет, а значит, он уже вступил во взаимодействие с окружающим его миром, с окружающими его людьми. Особенно важно родителям вовремя осознать, что ребенок – это уже личность. Еще совсем недавно их малыш был милым и очаровательным, а теперь уже чадо топает ножкой и заявляет о своем «я». В этот момент особенно важными становятся отношения в семье. Не в детском саду, не на улице, а именно в семье. Взаимодействие детей со своими родителями на сегодняшний день устроено таким образом, что они остаются в очень тесных отношениях в течение множества лет. Этот факт требует от членов семьи постоянного приспособления к изменениям, происходящим с людьми, тесно связанными родственными отношениями. Подростковый период — один из ярких примеров таких изменений, которые требуют реакции всей семьи на внезапно возникшие новые требования ребенка.

          Подростковый возраст – трудное время и для детей и для родителей. Родители не знают как вести себя с повзрослевшими детьми, а вчерашние дети любыми способами стремятся к самоутверждению. Этот период издавна считается самым конфликтоопасным. Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Именно в этом возрасте происходит бурное психофизическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. В первую очередь начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. Вступают в дело гормональные процессы, связанные с интенсивным созреванием организма. И это непременно сказывается на поведении подростка, на его взаимодействии с окружающим миром. Находясь на ранней стадии развития, ребенок переживает первый свой конфликт. Именно тогда закладывается его отношение к миру: доверие или недоверие. Привыкший доверять ребенок (родителям, отношениям) дружелюбен и общителен. С ним всегда можно договориться. Если родители не будут оказывать на него лишнего давления, сохранят доверительные отношения, конфликт будет, но он будет сглаженным и не принесет подростку серьезных переживаний. И наоборот: если ребенок в детстве испытал боль и отчуждение, то со временем обида, недоверие и конфликт лишь будут возрастать. Такой подросток замкнут, недоверчив, неуверен в себе. Как итог – частые конфликты, агрессия. Мало кто из взрослых имеет доступ к «душе» такого подростка.

Ведущей деятельностью подросткового периода (то есть деятельностью, необходимой для образования главных психических качеств) является общение со сверстниками. Это общение необходимо подростку в большом количестве, оно критически важно для формирования его личности. Компания сверстников становится той группой, мнение которой особенно важно, в отношениях с которой формируется система ценностей, группа становится своеобразной системой отсчета для оценки поступков себя и других.Осуждая нормы, которыми живут подростки, резко критикуя внешний вид или образ их жизни, взрослые осложняют ситуацию, внося еще больше напряжения. Подросток, таким образом, попадает в ситуацию двойного давления: с одной стороны стремление получить одобрение и высокий статус среди ровесников толкают его к попыткам соответствовать нормам, принятым среди сверстников. С другой стороны родители своим давлением противостоят этим попыткам и подросток оказывается в очень непростом положении, где, подчинившись требованиям одной стороны он неизменно попадет под осуждение другой. В результате конфликтов растет непонимание между родителями и подростками. Родителям, которые имеют проблемы в отношениях с подростком важно помнить, что подобные трудности встречаются в жизни почти всех родителей.

В переходном возрасте, когда своё «Я» ощущается уже не как детское, а начинается подготовка к взрослой, самостоятельной жизни, конфликт интересов родителей и детей усиливается и нередко доходит до противостояния. В гармоничных семьях конфликты разрешаются безболезненно, родители с детьми становятся во многом единомышленниками. Необходимо учесть, что критическое отношение к позиции родителей не всегда играет отрицательную роль. Нередко конфликт мнений приводит к пересмотру позиций родителей. Это помогает детям лучше адаптироваться в новых условиях, изменившихся в течение одного поколения. Но тут уже нужна мудрость родителей, которые должны не давить на детей, навязывая собственные нормы. Важно уметь обосновывать их и обсуждать, постараться с высоты своего жизненного опыта понять своих детей. Для этого родители должны «идти в ногу со временем», понимать интересы молодого поколения, с уважением относиться к новым веяниям в обществе и культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подросткового возраста.

Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....

Проблемы подросткового возраста

Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых детей связанные с этим кризисным возрастом проблемы начинаются раньше, ...

проблемы подросткового возраста

Причины возникновения проблем у школьников и пути их решения....

Проблемы подросткового возраста.

Презентация к родительскому собранию для 5-8 классов....

Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста"

Сценарий собрания, подготовительная работа к нему, приложения. Применима к нему и призентация с аналогичным названием....

Проблемы подросткового возраста и их преодоление.

Что-бы понимать подростка, необходимо знать особенности этого возраста. В это возрасте подростки неуравновешены, эмоционально нестабильны....