Словарь педагогических терминов
методическая разработка

 

Верно определяйте слова,

и вы освободите мир от недоразумений

Р.Декарт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarik.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие - согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.

Внеурочная деятельность — часть деятельности учащихся в школе. Это самообслуживающий труд школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятия в библиотеке. Эта деятельность, организуемая и направляемая педагогами, является весомым средством воспитания школьников.

(Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 157)

 Внеучебная деятельность - составная часть воспитательной системы школы, включающая в себя все виды деятельности учащихся под руководством и совместно с педагогами за исключением учебной. Внеучебная деятельность по составу подобна внеклассной работе.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

Возрастосообразность – свойство педагогического процесса, которое заключается в том, что обучение и воспитание наиболее эффективно, если осуществлять его в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка. Источник:

http://si-sv.com/publ/20-1-0-213

Воспитание - создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, группы и коллективы, семья, социальные институты: учебно-воспитательные заведения, государственные общественные организации, церковь; значительное влияние на воспитание оказывают средства массовой коммуникации и др.

Современная энциклопедия. 2000.

Дидактика - это научная область педагогики, исследующая принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения.

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.

Здоровьесбережение –  направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни ; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), стретчинг, ритмопластика, дина­мические паузы, релаксация);

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве , создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого – педагогического  сопровождения в конкретном образовательном округе.

Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Пугачев А. С. Инклюзивное образование  / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Компетентность - термин, получивший распространение в литературе по педагогике и лингводидактике с 60-х годов прошлого столетия для обозначения способности личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных знаний, умений, навыков.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Компетенции -  круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Не будем говорить о том, что не входит в нашу компетенцию. Это вне сферы моей компетенции или вне моей компетенции.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

Конструирование - (от лат. const-ruo — строю, создаю), процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. К. в процессе обучения — средство углубления и расширения полученных теоретич. знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащихся.

Волков И. П., Приобщение школьников к творчеству, М., 1982;

Методология - наука о методах, способах изучения явлений или преподавания наук; совокупность правил для достижений какой-либо практической или научной цели.

"Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907

Методы воспитания - совокупность наиб, общих способов решения воспитат. задач и осуществления воспитат. взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем.

Педагогика, под ред. Ю. К. Бабанского, M., 19882.

Методы обучения — приемы и способы, совместной работы обучающего и обучаемых по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, а также по развитию способностей и профессиональных качеств, необходимых в практической деятельности.

Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ. 2002.

Методы педагогического исследования -  совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.

Новаторский опыт  - принципиально новый опыт педагога, выходящий за пределы имеющихся научных знаний; характеризуется системной перестройкой педагогом своей деятельности, в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

Образование — процесс и результат усвоения человеком общего и специализированного социального опыта, систематизированных знаний, умений, а также общественных норм и ценностей; одно из важнейших средств социального регулирования, консолидации и воспроизводства общества и повышения уровня его адаптивных возможностей в постоянно меняющихся исторических условиях.

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.

Образовательная среда - совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся..."

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

Образовательное пространство — здесь своеобразный лаг между эмпирическим восприятием образовательного комплекса (совокупности учреждений) и многокомпонентной и многоуровневой системой, включающей в себя не только отдельные школы, вузы, научные центры, управленческую структуру со средствами обучения, мебелью и оборудованием, но и (что принципиально важно!) специфические условия, факторы, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер педагогических процессов.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Образовательные технологии - совокупность приемов работы преподавателя и учащихся, обеспечивающая достижение целей обучения языку и овладение языком. Выделяют технологии игровые, компьютерные, тренинговые, связанные с созданием речевой среды, формирующие стратегии овладения и владения языком. Следует различать технологии обучения (приемы работы, реализующие научную организацию труда учителя и учащихся) и технологии в обучении (использование технических средств в учебном процессе).

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Образовательные цели - это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.

Образовательный процесс - передача и освоение социально-культурного опыта, а также формирование способности к его обогащению. Понятие более широкое, чем учебный или педагогический процесс; отражает совокупность реалий, относящихся к формальному и неформальному образованию и так или иначе сопряженных с прохождением восходящих ступеней образовательной лестницы. Концепция непрерывного образования ставит вопрос о целостной системе образовательных учреждений, сопровождающих человека на различных стадиях его жизненного цикла (см. также Организация образовательного процесса}.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

Обратная связь - общий термин, имеющий несколько значений в психологии. Он может означать информацию, передаваемую мышцам и помогающую управлять движениями (кииестетическая обратная связь); информацию, сопровождающую выполнение задачи (обратная связь по результату), или информацию, получаемую от других людей при социальном взаимодействии с ними. В последнем значении термин «обратная связь» описывает общественное одобрение или неодобрение в виде улыбок, пожатия плечами, покачивания головой, различных замечаний и т. д.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

Обучение— процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

Общечеловеческие ценности - система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

Опыт - основанное на практике чувств.-эмпирич. познание действительности; в широком смысле — единство умений и знаний. В истории философии широкое распространение получили воззрения эмпиризма и сенсуализма, согласно которым чувств. данные являются единственно надёжным источником знания, и поэтому в знании нет ничего такого, чего раньше не было в чувствах.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Опытно – экспериментальная деятельность - осуществление на практике теоретических идей, проверка их истинности, выработка рекомендаций для педагогов-практиков.

http://si-sv.com/publ/18-1-0-175

Педагогическая деятельность - специфич. форма обществ.-ист. бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной л социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую Д., к-рая создаёт новые формы и свойства действительности, превращает нек-рый исходный материал в продукт.

Рубинштейн С. Л., Проблемы общей психологии, М.. 1973;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь исторических терминов для подготовки к ЕГЭ

В данном словаре даны определения наиболее часто встречающихся исторических терминов...

"Наглядный словарь математических терминов", учебный проект, 7 класс

Методический паспорт учебного проектаВид проекта:среднесрочныйПроект рассчитанна учащихся 7-х классов.Время работынад проектом:ноябрь – декабрьФорма работы:урочно - внеурочнаяИнформационно-метод...

Краткий словарь литературоведческих терминов

Краткий словарь литературоведческих терминов. ЕГЭ. Литература....

Словарь основных педагогических терминов

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПЕДОГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ...

Словарь педагогических терминов

Работа выполнена в формате презентации. В ней представлены основные термины"общей и профессиональной педагогики"....

Словарь физических терминов за курс физики 7 класса. Кроссворд на эти термины.

Методическая разработка из серии повторительно - обобщающих уроков...

Краткий словарь педагогических терминов.

Надеюсь, что данный методический материал пригодится студентам обучающимся на очных и заочных курсах по профилю "Общая и профессиональная педагогика"....