Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении современных подростков
статья

Глебова Надежда Николаевна

Под духовно-нравственными ценностями разные исследователи понимают разное содержание. Наиболее распространенное понимание – универсальные общечеловеческие ценности и система моральных регуляторов поведения человека такие как совесть, честь, чувство собственного достоинства, долга и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennye_tsennosti.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственные ценности и

ориентации в мировоззрении современных подростков

Под духовно-нравственными ценностями разные исследователи понимают разное содержание. Наиболее распространенное понимание – секулярное: под духовно-нравственными ценностями понимаются универсальные общечеловеческие ценности и система моральных регуляторов поведения человека такие как совесть, честь, чувство собственного достоинства, долга и др.

Другое понимание духовно-нравственных ценностей связано с религиозно-философским мировоззрением и основано на понимании духовности как действия Святого Духа в человеке.

По глубине проникновения в сущность процессов воспитания и обучения, по степени научной обоснованности педагогической концепции выделяется фундаментальный труд К.Д. Ушинского «Педагогическая антропология»

К.Д. Ушинский резко выступал против морали и педагогики, основанных на материалистическом мировоззрении, предупреждал о вреде и губительных последствиях материализма на школу, семью, культуру и нравственность русского общества в целом.

Вторит Ушинскому К.В. Ельницкий – выдающийся педагог, его духовный приемник и последователь. К,В. Ельницкий считал, что человеку представляется выбор: или расширять, просветлять свой дух, или же коснеть в жизни тела, суживать свое мировоззрение. Первое требует от него напряжения, усилий; второе же не требует особенных усилий, а потому понятно, отчего человек охотно уклоняется от первого и предается второму.

Концептуально важным для нашего исследования является тезис о том, что «без Христа немыслима нравственность ни у простого народа, ни у людей образованных» (с. 127). Уже в начале ХХ века была попытка «учить нравственности без Христа, и как постыдно не удалась эта попытка! Низшие классы обществ, у которых отнимали религию, какими делались грубыми и отчаянными! Разнузданность нравов невообразимая!

В ослабленном религиозном сознании страдает нравственность не только, по дореволюционному определению, низших классов, но и высших. По свидетельству епископа  Иринея большинство в то время все-таки сознавали, что религия необходима для обуздания простого необразованного народа, но многие стали присоединяться к мнению, что образованный человек может жить без Христа, без религии, что для него образование как бы заменяет религию и веру во Христа.

Объектом данного исследования выступили старшеклассники (10-11 кл.) и учителя общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Вне рамок изучения остались учащиеся и учителя вспомогательных школ, школ для детей с недостатками развития, школ для глухих и слабослышащих детей и тому подобных учебных заведений.

В качестве инструмента исследования нами была разработана анкета «Мировоззрение и жизнь», состоящая из трех вопросников.

Вопросник № 1: направлен на изучение особенностей поведения старшеклассников и учителей в различных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора, и на определение степени опоры на христианские ценности в ситуации выбора.

Вопросник № 2: направлен на изучение отношения старшеклассников и учителей к нравственным постулатам Нового Завета.

Вопросник № 3: изучение отношения старшеклассников и учителей к укладу жизни наших предков.

Для изучения степени принятия христианских ценностей в ситуации выборам была разработана система, оценивающая тот или иной ответ в баллах от –3 до 3. Высший балл (три) приписывался тому ответу, который безусловно отражал соблюдение заповеди (в приведенном выше примере это ответ «ж»). Низший балл (минус три) приписывался ответу, направленному на отрицание исполнения заповеди без «смягчающих обстоятельств (в приведенном примере это ответ «е»). Нулевой балл имел ответ «не знаю», «не определился». Остальные баллы (+2, +1) приписывались ответам экспертным путем. Ответу к приведенному выше вопросу оценивались следующим образом:

Количественный и качественный анализ результатов, полученных по вопроснику № 1 среди старшеклассников, позволил сделать следующие выводы к первой задаче исследования. У 72,2% старшеклассников Кху > 0, что означает нравственную ориентацию на соблюдение христианских заповедей в решении жизненных ситуаций; у 25,2% старшеклассников Кху < 0, что означает нравственную дезориентацию в решении жизненных ситуаций; 2,6% имеют Кху = 0, что означает либо позицию «не определился», либо позицию противоречивую: принятие одних заповедей и непринятие других.

Распределение респондентов (старшеклассников) по интервалам получилось следующее.

Сравнение полученных результатов по вопроснику №1 мы провели по двум направлениям: общечеловеческие ценности, основанные на Евангельских заповедях, и вопросы религии, веры, Церкви в системе духовно-нравственных ориентиров старшеклассников и учителей.

Евангельская заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле» (пятая заповедь).

Приведенные данные показывают, что данная заповедь принимается секулярным сознанием: и старшеклассники, и учителя считают, что помогать родителям необходимо. При этом старшеклассники реально исходят из своих возможностей, понимая финансовую несамостоятельность, и делают акцент на помощь в домашних делах; учителя, как финансово самостоятельные люди, имеют возможность себя не ограничивать в этом плане и дают предпочтение ответу помогать всегда и всем, что понадобится родителям. В целом нравственно ориентированный выбор сделали 98% учителей и 95% старшеклассников (табл. 6).

Евангельская заповедь: «Не убивай» (шестая заповедь).

Принципиального расхождения в ценностном выборе ответов у старшеклассников и учителей нет: на первое место выходит ответ «воспитывать дома как полноправного члена семьи»; на второе место с большим отрывом выходит позиция убийства неизлечимо больных новорожденных и у старшеклассников (17%), и у учителей (12%); на третьем место – позиция воспитания дома с периодическим помещением в медицинские учреждения. В целом показатели нравственно ориентированного выбора у старшеклассников (54%) несколько выше, чем у учителей (45%).

Евангельская заповедь: «Не прелюбодействуй» (седьмая заповедь).

Как видим из табл.12 выбор нравственно ориентированной позиции крайне низок и у старшеклассников (12%), и у учителей (30,5%). Эти данные сопоставимы с данными социолога А.В.Меренкова: 85% юношей и девушек считают, что до 18 лет нужно расстаться с девственностью и 78% подростков одобряют случайные половые связи (50, с.37). Уральским НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии в 2004 году было проведено анонимное исследование молодежи 16-18 лет с целью изучения сексуального поведения, определяющего уровень заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем и было установлено, что 27% школьников отмечали свой сексуальный «дебют» в 13-14 лет, а среди ВИЧ-инфицированных несовершеннолетние составляют 6,7% (50, с.36).

Евангельская заповедь: «Не кради» (восьмая заповедь)

Из приведенных результатов по табл.17 и гистограмме видно, что выбор старшеклассников выпал преимущественно на ответ «если нет хозяина, поскорее уеду» (22,5%), а учителя предпочли не задумываться над ситуацией и не давать конкретного ответа (32,5%). В условиях большого города вопрос очень актуален, и, к сожалению, нравственно ориентированный выбор делается меньшинством: всего 29% старшеклассников, что меньше одной трети, и 45,5% учителей, что меньше половины от всех респондентов (табл.18)

Евангельская заповедь: «Не лжесвидетельствуй» (девятая заповедь)

Преимущественное большинство и учителей (57%), и старшеклассников (40%) считают, что, если письмо не заклеено, значит, люди доверяют и читать письмо не надо. На втором месте стоит также нравственно ориентированный выбор: если мне интересно содержание письма, то спрошу об этом, но читать тайно не стану. В целом нравственно ориентированный выбор по девятой заповеди достаточно велик как у старшеклассников (80%), так и у учителей (84%).

Евангельская заповедь: «Не желай жены ближнего твоего; не желай дома ближнего твоего; ни поля его; ни раба его; ни рабыни его; ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему»

(десятая заповедь).

В целом позиция учителей (92%) более нравственно ориентирована, чем позиция старшеклассников (77,5%). Не определившихся в данной ситуации не много как со стороны учителей, так и со стороны старшеклассников.

В соответствии со второй задачей исследования был разработан вопросник
№ 2, направленный на изучение отношения старшеклассников и учителей к нравственным постулатам, отражающих принятие евангельских заповедей.

Респонденту предлагался 21 постулат (высказывание) и нужно было определить степень своего согласия (несогласия) по семибалльной шкале.

Количественный и качественный анализ результатов, полученных по вопроснику № 2 позволил сделать следующие выводы по второй задаче исследования.

Результаты проведенного нами исследования духовно-нравственных ценностей и ориентации в мировоззрении старшеклассников и  педагогов – еще одно свидетельство многообразия воззрений на современный мир и место человека в нем, еще одно доказательство мировоззренческого плюрализма современного общества. В рассматриваемом параграфе мы проведем сравнительный анализ полученных данных, не прибегая к их интерпретации. Интерпретации и социально-педагогическому осмыслению результатов исследования посвящены две последующие главы.

Из сводной таблицы по первому вопроснику видно, что наибольшее неприятие и у старшеклассников, и у учителей приходится на седьмую заповедь «Не прелюбодействуй». На вопрос  о необходимости или желательности сохранения целомудрия, девственной чистоты до брака положительно ответили только 12% старшеклассников и 30,5% учителей; отрицают же эту добродетель или нравственную ценность 84% учащихся и 66,5% учителей. При этом крайнюю позицию, т.е. человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом, выбрало 67% старшеклассников и 38% учителей (смотри табл.   , с.   ). На вопрос №2 о возможности нарушения супружеской верности нравственно дезориентированных ответов, т.е. ответов, которые показывает, что верность в супружеских отношениях не есть нравственная ценность, у старшеклассников 63%, у учителей 39%. О безусловной невозможности нарушить супружескую верность высказалось лишь 11,5% учащихся и 22% учителей ( смотри табл.    , с.   ).

Из сводной таблицы по второму вопроснику видно, что наивысший показатель  нравственно дезориентированного выбора приходится на седьмую заповедь «Не прелюбодействуй». Особенно это касается отношения к абортам у учителей (65%) и к искусственному оплодотворению и клонированию у старшеклассников (60%). Тезис о том, что за хорошее вознаграждение можно выполнить любую работу, был одобрен 60,5% старшеклассников. «Любая работа», в частности, подразумевает и возможность убийства за хорошее вознаграждение, тем самым можно сделать вывод, что старшеклассниками оправдывается профессия киллера, таким образом, попирается Евангельская заповедь «Не убий». Больше половины старшеклассников (52,5%) достаточно снисходительно относятся к мату, считая, что вполне возможны жизненные ситуации, при которых нецензурную лексику (мат) можно одобрить.

Из сводной таблицы по третьему вопроснику видно, что старшеклассниками в жизни наших предков менее всего принимается отношение к наказаниям (38,5%), построение личной жизни по Евангельским заповедям (44,5%) и заповедь «Не прелюбодействуй» (46%). Для учителей трудной для принятия оказалась позиция наших предков относительно наказания и в отношении к духовному отцу, что, возможно, связано с непониманием роли духовного наставничества, руководства со стороны священнослужителя.

Корреляционный анализ проводится с целью выявить зависимость между двумя сериями показателей теста. Коэффициент корреляции выражает степень соответствия или связи между этими сериями (7, с.101). Проведенное нами исследование состоит из 57 вопросов (57 серий показателей теста). Согласно формуле сочетаний из 57 по 2, т.е. по двум сериям показателей, мы имеем формально 1596 пар ответов, которые можно выделить для корреляционного анализа.

В матрице 3*10 по горизонтали (строчки) даются ответы вопроса 3, а по вертикали (столбцы) – ответы вопроса 10. Так, например, в последней седьмой строчке (выделено цветом) расположены ответы на семь пунктов десятого вопроса тех, кто считает обязательным хранить целомудрие до брака. В каждой ячейке – столбик из трех цифр: первая цифра показывает количество человек, выбравших данный ответ; вторая цифра – процент от всех выбравших данный ответ по вертикальному столбцу ; третья цифра показывает процент от всех выбравших данный ответ по горизонтали. Например, на пересечении седьмой строки и третьего столбца имеем в ячейке следующие показатели:

20     - двадцать человек, которые считают необходимым сохранение целомудрия до брака, и выбрали ответ «безусловно невозможно нарушение супружеской верности»;

14,1   - эти 20 человек составляют 14,1% от всех (142 человека), кто считает, что нарушение супружеской верности «безусловно невозможным»;

40,8    - эти 20 человек составляют 40,8% от всех (49 человек), кто считает необходимым сохранение целомудрия до брака. Другими словами, из тех, кто ценностно ориентирован на обязательность хранения целомудрия до брака, 40,8% считают безусловно невозможным нарушение супружеской верности.

Интерпретируем данные матрицы 3*10, полученные в ходе проделанного корреляционного анализа.

Из тех, кто считаем необходимым сохранение целомудрия до брака, выбрали нравственно ориентированные ответы относительно супружеской верности 75,5% респондентов. Еще 16,3% посчитали, что нарушение супружеской верности возможно, если в супружеских отношениях уже нет ни любви, ни взаимопонимания. Этот выбор указывает на резерв возможностей воспитания нравственно ориентированного отношения к вопросам верности в семейной жизни. Затруднились с ответом 6,1% и всего 2% дали нравственно дезориентированный ответ: можно увлечься, но не разрушать семью, при этом ценность семьи все-таки осознается. Ответ «возможно и даже полезно» нарушать супружескую верность, их тех, кто нацелен на целомудренность до брака, не выбрал ни кто.

 Общие выводы из проведенного исследования

Вывод первый. Нам удалось разработать вопросники, позволяющие определить степень опоры на традиционные для российского народа духовно-нравственные ценности при решении различных жизненных ситуаций, отношение к нравственным постулатам Нового Завета и к укладу жизни в дореволюционной России.

Сравнительный анализ полученных в исследовании результатов  позволяет констатировать следующие.

Вывод второй. Нравственно ориентированный выбор (положительное принятие христианских ценностей) делает почти три четверти старшеклассников (табл. 73, с. 66). Однако значительный процент учащихся, сделавших нравственный ориентированный выбор, находятся в IV интервал [-0,5; 0,5] (табл. 74, с. 67). Напоминаем, этот интервал характеризует либо крайнюю противоречивость в действиях и суждениях, либо то, что человек о многом в духовно-нравственном плане не задумывался и не имеет своего мнения. Видим, что сам интервал [-0,5; 0,5] численно содержит нулевое значение, т.е. определяет границу нравственно ориентированного и нравственно дезориентированного выбора. Это означает, что большинство старшеклассников (по первому вопроснику 40,7%; по второму – 30,65%; по третьему – 30,1%) находятся в пограничном состоянии.  Другими словами, нравственно ориентированный выбор, сделанный учеником старших классов без прочного духовно-нравственного фундамента, за пределами стен школы при столкновении с реальной жизнью, ее возможностями и соблазнами может стать другим.

Этот сделанный нами вывод находит подтверждение у К.В. Ельницкого, который пишет о необходимости воспитывать юношество в христианском направлении. Иначе, «не имея твердого основания под ногами, он пойдет по тому пути, на который натолкнет его действительность, не всегда направляющая по доброму, нравственному пути; он будет делать то, что выгоднее для него, что подскажут ему его грубые инстинкты, а не то, что требуется долгом, нравственным законом» ( 46, с.159).

 Педагогическое резюме напрашивается само собой: нужно чтобы учащиеся задумывались о духовно-нравственной стороне бытия, и не только задумывались, но и постигали христианские основы нравственности.

Вывод третий. Исследование позволило определить точки разрыва и точки преемственности традиции и современной жизни: традиционные семейные отношения, почитание родителей («родители – это свято» и по пятой заповеди наивысшей показатель принятия: 95,5% старшеклассников и 98% учителей считают, что родителям надо помогать всегда и всем, вниманием, заботой, помощью в домашних делах, материально). Это с одной стороны. С другой стороны, наиболее высокий показатель нравственно дезориентированного выбора приходится на вопросы, связанные с отношением между полами, причем это касается как старшеклассников, так и учителей. Это прослеживается по всем трем вопросникам (смотри сводные таблицы: табл. 75 к вопроснику №1, с. 67; табл. 76 к вопроснику №2, с. 69; табл. 77 к вопроснику №3, с. 71 и выводы к ним).

Таким образом, проведенное нами исследование духовно-нравственных ценностей и ориентаций старшеклассников и учителей позволило выявить весьма актуальную тематику духовно-нравственного содержания в воспитательной  работе со старшеклассниками и в работе с педагогами в системе повышения квалификации, а именно, духовно-нравственное освещение вопросов пола. Известно, что в настоящее время вопрос полового воспитания (или сексуального просвещения) стоит достаточно остро и в научном плане, и в практике педагогического процесса. Результат педагогических поисков и усилий в этом направлении, как показало проведенное нами исследование, отрицателен. Встает задача дальнейшего поиска путей формирования нравственно ориентированной позиции молодежи в вопросах половой морали. Во второй части представленной монографии «Социально-педагогическое осмысление проблем половой морали в свете полученных результатов» мы проанализировали различные подходы к осмыслению вопросов пола и вопросов морали в сфере половых отношений и наметили пути преподавания этих вопросов в школе. Социальная значимость проблемы и катастрофическое положение с демографией в нашей стране дает нам право посвятить проблеме полового воспитания значительный объем рукописи.

Вывод четвертый. Осмысление проблем здоровья человека и нации не может проходит вне связи с предыдущими поколениями. На это, в первую очередь, указывает генетика, но кроме того и история (исторически достоверно, что в Царской России и испокон веков здоровье у населения было), и философия (почему население некогда  самодержавной Руси менее, чем за столетие превратилась в вымирающую нацию?), и психология (почему катастрофически возрастает число нервно-психических заболеваний и суицидов?), и социология (что в жизни предыдущих поколений давало процветание государству, семье, личности?). Все эти вопросы наводят на мысль о существовании определенного уклада жизни наших предков, который и способствовал процветанию общества, семьи, личности. На выявление отношения современного человека к укладу жизни наших предков дореволюционной России и был разработан вопросник №3, который дал численные показатели приемлемости (неприемлемости) тех или иных составляющих уклада жизни. Уклад жизни обеспечивает родовую приемлемость определенных традиций. Современные исследования позитивного влияния традиций на общество позволяют констатировать необходимость продолжения педагогического поиска в этом направлении: влияние уклада жизни наших предков на духовно-нравственное и физическое состояние личности, а также семьи и российского общества в целом.

Вывод пятый.

Проведенный нами корреляционный анализ показал взаимосвязь ответов на вопрос о хранении целомудрия, девственной чистоты и верности в супружеской жизни: 75,5 % старшеклассников, считающих обязательным хранение целомудрия, девственной чистоты до брака, настроены на сохранение верности в супружеских отношениях; а из тех старшеклассников, которые не ставят никаких ограничений на вступление в интимные отношения по принципу -  человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом, 71,9% считают нарушение верности в браке возможным  и иногда даже полезным. Другими словами: не хранящий девственную чистоту до брака, не ориентирован на сохранение верности в браке. Поэтому утверждение, бытующее сегодня и у молодежи, и у более старшего поколения о том, что добрачный интимный опыт помогает в устроении прочной семейной жизни, неверно и можно сделать вывод, что существующая пропаганда добрачных сексуальных отношений наносит существенный удар по семье, во многом объясняет непрочность семейных отношений.

Корреляционный анализ показал взаимосвязь ответов на вопрос о хранении целомудрия, девственной чистоты и такими острыми современными жизненными проблемами как аборты, использование в речи нецензурной лексики (мата), суицид. Оказалось, что среди тех, кто считает обязательным хранение целомудрия, девственной чистоты до брака, значительно выше процент тех, кто настроен на отвержение искусственного прерывания беременности, не приемлет мат, считает, что человек не имеет права лишить себя жизни ни при каких обстоятельствах. И наоборот, среди тех респондентов, которые не ставят никаких ограничений на вступление в интимные отношения по принципу -  человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом, значительно выше процент тех, кто приемлет искусственное прерывание беременности, мат, суицид.

Для традиционного православного мировоззрения это очевидно, поскольку еще преподобный Иоанн Лествичник сказал, что целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. Поэтому, с нашей точки зрения, педагогически обоснованным будет возрождение православного мировоззрения и уклада жизни наших дореволюционных предков в отношении к девственной чистоте до брака, к построению семейных отношений, рождению  и воспитанию детей в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное образование и воспитание в образовательной системе современной России.

В статье говорится о духовно-нравственной составляющей современного общества. О необходимости возврата истинных ценностей в жизнь общества и роли школы в этом процессе. Рассказывается об организ...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

В статье представлены особенности подросткового возраста. Названы способы формирования духовно-нравственных ценностей подростков....

Духовно-нравственное воспитание как профилактика социально-негативных явлений среди подростков (из опыта работы)

Одно из актуальных направлений духовно-нравственного воспитания следует назвать реализацию комплекса эффективных профилактических мер, препятствующих разрастанию социально-негативных явлений  в...

Фрагмент книги "Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире"

В книге представлены мтериалы международной конференции по проблемам семьи и семейного воспитания....

Проект духовно-нравственного направления "Ценности, которым нет цены..." (в рамках городского проекта Компетентные родители)

Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что  ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития  и воспитания личности...

Статья на тему: «Становление ценностного мировоззрения современного подростка»

Одним из основных факторов, формирующих ценностное мировоззрение подростка, является семья. Семейные ценности, передаваемые родителями, играют важную роль в формировании системы ценностей подростка. Р...

ПРОЕКТ "ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОБУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ".

Проект "Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ "Центр образования" в современных условиях"....